Русский язык 5-9 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа «Русский язык»
5-9 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.14 15:50:15
+05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2

2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных
средств устной и письменной коммуникации):
2) создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выде3

лять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
3) овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
4) понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки
зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
5) умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения
их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
6) выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и
книжной речи;
7) умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и
др.);
9) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
- осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной
речи;
- для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
10) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
- распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
- уместное использование фразеологических оборотов в речи;
- корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных
формул;
- использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
11) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
- идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм
по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий
разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
- распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
- распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
4

12) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
- проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных
этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
- проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении;
- анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
- определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
- определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
- деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
- проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
- опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
- определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- определение грамматической основы предложения;
- распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений
осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
- опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями
сложного предложения;
- определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному
из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного
типа речи и соблюдения норм их построения;
- определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи
предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
13) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
- умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и
оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде
всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
5

- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
- использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
14) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
- применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в
сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
- соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного
языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
- выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с
учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
- нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
- соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при
употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении
предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
6

дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова,
уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
7

• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
II. Содержание
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,
диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной
научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья,
интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая
СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости
от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
8

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении
словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.
Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц
языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их
значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и
речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный
анализ слова.
9

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные
лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления
слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов,
антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной)
части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей
речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены,
способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные
типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные
члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между
частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения;
10

место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем
и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических
норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой
речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных
пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

11

III. Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3

Раздел, тема урока
Язык и человек. Общение устное и письменное.
Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.

Количество
часов
1
1
1

Стили речи.
I. Повторение изученного в начальных классах (18 ч. + 5 ч.)
4 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5* 2. Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

6
7
8
9*

1
1
1
1

10

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроверяемых и
Непроизносимых согласных в корне слова.
Правописание букв И, У, А после шипящих

11

Разделительные Ъ и Ь.

1

12*
13

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1
1

1

Текст.
14

1

15

Обучающее изложение (подробное, по плану)
Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице
единственного числа.

1

16
17

Раздельное написание НЕ с глаголами.
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1
1

18

1
Тема текста.

19*
20

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
Имя существительное: склонение, род, число, падеж.

1
1

21
22

Буква Ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное:
род, падеж, число.
Обучающее сочинение по впечатлениям (по картине А.А. Пластова
«Летом»). Правка текста.

1
1

23

12

1

24* Местоимения 1,2,3 лица. Наречие
25
Основная мысль текста.
26** Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Повторение изученного в начальных классах».
II. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (26ч. + 5 ч.)
27* Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия.
28
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
29
Разбор словосочетания
30
Предложение.
Простое предложение.
31
Устное и письменное сжатое изложение.
32
Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.
33
Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.
34* Обучающее сочинение-повествование.
Устный отзыв о сочинении товарища
35
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
36
Тире между подлежащим и сказуемым.
37
Нераспространённые и распространённые предложения.
38
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
39
Определение.

1
1
1

40

Обстоятельство.

1

41*
42

Предложения с однородными членами, связанными союзами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1
1

43
44

1
1

45*

Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами
Обращение.

46

Знаки препинания при обращении.

1

47*
48

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Письмо как одна из разновидностей текста.
1
Простые предложения. Синтаксический и пунктуационный разборы
1
простого предложения.
49
Сложные предложения.
1
50
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
51** Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».
1
52
Подготовка к написанию сжатого изложения
1
53
Контрольное изложение № 1.
1
54
Прямая речь.
1
55
Понятие о косвенной речи
1
56
Диалог. Этикетные диалоги.
1
57** Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтак1
сис и пунктуация».
III. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (11 ч. + 4 ч.)
13

58
59
60
61
62**

Фонетика как раздел науки о языке.
Гласные звуки.
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.
Согласные твёрдые и мягкие.
Подготовка к подробному обучающее изложение повествовательного
текста.
63** Подробное изложение повествовательного текста
64
Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные.
65
Графика как раздел науки о языке.
66
Описание предмета. Сочинение-описание.

