Вероятность и статистика (базовый уровень) 7-9 класс (для обучающихся, начавших освоение ООП ООО с 1 сентября 2025 года)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Вероятность и статистика» базовый уровень
7-9 класс
(для обучающихся, начавших освоение ООП ООО
с 1 сентября 2025 года)

Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.03
10:49:56 +05'00'
г. Серов

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из
диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе
и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций
над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное,
включения. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически
достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник
Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;

•

•

•
•

•

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;
выявлять
математические
закономерности,
взаимосвязи
и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
• выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения

•

•

•
•

•

в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы
и координировать свои действия с другими членами команды,
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
• оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе
по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение,
перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из
других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в
природе и обществе.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяемого
образовательной программы основного общего образования
результата
5
Вероятность и статистика
5.1
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений
5.2
Описывать
и
интерпретировать
реальные
числовые
данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
5.3
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах
5.4
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости

8 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяемого
образовательной программы основного общего образования
результата
5
Вероятность и статистика
5.1
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков
5.2
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение)
5.3
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по
результатам измерений и наблюдений
5.4
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями
5.5
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая
5.6
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции
над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять
элементы множеств, применять свойства множеств
5.7
Использовать графическое представление множеств и связей между ними
для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из
других учебных предметов и курсов

9 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяемого
образовательной программы основного общего образования
результата
5
Вероятность и статистика
5.1
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных
источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде
таблиц, диаграмм, графиков
5.2
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов
5.3
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания
5.4
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений
5.5
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли
5.6
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей
5.7
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел
в природе и обществе

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

7 КЛАСС
Код
5
5.1

5.2

5.3

5.4

Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации
из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень
вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах.
Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе.
Решение задач с помощью графов

8 КЛАСС
Код
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6

5.7
5.8
5.9
5.10

Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение
Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения
Использование графического представления множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей
вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события
Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение
вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм
Эйлера

9 КЛАСС
Код

Проверяемый элемент содержания

5
5.1

Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация
данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным
данным
Перестановки и факториал
Сочетания и число сочетаний
Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка и из дуги окружности
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли
Случайная величина и распределение вероятностей
Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического
ожидания как теоретического среднего значения величины
Математическое
ожидание
и
дисперсия
случайной
величины
«число успехов в серии испытаний Бернулли»
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе

5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
Проверяемые требования к предметным результатам освоения
проверяемого основной образовательной программы основного общего образования
требования
на основе ФГОС
1
Умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над
множествами; умение оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево,
цикл, применять их при решении задач; умение использовать графическое
представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач из других учебных предметов
2
Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
доказательство; умение распознавать истинные и ложные высказывания,
приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания
высказываний
3
Умение оперировать понятиями: натуральное число, простое и составное
число, делимость натуральных чисел, признаки делимости, целое число,
модуль числа, обыкновенная дробь и десятичная дробь, стандартный вид
числа, рациональное число, иррациональное число, арифметический квадратный корень; умение выполнять действия с числами, сравнивать
и упорядочивать числа, представлять числа на координатной прямой,
округлять числа; умение делать прикидку и оценку результата вычислений
4
Умение оперировать понятиями: степень с целым показателем,
арифметический квадратный корень, многочлен, алгебраическая дробь,
тождество; знакомство с корнем натуральной степени больше единицы;
умение выполнять расчёты по формулам, преобразования целых, дробнорациональных выражений и выражений с корнями, разложение многочлена
на множители, в том числе с использованием формул разности квадратов и
квадрата суммы и разности
5
Умение оперировать понятиями: числовое равенство, уравнение с одной
переменной, числовое неравенство, неравенство с переменной; умение
решать линейные и квадратные уравнения, дробно-рациональные
уравнения с одной переменной, системы двух линейных уравнений,
линейные неравенства и их системы, квадратные и дробно-рациональные
неравенства с одной переменной, в том числе при решении задач из других
предметов и практических задач; умение использовать координатную
прямую и координатную плоскость для изображения решений уравнений,
неравенств и систем
6
Умение оперировать понятиями: функция, график функции, нули функции,
промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания, убывания,
наибольшее и наименьшее значения функции; умение оперировать
понятиями: прямая пропорциональность, линейная функция, квадратичная
функция, обратная пропорциональность, парабола, гипербола; умение
строить графики функций, использовать графики для определения свойств
процессов и зависимостей, для решения задач из других учебных
предметов и реальной жизни; умение выражать формулами зависимости
между величинами
7
Умение оперировать понятиями: последовательность, арифметическая и

