Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08. 2021г. № 138-од
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественно-эстетической направленности
«Мастерская праздника»
(для обучающихся 11-15 лет)
срок реализации 1 год
Руководитель:
Корзунина Светлана Владимировна
Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.10.06 15:39:46 +05'00'
2021 г.
Пояснительная записка
Курс «Мастерская праздника» предназначен для реализации социального и
культурного направлений внеурочной деятельности учащихся в возрасте 11-15 лет
в условиях реализации ФГОС ООО.
Профиль – декоративно-прикладное творчество.
По форме организации – групповая.
Срок реализации программы – 1 год.
Кол-во обучающихся в группе - 15 человек.
Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 70 часов
Рабочая программа курса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 года; в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования второго поколения (Министерство образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897); в соответствии с
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, в
соответствии с основной образовательной программой основного общего
образования МАОУ СОШ № 15
Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к
творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии. Данная
программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ,
реализовать свои природные задатки.
Кто не любит получать подарки? Дарить подарки еще приятней, чем получать
их. Но умеем ли мы выбирать подарки, а лучше делать своими руками и дарить их?
Воспитывать в человеке желание и умение делать подарки важно с самого
раннего детства.
Создание подарка своими руками начинается с идеи. Хорошая идея – это
удача, это возможность материализовать воздушный замок именинника. Мысль о том,
что можно сделать подарок своими руками не каждому по силам – не более чем миф,
реализовать идею чаще всего гораздо легче, чем ее «родить». Вопреки поговорке, руки
у всех растут из одного и того же места, а это значит, что каждый может сделать чтото по-настоящему талантливое. Неуверенность проявляется если сравнивать себя с
другими. Но возможности реализовать идею – великое множество! Понятие «подарок
своими руками» не ограничивается темой сувениров, а где на самом деле его границы,
решать только самим.
Ребенок должен уметь не только получать, но и отдавать. В изготовлении
подарка проявляется фантазия, вкус и такт, а также черты характера того, кто подарил
его. Иногда подарок имеет чисто символическое значение и выражает определенные
чувства дарящего. Такой подарок, станет ценным и дорогим для того, кому он
предназначается.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развитая ребёнка,
известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко
захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство,
что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его
огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного
чувства и формировании мировоззрения. Художественное воспитание - является
одним из могучих средств, содействующих всестороннему в гармоническому
развитию личности».
Возможность научиться воплощать свои творческие замыслы своими руками,
освоить основные приёмы создания привлекательных, и при этом, совсем
незамысловатых предметов интерьера, которые могут стать прекрасным подарком
друзьям или знакомым, развить в себе чувство прекрасного, научиться видеть
обычные предметы с необычных сторон, преобразовывать казалось бы ординарные,
бытовые вещицы в произведения искусства!
Работа с бумагой и роспись по камню – это увлекательные виды ДПИ,
которое удивляет и увлекает настолько, что становится «образом жизни». Любая
работа – ценится не столько по стоимости материала, сколько по вложенному в
работу труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения.
Большое разнообразие поделок, которые можно изготовить из бумаги, будут
являться прекрасным подарком для любого возраста. В этом помогает гофрированная
бумага. Подделки из нее кажутся очень реалистичными и живыми. Она имеет
огромный ассортимент цветовой гаммы, что позволяет расширять возможности
детской фантазии. Поделки из такой бумаги
развивают комбинированное и
пространственное мышление, чувство формы, мелкую моторику и формирует навыки
исполнительского мастерства.
Сладкие подарки актуальны во все времена, а если
они еще и преподнесены в виде букета. Работать можно и с простой цветной бумагой
и картоном способом аппликации, который применяется для изготовления открыток.
Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в
повседневном быту. Подарки своими руками пользуются большим спросом изделия
эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную,
украшающие интерьер жилища.
