Решение задач повышенной сложности по органической химии 10 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
среднего общего образования

Рабочая программа
«Решение задач повышенной сложности
по органической химии»
Элективный курс
10 класс
(ФГОС)

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.09.14 15:49:51 +05'00'

г. Серов
2

Пояснительная записка
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения
веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с
заданными свойствами, исследование закономерностей химических
превращений и путей управления ими в целях получения веществ,
материалов, энергии.
Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по
органической химии» по выбору предназначен для учащихся 10 класса и
носит предметно-ориентированный характер. В курсе представлены типы
расчетных задач и практические работы, которые дополняют и углубляют
курс органической химии. Содержание курса поможет учащимся быстрее
адаптироваться к изучению нового предмета органической химии. Курс
разделен на три блока: вывод химической формулы вещества, решение
расчетных задач, качественный анализ в органической химии. В дальнейшем
учащиеся самостоятельно выбирают способ решения – главное, чтобы он был
рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует
развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы.
Решение сложных расчетных и практических задач – интересный и
творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и
нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации
ученика. Материал данного курса обеспечивает закрепление теоретических
знаний, учит творчески применять их в новой ситуации. Программа
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение курса направлено на решение следующих задач:
• расширить знания учащихся по органической химии;
• устранить пробелы в знаниях для учащихся с низкой степенью
обучаемости;
• развивать познавательные интересы;
• рассмотреть методы качественного и количественного анализа;
• развивать навыки самостоятельной деятельности;
• применять полученные знания и умения для безопасного
использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и
окружающей среде.

3

По окончании курса ученик должен уметь:
• производить расчеты по химической формуле;
• выводить химические формулы веществ по разным исходным
данным;
• производить расчеты по уравнениям химических реакций;
• пользоваться лабораторным оборудованием для получения
веществ и исследования их свойств;
• производить качественный органический анализ.

Учебно-методическое обеспечение
1. Варианты заданий для подготовки к ЕГЭ по химии. Москва ФГУ
«Федеральный центр тестирования».
2. В.П. Лилле. Химия, решение задач. Издательский дом Литера, СанктПетербург, 2004
3. Р.А. Лидин, В.Б. Марулис. Химия 10-11 классы. Дидактические
материалы. Москва, Дрофа, 2002
4. Ю.К. Губанова Сборник задач по органической химии с решениями.
Саратов изд. «Лицей» 1999

4

Тематическое планирование

№

Тема занятия

Основное содержание
Введение

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Введение в курс
Вывод химической формулы веществ.
Относительная плотность газов Плотность.
Относительная
плотность.
Доля химического элемента
Процентная
концентрация,
молярность,
моляльность
Вывод формулы по массовым Молярная
масса,
долям элементов (зная Mr)
массовая доля.
Вывод формулы по массовым Вывод формулы, зная
долям элементов (без Mr)
только массовую долю
элемента
Вывод формул углеводородов Алгоритм
(по
по продуктам сгорания.
уравнению, по составу)
Вывод формул углеводородов
по продуктам сгорания.
Решение расчетных задач
Алгоритмы решения расчетных Алгоритмы
задач.
Определение массы продуктов Масса,
объем,
реакции.
количество вещества.
Определение объема исходных Определение объема по
веществ и продуктов реакции
массе
и
количеству
вещества
Определение объема и массы Понятия темы
исходных веществ.
Задачи
на
«избыток»
и
--------«недостаток»
Выход продуктов реакции в % ТВ
–
теоретически
от теоретически возможного.
возможно
Смеси веществ.
Смеси
веществ
в
газообразном, жидком и
твердом состоянии.
Цепочки
превращений
---5

Количес
тво
часов
1
1
6
1
1

1
1
1

1
10
1
1
1
1

1
1
1

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

углеводородов
Параллельное
протекание
нескольких реакций.
Комбинированные задачи.
Качественный анализ в органической химии.
Элементарный анализ.
Синтез, анализ
Качественное
определение Хлор, бром, йод.
галогенов в веществах.
Качественные
реакции
на П.р.
спирты и фенол.
Обнаружение функциональных П.р.
групп альдегидов.
Реакция этерификации.
П.р.
Параллельное
протекание Расчетные задачи
реакций при получении спиртов
и альдегидов.
Химические
свойства П.р.
органических кислот.
Глюкоза
– П.р.
альдегидомногоатомный спирт.
Вывод
формул По массовым долям
кислородсодержащих
химических элементов
органических веществ
Вывод
формул По продуктам сгорания
кислородсодержащих
органических веществ
Вывод формул по продуктам Расчетные
задачи
с
реакции
выходом на молярную
массу вещества
Переходы в органической химии Условия
превращений
углеводородов
углеводородов
Цепочки
превращений Углеводороды. Спирты,
органических веществ.
Альдегиды, Кислоты
Цепочки
превращений Классы
органических
органических веществ
веществ
Аналитические задачи на смеси
органических соединений
Аналитические задачи на смеси
органических соединений
Обобщение знаний по теме

6

1
1
17
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».