Идея конкурса

25.09.2024

Идея конкурса

История Юношеских чтений им. В. И. Вернадского началась в 1993 г., когда в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества и Лицея № 1553 «Лицея на Донской», в рамках программы «Поиск», была проведена юношеская научно-практическая конференция — I юношеские чтения им. В. И. Вернадского.

С тех пор количество участников чтений неуклонно растет. Повышается уровень представляемых работ, развивается понимание организаторами и участниками конференции ее целей и задач. В настоящее время чтения являются завершающим этапом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, поддержанного Комиссией РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского, Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом образования города Москвы и его Южным окружным управлением, учебно-научным Центром довузовского образования МГУ им. М. В. Ломоносова и другими организациями.

В 1998 г. концепция чтений получила свое логичное оформление в виде программы развития исследовательской деятельности учащихся «Я и Земля», в которой представлены и другие формы исследовательской деятельности учащихся — семинары, научно-исследовательские экспедиции.

В основе концепции программы «Я и Земля» и Чтений им. В. И. Вернадского лежат две основные позиции. Первая — в попытке осознания нашей планеты, как единого организма, в котором все процессы тесно взаимосвязаны. Вторая — в использовании научного способа познания — исследования — для постижения окружающего мира.

Главная задача проводимого конкурса в том, чтобы всем его участникам захотелось и дальше работать в выбранной ими области, исследовать такой прекрасный мир вокруг нас, делиться друг с другом своими результатами.

Конкурс им. В. И. Вернадского — образовательная программа. Ее главной задачей является творческое развитие всех юных исследователей, которые прислали работы на конкурс, их руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу селекции и отбора лучших; наша задача — работа со всеми, кто хочет работать с нами. Исходя из этого в рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование работ; каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются рекомендации по дальнейшему продолжению работы.

Организаторы конкурса отнюдь не ставят главной целью подготовку молодой смены ученых. Наша задача — способствовать приобретению авторами навыка познания мира с помощью исследования — непременное, как мы считаем, качество каждого культурного человека.

Мы четко разделяем научно-исследовательскую (как направленную на получение объективно нового знания) и учебно-исследовательскую деятельность (как ставящую главную задачу образования учеников средством организации научного исследования). Таким образом, цель учебно-исследовательской деятельности — показать ребятам широту и многообразие мира через одно какое-то явление.

Мы жестко определяем жанр той творческой деятельности, с которым имеем дело. Такое разделение необходимо, чтобы возможно было договориться о формах работы и ее представления, критериях оценки. Поэтому мы не беремся работать с реферативными, описательными и иными творческими работами. Мы отнюдь не принижаем роли этих жанров и не считаем их сколько-нибудь менее важными, чем исследовательская деятельность. Просто нельзя объять необъятное, и указанные жанры мы оставляем организаторам других конференций.

Мы четко определяем формы представления материала — это необходимо для того, чтобы все участники были в равных условиях; кроме того, современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов, и мы считаем необходимым учить этому участников конкурса.

Для нас весьма важным является приобщение участников к ценностям и традициям российской научной школы, выразителями которых являлись многие крупнейшие русские ученые, и прежде всего В. И. Вернадский.

Главное же значение конкурса им. В. И. Вернадского, на наш взгляд, в том, что под его эгидой реально формируется межрегиональное сообщество детей и взрослых, занимающихся исследовательской деятельностью. Оно развивается на основе консолидированных интеллектуальных и кадровых ресурсов систем науки и образования, на основе лучших традиций русских научной и педагогической школ. И в этом, возможно залог сохранения единого образовательного пространства страны, которое является одной из основ существования единого Российского государства.

 

Гимн Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского

(сл. Е.М.Гурвич, В.Г.Бирич, Е.М.Баллад, муз. Е.М.Баллад)

Мы знать хотим, как появились горы,

Как разделились суша и вода.Хочу такой сайт

Кто создал человека -

Бог или природа?

Мы знать хотим, как жизнь произошла.

Припев:

Из Калининграда и из Магадана,

С южных гор и с северных границ

Мы собрались вместе с далеких окраин

И древних Российских столиц.

Лишь первый шаг мы сделали в науку,

Нам много предстоит еще пройти.

Но шагнем мы смело

В царство ноосферы,

Россия, нам с тобою по пути!


i.pngГимн доступен для свободного прослушивания (mp3, 3,86 МБ)



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».