Основы философии 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
среднего общего образования

Рабочая программа
«Основы философии»
10-11 класс
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.14 15:48:14 +05'00'

г. Серов

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы философии».
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская гражданская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
3

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
овладеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;

4

использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
владеть навыками самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ)
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
определять назначение и функции различных социальных институтов;
научиться самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей:
овладеет языковыми средствами - умением ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
Планируемые

предметные

результаты

освоения

ООП

СОО

по

предмету

«Практическое правоведение»
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы философии»
должны отражать:
5

1) сформированность представлений о философии, как науки, ее функциях,
механизме и формах;
2) владение знаниями по философии
3) сформированность представлений о человеке и смысле его существования в
разных эпохах и философских системах;
4)сформированность представлений научное и религиозное представление о
человеке и смысле бытия;
5) понимание специфики философских текстов различных стилей;
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы философии»
10-11 класс (базовый уровень)
Выпускник на базовом уровне научится:
Выделять черты социальной сущности человека;
определять место и роль человека в системе общественных отношений на различных
этапах развития историко-философского процесса;
распознавать специфику философского знания, этапы развития философской мысли,
ценностные основания основных исторических эпох;
определять тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и
философских системах;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
иллюстрировать конкретными примерами роль философских знаний в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
оценивать

действия

субъектов

социальной

жизни,

включая

личности,

группы,

организации, с точки зрения мировоззренческой концепции;
формулировать на основе приобретенных философских знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по философской проблематике;
выражать

и

аргументировать

собственное

отношение

к

роли

образования

и

самообразования в жизни человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
6

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности философских школ разных исторических эпох;
применять полученные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Содержание программы.
Основные философские понятия. Ключевые философские проблемы. Идейные учения
Р.Декарта, У.Норта, Мамардашвили М., К Ясперса. Философский текст- особенности.
Идеи Платона. Особенности философского языка, философские категории древности.
Зарождение первых философских знаний в Древней Индии, основные понятия индийской
философии: «карма»,
«дхарма», «реинкарнация». Философия Древнего Китая.
Возникновение буддизма. Знания о древней Индии и эпохи возникновения буддизма.
Понятия китайской философии («Дао», «даосизм», «инь», «ян»). Конфуцианская этика,
пять постоянств праведного человека, распространение конфуцианства по миру.
Сочинения Конфуция «Лунь Юй». Раннегреческие натурфилософы. Философия Диогена
Лаэртского, основные идеи, аскетизм,споры с Платоном. Философская школа Платона.
Сократ-авторитет мировой философии. Философская школа Аристотеля, теория познания
и логика, космология Аристотеля, формы государственного управления по Аристотелю.
Философия Древнего Рима: Цицерон, Сенека, Плутарх, неоплатоники, стоики.
Средневековая философия: патристика, схоластика, мистика, религиозное мировоззрение.
Философия Фомы Аквинского, Иоана Златоуста. Философия Ф.Бэкона и Р.Декарта.
Теория познания И.Канта. «Критика чистого разума». Категорический императив.
Диалектика И.Фихте, философия искусства Ф Шеллинга, философская система Гегеля.
Философия Зап.Европы 17-18вв., эмпирики и рационалисты. Становление русской
философии, философские учения западников и славянофилов, философия П.Я.Чаадаева.
Западная философия 19в.: романтизм и идеализм в немецкой философии, позитивизм во
Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, неокантианство.
«Осевое время», смысловое единство истории человечества. Ментальность народов мира,
этносы, этногенез в работах Л.Н.Гумилева. Традиции, модернизация, глобализация:
ценностные приоритеты. Мировоззрение человека. «Философия школы» и «философия
жизни» Вл. Соловьева. Философы России (20 век): И.Ильин, философский подход Н
Бердяева: «единство сердца, совести и ума». Истоки самосознания, самопознание и
самосознание
личности,
духовность.
Самосознание
группы.
Особенности
этнонационального сознания. Философия и естественнонаучное знание, многоликость
философского знания. Рациональность как ценность, философский рационализм и
эмпиризм, понятие сциентизма, агностицизм – крайняя разновидность иррационализма.
Гражданское общество и правовое государство. Особенности политики как деятельности.
Мораль и политика. Этика-философская наука о морали, основные понятия этики,
нравственный идеал в зеркале этических норм (Сократ, Эпикур, Спиноза, Гельвеций,
Дидро, Кант, Гегель), проблема должного и сущего в этике. Философия и этика
ненасилия, толерантность, христианские идеи ненасилия, шесть принципов М.Л.Кинга.
7

