Обществознание 6-9 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа «Обществознание»
6-9 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:24:49 +05'00'

г. Серов
1

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
3. Планируемые предметные результаты
программы основного общего образования

освоения

основной

образовательной

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для
решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
3

необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
1) использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;
2) характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
3) в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности
человека;
4) характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
5) приводить примеры основных видов деятельности человека;
6) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
1) выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;
2) оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
3) оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих
здоровью;
4) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
5) моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество Выпускник научится:
1) демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
4) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
5) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
6) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
7) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
4

8) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
9) конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
3) осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
1) раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
2) различать отдельные виды социальных норм;
3) характеризовать основные нормы морали;
4) критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями;
5) раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
6) характеризовать специфику норм права;
7) сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
8) раскрывать сущность процесса социализации личности;
9) объяснять причины отклоняющегося поведения;
10) описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
1) использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
2) оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
1) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
2) описывать явления духовной культуры;
3) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
4) оценивать роль образования в современном обществе;
5) различать уровни общего образования в России;
6) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
7) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
8) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
5

9) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
10) раскрывать роль религии в современном обществе;
11) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
1) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
2) характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
3) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
1) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
2) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
3) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
4) выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
5) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
6) описывать основные социальные роли подростка;
7) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
8) характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
9) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
10) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
11) раскрывать основные роли членов семьи;
12) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
13) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
1) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
2) выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
3) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
4) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
5) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
6

6) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
1) объяснять роль политики в жизни общества;
2) различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
3) давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
4) различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
5) раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
6) называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
7) характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
1) осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
2) соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
1) характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
2) объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
3) раскрывать достижения российского народа;
4) объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть
и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
5) осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
6) характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
1) аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
2) использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
1)
2)
3)
4)
5)

характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
7

6) разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
7) характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
8) характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
9) конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
10) характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
11) раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
12) анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
13) исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
14) находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную
из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
1) на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного
социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
2) оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
3) осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
1) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
2) различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
3) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
4) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные
об экономических системах;
5) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
6) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
7) называть и конкретизировать примерами виды налогов;
8) характеризовать функции денег и их роль в экономике;
9) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
10) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
11) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и
предпринимательской деятельности;
8

12) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
13) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
14) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
15) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
1)
2)
3)
4)
5)
6)

Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

II. Содержание
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды
жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический
кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние
на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального
многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
9

Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты
и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя
Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в
Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита
интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности
административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие
10

и виды преступлений. Необходимая оборона.
Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы
и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный
работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства
в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная
карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление
домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
III. Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
1
2, 3
4, 5
6, 7
8, 9
10, 11
12
13
14, 15
16, 17
18, 19
20, 21
22
23, 24

Количеств
о часов
1

Тема
Вводный урок.
I. Загадка человека (12 часов)
Принадлежность к двум мирам.
Человек – личность.
Отрочество – особая пора.
Потребности и способности человека.
Когда возможности ограничены.
Мир увлечений.
Практикум по теме: «Загадка человека».
II. Человек и его деятельность (9 часов)
Деятельность человека.
Труд – основа жизни.
Учение – деятельность школьника.
Познание человеком мира и самого себя.
Практикум по теме: «Человек и его деятельность»
III. Человек среди людей (11 часов)
Отношения с окружающими.
11

2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2

25, 26
27, 28
29
30, 31

Общение.
Человек в группе.
Отношения со сверстниками.
Конфликты в межличностных отношениях.

2
2
1
2

Семья и семейные отношения.
Практикум по теме: «Человек среди людей»
Итоговое повторение курса «Обществознание»

1
1
1

*

32
33
34

* – для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке

7 класс
№ п/п
1, 2
3, 4
*
5, 6
7, 8
9, 10
11, 12
*
13, 14
15, 16
*
17, 18
19, 20
21, 22
23
24, 25
26, 27
28
*
29, 30
31
32
33
34

Количеств
о часов

Тема
I.Мы живем в обществе (23 часа)
Как устроена общественная жизнь.
Что значит «жить по правилам».

2
2

Экономика и ее основные участники.
Производственная деятельность человека.
Обмен, торговля, реклама.

2
2
2

Домашнее хозяйство.

2

Бедность и богатство.
Человек в обществе: труд и социальная лестница.

