Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от « 31» 08. 2021г. № 138-од Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Умелые ручки » для обучающихся 8-10 лет срок реализации 1 год Руководитель: Корзунина Светлана Владимировна Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.10.06 15:40:42 +05'00' 2021 г. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа « Умелые ручки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 15. Программа дополнительного образования «Умелые ручки» рассчитана на детей 8 – 10 лет. Направление: общекультурное. Срок реализации: год. Кол-во обучающихся в группе - 15 человек. Недельная нагрузка на 1 год обучения – 1 час в неделю, 34 часа Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов. Задачи кружка: -научить детей основным техникам изготовления поделок; -развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности; -воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность; -привить интерес к народному искусству; -обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов; -организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важным направлением в содержании программы является духовнонравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания: - патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; - трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях; - ценностного отношения к природе, окружающей среде; - ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга). Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. 1.2. Средства обучения Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы необходимо иметь: • наглядный и демонстрационный материал в соответствии с темами занятий; • инструкционные карты различной тематической направленности (мозаика, бумагопластика, лепка из солёного теста, шитьё, декупаж, торцевание, квиллинг и другое); • техническое оснащение занятий: аудио и видео записи; презентации в программе MS PowerPoint по тематике занятия. • материалы и оборудование из расчёта на 15 человек на 1 занятие. Предметно — пространственная развивающая среда. Под предметно — развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно — пространственная среда в помещении для занятий декоративно-прикладным творчеством должна быть: - содержательно — насыщенной, развивающей; - трансформируемой; - полифункциональной; - эстетически — привлекательной; - вариативной; - доступной; - безопасной; - здоровьесберегающей; Пространство территории для творчества следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон (рабочая, информационная, выставочная, зона хранения материалов и методической продукцией), оснащенных: • • оборудованием (столы, стулья, шкафы, полки); методической литературой (книги, журналы, программы и др.) • дидактическим материалом (тематические настенные плакаты и карты, стенды по технике безопасности, выставочный стенд); • материалами для изобразительной и декоративноприкладной деятельности (природный материал, бумага белая и цветная, картон, пуговицы, салфетки, вата, стекло, пластилин, глина, солома, гофрированная бумага, бумага для квиллинга, клей, цветные нитки и др.); • инструментами для декоративно-прикладного творчества (линейка, карандаши, ластики, кисти, ножницы, стека, инструменты для квиллинга и другое). Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с опытом работы в данной профессии, имеющей высшее педагогическое образование и обладающий определёнными навыками и знаниями в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. 1.3. Формы и методы занятий: Формы занятий: практические занятия, лекции, игры, конкурсы. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: -коллективные (фронтальные со всем составом), -групповые (работа в группах, бригадах, парах), - индивидуальные. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.), - наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом работа по образцу); - практический (выполнение работ по схемам). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Формы подведения итогов реализации: проведение выставок работ учащихся. 1.4. Планируемые результаты освоения учащимися программы курса « Умелые ручки» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией. 2. Содержательный раздел Учебно-тематический план 8 – 9 лет (34 часа) № Название тем, разделов п/п I Аппликация и моделирование 1.1 Аппликация из листьев и цветов. Количество часов Всег Теори о я Прак тика 4 1 3 4 1 3 4 1 3 Сказочные животные. 1.2 Красивый ковёр. Аппликация из птичьих перьев. Лебедь. 1.3 Сказочная жар- птица. Аппликация из соломы. « В гостях у сказки». Золотая рыбка. II Цыплёнок. Работа с пластическими материалами 2.1 Рисование пластилином. 2 1 1 2.2 Рыбка. Обратная мозаика на прозрачной основе. 2 1 1 Формы контроля 2.3 Насекомые Работа с глиной. 2 1 1 2.4 Дымковская игрушка. Павлин. Лепка из солёного теста. 2 1 1 4 1 3 III 3.1 « Жили – были..» Поделки из гофрированной бумаги Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. IV Цветочный букет Модульное оригами 4.1 Треугольный модуль оригами. 3 1 2 4.2 Аппликация«Колокольчик». Замыкание модулей в кольцо. 2 1 1 4.3 Браслет. Объёмные игрушки. 6 2 3 34 12 22 Шарик. Тюльпан Итого: 9 – 10 лет (34 часа) I Работа с природными материалами Объёмные поделки .Фигурки зверей. 4 1 3 6 2 4 Сказочные персонажи. II Объёмные и плоскостные аппликации Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Снежинка. Подводный мир. Мозаика из ватных комочков. 4 2 2 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Бабочка. 4 1 3 Многослойная аппликация. 4 2 2 4 1 3 2 1 1 Игрушки объёмной формы.Бабочка. 6 2 4 Итого: 34 12 22 Снеговик. Неваляшка. III Работа с пластическими материалами Мозаичная аппликация на стекле. «Облака-белогривые лошадки» Лепка из солёного теста. Картина « Корзинка с фруктами» IV Модульное оригами