8

Тематическое планирование 10-11 класс 68 часов
№
Тема урока
Содержание образования
п/п

Коли
честв
о
часов

10 класс
Что такое философия 6 часов
1
Путь в Философию.
2
Ключевые понятия философии.
3
Философские имена, термины,
идеи, проблемы.
4
Востребованность философского
знания.
5
Философский текстособенности.
6
Что такое философский язык?

Понятие философия, структура курса
Основные философские понятия
Ключевые философские проблемы,
имена
Идейные учения Р.Декарта, У.Норта,
Мамардашвили М., К Ясперса
Идеи Платона

1
1
1
1
1

Особенности философского языка,
философские категории древности
Философия Древней Индии и Древнего Китая 5 часов
7
Зарождение первых
основные понятия индийской
философских знаний в Древней
философии:
Индии
« карма»,
« дхарма», «реинкарнация»
8
Возникновение буддизма
знания о древней Индии и эпохи
возникновения буддизма.
9
Философия Древнего Китая
понятия китайской философии («Дао»,
«даосизм», «инь», «ян»).
10
Конфуций и его учение
Конфуцианская этика, пять постоянств
праведного человека, распространение
конфуцианства по миру
11
Практическая работа «Конфуций Работа с первоисточниками. Чтение и
и его учение»
анализ главы 1 сочинения Конфуция
«Лунь Юй»
Античная и средневековая философия 11 часов
12
Раннегреческие натурфилософы Понятия «онтология»,
«первовещество».
13
Практическая работа «Античная Работа с первоисточниками. Анализ
философия»
главы 2 книги Гераклита «О природе
Работа с первоисточниками. Анализ
сочинения Демокрита «Начала».
14
Философия Диогена Лаэртского основные идеи, аскетизм,споры с
Платоном.

1

15

Философская школа Платона

Платоновский корпус, диалоги,
идеалистическое направление
философии, диалектика Платона

1

16

Сократ-авторитет мировой
философии.

1

17

Философская школа Аристотеля

Философские взгляда Сократа, метод
анализа понятий (майевтика,
диалектика), Сократовы парадоксы.
Аристотель-основоположник
9

1

1
1
1
1

1
1

1

1

формальной логики, категории
философии Аристотеля, теория
познания и логика, космология
Аристотеля, формы государственного
управления по Аристотелю
18Философия Древнего Рима
Философия Цицерона, Сенеки,
19
Плутарха, неоплатоники, стоики
20Средневековая философия
Патристика, схоластика, мистика,
21
религиозное мировоззрение.Философия
Фомы Аквинского, Иоана Златоуста
22
Практическая работа
Сравнительные характеристики
«Философия средневековья»
философских текстов
Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля) 4 часа
23
Философия Ф.Бэкона и
Проблема достоверности знания в
Р.Декарта
философии Ф.Бэкона и Р.Декарта
24
Эмпиризм и рационализм.
Теория познания И.Канта. «Критика
И.Кант
чистого разума». Категорический
императив
25
Школа классического немецкого Диалектика И.Фихте, философия
идеализма (Фихте, Шеллинг, искусства Ф Шеллинга, философская
Гегель)
система Гегеля
26
Практическая работа
Философия Зап.Европы 17-18вв.,
«Философия Нового времени»
эмпирики и рационалисты
Философия 19 века 9 часов
27Русская философия 19 века
Становление русской философии,
28
философские учения западников и
славянофилов, философия
П.Я.Чаадаева
29Западная философия 19в.
Романтизм и идеализм в немецкой
30
философии, позитивизм во Франции и
Англии, материализм Маркса и
Фейербаха, неокантианство
31
Практическая работа
Работа с источниками
«Философия 19 века»
32
Философия как феномен
Философия и становление личности
культуры.
33Итоговое повторение
Обобщение и повторение изученного
34
материала