2
2

Зачем людям государство.
Почему важны законы.
Культура и ее достижения.
Практикум по теме: «Мы живем в обществе»
II.Наша Родина - Россия (12 часов)
Наша страна на карте мира.
Государственные символы России.
Конституция Российской Федерации.

2
2
2
1

Гражданин России.
Мы – многонациональный народ.
Защита Отечества.
Практикум по теме «Наша Родина – Россия»
Итоговое повторение курса «Обществознание»

2
1
1
1
1

2
2
1

* – для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке

8 класс
№ п/п
1
2

Тема
Введение.
I. Личность и общество (8 часов)
Что делает человека человеком.
12

Количеств
о часов
1
1

3
*
4
5
*
6
7
8
*
9

Что человеку нужно?

1

Общество как форма жизнедеятельности людей
Человек и человечность.

1
1

Человек и культура.
Человек познает мир.
Вечные вопросы.

1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17

Повторение и обобщение
II. Сфера духовной культуры (11 часов)
Природа, общество, человек.
У роковой черты.
Природа под охраной человека
Межличностные отношения.
Радости и сложности общения.
Малая группа.
Бесценный дружеский союз.
«Самое утреннее из чувств».

18
19

Психологический климат в семье.
Повторение и обобщение

1
1

20
**

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры»

1

III. Экономика (4 часа)
Человек и общество.
От хозяйства Робинзона к экономике.
Человек в мире экономических отношений.

1
1
1

21
22
23
*
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Государство и экономика.
IV. Социальная сфера общества (10 часов)
Социальная сфера жизни общества.
Нации и межнациональные отношения.
Связь поколений.
Политика и политическая жизнь.
Гражданин и государство.
Культура, наука, искусство.
Человек и выбор жизненного пути.
Современный мир.
Контрольная работа по теме: «Социальная сфера
общества»
Итоговое повторение и обобщение по курсу
«Обществознание».

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

*-Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке
**- Дифференцированная контрольная работа для детей с ОВЗ с учетом
индивидуальных особенностей обучающегося

13

9 класс
№
п/п

Количеств
о часов

Тема
I. Политика (18 часов)

1
2, 3
4, 5
*
6, 7
*
8
9, 10
11, 12
13, 14
*
15, 16
17
18
19, 20
21, 22
*
23, 24
25, 26
27, 28,
29
*
30
31, 32
33
34, 35,
36
37, 38
39, 40
41
42, 43
*
44
45, 46
47
48, 49
50
51, 52
53, 54

Введение
Политика и власть
Государство

1
2
2

Политические режимы

2

Практикум по теме «Политические режимы»
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни

1
2
2
2

Политические партии и движения
Практикум по теме: Политические партии и движения
Повторение и обобщение по теме «Политика»
II. Право (50 часов)
Роль права в жизни человека, общества и государства.

2
1
1

Правоотношения и субъекты права

2

Правонарушения и юридическая ответственность.
Правоохранительные органы
Конституция Российской Федерации.

2
2
3

Практикум по теме: «Конституция Российской
Федерации»
Основы конституционного строя
Практикум по теме: «Основы конституционного строя»
Права и свободы человека и гражданина.

1

Гражданские правоотношения.
Право на труд. Трудовые правоотношения
Практикум по теме: Право на труд.
правоотношения

2
2
1

Трудовые

2

2
1
3

Семейные правоотношения

2

Практикум по теме: Семейные правоотношения
Административные правоотношения.
Практикум по теме: «Административные
правоотношения»
Уголовно-правовые отношения
Практикум по теме: «Уголовно-правовые отношения»
Социальные права человека
Международно-правовая защита прав жертв вооруженных
конфликтов.

1
2
1

14

2
1
2
2

55, 56
57
58
59
60, 61
62
63, 64
65
66
67
**
68

Правовое регулирование отношений в сфере
образования
Личность и личный выбор
Что такое мораль?
Добро и зло
Долг и совесть
Практикум по теме «Долг и совесть».
Нравственные основы любви, брака и семьи
Нравственная культура.
Практикум по теме: «Нравственная культура»
Контрольная работа по теме: Правовое регулирование
отношений в сфере образования
Повторение и обобщение

2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1

*-Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке
**-Дифференцированная контрольная работа
индивидуальных особенностей обучающегося

15

для

детей

с

ОВЗ

с

учетом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».