Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Санитарный пост" (13-15 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31»_08_2021г. №138-од

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности

«Санитарный пост»
для обучающихся 13-15 лет
срок реализации 1 год

Руководитель:
Лосева Светлана Михайловна
фельдшер

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.10.06 15:38:49 +05'00'

2021 г.

Пояснительная записка
Программа объединения «Санитарный пост» направлена на воспитание санитарной
культуры детей и подростков в образовательных учреждениях. Она складывается
из учебной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой учителями
предметниками, медицинским персоналом, классными руководителями, руководителями
кружков, секций, педагогами дополнительного образования.
Санитарный пост оказывает первую медпомощь при мелких травмах, следит
за выполнением гигиенических требований на учебных местах и в местах общего
пользования, совместно с медицинским работником участвует в гигиеническом воспитании
и пропаганде здорового образа жизни, профилактике травматизма, инфекционных
болезней.
Актуальность предложенной программы связана с необходимостью вооружения
современного человека навыками действия в чрезвычайных и опасных ситуациях, а также
необходимостью пристального внимания к формированию здорового образа жизни,
естественной потребности в соблюдении санитарно-гигиенических норм повседневной
жизни.
С необходимостью помочь человеку при внезапном травмировании или
возникновении заболевания в наше время приходится сталкиваться достаточно часто. Сама
окружающая среда мегаполиса является агрессивной: это и дорожно-транспортные
происшествия, в которых риск получить травму испытывают все участники процесса
(водители, пассажиры, пешеходы), это агрессивно настроенные группы граждан,
техногенные аварии и катастрофы (утечка аварийно-химически опасных веществ,
обрушения зданий и конструкций, сосулек), террористические акты (взрывы), пожары.
В природной среде при проведении досуга также существует множество травмирующих
факторов и травмоопасных действий: травмы на воде, солнечные и тепловые удары,
контакт с ядовитыми и опасными животными и растениями, получение травм при катании
на качелях, детских горках. В быту при несоблюдении элементарных норм техники
безопасности население провоцирует получение внезапного расстройства здоровья при
отравлении препаратами бытовой химии и пищевом отравлении, падении с высоты,
электротравм, получение травм при неосторожном обращении с огнем, колющими
и режущими предметами, неграмотном использовании пиротехники.
Реализация программы «Санитарный пост» помогает формировать у детей
и подростков навыки рационального питания, устойчивые жизненные позиции
в отношении отказа от вредных привычек. Занимаясь в кружке «Санитарный пост»,
подросток расширяет и углубляет знания, полученные при изучении базового курса ОБЖ,
а также приобретает дополнительные знания, умения и навыки по основам первой помощи
при травмах различного характера, полученных как в чрезвычайных ситуациях, так
и в быту, по основам гигиены.
Направленность – социальная
По форме организации – групповая.
Срок реализации программы – 1 год.
Кол-во обучающихся в группе - 15 человек.
Недельная нагрузка на 1 год обучения – 1час в неделю, 34 часа.
Рабочая программа курса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 года; Федерального
закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП СП 3.3686-21
«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

Цель программы:
- закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки обучающихся;
- пропаганда здорового образа жизни;
- стимулирование у обучающихся интереса к медицине.
Задачи программы:
1. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника;
2. Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное
здоровье и здоровье окружающих;
3. Развитие и воспитание организаторских способностей, привлечение учащихся
к гуманитарной деятельности;
4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных
стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
5. Создать методологические и технологические основания для моделирования
различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном
учреждении всех участников образовательного процесса;
6. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в
контексте укрепления здоровья.
7. Научить школьников оказывать первую медицинскую помощь себе и своим
товарищам;
8. Организовывать соблюдение режима дня, чистоты и порядка в классе и школе;
9. Оказывать помощь медицинским работникам при профилактических осмотрах и
прививках;
10. Продемонстрировать многогранную природу здоровья;
11. Стимулирование у учащихся интереса к медицине, их профориентация.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- развитие любознательности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Предметные результаты
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в
природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской
помощи;
- формирование навыков ухода за больными на дому;
- расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами
самоконтроля своего физического состояния.
Формы работы:
- занятия в учебном классе;
- в зависимости от конкретных целей и задач занятия, дети принимают участие в
практической деятельности.

Календарно-тематический план 1 год обучения
№

Темы

Общее
количество часов

Теория

1.

Организационное занятие

1

2

Организация «Красный крест»

1

История
бригад.

1

1

7
5
1

5
3
1

1

1

2
6
1

1
5
1

1
2
1
1
8
1
2

1
1
1
1
4
1
1

1

1

3

4
4

5

6

7

создания

первых

санитарных

Это нужно знать каждому
Оказание первой помощи при травмах
Ядовитые растения и животные. Первая
помощь
Оказание первой помощи при тепловом,
солнечном ударе и солнечном ожоге
Уход за больными на дому
Профилактика здоровья
Вирусные
заболевания. В чем их
опасность?
Вакцинопрофилактика (история)
COVID-19 профилактика
Паразитарные заболевания
Применение лекарственных растений
Учебная среда и здоровье
Как организовать свой рабочий день
Значение соблюдения гигиенических
требований и норм для сохранения и
укрепления здоровья.
Влияние шума на работоспособность
организма
Рейд по учебным кабинетам и коридорам
во время перемен
Санитарное состояние учебных кабинетов
Рейд
по
проверке
санитарного
состояния
учебных
кабинетов
и
проветриванию на переменах.
Дежурство «Санитарного поста» в столовой
Вредные привычки и здоровье
Алкоголизм и табакокурение.
«10 причин, почему не нужно употреблять
алкоголь».
Наркотические вещества: правда и мифы.
Здоровый образ жизни
Спорт – залог красоты и здоровья
Правильное питание – залог здоровья
Проведение
анкетирования
для
обучающихся «Что ты кушаешь?»
Закаливание организма
Гигиена подростка
Рейд по классам на предмет чистоты рук,
одежды, наличия сменной обуви

1

1
1

Практик
а

2
2

1
1

1
4
1

1
1

1

1

1
3
1
1

1
3
1
1

1
6
1
1
1

1
4
1
1

1
1
1

1
1

2
1

1

Стенгазета ко Дню борьбы со СПИДом
Стенгазета «Осторожно: клещ!»
Список литературы:

1
1

1
1

1. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова «Основы медицинских знаний» М.:ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2004г.
2. В.Н.Завьялов, М.И.Гоголев, В.С.Мордвинов «Медико-санитарная подготовка
учащихся» М.: Просвещение, 1986г.
З. Ладынина Е.А. «Лекарственные растения в медицине и в быту». Москва, «АстрельACT», 2002г.
4. Б.И.Мишин «Настольная книга учителя ОБЖ» М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО
«Издательство Астрель», 2003г.
5. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.
Естествознание 5 класс. М.: «Просвещение», 2010.

Список литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».