Русский язык 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение к Основной образовательной
программе
среднего
общего образования

Рабочая программа «Русский язык»
10-11 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:11:05 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; исполь-

зовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования изучения учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень).
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний
них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении,

10) единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии
- функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
- грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
II. Содержание
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. Лексика.
Фразеология. Лексикография
Язык как особая система знаков; еѐ место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Система языка, ее устройство функционирование. Взаимосвязь единиц
и уровней языка. Лексика. Слово как единица языка. Значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения. Изобразительновыразительные средства русского языка: тропы и особенности их использования. Лексические средства выразительности речи.
Смысловые отношения между словами: антонимы, омонимы, паронимы, синонимы и их
употребление. Синонимия в системе языка. Лексические синонимы.
Происхождение лексики современного русского языка. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Основные источники фразеологизмов. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.
Лексические нормы.Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Сведения об истории русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и
фонема. Фонетическая транскрипция.
Позиционные чередования звуков речи.
Орфоэпия. Ударение как фонетическая единица.
Интонация. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации.
Морфемика и словообразование Система языка, ее устройство и функционирование. Морфемика. Классификация морфем. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные.
Исторические изменения в структуре слов. Связь морфемики с этимологией. Варианты морфем. Синонимия и антонимия аффиксов.
Система языка, ее устройство и функционирование. Словообразование.
Система современного русского словообразования.
Морфологический и неморфологический способы образования слов в русском языке. Морфемные синонимы.
Морфология
Система частей речи в русском языке. Проблема классификации частей речи в русистике.
Морфология как учение о частях речи. Грамматические категории, грамматические значения
и грамматические формы.
Грамматическое и лексическое значение слова. Постоянные и непостоянные грамматические
признаки. Основные способы выражения грамматических значений.
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Морфологические синонимы.
Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи.
Морфологическая характеристика частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Правописание: орфография
Разделы и принципы русской орфографии. Орфографические нормы.
Имя существительное как часть речи. Правописание имен существительных. Употребление
существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание имен прилагательных.
Употребление прилагательных в речи. Имя числительное как часть речи. Правописание имен
числительных. Употребление имен числительных в речи. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Глагол. Трудные случаи орфографии: правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма. Правописание причастий.
Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий.
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Слова категории состояния. Употребление слов категории состояния в речи.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и Ни и их употребление.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Синтаксис
Система языка, ее устройство и функционирование: синтаксис и пунктуация. Основные
принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Словосочетание как синтаксическая единица. Типы словосочетаний. Виды синтаксической
связи в словосочетании
Синонимия в системе языка: синтаксические синонимы. Синонимия словосочетаний. Сильное и слабое управление.
Предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Интонационные и
грамматические признаки предложения.
Виды предложений (по цели высказывания; по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные).
Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно стилистическая
роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения.
Односоставные и двусоставные предложения.
Предложения распространенные и нераспространенные.
Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Предложения полные и неполные.
Основные пунктуационные нормы русского языка: тире между подлежащим и сказуемым,
тире в неполном предложении.
Простое осложненное предложение.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения: обособленные и необособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
члены предложения.
Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте. Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением. Обращения. Вводные слова и вставные
конструкции. Знаки препинания
при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
Сложное предложение. Классификация сложных предложений.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в периоде.
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при прямой речи, при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Факультативные
знаки препинания.
Авторская пунктуация.

Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового
стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений
и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

9

III. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п

Тема урока

1

Функции языка. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и речь.
Стартовая работа
Анализ стартовой работы.
Система языка. Единицы и уровни языковой
системы.
Фонетика и графика.
Орфография.
Проверочная работа по теме «Фонетика и графика.
Орфография».
Лексика. Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее
происхождения, территориальной и социальной
дифференциации.
Диалекты. Профессионализмы. Жаргон.
Просторечие.
Фразеология.
Текущая диагностическая работа.
Анализ текущей диагностической работы. Состав
слова (морфемика) и словообразование.
Сложные слова. Словообразовательный разбор
слова.
Морфология. Самостоятельные части речи.
Служебные части речи. Междометие.
Морфологический разбор слова.
Проверочная работа по теме
Синтаксис. Словосочетание.
Простое предложение. Простое осложненное
предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания между
частями сложного предложения.
Прямая косвенная речь. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксический разбор.
Проверочная работа по теме «Синтаксис».

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Текст. Признаки текста. Типы и средства связи
между частями текста; цепная и параллельная
10

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

связь. Абзац.
Аннотация, план, тезисы.
Выписки, конспект.Реферат.
Оценка текста, рецензия.
Промежуточная диагностическая работа.
Анализ промежуточной диагностической работы.
Речеведческий анализ текста.
Научный стиль речи.
Термины.

1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№ п/п

Тема урока

1

Функциональные стили русского литературного
языка.
Официально-деловой стиль речи.
Стартовая работа
Анализ стартовой работы.
Публицистический стиль речи.
Жанры публицистики.
Очерк, эссе.
Устное выступление.
Дискуссия.
Разговорная речь.
Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы.
Изобразительно-выразительные средства.
Язык как элемент структуры художественного
произведения.
Текущая диагностическая работа (тест).
Текущая диагностическая работа (сочинение).
Анализ текущей диагностической работы.
Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Разбор художественного текста (отрывка из
художественного произведения).
Анализ фрагмента художественного текста.
Разбор текста лирического произведения
Культура речи. Речевая ситуация.
Речевые ошибки и их исправление.
Выдающиеся ученые –русисты.
М.В. Ломоносов, А.Х Востоков, Л.В. Щерба, В.В.
Виноградов, Р.И. Аванесов.
Сочинение.
Повторение орфографии. Правописание морфем.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26

11

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

27
28
29
30
31
32

33
34

Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописных и строчных букв. Правила
графического сокращения слов.
Промежуточная диагностическая работа (тест)
Промежуточная диагностическая работа (сочинение)
Анализ промежуточной диагностической работы.
Повторение синтаксиса и пунктуации. Знаки
препинания внутри простого предложения.
Знаки препинания между частями сложного
предложения.
Русский язык в современном мире.
Обобщающий урок

12

1
1
1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».