1
1
1
1
1

67
68
69
70
71*
72**

1
1
1
1
1
1

73
74
75
76
77
78
79**

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я.
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова.
Описание предметов, изображённых на картине
Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
IV.Лексика. Культура речи (9 ч. + 2 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы.
Синонимы.
Подготовка к написанию сочинения.

Контрольное сочинение № 1
Антонимы.
Толковые словари
Подробное изложение (К. Паустовский «Первый снег»). Упр.367.
Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».
V.Морфемика. Орфография. Культура речи (15 ч. + 4 ч.)
84
Морфемика как раздел науки о языке. Изменение и образование слов.
85
Морфема как минимальная значимая единица языка.
86
Основа слова и окончание
87** Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письмаповествования.
88
Корень слова, его назначение в слове.
89
Рассуждение.
90
Суффикс, его назначение в слове.
91
Приставка, её назначение в слове.
92* Обучающее выборочное изложение с изменением лица.
93
Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. Варианты
морфем.
94
Морфемный разбор слова.
95
Правописание гласных и согласных в приставках.
96
Буквы З и С на конце приставок.
97
Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-.
98
Правописание чередующихся гласных О-А в корнях –РОС-/-РАСТ-.
99
Буквы Е-О после шипящих в корне.
80
81
82
83

14

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100 Буквы И-Ы после Ц
101* Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»).
102 Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».
Морфология. Орфография. Культура речи (34 ч.+ 12 ч.)
VI.Имя существительное (13 ч. + 4 ч.)
103 Имя существительное как часть речи.
104 Доказательство и объяснения в рассуждении.
105 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
106 Имена существительные собственные и нарицательные.
107
Род имён существительных.
108
Имена существительные, которые имеют форму только множественного
числа.
109 Обучающее сжатое изложение - повествование (Е. Пермяк «Перо и
чернильница»).
110* Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
111 Склонение имён существительных
112 Падеж имён существительных.
113* Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в
единственном числе.
114 Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика.
115 Множественное число имён существительных.

1
1

116

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор имени существительного.

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Обучающее сочинение по картине.
VII. Имя прилагательное (6 ч. + 2 ч.)
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой
на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Подготовка к написанию сочинения
Описание животного на основе изображённого.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Обучающее сочинение «Как я испугался».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
VIII. Глагол (15 ч. + 6 ч.)
Глагол как часть речи.
НЕ с глаголами.
Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле.
Неопределённая форма глагола.
Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола.

1

117
118
**
119
120
121
*
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

133
134
135
136
137
138
139*
140*
141
142
143
144
145
146
147
148
**
149
150
151*
152*
153
**

Виды глагола.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Невыдуманный рассказ о себе.
Время глагола. Прошедшее время глагола.
Настоящее время глагола.
Будущее время глагола.
Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени.
Морфологический разбор глагола.
Контрольное изложение № 2.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного
числа.
Употребление времён.
Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1
1
1
1
1
1

Обучающее сочинение-рассказ по рисунку
Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

IX. Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5ч.)
Разделы науки о языке.

1

Орфограммы в приставках.
Орфограммы в корнях и окончаниях слов
Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1

6 класс
№

Раздел. Тема урока

Количество
часов

I.РОДНОЙ ЯЗЫК (2ч.)
1
Русский язык – один из развитых языков мира
2
Язык, речь, общение. Ситуация общения
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (13ч.)
3
Фонетика, орфоэпия, графика.
4
5
6
7
8

Фонетический разбор
Морфемы в слове
Орфограммы в приставках и в корнях слов
Части речи
Морфологический разбор слова

16

1
1
1
1
1
1
1
1

9

Правописание окончаний

1

10 Словосочетание.
11 Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.
12 Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении
13 Прямая речь. Диалог.
14 Знаки препинания в предложениях с прямой речью
15 Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе»
III. ТЕКСТ (5ч.)
16 Текст, его особенности
17 Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
18 Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова
19 Основные признаки текста
20 Текст и стили речи. Официально-деловой стиль
IV. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (14часов)
21 Повторение изученного по лексике в 5 классе

1
1
1
1
1
1

22

Словари

1

23
24

Сжатое изложение
Общеупотребительные слова.

