Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Круиз без виз" (7-12 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ №15
от «31»08. 2021 г. №138-од

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Круиз без виз»
для обучающихся 7-12 лет
срок реализации 1 год.

Руководитель : А.А. Прохорова
Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.10.06 15:39:15 +05'00'

г.Серов
2021г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительной образовательной программы
библиотечно-литературного кружка «Круиз без виз» составлена на основе
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России
27.11.2013 N 30468)
3. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р "Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года".
5. Письмо департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты
детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 №06-1844. «Примерные
требования к программам дополнительного образования детей»
7. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 14
декабря 2015 г. № 093564 «О реализации дополнительных общеобразовательных
программ»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей".
Актуальность
Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это
путь к познанию вещей и явлений. Книга – это путь к открытию мира людей,
добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы,
равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений,
ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт,
оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали
читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному
слову.
Содержание программы «Круиз без виз» создаёт возможность для
воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других
стран. Программа ориентирует педагога на создание условий для активации
у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его
мировосприятия и поведения.
Общение с книгой развивает память, внимание, воображение. Позволяет
решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,
связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и
невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,
речи (диалога и монолога);
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,
решением конфликтных ситуаций через игру.
Содержание занятий поможет школьнику общаться с
книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения для
обучающихся 7 – 12 лет. Общее количество часов в год – 17.
Цель программы: повышение образовательного и культурного уровня детей
через любовь к книге, чтению, посредством разнообразных видов деятельности.
Задачи кружка:
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике;
- обогащать нравственно - эстетический, познавательный и чувственный опыт
ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- развивать творческое мышление и воображение;
- обучать
детей видеть за словами образ, визуализируя его в разных
видах творческой деятельности;
- формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг,
развивать интерес к литературному чтению;
- формировать правила обращения с книгой;
- познакомить обучающихся с историей создания книги и историей развития
библиотек.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- практической работы;
- наблюдения;
- игры.
- наглядный метод обучения.
- проблемно-поисковые задания;
- индивидуальные задания.
Формы организации:
- литературные игры;
- чтения и обсуждения;
- конкурсы;
- путешествия по страницам книг;
- виртуальные экскурсии;
- час творчества.

Планируемы результаты освоения программы.
В
результате
освоения
программы
формируются
предметные
умения, соответствующие
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта
начального общего и основного общего
образования:
- сформирована потребность в систематическом чтении;
-обучающимися используются разные виды чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое);
- пополнять словарный запас;
регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, литературных играх;
коммуникативные умения:
- участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, театре и т. д.;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных
ситуациях
2. Учебно – тематический план.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

От глиняной таблички к печатной страничке

1

3

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

1

4

Чудесная страна Библиотека

1

5

Как продлить жизнь книге?

1

6

Литературно - сказочное путешествия по
страницам добрых книг

5

7

Виртуальные экскурсии.

2

8

Наши руки не для скуки

3

9

Информационный круиз «ЭВРИКА, или Кто это
придумал»

1

10

Эко - Путешествие

1

ИТОГО:

17

3. Содержание изучаемого курса
• Введение
Беседа «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Знакомство с
программой кружка.
• От глиняной таблички к печатной страничке (1 ч)
Возникновение письменности. Письменность древних народов. Происхождение и
развитие алфавита. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних
славян. Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Фёдорова и
Петра Мстиславца. Книгопечатание в настоящее время.
• Есть чудо на земле с названьем дивным – книга! (1 ч)
Книга. Элементы структуры книги. Рассказ о конкретной книге с учётом её
структуры (обложка, форзац, титульный лист, оглавление)
Игра «Угадай сказку».
• Чудесная страна Библиотека (1 ч)
Презентация «История появления библиотек». Виртуальная экскурсия «Самые
известные библиотеки мира».
Книжные выставки. Подготовка и оформление тематической книжной выставки.
Обзор книжной выставки. Чтение и обсуждение книги с выставки.
• Как продлить жизнь книге? (1 ч)
Беседа «Чего боится книга?» Выставка старых и нуждающихся в ремонте книг.
Мультимедийный урок «История появления закладки. Виды и типы закладок».
• Путешествие по страницам добрых книг (5 ч)
Русские народные сказки о животных. Чтение сказки «Кот, петух и лиса».
Секреты волшебных сказок. Чтение сказки «Морозко». Бытовой сказки. «Умный
мужик». Конкурс «Знатоки русских сказок».
Сказки разных народов. Чтение украинской сказки «Колосок», Чтение
венгерской сказки «Два жадных медвежонка». Чтение нанайской сказки «Айога».
Иллюстрирование сказки. Выставка рисунков.
Презентация «Сказочный мир братьев Гримм». Чтение сказки братьев Гримм.
«Храбрый портняжка». Игра-викторина «По следам литературных сказок».
Н. Н. Носов – детских книг творец. Чтение книг Н. Н. Носова «Заплатка»,
«Огурцы». Инсценирование рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Конкурс рисунков «Герой моей любимой книги». Презентация любимой книги.

• Виртуальный экскурсии (2ч).
« Тайны и загадки Урала» история и мифы прошлого и настоящего в жизни и
книгах. « Я поведу тебя в музей» знакомство с музеями мира.
• Наши руки не для скуки.(4ч)
Изготовления буклетов «Интернет», создание памятки «Книгу можно сохранить,
если бережнее с ней быть».
Мастер класс «Закладка» лучший подарок на новый год.
Мастер-класс по ремонту книг. Обучение обучающихся простейшему ремонту
книг. Операция «Книжкина больница».
Выпуск стенгазет: «8 марта», «С Днем победы»
• «ЭВРИКА, или Кто это придумал» (1 ч)
Участники информационного круиза совершат увлекательное путешествие в мир
технических изобретений, без которых сегодня нельзя представить жизнь:
познакомятся с историей времени, узнают о приборах, с помощью которых
измеряли время с древности, вспомнят о солнечных, водяных, песочных
и механических часах.
Познакомятся с открытиями, которые сделали дети.
Узнают, как сказочные мечты нашли реальное воплощение в современной жизни,
подобрав волшебным предметам современный технический прототип.
А также сами смогут выступить в роли изобретателей: попробуют
усовершенствовать утюг, снегоход и стиральную машину.
• Эко - Путешествие (1)
Путешествие по страничкам красной книги «Куда ведет заповедная тропа»
Экологическая игра «По страничкам красной книги»

Список литературы:
1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых
мероприятий в школьной и детских библиотеках6 вып.4. – М.: русская школьная
библиотечная ассоциация, 2017.
2. Современные праздники в школьной библиотеке . Практическое пособие для
библиотекарей школ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр
«МарТ», 2019.
3. Духовно - нравственное воспитание детей и подростков в современной
библиотечной среде/авт.- сост. .-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,
2016.-336 с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1;
Вып.1-2)
Периодические издания:
«Воспитание школьников»;
«Читаем, учимся, играем»;
«Школьная библиотека»;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».