Дополнительная общеобразовательна (общеразвивающая) программа художественно-эстетической направленности "Художественная обработка древисины" (12-14 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31_»_08__2021г. №138-од

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественно-эстетической направленности
«Художественная обработка древесины»
(12 – 14 лет)
срок реализации 2 года

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.10.06 15:37:52 +05'00'

г. Серов

Пояснительная записка
Программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на
обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов
народного искусства – «художественная обработка древесины».
Программа включает в себя:
•
пояснительную записку;
•
цели и задачи;
•
планируемые результаты;
•
календарно-тематическое планирование занятий.
Содержание
теоретического
обучения
предусматривает:
ознакомление обучающихся с основами материаловедения для
художественных работ, с художественной обработкой материалов,
основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературой
и
иллюстративным
материалом,
раскрывающими
историю
художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями
и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают
собственные композиции художественных изделий в традициях местных
промыслов.
Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно,
при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое
практическое занятие начинается с инструктажей, направленных
на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение
к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию
материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды
художественной обработки материалов в технике, свойственной
конкретному художественному народному промыслу или производству,
и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только
воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам
в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов,
практического изготовления изделий приобрести общие трудовые
и специальные трудовые умения
и навыки в области художественнотехнической деятельности.
Занимаясь
резьбой,
выпиливанием
лобзиком,
выжиганием
обучающиеся
на практике применяют знания и развивают
навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии,
но и по другим школьным учебным дисциплинам: естествознанию,
географии, математике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер,
определённую художественную ценность и высокое качество исполнения,
отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является
общественно полезным.
Цели и задачи программы
Цель программы - формирование знаний, первоначальных умений
и навыков по художественной обработке древесины, а также обеспечение
всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
•
раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного
творчества, декоративно-прикладного искусства в духовноматериальной жизни общества;
•
удовлетвотворять
творческие
интересы
и
запросы
обучающихся;
•
приобщать к общественно-полезному труду;
•
организация досуга обучающихся;
•
профориентация обучающихся.
С целью
профориентации обучающиеся знакомятся с разными
специальностями, со структурой предприятий, основными этапами
производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха
рабочих, их творческой деятельностью.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим,
технологическим свойствам древесины, процессам её обработки,
инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью - развивать «чувство материала», его
художественных и технологических возможностей. Она нацелена
на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного,
эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа
предусматривает приобщение обучающихся к процессу создания резных
изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой
они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников
к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программой предусмотрено изучение и исследование свойств
древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной
обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение
для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах
действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание обучающихся
на особенности ручной и механической обработки древесины,
конструкцию режущих инструментов и виды технологического

оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения
резьбы по дереву программой предусматривается применение
разнообразных приспособлений, позволяющих обучающимся решать
отдельные
трудовые
операции
с
соблюдением
определённых
технологических требований: точности формы и размеров, параметров
шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного
подхода к слабым и наиболее подготовленным обучающимся, на изучение
и усвоение материала всеми обучающимися не ниже требований
программы.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных
особенностей обучающихся, по отдельным, тесно связанным между собой
разделам.
В программе предложена система самопроверки знаний
обучающимися и контроля знаний педагогом.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний
воспитанниками. Для чего в работе используются:
•
учебники, справочники;
•
дидактический материал;
•
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль
за
соблюдением
санитарно-гигиенических
требований,
правил
безопасности труда.
Планируемые результаты
По завершению изучения данной программы обучающиеся должны
овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Обучающиеся должны -

Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила
техники безопасности;
•
основные понятия графики, графического изображения
(чертёж, эскиз, технический рисунок);
•
физико-механические,
технологические,
энергетические,
экологические свойства материалов;
•
способы разметки по шаблону и чертежу;
•
принцип подбора столярного инструмента - по назначению,
по виду деятельности, по свойствам материалов;
•
назначение и устройство станков и электрооборудования
(электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке
древесины, сверлильного станка, электролобзика);
•
иметь понятие о конструировании и моделировании;
•

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска,
лакирование, полирование;
•
основные сведения о видах художественной обработки дерева
на территории родного края, их характерные особенности;
•
основы композиции: основные принципы декоративного
оформления плоскости;
•
основные
приёмы
выжигания,
типовые
композиции
и их выполнение на различных видах изделий;
•
технологический
процесс
изготовления
изделий
и декорирование их выжиганием;
•
разные виды резьбы и их особенности;
•
способы
экономного
расходования
материалов,
электроэнергии,
бережного
обращения
с
инструментами,
оборудованием и приспособлениями;
•
правила безопасности труда, производственной санитарии,
пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе
выполнения работ.
Обучающиеся должны
•

Уметь:

рационально организовывать рабочее место. Соблюдать
правила техники безопасности;
•
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические
рисунки;
•
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
•
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
•
применять столярный инструмент по назначению. Производить
его наладку;
•
использовать станочное оборудование в процессе изготовления
изделия;
•
выполнять простейшие столярные операции;
•
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
•
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
•
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике
выжигания, различных видов резьбы;
•
проектировать простые изделия в традициях местного
промысла и изготавливать их;
•
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания,
резьбы и выполнять их;
•
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по
дереву;
•
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
•
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и
инструментами;
•
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
•

Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

владения основными ручными инструментами по обработке,
точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
•
выполнения операции точения, сверления, выпиливания,
резьбы и владения основными элементами графической грамотности;
•
выполнения плоскостной разметки;
•
разработки и составления композиции для выжигания,
различных видов резьбы;
•
выполнение
декорирования
изделий
выжиганием,
различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
•
индивидуальная;
•
коллективная
•

Критерии и показатели оценки знаний обучающихся.