8

9

10

11

12
13

14

15

геометрическая
прогрессии;
умение
использовать
свойства
последовательностей, формулы суммы и общего члена при решении задач,
в том числе задач из других учебных предметов и реальной жизни
Умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и
части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг,
налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами);
умение составлять выражения, уравнения, неравенства и системы по
условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать
правдоподобность полученных результатов
Умение оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, равнобедренный и
равносторонний треугольники, прямоугольный треугольник, медиана,
биссектриса и высота треугольника, четырёхугольник, параллелограмм,
ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция; окружность, круг, касательная;
знакомство с пространственными фигурами; умение решать задачи, в том
числе из повседневной жизни, на нахождение геометрических величин с
применением изученных свойств фигур и фактов
Умение
оперировать
понятиями:
равенство
фигур,
равенство
треугольников; параллельность и перпендикулярность прямых, угол между
прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные
треугольники, симметрия относительно точки и прямой; умение
распознавать равенство, симметрию и подобие фигур, параллельность и
перпендикулярность прямых в окружающем мире
Умение оперировать понятиями: длина, расстояние, угол (величина угла,
синус и косинус угла треугольника), площадь; умение оценивать размеры
предметов и объектов в окружающем мире; умение применять формулы
периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади
круга, объема прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника,
теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления
длин, расстояний, площадей
Умение изображать плоские фигуры и их комбинации, пространственные
фигуры от руки, с помощью чертёжных инструментов и электронных
средств по текстовому или символьному описанию
Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат;
координаты точки, вектор, сумма векторов, произведение вектора на число,
скалярное произведение векторов; умение использовать векторы и
координаты для представления данных и решения задач, в том числе из
других учебных предметов и реальной жизни
Умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы,
таблицы, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
значения, размах числового набора; умение извлекать, интерпретировать и
преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и
явлений; умение распознавать изменчивые величины в окружающем мире
Умение оперировать понятиями: случайный опыт (случайный
эксперимент), элементарное событие (элементарный исход) случайного
опыта, случайное событие, вероятность события; умение находить
вероятности случайных событий в опытах с равновозможными элементарными событиями; умение решать задачи методом организованного
перебора и с использованием правила умножения; умение оценивать
вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически

16

достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
знакомство с понятием независимых событий; знакомство с законом
больших чисел и его ролью в массовых явлениях
Умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи,
приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни,
распознавать проявление законов математики в искусстве, описывать
отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития
математики как науки, приводить примеры математических открытий и их
авторов в отечественной и всемирной истории

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ
НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Код
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
5
5.1.

6
6.1
6.2

Проверяемый элемент содержания
Числа и вычисления
Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел
Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические
дроби
Рациональные числа. Арифметические операции с рациональными
числами
Действительные числа. Арифметические операции с действительными
числами
Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка
результата вычислений
Алгебраические выражения
Буквенные выражения (выражения с переменными)
Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем.
Свойства степени
Многочлены
Алгебраическая дробь
Арифметический
корень
натуральной
степени.
Действия
с
арифметическими корнями натуральной степени
Уравнения и неравенства
Целые и дробно-рациональные уравнения. Системы и совокупности
уравнений
Целые и дробно-рациональные неравенства. Системы и совокупности
неравенств
Решение текстовых задач
Числовые последовательности
Последовательности, способы задания последовательностей
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных
процентов
Функции
Функция, способы задания функции. График функции. Область
определения и множество значений функции. Нули функции. Промежутки
знакопостоянства. Промежутки монотонности функции. Максимумы и
минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на
промежутке
Координаты на прямой и плоскости
Координатная прямая
Декартовы координаты на плоскости

7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5

Геометрия
Геометрические фигуры и их свойства
Треугольник
Многоугольники
Окружность и круг
Измерение геометрических величин
Векторы на плоскости
Вероятность и статистика
Описательная статистика
Вероятность
Комбинаторика
Множества
Графы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока

Всего

Представление данных в
таблицах
Практические вычисления по
табличным данным
Извлечение и интерпретация
табличных данных
Практическая работа
"Таблицы"
Графическое представление
данных в виде круговых,
столбиковых (столбчатых)
диаграмм
Чтение и построение
диаграмм. Примеры
демографических диаграмм
Практическая работа
"Диаграммы"
Числовые наборы. Среднее
арифметическое
Числовые наборы. Среднее
арифметическое
Медиана числового набора.
Устойчивость медианы
Медиана числового набора.
Устойчивость медианы
Практическая работа
"Средние значения"
Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах
Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах
Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах
Контрольная работа по темам
"Представление данных.
Описательная статистика"
Случайная изменчивость
(примеры)
Частота значений в массиве
данных
Группировка

1
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec324
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec78e

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed18e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed602

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed72e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edb3e

1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edc6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee07a

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee390

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee4bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee69c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee9d0

1
1

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания
- Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя,
привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
- побуждение
школьников соблюдать
на уроке общепринятые
нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально
значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;

20
21

Гистограммы
Гистограммы

1
1

22

Практическая работа
"Случайная изменчивость"
Граф, вершина, ребро.
Представление задачи с
помощью графа
Степень (валентность)
вершины. Число рёбер и
суммарная степень вершин.
Цепь и цикл
Цепь и цикл. Путь в графе.
Представление о связности
графа
Представление об
ориентированных графах
Случайный опыт и случайное
событие
Вероятность и частота
события. Роль
маловероятных и
практически достоверных
событий в природе и в
обществе
Монета и игральная кость в
теории вероятностей
Практическая работа
"Частота выпадения орла"
Контрольная работа по темам
"Случайная изменчивость.
Графы. Вероятность
случайного события"
Повторение, обобщение.
Представление данных
Повторение, обобщение.
Описательная статистика
Повторение, обобщение.
Вероятность случайного
события

1

23
24

25
26
27
28

29
30
31

32
33
34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eee1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eecc8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eef52

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef0ba

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef236

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef3b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef4d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef646

1
1

1
1
1

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef8a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0186
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efa24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efbaa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efec0

- использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор
соответствующих
текстов
для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для
обсуждения в классе;
- применение на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных,
деловых, ситуационных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают
обучающимся
возможность приобрести
опыт ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы в
парах, которые
учат школьников
командной работе и
взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время

урока;
- организация шефства,
наставничества
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего школьникам
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что
даст школьникам
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей, навык
уважительного
отношения к чужим
идеям, оформленным в
работах других
исследователей, навык
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания своей
точки зрения.

8 КЛАСС
№
п/п
1
2

Тема урока
Представление данных.
Описательная статистика
Случайная изменчивость.

Всего
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f029e
Библиотека ЦОК

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания
- Установление
доверительных отношений
между учителем и его

3
4
5
6

Средние числового набора
Случайные события.
Вероятности и частоты
Классические модели
теории вероятностей:
монета и игральная кость
Отклонения

1
1
1
1

8

Дисперсия числового
набора
Стандартное отклонение
числового набора
Диаграммы рассеивания

9

Множество, подмножество

1

10

Операции над
множествами:
объединение, пересечение,
дополнение
Свойства операций над
множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения
Графическое
представление множеств
Контрольная работа по
темам "Статистика.
Множества"
Элементарные события.
Случайные события
Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий
Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий
Опыты с
равновозможными
элементарными
событиями. Случайный
выбор
Опыты с
равновозможными
элементарными
событиями. Случайный
выбор
Практическая работа
"Опыты с
равновозможными

1

7

11

12
13
14
15
16
17

18

19

1
1

https://m.edsoo.ru/863f03fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f076c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0bfe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0ea6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f143c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1784

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f198c

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1f72

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f235a

учениками,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований
и просьб учителя,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации
их
познавательной
деятельности;
- побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на
уроках явлений,
организация их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
- использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов
для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;

20
21

элементарными
событиями"
Дерево

1
1

22

Свойства дерева:
единственность пути,
существование висячей
вершины, связь между
числом вершин и числом
рёбер
Правило умножения

