Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текст 11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
среднего общего образования

Рабочая программа
«Сочинение и рассуждение
на основе прочитанного текста»
11 класс
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.14 15:50:38
+05'00'

г. Серов
1

Пояснительная записка.
Задание 25 единого государственного экзамена по русскому языку (ЕГЭ) - это
задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к
его выполнению, а значит, и к подготовке.
В творческой части экзаменационной работы помещается задание, требующее
развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.
Задание проверяет, прежде всего, уровень сформированности у
обучающихся
коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения
собственных текстов. Компетентности выпускника, важной не только для успешной
образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Цель курса: помочь обучающимся овладеть умениями, позволяющими создавать
собственный текст в соответствии с поставленными коммуникативными целями.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных
задач:
• учить воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в тексте;
• учить комментировать содержание читаемого текста;
• учить понимать и правильно формулировать позицию автора первичного текста;
• развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его
доказывать;
• развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно
оформлять письменную работу;
• учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста
собственного сочинения;
• развивать
умение
осуществлять
выбор организацию языковых средств
всоответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
• совершенствовать опыт оформления высказывания в соответствии с
орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.
Материал курса расположен в определенной последовательности, с учетом того,
какие умения необходимо развивать у обучающихся. Сначала дается общая
характеристика заданий ЕГЭ, затем работа выстраивается по этапам.
I этап. Работа с первичным текстом.
II этап. Работа над умением формулировать собственное мнение и
аргументировано его доказывать.
I I I этап. Работа над содержанием целостного текста сочинения.
IV этап. Работа над нормативностью и правильностью речи.
Адресность курса: обучающиеся 1 1 классов общеобразовательных школ, лицеев и
колледжей, а также обучающиеся учреждений НПО, СПО в рамках вариативной части
учебного плана.
Курс рассчитан на 35 часов (12 часов – на работу с первичным текстом, 23 часа –
на работу над второй частью сочинения)
Содержание курса
Общая характеристика заданий единого государственного экзамена ЕГЭ как
составляющая часть общероссийской системы оценки качества образования. Структура и
содержание
контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку.
Специфические подходы к системе оценки заданий с развернутым ответом по русскому
языку.
Работа с первичным текстом.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
2

и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы)
Определение проблематики текста. Основная мысль, проблема
текста.
Основные
способы
формулировки проблемы.
Специфика
работы
с
публицистическим, художественным текстом при определении проблемы.
Формулировка позиции автора. Словесные конструкции, выражающие позицию
автора. Взаимосвязь проблемы и позиции автора. Особенности выражения позиции
автора в публицистическом и художественном текстах.
Комментарий текста. Этапы подготовительной работы. Работа с микротемами
текста (выделение главного,
сокращение и обобщение информации, замена
синтаксических конструкций синонимичными). Определение смысловых связей между
микротемами(причинно-следственных, изъяснительных и т.п.). Создание логизированной
модели текста. Речевые конструкции, используемые в комментарии.
Особенности комментария публицистического текста. Особенности комментария
художественного текста.
Понимание авторского замысла. Понимание роли
художественных приемов используемых автором; выражения собственной позиции.
Фоновые знания, необходимые при работе с первичным текстом. Соблюдение
требования этичности при анализе текста.
Формулировка собственного отношения к проблеме и аргументация своего мнения.
Особенности формулировки собственного мнения. Связь формулировки
собственного мнения и позиции автора первичного текста. Система аргументации.
Аргументы жизненного опыта. Связь аргументов с проблемой текста. Способы включения
аргументации в текст сочинения. Корректность аргументации.
Работа над созданием целостного текста сочинения.
Логика расположения материала, основные содержательные блоки. Основные
композиционные элементы. Речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки. Способы и средства связи предложений и микротем. Деление текста
на микротемы.
Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства.
Роль тропов и риторических фигур в тексте сочинения.
Нормативность и правильность речи. Нормы литературного языка, их соблюдение
в речевой практике.
Орфографические
и
пунктуационные
ошибки
в
тексте
сочинения.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Работа по
их предотвращению. Требование соблюдения языковых и речевых норм. Различие
речевых и грамматических ошибок. Соблюдение этических норм. Требование соблюдения
фактологической точности в фоновом материале.
Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны:
знать
•
основные характеристики заданий ЕГЭ порусском языку;
•
основные термины, используемые в заданиях ЕГЭ;
•
критерии оценивания задания 27 ЕГЭ;
•
основные правила создания текста задание 27
3

уметь

•
определять и формулировать проблему первичного текста
•
определять и формулировать позицию автора первичного текста;
•
комментировать проблему первичного текста;
•
выражать собственное отношение к поднимаемой проблеме;
•
аргументировать собственную позицию;
•
логично, связно, последовательно излагать мысли;
•
ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание
текста сочинения;
•
учитывать при создании текста требования нормативности,
этичности, фактологической точности;
•
использовать в собственной речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка;
•
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии
с темой, целью, стилем и функционально- смысловым типом речи;
•
использовать полученные знания и приобретенные умения не только
в процессе подготовки сдачи ЕГЭ.
Тематическое планирование курса «Сочинение и рассуждение
на основе прочитанного текста»
11 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема занятия
Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по
русскому языку. Специфические подходы к системе оценки заданий с
развернутым ответом по русскому языку.
Определение проблематики текста
Специфика работы с публицистическим, художественным текстом при
определении проблемы.
Основная мысль, проблема текста.
Формулировка позиции автора.
Особенности выражения позиции автора в публицистическом и
художественном текстах.
Работа с микротемами текста
Определение смысловых связей между микротемами
Комментарий текста.
Речевые конструкции, используемые в комментарии.
Особенности комментария публицистического текста.
Особенности комментария художественного текста.
Творческая работа
Особенности формулировки собственного мнения.
Система аргументации.
Тематический блок: «Язык и общество»
Тематический блок: «Искусство»
Тематический блок: «Философия»
Тематический блок «Война и мир»
Тематический блок: «Общество и политика»
4

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
3334

Тематический блок: «Природа и человек».
Тематический блок: «Наука»
Тематический блок: «Литература, книги, чтение»
Логика расположения материала
Деление текста на микротемы.
Работа над точностью и выразительностью речи.
Творческая работа
Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте сочинения.
Требование соблюдения языковых и речевых норм.
Требование соблюдения фактологической точности
Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Творческая работа

2

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».