Прямые:

теоретический уровень знаний;
•
степень овладения рабочими приёмами при работе с
инструментами и приспособлениями;
•
применение полученных знаний на практике;
•
соблюдение технических и технологических требований;
•
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового
изделия;
•
изготовление изделия в установленные нормы времени;
•
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и
электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
•

Косвенные:
•
•
•
•
•

экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе

Календарно – тематическое планирование занятий
кружка «Художественная обработка древесины»

№
п/п

Тема раздела

Заплани
ровано
часов

Основные вопросы,
рассматриваемые на занятии

Формы и
методы работы,
виды контроля

Выпиливание лобзиком 24 часа

1.

2.

Вводное занятие
Охрана труда при
производстве
художественных
изделий.

Основы
материаловедения.

4.

Виды резьбы по
дереву.
Выпиливание
лобзиком –
разновидность
оформления
изделия.

5.

Материалы,
инструменты
и приспособления.

3.

6.

Технические
приёмы
выпиливания
орнамента.
Художественноэстетические

1

Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии и личной гигиены;
- задачи на год.

1

Древесина:
- основные свойства и пороки;
- характеристика пород;
- фанера, шпон, нетрадиционные и
отделочные материалы, клеи.
- народные художественные традиции;
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров.

2

- Особенности работы лобзиком;
- источники и особенности узоров для
выпиливания.

2

- Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и
приспособлений.

1

2

- Подготовка материалов, рисунков;
- перевод рисунка на заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения деталей.
- Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;

Инструктировани
е.
Беседа.
Беседа.
Практическая
работа:
«Знакомство с
породами и
свойствами
древесины,
отделочными
материалами».
Беседа.
Демонстрации.
Беседа.
Демонстрации.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа
«Знакомство с
видами
материалов и
инструментом».
Практическая
работа
«Подготовка
материалов.
Приёмы
выпиливания.
Способы
соединения
деталей».

8.

9.

10.
11.

12.

13.
14.

Основы
выпиливания
лобзиком.

Работа над
конструкцией
изделия.

Построение
орнамента.
Конструирование
различных изделий.
Техника
выполнения
различных
конструкций
изделий.

Отделка изделия
Изготовление
изделия.

2

2

2
2

2

2

- виды орнамента, применяемые в работах
лобзиком.

- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, её изготовление, установка.

- Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.

- Плоские изделия;
- объёмные изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

3

Беседа.
Практическая
работа:
«Построение
композиции.
Разработка
формы.
Изготовление и
установка.
Практическая
работа:
«Важнейшие
средства и
приёмы
композиции
орнамета».
Практическая
работа:

Практическая
работа:
Практическая
работа:
«Отделка
изделия».
Практическая
работа:

Художественное выжигание 26 часов

15

Вводное занятие.

16

Основы
материаловедения
для
художественных
работ из дерева.

1

Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии и личной гигиены при
производстве художественных изделий из
дерева.

1

- Основные свойства и пороки древесины;
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы.

Инструктировани
е.
Беседа.
Беседа.
Практическая
работа:
«Знакомство с
породами и
свойствами
древесины,
отделочными

материалами».
Практическая
работа:
«Подготовка
материалов.
Приёмы
выжигания».
Практическая
работа:
«Подготовка
инструмента».
Беседа
Практическая
работа:
«Построение
композиции.
Разработка
формы».

17

Декорирование
художественных
изделий
выжиганием.

2

- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.

18

Инструменты,
приспособления для
выполнения работ.

3

- Инструменты и приспособления для
выжигания.

2

- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.

1

- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.

4

- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

4

- Освоение приёмов выжигания.

4

Практическая
- Совершенствование приёмов выжигания. работа.

4

- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

19
20

21
22

23

24

Основы
композиции.
Подготовка
инструмента к
работе.

Технология
декорирования
художественных
изделий
выжиганием.
Основные приёмы
выжигания.
Техника
выполнения
выжигания
различных изделий.

Отделка изделия.

Практическая
работа.
Практическая
работа:
«Подготовка
материалов.
Приёмы
выжигания.
Способы
соединения
деталей.
Сборка и отделка
изделий».
Практическая
работа.

Практическая
работа:
«Отделка
изделий».

Резьба по дереву на токарном станке 18 часов

49

Технология
изготовления
художественных
изделий токарным
способом.

1

Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;

Практическая
работа:
«Знакомство с
устройством
станков.

50

Устройство
токарного станка

52

Основы работы на
токарном станке
Изготовление
изделия на
токарном станке и
декорирование его
резьбой.

53

Изготовление
скалки

51

56 Итоговое занятие
Итого

- безопасные приемы работы.
2

2

3
8
2

Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность
изготовления изделий.

Организация
рабочего места.
Приемы
управления
работой станка.
Безопасность
труда при
работе на
станках».
Практическая
работа:
«Изготовление
конфетницы на
токарном
станке.
Декорирование
ее резьбой».
Выставка работ
воспитанников,
их обсуждение.
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».