География 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
среднего общего образования

Рабочая программа «География»
10-11 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:04:38 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения основнойобразовательной программы
среднего общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования по географии (базовый уровень)
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Выпускник на базовом уровне научится
1) понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
2) определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
3) составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
4) сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
5) сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
6) выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
7) раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
8) выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
9) выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
10) описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
11) решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
12) оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
13) объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
14) характеризовать географию рынка труда;
15) рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
16) анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
17) характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
18) приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
19) определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
20) оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
21) оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
22) оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
23) объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
1) характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
2) переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
3) составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
4) делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения
их компонентов;
5) выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
6) давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
7) понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих
на безопасность окружающей среды;
8) оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
9) раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
10) прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
11) оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
12) оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
13) оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
14) оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
15) анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
16) анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
17) выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
18) понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
19) давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
II. Содержание
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения
природных
ресурсов.
Ресурсообеспеченность.
Рациональное
и
нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население).
Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и
занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и
развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем
III. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема
Введение.

Количество часов
1

Человек и окружающая среда
Взаимодействие человечества и природы
Природные ресурсы и их виды.
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы.
Исчерпаемые возобновимые ресурсы. Земельные
ресурсы.
Водные и биологические ресурсы.
Неисчерпаемые ресурсы.
Ресурсы Мирового океана.
Пути решения экологических проблем.
Обобщение по теме: Человек и окружающая среда.
Территориальная организация мирового сообщества
Современная политическая карта и ее изменения.
Разнообразие стран мира

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Геополитика.
Население мира.
Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы.
Расовый и этнический состав населения.
Религиозный состав населения. Этнорелигиозные
конфликты.
Размещение и миграция населения. География рынка
труда и занятости.
Урбанизация.
Обобщение по теме Население мира.
Формирование Мирового хозяйства.
Мировое хозяйство и современная эпоха НТР.
География промышленности. Топливно-энергетический
комплекс.
Электроэнергетика.
Черная и цветная металлургия.
Машиностроение.
Химическая и лесная промышленность.
Обобщение
по
теме
География
отраслей
промышленности мира.
География сельского хозяйства. Растениеводство.
Размещение различных отраслей животноводства.
Мировая и региональная транспортная система.
Размещение разных видов транспорта на планете.
Современные
международные
экономические
отношения. Экономическая интеграция стран.
Развитие сферы услуг. Международная торговля услуг.
Международные отношения. Географические аспекты
глобализации.

1
1
1
1
1

Всего

34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№ п/п
1

2

3

4
5
6

Тема
Региональная география и страноведение
Региональная политика. Интеграция различных регионов
в единое мировое сообщество. Международные
организации
(интеграционные
региональные,
политические и отраслевые союзы).
Комплексная географическая характеристика региона
Зарубежная
Европа.
Особенности
экономикогеографического
положения,
природно-ресурсного
потенциала стран Зарубежной Европы.
Особенности населения, хозяйства, культуры стран
Зарубежной
Европы.
Историко-географические
особенности
формирования
европейского
экономического пространства.
Характерные черты особенности размещения хозяйства
Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.
Географические особенности стран и народов Европы.
Зарубежная Европа (обобщение)
Комплексная географическая характеристика региона
Зарубежная
Азия.
Особенности
экономико-

Количество часов
1

1

1

1
1
1

7
8

9
10
11
12
13

14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27

географического
положения,
природно-ресурсного
потенциала стран Зарубежной Азии.
Особенности населения, хозяйства, культуры стран
Зарубежной Азии.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства стран региона.
Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных
видов продукции.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства стран региона (Япония).
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства Китая.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства Австралии.
Зарубежная Азия. Австралия.(обобщение)
Комплексная географическая характеристика региона
Африка.
Особенности
экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала, населения
и хозяйства, культуры стран Африки. Страны и народы
Африки. Особенности и географические различия в
жизни населения различных стран Африки.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства субрегионов Африки.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства Южно-Африканской
Республики.
Африка.(обобщение)
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства США. Качество жизни
населения. Хозяйственные связи стран региона Северная
Америка. НАФТА.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства макрорегионов США.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства Канады.
Северная Америка.(обобщение)
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов Латинской Америки.
Особенности населения, хозяйства, культуры стран
Латинской Америки. Природные и хозяйственные
особенности ЛАИ.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства субрегионов Латинской
Америки.
Комплексная географическая характеристика природных
ресурсов, населения и хозяйства Бразилии. Природные и
хозяйственные особенности Амазонии.
Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики.
Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных
видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового
хозяйства.
Россия на политической карте мира и в мировом

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

28
29
30
31
32
33
34

хозяйстве.
География экономических, политических, культурных и
научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических
и внешнеполитических задач развития России.
Региональная география и страноведение.(обобщение)
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление.
Карта – язык географии.
Географические
аспекты
глобальных
проблем
человечества. Роль географии в решении глобальных
проблем современности.
Международное
сотрудничество
как
инструмент
решения глобальных проблем.
Всего

1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».