1
1

25

Профессионализмы

1

26

Диалектизмы

1

27

Исконно русские и заимствованные слова

1

28

Новые слова (неологизмы)

1

29

Устаревшие слова

1

30

Фразеологизмы

1

31

Источники фразеологизмов. Фразеологический словарь

1

32

Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя»
Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

1

33
34

1
1
1
1
1
1

1
1

V.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (25ч.)
35 Повторение изученного по словообразованию в 5 классе
36 Основные способы образования слов в русском языке

1
1

37

1

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо
17

38
39

Практикум по словообразованию
Этимология слов

1
1

40

Описание помещения. Сложный план

1

41

Буквы О-А в корне –кос- –-кас –

1

42

1

44
45

Буквы О-А в корне –гор- –
-гар –
Буквы О-А в корне –зор- –
-зар –
Буквы Е-И в корнях с чередованием
Правописание корней с чередованием

46

Практикум по теме «Правописание корней с чередованием»

1

47

Буквы Ы – И после приставок

1

48

Правописание приставки ПРИ-

1

49

Правописание приставки ПРЕ-

1

43

1
1
1

1
50

1

52

Правописание слов с трудно определяемым значением приставок
ПРИ- и ПРЕПрактикум по теме « Правописание гласных в приставках при- и
преСоединительные О и Е в сложных словах.

53

Сложносокращенные слова

1

54

Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

55

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

56
57

Морфемный разбор слова Словообразовательный разбор слова
Практикум по теме «Морфемный и словообразовательный разборы»

1
1

58

Повторение изученного по теме «Словообразование»

1

59
60
61

1
1

62
63
64

Контрольная работа по теме «Словообразование»
Повторение изученного по имени существительному в 5 классе
Повторение по теме «Типы склонений, падежные окончания существительных»
Разносклоняемые существительные
Буква е в суффиксе -ен- существительных на мя.
Несклоняемые имена существительные

65

Род несклоняемых имен существительных

1

51

18

1
1

1
1
1

66

Имена существительные общего рода

1

67

Морфологический разбор имени существительного

1

68
69

Сочинение-описание впечатлений
НЕ с существительными

1
1

70

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК и –ЩИК

1

71

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и
–ИК
72 Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных
73 Практикум по теме «Правописание суффиксов имен существительных»
74 Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера
75 Контрольная работа по теме « Имя существительное»
VII. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (26 час)
76 Повторение изученного по имени прилагательному в 5 классе
77 Описание природы
78 Сравнительная степень имен прилагательных
79 Превосходная степень имен прилагательных
80 Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные
81 Сочинение-описание местности
82 Относительные прилагательные
83 Выборочное изложение
84 Притяжательные прилагательные
85 Практикум по теме «Разряды имён прилагательных по значению»
86 Морфологический разбор имени прилагательного
87 НЕ с прилагательными
88 Практикум по теме «НЕ с прилагательными»
89 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
90 Практикум по теме «Буквы О и Е после шипящих и Ц в прилагательных»
91 Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»
92 Одна буква Н в суффиксах прилагательных
93
94
95
96
97
98
99

Практикум по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Описание игрушки
Различие на письме суффиксов прилагательных -к- и - ск Практикум по теме «Различие на письме суффиксов прилагательных
-к- и - ск "
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Практикум по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Повторение по теме «Имя прилагательное»
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100 Контрольная работа
по теме «Имя прилагательное как часть речи»
101 Публичное выступление на тему «Народные промыслы»
VIII. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (14часов)
102 Имя числительное как часть речи

1

103 Простые и составные числительные

1

104 Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

105 Разряды количественных числительных
106 Числительные, обозначающие целые числа

1
1

107 Выборочное изложение
108 Дробные числительные

1
1

109 Собирательные числительные

1

110 Порядковые числительные

1

111 Употребление числительных в речи

1

112 Морфологический разбор имени числительного
113 Повторение по теме «Имя числительное»
114 Контрольная работа
по теме «Имя числительное как часть речи»
115 Публичное выступление на тему «Берегите природу»
IX. Местоимение (19 час)
116 Местоимение как часть речи

1
1
1

117 Разряды местоимений. Личные местоимения

1

118 Возвратное местоимение СЕБЯ

1

119 Вопросительные местоимения

1

120 Относительные местоимения

1

121 Неопределенные местоимения

1

122 Правописание неопределенных местоимений

1

123 Отрицательные местоимения

1

124 Правописание отрицательных местоимений

1

125 Притяжательные местоимения

1

20

1

1

126 Рассуждение
127 Подробное изложение
128 Указательные местоимения

1
1

129 Текст и план текста
130 Определительные местоимения

1

131 Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
132 Морфологический разбор местоимений

1
1

133 Повторение по теме «Местоимение».

