Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08. 2021г. № 138-од Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно-эстетической направленности «Мастерская праздника» (для обучающихся 11-15 лет) срок реализации 1 год Руководитель: Корзунина Светлана Владимировна Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.10.06 15:39:46 +05'00' 2021 г. Пояснительная записка Курс «Мастерская праздника» предназначен для реализации социального и культурного направлений внеурочной деятельности учащихся в возрасте 11-15 лет в условиях реализации ФГОС ООО. Профиль – декоративно-прикладное творчество. По форме организации – групповая. Срок реализации программы – 1 год. Кол-во обучающихся в группе - 15 человек. Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 70 часов Рабочая программа курса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 года; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения (Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897); в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 15 Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии. Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Кто не любит получать подарки? Дарить подарки еще приятней, чем получать их. Но умеем ли мы выбирать подарки, а лучше делать своими руками и дарить их? Воспитывать в человеке желание и умение делать подарки важно с самого раннего детства. Создание подарка своими руками начинается с идеи. Хорошая идея – это удача, это возможность материализовать воздушный замок именинника. Мысль о том, что можно сделать подарок своими руками не каждому по силам – не более чем миф, реализовать идею чаще всего гораздо легче, чем ее «родить». Вопреки поговорке, руки у всех растут из одного и того же места, а это значит, что каждый может сделать чтото по-настоящему талантливое. Неуверенность проявляется если сравнивать себя с другими. Но возможности реализовать идею – великое множество! Понятие «подарок своими руками» не ограничивается темой сувениров, а где на самом деле его границы, решать только самим. Ребенок должен уметь не только получать, но и отдавать. В изготовлении подарка проявляется фантазия, вкус и такт, а также черты характера того, кто подарил его. Иногда подарок имеет чисто символическое значение и выражает определенные чувства дарящего. Такой подарок, станет ценным и дорогим для того, кому он предназначается. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развитая ребёнка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Художественное воспитание - является одним из могучих средств, содействующих всестороннему в гармоническому развитию личности». Возможность научиться воплощать свои творческие замыслы своими руками, освоить основные приёмы создания привлекательных, и при этом, совсем незамысловатых предметов интерьера, которые могут стать прекрасным подарком друзьям или знакомым, развить в себе чувство прекрасного, научиться видеть обычные предметы с необычных сторон, преобразовывать казалось бы ординарные, бытовые вещицы в произведения искусства! Работа с бумагой и роспись по камню – это увлекательные виды ДПИ, которое удивляет и увлекает настолько, что становится «образом жизни». Любая работа – ценится не столько по стоимости материала, сколько по вложенному в работу труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения. Большое разнообразие поделок, которые можно изготовить из бумаги, будут являться прекрасным подарком для любого возраста. В этом помогает гофрированная бумага. Подделки из нее кажутся очень реалистичными и живыми. Она имеет огромный ассортимент цветовой гаммы, что позволяет расширять возможности детской фантазии. Поделки из такой бумаги развивают комбинированное и пространственное мышление, чувство формы, мелкую моторику и формирует навыки исполнительского мастерства. Сладкие подарки актуальны во все времена, а если они еще и преподнесены в виде букета. Работать можно и с простой цветной бумагой и картоном способом аппликации, который применяется для изготовления открыток. Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Подарки своими руками пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища. Новизну кружка придает знакомство со скрапбукингом, поделок с росписью на вазах, кружках или камнях интересной формы, бумаги различного вида, материалов, которые казалось бы ненужные. Такие поделки весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. В наше время вошел в моду такой вид рукодельного искусства как скрапбукинг (изготовление и оформление фотоальбомов или открыток). Изготовление необычных цветов из бумаги, праздничных необычных открыток, окунутся в мир современных расписных изделий, и многое другое становится в последние годы все более популярным занятием, а сделанные подарки своими руками проявляют у учащихся еще больший интерес к рукоделию. Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Задачи программы: Обучающие: Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства, • сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных изделий; • приобретение навыков учебно-исследовательской работы; • обучение изготовлению различных изделий из бумаги; • научить экономному и разумному использованию бумаги; • умение правильно сориентироваться в подборе и изготовлении подарка. • Воспитательные: • • • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; добиться максимальной самостоятельности детского творчества; прививать настойчивость в достижении цели. Развивающие: развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения; • развитие мелкой моторики рук и глазомера; • пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства; • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника-оформителя и дизайнера; • формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности; • развивать конструктивное мышление и сообразительность. • Ожидаемый результат: На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии дизайнера, художника-оформителя. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. Формой подведения итогов реализации программы послужит защита проекта и выставка работ учащихся. Перечень знаний и умений учащихся: Учащиеся должны знать: 1. Этапы и способы проектирования, конструирования, моделирования; 2. Правила подбора цветовой гаммы; 3. Свои способности и возможности при изготовлении изделий Учащиеся должны уметь: - ориентироваться при выборе подарка - изготавливать изделия из отходного материала - составлять композиции из различных цветов сделанные из бумаги. Применяемые техники. Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей Скрапбукинг – вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, поздравительных открыток и упаковок. Топиарии (его еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья")обычное украшение интерьера в европейской флористике. Джутовая филигрань - достаточно новое направление в искусстве hand-made, при помощи которого можно научиться создавать красивые ажурные сувениры, предметы, используемые в быту (шкатулки, абажуры, настольные лампы, вазочки для сухоцветов, бижутерию и т.д.). Основным материалом служит джут, то есть простая веревка. Роспись пол стеклу (художественные витражи) – древний и сложный вид искусства. Применение разных видов росписи на любых стеклянных изделий и не только Букеты и подделки из конфет - это яркие и оригинальные композиции, состоящие из шоколадных конфет, цветов и необычных аксессуаров. Букеты бывают разных видов и стилей в соответствии назначением подарка. В процессе работы обучающиеся развивают универсальные учебные действия. Личностные УУД: - чувство полезности приобретённых навыков. способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в работе, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; - интерес к новому; - интерес к результату различными способами . Регулятивные УУД: - умение сохранять заданную цель; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной; - анализ объектов с целью выделения признаков; - построение логической цепи рассуждений; - выделение гипотез и их обоснование; - формулирование проблемы; Коммуникативные УУД: - потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества; - умение слушать собеседника; понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой либо предмет или вопрос; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - способность строить понятные для партнера высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Учебно-тематический план 1 год обучения № Темы 1 2 Вводное занятие. Знакомство с бумагой. Аппликация и скрапбукинг. Подарок любимому учителю. Общее количество часов 2 Теория 8 1 Практик а 2 7 Украшение коробки конфет. Шоколадница. 3 Новогодняя подготовка. Открытка «С новым годом!». Елочка из конфет. Фотоальбом «Новый год 2021-2022». 4 Подарки ко дню всех влюбленных. Букеты из конфет. 5 Подарочки нашим защитникам. Роспись по стеклу (кружке). 6 Женский день. Изготовление шкатулок в технике джутовой филиграни 7 Праздник светлой пасхи. Роспись яиц. Открытки. 8 Великая победа. Открытки ветеранам. 9 Последний звонок (подарок выпускникам). 10 Подведение итогов Подарки друг другу – сладкие открытки.. Чаепитие. ИТОГО № 1 2 3 16 3 13 12 1 11 4 1 3 4 1 3 6 1 5 4 1 3 5 1 4 5 2 3 70 14 56 Календарно- тематический план. Раздел Тема занятия КолНаглядности и материалы Дата во проведечасо ния в Вводное Беседа, знакомство 1 Создания уголка с занятие с расписанием инструктажам по технике работы кружка. безопасности Техника безопасности Знакомство с Знакомство с 1 Разные виды гофрированной бумагой. гофрированной бумаги. Примеры открыток бумагой. с аппликацией и в технике Аппликация и скрапбукинга скрапбукинг. Подарок Украшение 8 Коробка конфет, шоколадка, любимому коробки конфет. гофрированная бумага, учителю Шоколадница. горячий клей, ножницы 4 Новогодняя подготовка 5 Подарки ко дню всех влюбленных 6 Подарочки нашим защитникам Женский день 7 8 Праздник светлой пасхи 9 Великая победа 10 Последний звонок 11 Подведение итогов всего Открытка «С новым годом!». Елочка из конфет. Фотоальбом «Новый год 20162017». Букеты из конфет. 16 12 Роспись по стеклу 4 Изготовление шкатулки в технике джутовой филиграни Точечная роспись яиц, открытки в технике скрапбукинг 4 Открытки ветеранам в технике скрапбукинг Подарок выпускникам 4 цветной картон, клей, ножницы 5 Подарки друг другу – сладкие открытки. Чаепитие. 5 Гофрированная бумага, конфеты, шпажки, ножницы, нитки, упаковочная бумага. Конфеты и шоколадки, ватман или папка, клей, фломастеры, вырезки из журналов. 