Родная литература (русская) 5-9 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа
«Родная литература (русская)»
5-9 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:27:06 +05'00'

г. Серов
1

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:

2

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования «Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
3

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.

II. Содержание
5-6 классы
Введение
Цели и задачи предмета Литература. Литература как искусство слова. Чтение и
восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор.
Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
Фольклор
Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.
Сказка. Виды фольклорных сказок. Волшебная сказка. «Два Ивана – солдатских
сына».
«Финист - Ясный Сокол» - волшебная сказка. Особенности сюжета русских народных сказок
Сказка и сказочники. Общность сюжетов в сказках народов мира.
Эпические, лирические и лироэпические жанры фольклора.
Былина как памятник героического эпоса. Народные представления о героизме и
героях. Художественное своеобразие русских былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного
повтора, постоянных эпитетов и гипербол. Русские сказители.
«Как Илья поссорился с князем Владимиром. Принципы создания образа былинного героя: патриотизм былины, ее нравственное звучание.
Народная лирическая песня как жанр. Песня и обряд. «Мимо садику, мимо виноградного...», «Ай вы, ветры, ветры буйные...». Отражение в песне духовной красоты, идеалов и чаяний, нравственных устоев народной жизни.
Духовная литература
Что такое духовная литература.
4

Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации.Священное
Предание и Священное Писание. Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус
Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Притчи
Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семени и плевелах.
«Житие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.
Литература
Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. Начальное понятие об эпосе, лирике и драме. Авторский вымысел и воображение читателя.
Литература как «двуединое» искусство чтения и письма. Мифология и фольклор,
их влияние на литературу.
А. Бестужев-Марлинский. «Мореход Никитин». Национально-патриотический пафос повести. Сюжет как средство раскрытия характера. Сильный характер в литературе.
Тема подвига в приключенческих жанрах.
Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.
В.Ф.Одоевский. «Сказки дедушки Иринея. Литературная обработка фольклорных
сюжетов. Нравственная проблематика сказки. В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.
Саша Черный. «Мирная война». Роль названия в литературном произведении. Герой в литературной и фольклорной сказках.
В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».
Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского
рассказа. Влияние — духовной традиции на светскую литературу.
А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы
«Лошадиная фамилия», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
И.А.Бунин. Тема природы и приемы ее раскрытия. Рассказ «В деревне». Слияние с
природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказа и
подтекст; художественная идея.
Повесть «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. Внутренний
мир человека и приемы его художественного раскрытия.
К.Г.Паустовский. «Кот-ворюга». Рассказ о животных. Изображение животных в
фольклоре и литературе.
В. Ю.Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.
Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре.
А.С.Пушкин «Бесы», П.А.Вяземский «Вьюга». Сравнение образов. Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в
стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Начальное понятие о фигурах поэтической
речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.
5

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Поет зима — аукает...»,
«Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»
И. С. Никитин. «Русь». Пафос стихотворения. Развитие понятия об олицетворении.
А. В. Кольцов. «Косарь». Русская поэзия и народная лирическая песня.
Ф.И.Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»; А. А. Фет. «Печальная береза...»
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Острою секирой ранена береза...». Понятие о поэтическом мире.
И.А.Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», «Летняя ночь», «На окне, серебряном от инея...», «Первый утренник, серебряный мороз...», «Детство». Поэтический мир
Бунина. Образы детства.
Н. А. Заблоцкий. «Ж у р а в л и», «Оттепель», «Я воспитан природой суровой...»,
«Одинокий дуб». Поэтический мир Заболоцкого.
Эпические мотивы в русской поэзии. Лирика и поэзия. Лирическое стихотворение
и стихотворение с эпическим сюжетом. А. С. Пушкин. «Песни Стеньки Разина»; А. К.
Толстой. «Илья Муромец»; И. А. Бунин. «Святогор Илья»; Н. С. Гумилев. «3мей».
Поэма. Лирические и эпические поэмы. Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» Фольклорное начало в поэзии. Трехсложные размеры стиха.
Драма. Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время и пространство в драматическом произведении. Условность изображения жизни в драме. Как
читать драму.
Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» как пьеса-сказка. Система образов пьесы. Нравственная проблематика. Смысл сопоставления «двух горбунов».
Основные средства создания художественных образов драматического произведения.
Е.Л.Шварц. «Тень». Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.
7-9 классы
Введение
Художественный образ и образность в литературе. Образ человека. Понятия характер и герой. Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой. Понятие о
традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве
Фольклор
Былина «Богатырское слово». Образ человека в русском героическом эпосе.
Народная оценка героя и способы ее выражения. Традиционная система образов в русском
героическом эпосе.
Древняя русская литература.
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе. Оптина пустынь и русская литература.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Светлой пасхальной седмице».
6