1

134 Контрольная работа по теме «Местоимение как часть речи»

1

X. ГЛАГОЛ (22 часа)
135 Повторение изученного о глаголе в 5 классе
136 Повторение: способы образования глаголов
137 Правописание безударных личных окончаний глаголов
138 Правописание тся и ться в глаголах
139 Сочинение-рассказ по рисункам
140 Разноспрягаемые глаголы

1
1
1
1
1

141 Глаголы переходные и непереходные

1

142 Возвратные глаголы

1

143 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

144 Подробное изложение
145 Условное наклонение глагола

1
1

146 Повелительное наклонение

1

147 Различие повелительного наклонения и формы будущего времени

1

148 Практикум по теме «Наклонение глаголов»

1

149 Рассказ по рисункам

1

150
151
152
153
154
155
156

1
1
1
1
1
1
1

Употребление глаголов в речи
Безличные глаголы
Морфологический разбор глагола
Рассказ на основе услышанного
Правописание гласных о – е в суффиксах глаголов
Правописание гласных и – ы в суффиксах глаголов
Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»
21

XI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА (14 ч.)
157 Итоговая контрольная работа
1
158 Повторение по теме: «Имя существительное»
1
159 Повторение по теме: «Орфограммы в имена существительных»
1
160 Повторение по теме: «Имя прилагательное»
1
161 Повторение по теме: «Орфограммы в имена прилагательных»
1
162 Повторение по теме: «Глагол»
1
163 Повторение по теме: «Орфограммы в имена прилагательных»
1
164 Повторение по теме: «Наклонение глагола»
1
165 Повторение по теме: «Местоимение»
1
166 Повторение по теме: «Орфограммы в местоимениях»
1
167 Повторение по теме: «Числительное»
1
168 Повторение по теме: «Правописание имен числительных»
1
169 Повторение по теме: «Текст, его особенности»
1
170 Повторение по теме: «Стили текста»
1
7 класс
№

Раздел. Тема урока

1
2
3
4

Русский язык как развивающееся явление.
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.

Количество
часов
1
1
1
1

5
6
7*

Фонетика и орфография.
Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография.

1
1
1

8

Морфология и.

1

9*
10
**
11

Орфография
КР. Контрольная работа

1
1

РР. Текст.

1

12
13

Диалог как текст. Виды диалога.
РР. Стили литературного языка.

1
1

14*

РР. Публицистический стиль.

1

15* Причастие как часть речи.
16* Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
17* Причастный оборот.

1
1

18
19

1
1

Выделение причастного оборота запятыми.
РР Описание внешности человека.
22

1

20

Действительные и страдательные причастия.

1

21

Краткие и полные причастия.

1

22

Действительные причастия настоящего времени.

1

23* Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени.
24
Действительные причастия прошедшего времени.

1

25
РР. Изложение (упр.116)
26* Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1
1

27*

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

28
29*

1
1

30
31

Гласная перед Н в полных и кратких страд.причастиях.
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Н в отглагольных прилагательных.
Н и НН в суффиксах кратких страд.причастий.

32

Н и НН в суффиксах кратких отглагольных прилаг.

1

33
34

РР. Выборочное изложение (упр.151)
Морфологический разбор причастия.

1
1

1

1
1

35* Практикум по теме «Причастие»
36
НЕ с причастиями.
37 Практикум по теме «НЕ с причастиями».
38* Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд.причастий прош.
времени.

1
1
1
1

39
40

1
1

РР. Сочинение-описание внешности человека (упр.166-167)
Повторение «Причастие»

41 Тестовая работа по теме «Причастие».
**
42
Контрольный диктант по теме «Причастие».
**
43* Деепричастие как часть речи.

1

44*
45*

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1
1

46

Деепричастия несовершенного вида.

1
23

1
1

47

Деепричастия совершенного вида.

