Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности "Умелые ручки" (8-10 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от « 31» 08. 2021г. № 138-од

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа художественной направленности
«Умелые ручки »
для обучающихся 8-10 лет
срок реализации 1 год

Руководитель:
Корзунина Светлана Владимировна

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.10.06 15:40:42 +05'00'

2021 г.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа « Умелые ручки» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в соответствии с основной образовательной программой
начального общего образования МАОУ СОШ № 15.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» рассчитана
на детей 8 – 10 лет. Направление: общекультурное. Срок реализации: год.
Кол-во обучающихся в группе - 15 человек. Недельная нагрузка на 1 год
обучения – 1 час в неделю, 34 часа
Данная программа позволяет создать условия для самореализации
личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль
отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего
места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному
обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному
творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность,
сформировать навыки и умения работы с материалами различного
происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в
процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом
возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского
творчества.
Занятия художественной практической деятельностью по данной
программе решают не только задачи художественного воспитания, но и
более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал

ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного
творчества помогает детям познать и развить собственные способности и
возможности,
создаёт
условия
для
развития
инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовнонравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного
воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и
традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об
эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы
с инструментами, понимание детьми необходимости применения
экологически чистых материалов, организация здорового созидательного
досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания,
задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых
умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления,
среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира
и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении
предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося
с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие
личностного потенциала младшего школьника реализуется путём
индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии
решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами.
1.2. Средства обучения
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы необходимо иметь:
• наглядный и демонстрационный материал в соответствии с темами
занятий;
•
инструкционные карты различной тематической направленности
(мозаика, бумагопластика, лепка из солёного теста, шитьё, декупаж,
торцевание, квиллинг и другое);
•
техническое оснащение занятий: аудио и видео записи;
презентации в программе MS PowerPoint по тематике занятия.
•
материалы и оборудование из расчёта на 15 человек на 1 занятие.
Предметно — пространственная развивающая среда.
Под предметно — развивающей средой понимают определенное
пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании,
общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно — пространственная среда в помещении для
занятий декоративно-прикладным творчеством должна быть:
- содержательно — насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- эстетически — привлекательной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;

Пространство территории для творчества следует организовывать в
виде хорошо разграниченных зон (рабочая, информационная, выставочная,
зона хранения материалов и методической продукцией), оснащенных:
•
•

оборудованием (столы, стулья, шкафы, полки);
методической литературой (книги, журналы, программы и

др.)
•
дидактическим материалом (тематические настенные
плакаты и карты, стенды по технике безопасности, выставочный
стенд);
•
материалами для
изобразительной и декоративноприкладной деятельности (природный материал, бумага белая и
цветная, картон, пуговицы, салфетки, вата, стекло, пластилин,
глина, солома, гофрированная бумага, бумага для квиллинга, клей,
цветные нитки и др.);
•
инструментами для декоративно-прикладного творчества
(линейка, карандаши, ластики, кисти, ножницы, стека, инструменты
для квиллинга и другое).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с опытом
работы в данной профессии, имеющей высшее педагогическое образование и
обладающий определёнными
навыками и знаниями в области
изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
1.3.

Формы и методы занятий:

Формы занятий: практические занятия, лекции, игры, конкурсы.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
-коллективные (фронтальные со всем составом),
-групповые (работа в группах, бригадах, парах),
- индивидуальные.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом
работа по образцу);
- практический (выполнение работ по схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Формы подведения итогов реализации: проведение выставок работ
учащихся.

1.4. Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
« Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности
в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.

2. Содержательный раздел
Учебно-тематический план
8 – 9 лет (34 часа)

№

Название тем, разделов

п/п
I

Аппликация и моделирование

1.1

Аппликация из листьев и цветов.

Количество часов
Всег Теори
о
я

Прак
тика

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Сказочные животные.
1.2

Красивый ковёр.
Аппликация из птичьих перьев.
Лебедь.

1.3

Сказочная жар- птица.
Аппликация из соломы.
« В гостях у сказки». Золотая
рыбка.

II

Цыплёнок.
Работа с пластическими
материалами

2.1

Рисование пластилином.

2

1

1

2.2

Рыбка.
Обратная мозаика на прозрачной
основе.

2

1

1

Формы
контроля

2.3

Насекомые
Работа с глиной.

2

1

1

2.4

Дымковская игрушка. Павлин.
Лепка из солёного теста.

2

1

1

4

1

3

III
3.1

« Жили – были..»
Поделки из гофрированной
бумаги
Объёмные аппликации из
гофрированной бумаги.

IV

Цветочный букет
Модульное оригами

4.1

Треугольный модуль оригами.

3

1

2

4.2

Аппликация«Колокольчик».
Замыкание модулей в кольцо.

2

1

1

4.3

Браслет.
Объёмные игрушки.

6

2

3

34

12

22

Шарик.
Тюльпан
Итого:

9 – 10 лет (34 часа)
I

Работа с природными
материалами
Объёмные поделки .Фигурки
зверей.

4

1

3

6

2

4

Сказочные персонажи.
II

Объёмные и плоскостные
аппликации
Торцевание гофрированной
бумагой на картоне.
Снежинка.

Подводный мир.
Мозаика из ватных комочков.

4

2

2

Аппликация и мозаика из
обрывных кусочков бумаги.
Бабочка.

4

1

3

Многослойная аппликация.

4

2

2

4

1

3

2

1

1

Игрушки объёмной
формы.Бабочка.

6

2

4

Итого:

34

12

22

Снеговик.

Неваляшка.
III

Работа с пластическими
материалами
Мозаичная аппликация на стекле.
«Облака-белогривые лошадки»
Лепка из солёного теста.
Картина « Корзинка с фруктами»

IV

Модульное оригами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».