6 Декоративная бумага и картон, ножницы, клей, наклейки. Конфеты и мишуру Гофрированная бумага, конфеты, шпажки, ножницы, нитки, упаковочная бумага. Кружки из прозрачного стекла, растворитель, кисти, акриловые краски Бросовый материал: контейнер, пластиковая бутылка; джут, клеевой пистолет, стержни. Альбом, трафареты яиц, краски гуашь, кисти; цветной картон, клей, ножницы 70 Содержание программы. 1. Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности. 1 час. Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности 2. Знакомство с бумагой. Знакомство с гофрированной бумагой. История возникновения бумаги, виды бумаги. Аппликация и скрапбукинг. 1 час. Теория: демонстрация разновидности бумаги и ее свойства. Диагностика умений и навыков в применении аппликации. Изучение наглядностей по технике скрапбукинг. 3. Подарок любимому учителю. 8 часов. Теория: изучение наглядностей и примеров, анализ и планирование своей работы, разработка эскизов. Практическая часть занятия: украшение подарка и его оформление, создание поздравительной открытки в технике скрапбукинг. 4. Новогодняя подготовка. 16 часов. Теория: разработка эскиза открытки и фотоальбома, подбор необходимого материала для оформления, составление списка необходимого для новогодней «сладкой » елочки, техника безопасности при работе с материалами. Практическая часть занятия: выполнения фотоальбома и новогодней открытки, составление елочной композиции. 5. Подарки ко дню всех влюбленных. 12 часов. Теория: история праздника, составления списка необходимого материала, анализ, планирование и разработка букетов, техника безопасности при работе с материалами. Практическая часть занятия: выполнение заготовок для букета, составление цветочной композиции. 6. Подарочки нашим защитникам и женский день. Роспись по стеклу. 8 часов. Теория: анализ и планирование своей работы, составление эскиза. Практическая часть занятия: роспись изделий из стекла. 7. Праздник светлой пасхи. 6 часов. Теория: история и традиции праздника. разработка эскизов для росписи и подбор материала для открытки. Практическая часть занятия: роспись макетов яиц и выполнение открытки в техники скапбукинг. 8. Велика победа. Открытки ветеранам. 4 часа. Теория: закрепление за ветераном и подбор для открытки материала. Практическая часть занятия: выполнение открытки и вручение ветерану. 9. Последний звонок. Подарки выпускникам. 5 часов. Теория: анализ и разработка эскизов подарка. Практическая часть занятия: выполнение подарка и вручение выпускникам. 10. Подведение итогов. Подарки друг другу – сладкие открытки. Чаепитие.5 часов. Теория: обсуждения работы в течение года. Практическая часть: выполнение подарков друг другу, чаепитие, награждение. Методическое обеспечение. 1. Вводное занятие. Стенд с техникой безопасности, режимом работы кружка, планом занятия. 2. Знакомство с бумагой. Конспект теоритической части занятия: «История возникновения бумаги, виды бумаги. Аппликация и скрапбукинг ». Наглядности: разные по фактуре бумага, композиции в технике аппликации и скрапбукинга. 3. Подарок любимому учителю. Наглядности: пример подарка для учителя, украшенного в виде журнала, распечатанные фотографии примеров украшения выполненными другими мастерами. 4. Новогодняя подготовка. Конспект теоритической части занятия: «Фотоальбом». Наглядности: фотоальбом в технике скапбукинг, распечатанные фотографии примеров фотоальбома других мастеров, елочка из конфет и композиции других мастеров. 5. Подарки ко дню всех влюбленных. Конспект теоритической части занятия: история возникновения праздника. Наглядности: букеты разные по композиции, примеры выполнения разных цветов на корточках. 6. Подарочки нашим защитникам и женский день. Роспись по стеклу. Джутовая филигрань. Конспект теоритической части занятия: история возникновения и развития росписи по стеклу; джутовой филиграни. Наглядности : расписная кружка и ваза, бутылки из стекла, пластиковые бутылки или контейнеры, примеры росписи других мастеров. Распечатанные эскизы росписи. 7. Праздник светлой пасхи. Конспект теоритической части занятия: история возникновения праздника. Наглядности: пример открытки, распечатанные открытки других мастеров, примеры разнообразной росписи и техники росписи яиц. 8. Велика победа. Конспект теоритической части занятия: истории празднования праздника победы в России. Наглядности: распечатки элементов исторических открыток, пример открытки ветерану. 9. Последний звонок. Подарки выпускникам. Наглядности: подарок «Выпускник -2022». 10. Подведение итогов. Подарки друг другу – сладкие открытки. Наглядности: объёмные открытки с вырезками из журнала и сладкими презентами. Список материалов и принадлежностей для работы: Ножницы, клей пва, клей момент, стержни для клеевого пистолета, степлер с рисунком, цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, нитки, коробка конфет, шоколадка, конфеты для изготовления цветов, шажки тоненькие, наклейки, упаковочная бумага, акриловые краски, кисти белочка №1,2,3. Список литературы. 1. Анистратова А.А. Поделки к праздникам М: Аст-пресс, 2011 2. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003 3. Сокол И.А. «Мастерица». М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 4. Сайт «Страна Мастеров» Творчество для детей и взрослых 5. Сайт «vscrape.ru» скрапбукинг.