1

48
49
50

РР. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь».
Морфологический разбор деепричастия.
Повторение.

1
1
1

51
**
52
**
53

Контрольная тестовая работа по теме «Деепричастие»

1

КР. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

Наречие как часть речи.

1

54

Разряды наречий.

1

55 Местоимённые наречия.
56* Степени сравнения наречий. Сравнительная степень.

1
1

57 Степени сравнения наречий. Превосходная степень
58* Морфологический разбор наречия.

1
1

59
60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е.
Особенности слитного и раздельного написания не с наречиями
на о (е)
61* Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1
1

62*

Практикум по теме «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.» Н и НН в наречиях на –о, -е.

1

63

1

65

Подготовка материалов к сочинению «Учимся работать»
(упр.263)
РР. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать»
(упр.263)
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

66

Буквы О и А на конце наречий.

1

67

Практикум по теме «Буквы О и А на конце наречий.»

1

64

1

1
1

68
РР. Подробное изложение (упр.272)
69* Слитное и дефисное написание наречий
70
Дефис между частями слова в наречиях.

1
1

71
72

1
1

73
74

Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. числительных
Ь после шипящих на конце наречий.
Повторение.
24

1
1

75
**
76
77
78
*
79
80
81
82
83
84

КР. Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Отзыв
Учебный доклад
Категория состояния как часть речи.

1
1
1

Синтаксическая роль слов категории состояния.
Морфологический разбор категории состояния.
РР. Сжатое изложение (упр.281)
Повторение. Проверочная работа по теме «Категория состояния»
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как часть речи.

1
1
1
1
1
1

85

Употребление предлогов.

1

86*
87

Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги.

1
1

88*

Морфологический разбор предлога.

1

89

РР. Подготовка материалов к сочинению-репортажу по картине
А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
90 РР. Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская
спортивная школа».
91* Слитное написание производных предлогов.

1

92* Раздельное написание производных предлогов.

1

93
94
95

Повторение по теме «Предлог».
Контрольный диктант по теме «Предлог»
Союз как часть речи.

1
1
1

96*
97
98*

Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении.
Сочинительные союзы.

1
1
1

99

100 Подчинительные союзы.
101 Употребление сочинительных
и подчинительных союзов.
*
102 Разряды подчинительных союзов
103 Морфологический разбор союза.
104 РР. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик»
(упр.384)
105 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
*
106 Повторение.
Практические сведения о союзе как части речи.
25

1
1

1
1
1
1
1
1
1

107 КР. Контрольная работа по теме «Союз»
108 Частица как часть речи.

1
1

109 Разряды частиц. Формообразующие частицы.
110 Смыслоразличительные частицы.
*
111 Отрицательная частица НЕ
112 Раздельное и дефисное написание частиц.
113 РР. Сочинение - устное выступление по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.426).
114 Морфологический разбор частицы.
*
115 КР. Контрольный диктант по теме Частица».
**
116 Отрицательные частицы НЕ и НИ.
117 Практикум по теме «Отрицательные частицы НЕ и НИ».
118 Различение частицы и приставки НЕ*
119 Правописание НЕ с
различными частями
речи.
120 РР. Подготовка к сочинению–рассказу по данному сюжету
(упр.446).
121 РР. Сочинение–рассказ по данному сюжету (упр.446).
122 Частица НИ, приставка
НИ-, союз НИ-НИ.

1
1

123 Повторение.
обобщение и систематизация знаний о частицах.
124 Контрольная работа по теме «Частица»
125
*
Междометие как часть речи.

1

126
*
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
**

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Разделы науки о языке.
РР. Текст. Стили речи.
РР. Контрольное сочинение.
Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика. Словообразование.
Морфология.
Орфография.
Синтаксис. Пунктуация.
КР. Итоговый тест.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
26