2
2
1
1
1
1

2

2

1
1
2

11 класс
Культура как предмет философских раздумий нашего современника 3 часа
1
«Осевое время» и
«Осевое время», смысловое единство
1
современность.
истории человечества
2
Этнос и культура.
Ментальность народов мира, этносы,
1
этногенез в работах Л.Н.Гумилева
3
Традиции,
Глобализация, модернизация, традиция, 1
модернизацияглобализация:
ценностные ориентации и нормы в
ценностные приоритеты.
жизни человека и общества
Роль философии в становлении личности 8 часов
10

4-5

Должен ли человек
философствовать?

6

Мировоззрение человека.

7-8

«Философия школы» и
«философия жизни» Вл.
Соловьева.
Философы в России (20 в.) – в
разное время- по разному….

9

Урок-дискуссия «Категории»
Аристотеля, софизмы, понятие
логического закона, философские
универсалии
Философские категории: я, личность.
Диапазон мировоззренческих вопросов
и проблем. Этапы социализации

2

Мир идей В.Соловьева: погружение в
философскую герменевтику

2

И.Ильин самый «неизученный»
отечественный мыслитель,
философский подход Н Бердяева:
«единство сердца, совести и ума»
10Семинар Философы в России (20 Судьба философов и философии в
11
в.)
России после революции 1917г.
Самосознание как философская проблема 8 часов
12
Истоки самосознания.
Мировоззрение и самосознание,
трудности научного изучения
проблемы самосознания, особенности
философского осмысления
самосознания
13
Самопознание и самосознание
Самопознание-фундамент
личности.
самосовершенствования личности.
14Самосознание группы.
«Я» - фундаментальная категория
15
философских и социальнопсихологических концепций личности,
социокультурная идентификация
личности, понятие социометрии
16
Особенности этнонационального Роль больших групп в истоорическом
сознания.
процессе, этапы становления
этнической идентичности,
национальное самосознание,
регулятивная функция культуры в
межнациональном сотрудничестве и
преодолении межнациональных
конфликтов
17
Классовое и гражданское
Групповой уровень классового
самосознание.
самосознания, его особенности,
гражданское самосознание молодежи
18Самосознание и духовность.
Самоактуализация личности,
19
деперсонализация личности
Философия в общественной жизни 5 часов
20
«Знание- сила».
Философия и естественнонаучное
знание, многоликость философского
знания
21
Оппозиция «рационализм» и
Рациональность как ценность,
«иррационализм».
философский рационализм и эмпиризм,
понятие сциентизма, агностицизм –
крайняя разновидность иррационализма
11

1

1

2
1

1
2

1

1
2
1
1

22
2324

Философские истоки
гражданского общества.
Спасет ли красота мир?

Философия и политика 3 часа
25
Особенности политики как
деятельности.

2627

Мораль и политика.

Гражданское общество и правовое
государство
Что такое духовный опыт, роль
искусства в познании человеком
высших ценностей

1

Политика: сфера, институт,
деятельность, политические взгляды
Сократа, Платона, Аристотеля, типы
социального действия М.Вебера,
философский взгляд на политику
Степень влияния различных
социальных сфер на политическую
жизнь общества, что такое
«нравственно-содержательная
политика», проблема долга в морали и
политике

1

Этика-философская наука о морали,
основные понятия этики, нравственный
идеал в зеркале этических норм
(Сократ, Эпикур, Спиноза, Гельвеций,
Дидро, Кант, Гегель), проблема
должного и сущего в этике
Философия и этика ненасилия,
толерантность, христианские идеи
ненасилия, шесть принципов
М.Л.Кинга
Этика- теоретическое осмысление
моральных проблем, моральпрактическая этика, профессиональная
этика
Повторение и обобщение изученного
материала

1

2

2

Философия и этика 6 часов
28

Моральная философия.

29

Толерантность как моральная
проблема.

3031
3234

Этика, мораль, нравственность

Итоговое повторение

12

1

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».