Новизну кружка придает знакомство со скрапбукингом, поделок с росписью
на вазах, кружках или камнях интересной формы, бумаги различного вида,
материалов, которые казалось бы ненужные. Такие поделки весьма эффектны,
вызывают восторг и удивление. В наше время вошел в моду такой вид рукодельного
искусства как скрапбукинг (изготовление и оформление фотоальбомов или открыток).
Изготовление необычных цветов из бумаги, праздничных необычных открыток,
окунутся в мир современных расписных изделий, и многое другое становится в
последние годы все более популярным занятием, а сделанные подарки своими руками
проявляют у учащихся еще больший интерес к рукоделию.
Цель программы – занятия направлены на развитие творческих,
интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для
самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе
собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; развитие творческих
способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие:
Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
•
сформировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных
изделий;
•
приобретение навыков учебно-исследовательской работы;
•
обучение изготовлению различных изделий из бумаги;
•
научить экономному и разумному использованию бумаги;
•
умение правильно сориентироваться в подборе и изготовлении
подарка.
•
Воспитательные:
•
•
•
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
прививать настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственного воображения;
•
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
•
пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного
искусства;
•
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника-оформителя и дизайнера;
•
формирование творческих способностей, духовной культуры и
эмоционального отношения к действительности;
•
развивать конструктивное мышление и сообразительность.
•
Ожидаемый результат: На всех этапах обучения по данной программе
учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут
навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся,
познакомить с видами ДПИ, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к
профессии дизайнера, художника-оформителя. Предполагается, что полученные
знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Данный
курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития
учащихся. Формой подведения итогов реализации программы послужит защита
проекта и выставка работ учащихся.
Перечень знаний и умений учащихся:
Учащиеся должны знать:
1. Этапы и способы проектирования, конструирования, моделирования;
2. Правила подбора цветовой гаммы;
3. Свои способности и возможности при изготовлении изделий
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться при выборе подарка
- изготавливать изделия из отходного материала
- составлять композиции из различных цветов сделанные из бумаги.
Применяемые техники.
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или
целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на
материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная
бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное
влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей
Скрапбукинг – вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и
оформлении семейных или личных фотоальбомов, поздравительных открыток и
упаковок.
Топиарии (его еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья")обычное украшение интерьера в европейской флористике.
Джутовая филигрань - достаточно новое направление в искусстве hand-made,
при помощи которого можно научиться создавать красивые ажурные сувениры,
предметы, используемые в быту (шкатулки, абажуры, настольные лампы, вазочки для
сухоцветов, бижутерию и т.д.). Основным материалом служит джут, то есть простая
веревка.
Роспись пол стеклу (художественные витражи) – древний и сложный вид
искусства. Применение разных видов росписи на любых стеклянных изделий и не
только
Букеты и подделки из конфет - это яркие и оригинальные композиции,
состоящие из шоколадных конфет, цветов и необычных аксессуаров. Букеты бывают
разных видов и стилей в соответствии назначением подарка.
В процессе работы обучающиеся развивают универсальные учебные
действия.
Личностные УУД:
-
чувство полезности приобретённых навыков.
способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в
работе, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
-
интерес к новому;
-
интерес к результату различными способами .
Регулятивные УУД:
-
умение сохранять заданную цель;
-
умение контролировать свою деятельность по результату;
-
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
-
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме и письменной;
-
анализ объектов с целью выделения признаков;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
выделение гипотез и их обоснование;
-
формулирование проблемы;
Коммуникативные УУД:
-
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
-
эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-
умение слушать собеседника;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой
либо предмет или вопрос;
-
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
-
способность строить понятные для партнера высказывания;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от
партнера по деятельности.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ Темы
1
2
Вводное занятие.
Знакомство с бумагой.
Аппликация и скрапбукинг.
Подарок любимому учителю.
Общее
количество
часов
2
Теория
8
1
Практик
а
2
7
Украшение коробки конфет.
Шоколадница.
3 Новогодняя подготовка.
Открытка «С новым годом!».
Елочка из конфет. Фотоальбом
«Новый год 2021-2022».
