УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08 2021г. № 136-ОД Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа «Сочинение и рассуждение на основе прочитанного текста» 11 класс (ФГОС) Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.14 15:50:38 +05'00' г. Серов 1 Пояснительная записка. Задание 25 единого государственного экзамена по русскому языку (ЕГЭ) - это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. В творческой части экзаменационной работы помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет, прежде всего, уровень сформированности у обучающихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных текстов. Компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления. Цель курса: помочь обучающимся овладеть умениями, позволяющими создавать собственный текст в соответствии с поставленными коммуникативными целями. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач: • учить воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в тексте; • учить комментировать содержание читаемого текста; • учить понимать и правильно формулировать позицию автора первичного текста; • развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать; • развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; • учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения; • развивать умение осуществлять выбор организацию языковых средств всоответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; • совершенствовать опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами. Материал курса расположен в определенной последовательности, с учетом того, какие умения необходимо развивать у обучающихся. Сначала дается общая характеристика заданий ЕГЭ, затем работа выстраивается по этапам. I этап. Работа с первичным текстом. II этап. Работа над умением формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать. I I I этап. Работа над содержанием целостного текста сочинения. IV этап. Работа над нормативностью и правильностью речи. Адресность курса: обучающиеся 1 1 классов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, а также обучающиеся учреждений НПО, СПО в рамках вариативной части учебного плана. Курс рассчитан на 35 часов (12 часов – на работу с первичным текстом, 23 часа – на работу над второй частью сочинения) Содержание курса Общая характеристика заданий единого государственного экзамена ЕГЭ как составляющая часть общероссийской системы оценки качества образования. Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Специфические подходы к системе оценки заданий с развернутым ответом по русскому языку. Работа с первичным текстом. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи 2 и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы) Определение проблематики текста. Основная мысль, проблема текста. Основные способы формулировки проблемы. Специфика работы с публицистическим, художественным текстом при определении проблемы. Формулировка позиции автора. Словесные конструкции, выражающие позицию автора. Взаимосвязь проблемы и позиции автора. Особенности выражения позиции автора в публицистическом и художественном текстах. Комментарий текста. Этапы подготовительной работы. Работа с микротемами текста (выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкций синонимичными). Определение смысловых связей между микротемами(причинно-следственных, изъяснительных и т.п.). Создание логизированной модели текста. Речевые конструкции, используемые в комментарии. Особенности комментария публицистического текста. Особенности комментария художественного текста. Понимание авторского замысла. Понимание роли художественных приемов используемых автором; выражения собственной позиции. Фоновые знания, необходимые при работе с первичным текстом. Соблюдение требования этичности при анализе текста. Формулировка собственного отношения к проблеме и аргументация своего мнения. Особенности формулировки собственного мнения. Связь формулировки собственного мнения и позиции автора первичного текста. Система аргументации. Аргументы жизненного опыта. Связь аргументов с проблемой текста. Способы включения аргументации в текст сочинения. Корректность аргументации. Работа над созданием целостного текста сочинения. Логика расположения материала, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки. Способы и средства связи предложений и микротем. Деление текста на микротемы. Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства. Роль тропов и риторических фигур в тексте сочинения. Нормативность и правильность речи. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте сочинения. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Работа по их предотвращению. Требование соблюдения языковых и речевых норм. Различие речевых и грамматических ошибок. Соблюдение этических норм. Требование соблюдения фактологической точности в фоновом материале. Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны: знать • основные характеристики заданий ЕГЭ порусском языку; • основные термины, используемые в заданиях ЕГЭ; • критерии оценивания задания 27 ЕГЭ; • основные правила создания текста задание 27 3 уметь • определять и формулировать проблему первичного текста • определять и формулировать позицию автора первичного текста; • комментировать проблему первичного текста; • выражать собственное отношение к поднимаемой проблеме; • аргументировать собственную позицию; • логично, связно, последовательно излагать мысли; • ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; • учитывать при создании текста требования нормативности, этичности, фактологической точности; • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально- смысловым типом речи; • использовать полученные знания и приобретенные умения не только в процессе подготовки сдачи ЕГЭ. Тематическое планирование курса «Сочинение и рассуждение на основе прочитанного текста» 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема занятия Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Специфические подходы к системе оценки заданий с развернутым ответом по русскому языку. Определение проблематики текста Специфика работы с публицистическим, художественным текстом при определении проблемы. Основная мысль, проблема текста. Формулировка позиции автора. Особенности выражения позиции автора в публицистическом и художественном текстах. Работа с микротемами текста Определение смысловых связей между микротемами Комментарий текста. Речевые конструкции, используемые в комментарии. Особенности комментария публицистического текста. Особенности комментария художественного текста. Творческая работа Особенности формулировки собственного мнения. Система аргументации. Тематический блок: «Язык и общество» Тематический блок: «Искусство» Тематический блок: «Философия» Тематический блок «Война и мир» Тематический блок: «Общество и политика» 4 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3132 3334 Тематический блок: «Природа и человек». Тематический блок: «Наука» Тематический блок: «Литература, книги, чтение» Логика расположения материала Деление текста на микротемы. Работа над точностью и выразительностью речи. Творческая работа Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте сочинения. Требование соблюдения языковых и речевых норм. Требование соблюдения фактологической точности Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Творческая работа 2 5 6