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

№
п/п

Раздел, тема урока

1
2
3*
4*
5
6
7*
8
9 **

Функции русского языка в современном мире
Пунктуация и орфография.
Н-НН в разных частях речи
Не с разными частями речи
Комплексное повторение
РР. Стили речи. Строение текста
РР. Лингвистический анализ текста
Комплексное повторение
КР. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в
5-7 классах»
Основные единицы синтаксиса
Текст как единица синтаксиса.
Словосочетания, их грамматическое строение
Виды словосочетаний
Синтаксические связи слов в словосочетаниях
Синтаксический разбор словосочетаний
Предложение как единица синтаксиса.
Грамматическая (предикативная) основа предложения
Порядок слов в предложении. Интонация.
РР. Сочинение
Подлежащее
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
РР. Изложение с описанием местности
Составное именное сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
РР. Изложение с элементами сочинения-рассуждения
Дополнение
Определение
Приложение
Знаки препинания при приложении
РР. Ораторская речь
Обстоятельство
Виды обстоятельств по значению
Сравнительный оборот
Синтаксический разбор двусоставного предложения
РР. Характеристика человека.
КР. Контрольная работа по теме «Второстепенные члены
предложения»
Главные члены односоставного предложения.
Назывные предложения
Определенно-личные предложения
Неопределенно-личные предложения

10*
11
12
13*
14
15
16
17
18*
19
20
21*
22*
23
24*
25
26
27
28
29
30
31*
32
33
34*
35
36*
37
38
39
40
41
42

27

Коли
чество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

43
44
45
46
47**
48 *
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59*
60
61
62*
63
64
65
**
66
67 *
68
*
69
70*
71
72
73*
74
75
76
**
77*

Безличные предложения
Практикум по теме «Безличные предложения»
Рассуждение
Односоставные предложения
КР. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Неполные предложения
Неполные предложения в диалогической речи
Подготовка к написанию изложения
РР. Изложение с элементами сочинения
Понятие об однородных членах
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них
Однородные определения
Неоднородные определения
Однородные члены, связанные сочинительными союзами
Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами
Практикум по теме «Однородные члены, связанные сочинительными союзами»
Обобщающие слова при однородных членах
Знаки препинания при обобщающих словах
Обобщающие слова в текстах разных стилей.
Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с
однородными членами
Практикум по теме «Однородные члены предложения»
Практикум по теме «Обобщающие слова при однородных
членах»
КР Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»
Понятие об обособленных членах предложения
Обособление согласованных распространенных определений
Обособление согласованных нераспространенных определений
Обособление определений с обстоятельственным оттенком.
Обособление несогласованных определений
Обособление определений и приложений, относящихся к
личному местоимению
Обособление согласованных приложений
Практикум по теме «Обособление согласованных приложений»
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК
Обобщение изученного по теме «Обособленные определения»
Обобщение изученного по теме «Обособленные приложения»
КР. Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения»
Обособление обстоятельств, выраженных одиночными дее28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

78
79
80
81
82
83
84
**
85
86
87*
88*
89
90
91*
92
93
**
94
95
96
97
98

99
100
101
102

причастиями
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
Обособление уточняющих членов предложения
Практикум по теме «Обособление уточняющих членов
предложения»
Синтаксический и пунктуационные разборы предложений с
обособленными членами
Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены
предложения»
КР. Контрольная работа по теме «Обособленные члены
предложения»
Обращение.
Распространённые обращения

1
1
1
1
1
1
1
1

Выделительные знаки препинания при обращении
Вводные конструкции
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
Выделительные знаки препинания при вводных словах,
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Вставные слова, словосочетания, предложения.
Междометия в предложении
РР. Сочинение-рассуждение
КР. Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть
Предложения с косвенной речью
Цитаты и знаки препинания при них
Закрепление темы «Способы передачи чужой речи»

1
1
1

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное и односоставные предложение»

1

Повторение темы «Однородные члены предложения»
Повторение темы «Предложения с уточняющими обособленными членами»
Повторение тем «Обращение», «Вводные слова»
Повторение темы «Способы передачи чужой речи»

1
1

9 класс
29

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

№ урока
по порядку
1.
2.

Раздел, тема урока.

Количество
часов.

Русский язык – язык русской художественной литературы.
Русский язык как один из индоевропейских языков.

1
1

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

4.

Лексикология. Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Морфемика. Словообразование. Способы словообразования.
Морфология.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Орфография и пунктуация.
Речь. Речевая деятельность.

1

Культура речи.
Невербальные средства общения.
Анализ текста «Дом на Сороти».
Основные разделы науки о языке.
Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного
в 8 классе»
Понятие сложного предложения.
Типы сложных предложений и средства связи между их
частями.
Разделительные и выделительные знаки препинания между
частями сложного предложения.