4 Подарки ко дню всех
влюбленных. Букеты из конфет.
5 Подарочки нашим защитникам.
Роспись по стеклу (кружке).
6 Женский день. Изготовление
шкатулок в технике джутовой
филиграни
7 Праздник светлой пасхи.
Роспись яиц. Открытки.
8 Великая победа. Открытки
ветеранам.
9 Последний звонок (подарок
выпускникам).
10 Подведение итогов Подарки
друг другу – сладкие открытки..
Чаепитие.
ИТОГО
№
1
2
3
16
3
13
12
1
11
4
1
3
4
1
3
6
1
5
4
1
3
5
1
4
5
2
3
70
14
56
Календарно- тематический план.
Раздел
Тема занятия
КолНаглядности и материалы
Дата
во
проведечасо
ния
в
Вводное
Беседа, знакомство
1
Создания уголка с
занятие
с расписанием
инструктажам по технике
работы кружка.
безопасности
Техника
безопасности
Знакомство с Знакомство с
1
Разные виды гофрированной
бумагой.
гофрированной
бумаги. Примеры открыток
бумагой.
с аппликацией и в технике
Аппликация и
скрапбукинга
скрапбукинг.
Подарок
Украшение
8
Коробка конфет, шоколадка,
любимому коробки конфет.
гофрированная бумага,
учителю
Шоколадница.
горячий клей, ножницы
4
Новогодняя
подготовка
5
Подарки ко
дню всех
влюбленных
6
Подарочки
нашим
защитникам
Женский
день
7
8
Праздник
светлой
пасхи
9
Великая
победа
10 Последний
звонок
11 Подведение
итогов
всего
Открытка «С
новым годом!».
Елочка из конфет.
Фотоальбом
«Новый год 20162017».
Букеты из конфет.
16
12
Роспись по стеклу
4
Изготовление
шкатулки в
технике джутовой
филиграни
Точечная роспись
яиц, открытки в
технике
скрапбукинг
4
Открытки
ветеранам в
технике
скрапбукинг
Подарок
выпускникам
4
цветной картон, клей,
ножницы
5
Подарки друг
другу – сладкие
открытки.
Чаепитие.
5
Гофрированная бумага,
конфеты, шпажки,
ножницы, нитки,
упаковочная бумага.
Конфеты и шоколадки,
ватман или папка, клей,
фломастеры, вырезки из
журналов.
6
Декоративная бумага и
картон, ножницы, клей,
наклейки. Конфеты и
мишуру
Гофрированная бумага,
конфеты, шпажки,
ножницы, нитки,
упаковочная бумага.
Кружки из прозрачного
стекла, растворитель, кисти,
акриловые краски
Бросовый материал:
контейнер, пластиковая
бутылка; джут, клеевой
пистолет, стержни.
Альбом, трафареты яиц,
краски гуашь, кисти;
цветной картон, клей,
ножницы
70
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника
безопасности. 1 час. Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места. Правила техники безопасности
2. Знакомство с бумагой. Знакомство с гофрированной бумагой. История
возникновения бумаги, виды бумаги. Аппликация и скрапбукинг. 1 час.
Теория: демонстрация разновидности бумаги и ее свойства. Диагностика
умений и навыков в применении аппликации. Изучение наглядностей по
технике скрапбукинг.
3. Подарок любимому учителю. 8 часов. Теория: изучение наглядностей и
примеров, анализ и планирование своей работы, разработка эскизов.
Практическая часть занятия: украшение подарка и его оформление, создание
поздравительной открытки в технике скрапбукинг.
4. Новогодняя подготовка. 16 часов. Теория: разработка эскиза открытки и
фотоальбома, подбор необходимого материала для оформления, составление
списка необходимого для новогодней «сладкой » елочки, техника
безопасности при работе с материалами. Практическая часть занятия:
выполнения фотоальбома и новогодней открытки, составление елочной
композиции.
5. Подарки ко дню всех влюбленных. 12 часов. Теория: история праздника,
составления списка необходимого материала, анализ, планирование и
разработка букетов, техника безопасности при работе с материалами.
