УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08 2021г. № 136-ОД Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа «География» 10-11 классы (ФГОС) Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.13 19:04:38 +05'00' г. Серов I. Планируемые результаты освоения основнойобразовательной программы среднего общего образования 1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) 1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; 6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. Выпускник на базовом уровне научится 1) понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; 2) определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; 3) составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 4) сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; 5) сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; 6) выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; 7) раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; 8) выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; 9) выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; 10) описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; 11) решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; 12) оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; 13) объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; 14) характеризовать географию рынка труда; 15) рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; 16) анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; 17) характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; 18) приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; 19) определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; 20) оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; 21) оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; 22) оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений; 23) объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться 1) характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; 2) переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; 3) составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; 4) делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; 5) выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; 6) давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; 7) понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; 8) оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; 9) раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; 10) прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; 11) оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; 12) оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; 13) оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; 14) оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; 15) анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; 16) анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; 17) выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; 18) понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; 19) давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. II. Содержание Человек и окружающая среда Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Территориальная организация мирового сообщества Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Региональная география и страноведение Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы). Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем III. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема Введение. Количество часов 1 Человек и окружающая среда Взаимодействие человечества и природы Природные ресурсы и их виды. Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Исчерпаемые возобновимые ресурсы. Земельные ресурсы. Водные и биологические ресурсы. Неисчерпаемые ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Пути решения экологических проблем. Обобщение по теме: Человек и окружающая среда. Территориальная организация мирового сообщества Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Геополитика. Население мира. Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Размещение и миграция населения. География рынка труда и занятости. Урбанизация. Обобщение по теме Население мира. Формирование Мирового хозяйства. Мировое хозяйство и современная эпоха НТР. География промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. Черная и цветная металлургия. Машиностроение. Химическая и лесная промышленность. Обобщение по теме География отраслей промышленности мира. География сельского хозяйства. Растениеводство. Размещение различных отраслей животноводства. Мировая и региональная транспортная система. Размещение разных видов транспорта на планете. Современные международные экономические отношения. Экономическая интеграция стран. Развитие сферы услуг. Международная торговля услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. 1 1 1 1 1 Всего 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Региональная география и страноведение Региональная политика. Интеграция различных регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (интеграционные региональные, политические и отраслевые союзы). Комплексная географическая характеристика региона Зарубежная Европа. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала стран Зарубежной Европы. Особенности населения, хозяйства, культуры стран Зарубежной Европы. Историко-географические особенности формирования европейского экономического пространства. Характерные черты особенности размещения хозяйства Северной, Средней, Южной и Восточной Европы. Географические особенности стран и народов Европы. Зарубежная Европа (обобщение) Комплексная географическая характеристика региона Зарубежная Азия. Особенности экономико- Количество часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 географического положения, природно-ресурсного потенциала стран Зарубежной Азии. Особенности населения, хозяйства, культуры стран Зарубежной Азии. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран региона. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран региона (Япония). Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Китая. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии. Зарубежная Азия. Австралия.(обобщение) Комплексная географическая характеристика региона Африка. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства, культуры стран Африки. Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства субрегионов Африки. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Южно-Африканской Республики. Африка.(обобщение) Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона Северная Америка. НАФТА. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства макрорегионов США. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Канады. Северная Америка.(обобщение) Комплексная географическая характеристика природных ресурсов Латинской Америки. Особенности населения, хозяйства, культуры стран Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности ЛАИ. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства субрегионов Латинской Америки. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Бразилии. Природные и хозяйственные особенности Амазонии. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Россия на политической карте мира и в мировом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Региональная география и страноведение.(обобщение) Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Всего 1 1 1 1 1 1 1 34