1

5.
6.
7.
8.

1
1
1
1

*

9.
10.
11.
12.
**

13.
14.
*

15.
*

16.
17.
18.
19.

1
1
1
1
1
1

Интонация сложного предложения
1
Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Цер- 1
ковь Вознесения на улице Неждановой».
Понятие сложносочинённого предложения.
1
Сложносочиненное предложение.
1

*

20.
21.

Виды сложносочиненных предложений.

1

Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере 1
диком…».

22.
23.

Сжатое изложение
Разделительные знаки препинания между частями ССП.

1
1

24.
25.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Повторение изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённое пред-

1
1

*

26.

30

27.

ложение»
Понятие о сложноподчинённом предложении.

1

*

28.

Место придаточного предложения по отношению к глав- 1
ному

29.
30.
31.
32.
33.

Союзы и союзные слова в СПП.
Роль указательных слов в СПП.
Основные группы СПП
Изложение содержания прослушанного текста
СПП с придаточным определительным.

1
1
1
1
1

34.

Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
СПП с придаточными времени
СПП с придаточными места.
СПП с придаточными причины.
СПП придаточными условия
СПП придаточными уступки
СПП придаточными цели
СПП придаточными следствия.
Сжатое изложение содержания прослушанного текста.
СПП с придаточными образа действия
СПП с придаточными меры и степени
СПП с придаточными сравнения.
Использование различных стилей речи в художественном произведении

1

1
1
1
1

53.

Анализ текста «Лексикограф С.И.Ожегов» (о языке).
Виды лингвистических словарей
Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»
КР. Контрольная работа № 3 по теме «Виды придаточных
предложений»
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

54.
55.
56.
57. 0
58.

Основные жанры официально-делового стиля
Синтаксический разбор СПП
Пунктуационный разбор СПП.
Практикум по теме «ССП и СПП»
Практикум по теме «Знаки препинания в ССП И СПП»

1
1
1
1
1

59.

Контрольная работа № 4 «Сложноподчиненное предло- 1
жение»
Общие сведения о языке.
1
Выявление лексических и фразеологических единиц языка.
Сжатое изложение
1

*

*
*

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43. ,
44.
45.
46. ,
47.
*

48.
49.
50.
51.
52.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

*

**
**

60.
61.

31

62.
63.
64.
65. ЗЗ
66.

1
1
1
1
1

72.
73.
74.
75.
76.

Понятие бессоюзного сложного предложения.
Интонация в БСП
БСП со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в БСП
Бессоюзные сложные предложения со значением причины
Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения
Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения.
Двоеточие в БСП
Р/р Написание сочинения – рассуждения на тему: «Что такое милосердие?».
БСП со значением противопоставления, времени, условия и
следствия.
Тире в БСП
Практикум по теме « Знаки препинания в БСП»
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП
Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение»
КР № 5 по теме «Бессоюзное сложное предложение»1

77.
78.
79.

Сложные предложения с различными видами связи
Употребление союзной и бессоюзной связи в СП
Сложные предложения с различными видами связи.

1
1
1

80.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными 1
видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного пред- 1
ложения с различными видами связи

*

67.
68.
69.
70.
71.
*

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

**

*

81.
*

82.

Контрольная работа № 6 по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

Подготовка к написанию сжатого изложения
Сжатое изложение.
Публичная речь
Публичное выступление по теме «Взрослые и мы».
Понятие о языке.
РР. Русский литературный язык и его стили.
Ученые, исследовавшие русский язык.
Фонетика. Графика. Орфография.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Лексикология и фразеология
Морфемика. Словообразование.
Морфология.
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение.
Сложные предложения.
Синтаксис. Пунктуация.
Бессоюзные сложные предложения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

**

*

96.
97.

32

1
1

98.
99.
100.

101.**
102.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Сжатое изложение
Культура речи
Культура речи. Критерии
культуры речи. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Итоговая контрольная работа
Итоги курса русского языка в 9 классе.

1
1
1

1
1

* - Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке
** - Дифференцированная контрольная работа для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных
особенностей обучающегося.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».