Практическая часть занятия: выполнение заготовок для букета, составление
цветочной композиции.
6. Подарочки нашим защитникам и женский день. Роспись по стеклу. 8 часов.
Теория: анализ и планирование своей работы, составление эскиза.
Практическая часть занятия: роспись изделий из стекла.
7. Праздник светлой пасхи. 6 часов. Теория: история и традиции праздника.
разработка эскизов для росписи и подбор материала для открытки.
Практическая часть занятия: роспись макетов яиц и выполнение открытки в
техники скапбукинг.
8. Велика победа. Открытки ветеранам. 4 часа. Теория: закрепление за ветераном
и подбор для открытки материала. Практическая часть занятия: выполнение
открытки и вручение ветерану.
9. Последний звонок. Подарки выпускникам. 5 часов. Теория: анализ и
разработка эскизов подарка. Практическая часть занятия: выполнение подарка
и вручение выпускникам.
10. Подведение итогов. Подарки друг другу – сладкие открытки. Чаепитие.5 часов.
Теория: обсуждения работы в течение года. Практическая часть: выполнение
подарков друг другу, чаепитие, награждение.
Методическое обеспечение.
1. Вводное занятие. Стенд с техникой безопасности, режимом работы
кружка, планом занятия.
2. Знакомство с бумагой. Конспект теоритической части занятия:
«История возникновения бумаги, виды бумаги. Аппликация и
скрапбукинг ». Наглядности: разные по фактуре бумага, композиции в
технике аппликации и скрапбукинга.
3. Подарок любимому учителю. Наглядности: пример подарка для
учителя, украшенного в виде журнала, распечатанные фотографии
примеров украшения выполненными другими мастерами.
4. Новогодняя подготовка. Конспект теоритической части занятия:
«Фотоальбом». Наглядности: фотоальбом в технике скапбукинг,
распечатанные фотографии примеров фотоальбома других мастеров,
елочка из конфет и композиции других мастеров.
5. Подарки ко дню всех влюбленных. Конспект теоритической части
занятия: история возникновения праздника. Наглядности: букеты
разные по композиции, примеры выполнения разных цветов на
корточках.
6. Подарочки нашим защитникам и женский день. Роспись по стеклу.
Джутовая филигрань.
Конспект теоритической части занятия: история возникновения и
развития росписи по стеклу; джутовой филиграни. Наглядности :
расписная кружка и ваза, бутылки из стекла, пластиковые бутылки или
контейнеры, примеры росписи других мастеров. Распечатанные эскизы
росписи.
7. Праздник светлой пасхи. Конспект теоритической части занятия:
история возникновения праздника. Наглядности: пример открытки,
распечатанные открытки других мастеров, примеры разнообразной
росписи и техники росписи яиц.
8. Велика победа. Конспект теоритической части занятия: истории
празднования праздника победы в России. Наглядности: распечатки
элементов исторических открыток, пример открытки ветерану.
9. Последний звонок. Подарки выпускникам. Наглядности: подарок
«Выпускник -2022».
10. Подведение итогов. Подарки друг другу – сладкие открытки.
Наглядности: объёмные открытки с вырезками из журнала и сладкими
презентами.
Список материалов и принадлежностей для работы:
Ножницы, клей пва, клей момент, стержни для клеевого пистолета,
степлер с рисунком, цветной картон, цветная бумага, гофрированная
бумага, нитки, коробка конфет, шоколадка, конфеты для изготовления
цветов, шажки тоненькие, наклейки, упаковочная бумага, акриловые
краски, кисти белочка №1,2,3.
Список литературы.
1. Анистратова А.А. Поделки к праздникам М: Аст-пресс, 2011
2. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература,
2003
3. Сокол И.А. «Мастерица». М.: ООО «Издательство АСТ», 2001
4. Сайт «Страна Мастеров» Творчество для детей и взрослых
5. Сайт «vscrape.ru» скрапбукинг.