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица...» Православная духовная традиция и
светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.
Русская литература XVIII века.
Г. Р. Державин. «Снегирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.
Литература XIX века
А.С.Пушкин. Тема природы и «барства дикого» в стихотворении «Деревня».
«Вольность», «Арион», «Вакхическая песня», «Мадона», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору). Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как
гражданский, нравственный и философский идеал.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и
его художественные функции. «Метель». Мастерство в построении сюжета. Композиция
сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание
чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное
понятие о романтическом характере.
«Кавказский пленник» как романтическая поэма. Образ главного героя. Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.
«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Пир по
время чумы». Основные образы, тематика и проблематика. Взаимосвязь и взаимовлияние
прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германа. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики.
Е. А. Баратынский. «Водопад». «Чудный град порой сольете я...»; Ф. И. Тютчев.
«С поляны коршун поднялся...». Романтические традиции в русской лирике.
А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А.
Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у
дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные
мотивы лирики Фета.
А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Слово о писателе. Особенности
сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
И.С.Тургенев. «Бежин луг», «Хорь и Калиныч». Рассказ и очерк. Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.
Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре
страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди». Русская действительность в художественном
мире романа. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. особенности жанро: роман в письмах.
Н.С.Лесков. «Человек на часах». Русские национальные традиции в изображении
человека.
Л.Н. Толстой. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

7

Рассказ «Холстомер». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный
протест, истинная и ложная красота— основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
А.П.Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Месть», «Комик». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.
«Скрипка Ротшильда». Своеобразие тематики и проблематики. Деталь и ее художественные функции.
Русская литература ХХ века
М. Горький. «Макар Чудра», «Челкаш». Романтические традиции в рассказе: новое
в образе героя, конфликте, стиле.
А.И. Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр».
Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
«Гамбринус». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и
внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ
природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи
рассказа.
«Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее художественная функция.
«Поэтическая революция»
А. А. Блок. «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в года глухие...»; В. В. Маяковский. «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!»;
Б. Л. Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи». Традиции и новаторство лирики
начала XX века. Особенности художественной образности.
С.А.Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы…», «Запели тесаные дроги…», «В хате», «Песнь о собаке», «Ха, как много на свете кошек…», «Все живое
особой метой…». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.
А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. «Мужество», «Победа», «Родная
земля», «Перед весной бывают дни такие…». «Смятение», «Перед весной бывают дни
такие...», «Сероглазый король»;
М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.
И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа.
Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.
М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и
природа в рассказе. Образ рассказчика.
А.Т. Твардовский. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского. «За далью — даль»
(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной
— один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных
глав.
В. М. Шукшин. «Дядя Ермолаи», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.
8

В. Г. Распутин. «Не могу-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов.
Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

III. Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема

1

Введение.
Художественная литература как искусство слова.
Понятие о фольклоре.
Волшебная сказка.
«Финист - Ясный Сокол» - волшебная сказка.
Что такое духовная литература? «Новый Завет». «Житие Бориса и
Глеба».
Авторский вымысел и воображение читателя.
Нравственная проблематика сказки В.А.Жуковского «Сказка о царе Берендее».
Необычные сказки.
Особенности рождественского рассказа.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.
Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В
деревне».
Мир города в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче».
А.И.Куприн «Изумруд».
К.Г.Паустовский «Кот-Ворюга».

2
3
4
5
6*
7
8
9
10
11
12
13*
14
15
16
17*
18

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».
Л.Петрушевская «Пуськи бятые», «Все непонятливые».
Лирика.
Лирика как род литературы.
Понятие драмы как рода литературы. Т.Габбе «Город мастеров».

количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
п/
п
1
2
3
4*

Тема

Количество
часов

Литература как «двуединое» искусство чтения и письма.
Былина «Как Илья поссорился с князем Владимиром».
Народная лирическая песня.
Эпос как один из родов литературы.

1
1
1
1

5

Тема подвига в повести А. Бестужева-Марлинского «Мореход Ни-

1

9

китин».
6
7
8*

Особенности рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле».
Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».
Лирика как один из литературных родов.

1
1
1

9
10
11
12
13
14
*

Пафос стихотворения И.С.Никитина «Русь».
Литературная гостиная «Этот удивительный мир природы».
Поэтический мир Бунина.
Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина.
Образы родной природы в лирике Н.А.Заболоцкого.
Эпические мотивы в русской поэзии.

1
1
1
1
1
1

Поэма Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Драма как один из литературных родов.

1

15
16
*

7 класс
№
п/
п
1
2
3
4*
5
6
7
8
9
10
*
11
*
12
13
14

Тема
Введение.
Образ – герой – характер в литературе.
Фольклор.
Образ человека в былине «Богатырское слово».
Русская литература XIX века.
Тема природы в элегии А.С. Пушкина. «Деревня».
А.С.Пушкин «Повести Белкина»
И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч»: два крестьянских образа.
Разоблачение
социальной
несправедливости
в
лирике
Н.А.Некрасова
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя.
Картина нравов России в рассказах А. П. Чехова.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.
РР. Мастерская творческого письма.
Русская литература XX века.
Основные проблемы в рассказе И.А. Бунина «Кукушка»
А.И. Куприн. Повесть «Белый пудель».
С.А. Есенин. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его
герои.
Проблематика и художественная идея в рассказе И.С. Шмелева
«Русская песня».
10

количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16

Лирика А.А. Ахматовой.
Тема Родины, человека и природы в рассказе М.М. Пришвина
«Москва-река».

1
1

8 класс
№
уро
ка
1
2
3*
4

Тема урока

Кол-во часов

Введение.
Введение. Традиции и новаторство в литературе.
Древняя русская литература и ее традиции.

1
1
1

Русская литература XVIII века.
Г.Р.Державин. Стихотворение «Снегирь».
Русская литература XIX века и ее традиции.
Романтизм и романтический герой.
А. С. Пушкин. «Кавказский пленник» как романтическая поэма.

1

5

1
Н.В.Гоголь «Портрет»

6
7
8
9
10
11
12*
13
14
15*
16

1
1

Романтические традиции в русской лирике.
Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.
Н.С.Лесков «Человек на часах».
Л.Толстой «Холстомер». Основные мотивы рассказа.
РР. Сочинение-рассуждение
Русская литература XX века и ее традиции.
Рассказ М.Горького «Макар Чудра».
А.И.Куприн «Гамбринус»
А.П.Платонов « Корова».
Рассказы В. М. Шукшина.
Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№
Тема урока
урока
1
Духовная литература.
Архимандрит Иоанн (Крестьякин). «Слово на Светлой пасхальной седмице»
2
Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».
3
Литература XIX века.
«Золотой век» русской литературы. Пушкин – «начало всех
начал».
11

Кол-во часов
1
1
1

4*

«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изучений»
человека.
«Пиковая дама». Особенности пушкинской фантастики.

5

1
1

РР. Сочинение-эссе по творчеству А.С.Пушкина
6
7
*
8
9

1
1

А. Н. Островский. Пьеса
«Снегурочка».
Ф.М.Достоевский. «Бедные люди».
А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда».

1
1

10

РР. Сочинение-ответ на проблемный вопрос.

1

11*

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и
направлений.
И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе.

1

1

14

«Литературная революция»: лирика А.Блока, Б.Л.Пастернак,
В.Маяковского.
Женская поэзия. А.Ахматова. М.Цветаева.

15

Женская поэзия. А.Ахматова. М.Цветаева.

1

16
17
18

РР. Урок-диспут
В. Г. Распутин. «Не могу-у»
Традиции и новаторство прозы второй половины ХХ века.

1
1
1

12
13

* - Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке

12

1

1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».