23

Правило умножения

1

24

Противоположное событие

1

25

Диаграмма Эйлера.
Объединение и
пересечение событий
Несовместные события.
Формула сложения
вероятностей
Несовместные события.
Формула сложения
вероятностей
Правило умножения
вероятностей. Условная
вероятность. Независимые
события
Правило умножения
вероятностей. Условная
вероятность. Независимые
события
Представление случайного
эксперимента в виде
дерева
Представление случайного
эксперимента в виде
дерева
Повторение, обобщение.
Представление данных.
Описательная статистика
Повторение, обобщение.
Графы
Контрольная работа по
темам "Случайные
события. Вероятность.
Графы"

1

26
27
28

29

30
31
32
33
34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2a4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2bac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2cd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2e36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2f8a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3214

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3372

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3764

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f38ae

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3b06

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3cbe

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3f20

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4128

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4312

1

- применение на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных,
деловых, ситуационных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести
опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или
работы в парах, которые
учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими
детьми;
- включение в урок
игровых процедур, которые
помогают поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;
- организация шефства,
наставничества
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что
даст школьникам

возможность приобрести
навык самостоятельного
решения
теоретической проблемы,
навык генерирования и
оформления собственных
идей, навык
уважительного отношения
к чужим идеям,
оформленным в работах
других
исследователей, навык
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания своей точки
зрения.

9 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Представление данных

1

2

Описательная статистика

1

3
4
5

Операции над событиями
Независимость событий
Комбинаторное правило
умножения
Перестановки.
Факториал. Сочетания и
число сочетаний
Треугольник Паскаля

1
1
1

Практическая работа
"Вычисление
вероятностей с
использованием
комбинаторных функций
электронных таблиц"
Геометрическая
вероятность. Случайный
выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
Геометрическая
вероятность. Случайный
выбор точки из фигуры

1

6
7
8

9

10

1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5014
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5208

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5884

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5a50

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания
- Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации
их
познавательной
деятельности;
- побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;

11

12

13

14

15

16

17

18
19
20
21

22
23
24
25

на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
Геометрическая
вероятность. Случайный
выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
Геометрическая
вероятность. Случайный
выбор точки из фигуры
на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
Испытание. Успех и
неудача. Серия
испытаний до первого
успеха
Испытание. Успех и
неудача. Серия
испытаний до первого
успеха
Испытание. Успех и
неудача. Серия
испытаний до первого
успеха
Испытания Бернулли.
Вероятности событий в
серии испытаний
Бернулли
Испытания Бернулли.
Вероятности событий в
серии испытаний
Бернулли
Практическая работа
"Испытания Бернулли"
Случайная величина и
распределение
вероятностей
Математическое
ожидание и дисперсия
случайной величины
Примеры
математического
ожидания как
теоретического среднего
значения величины
Понятие о законе
больших чисел
Измерение вероятностей
с помощью частот
Применение закона
больших чисел
Обобщение,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5bfe

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5e10

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6162

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6356

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f64d2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6680

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f67de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6b44

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6f86

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f72c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7652
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7116
Библиотека ЦОК

1
1
1

- привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
- использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов
для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения
в классе;
- применение на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных,
деловых, ситуационных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают
обучающимся
возможность приобрести
опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или
работы в парах, которые
учат школьников
командной работе и
взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок

26
27

28

29

30

31

32

33
34

систематизация знаний.
Представление данных
Обобщение,
систематизация знаний.
Описательная статистика
Обобщение,
систематизация знаний.
Представление данных.
Описательная статистика
Обобщение,
систематизация знаний.
Вероятность случайного
события
Обобщение,
систематизация знаний.
Вероятность случайного
события. Элементы
комбинаторики
Обобщение,
систематизация знаний.
Элементы
комбинаторики
Обобщение,
систематизация знаний.
Элементы
комбинаторики.
Случайные величины и
распределения
Обобщение,
систематизация знаний.
Случайные величины и
распределения
Итоговая контрольная
работа
Обобщение,
систематизация знаний

https://m.edsoo.ru/863f783c
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f893a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7a4e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7c9c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7e54

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8408

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f861a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8b56

1

игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;
- организация шефства,
наставничества
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего школьникам
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что
даст школьникам
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения
теоретической проблемы,
навык генерирования и
оформления собственных
идей, навык
уважительного отношения
к чужим идеям,
оформленным в работах
других
исследователей, навык
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания своей точки
зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».