УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08 2021г. № 136-ОД Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа «Обществознание» 6-9 классы (ФГОС) Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.13 19:24:49 +05'00' г. Серов 1 I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3. Планируемые предметные результаты программы основного общего образования освоения основной образовательной 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в 3 необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Человек. Деятельность человека Выпускник научится: 1) использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; 2) характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; 3) в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; 4) характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; 5) приводить примеры основных видов деятельности человека; 6) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: 1) выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; 2) оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; 3) оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; 4) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; 5) моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: 1) демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; 2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; 3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; 4) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; 5) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; 6) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; 7) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; 4 8) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; 9) конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: 1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; 2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; 3) осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: 1) раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; 2) различать отдельные виды социальных норм; 3) характеризовать основные нормы морали; 4) критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; 5) раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; 6) характеризовать специфику норм права; 7) сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; 8) раскрывать сущность процесса социализации личности; 9) объяснять причины отклоняющегося поведения; 10) описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: 1) использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; 2) оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: 1) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; 2) описывать явления духовной культуры; 3) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; 4) оценивать роль образования в современном обществе; 5) различать уровни общего образования в России; 6) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; 7) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; 8) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; 5 9) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; 10) раскрывать роль религии в современном обществе; 11) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: 1) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; 2) характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; 3) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: 1) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; 2) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; 3) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; 4) выделять параметры, определяющие социальный статус личности; 5) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; 6) описывать основные социальные роли подростка; 7) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; 8) характеризовать межнациональные отношения в современном мире; 9) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; 10) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 11) раскрывать основные роли членов семьи; 12) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; 13) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: 1) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; 2) выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; 3) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; 4) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; 5) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; 6 6) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: 1) объяснять роль политики в жизни общества; 2) различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; 3) давать характеристику формам государственно-территориального устройства; 4) различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; 5) раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; 6) называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; 7) характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: 1) осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; 2) соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: 1) характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; 2) объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; 3) раскрывать достижения российского народа; 4) объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; 5) осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; 6) характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: 1) аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; 2) использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: 1) 2) 3) 4) 5) характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; 7 6) разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; 7) характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; 8) характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; 9) конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; 10) характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; 11) раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; 12) анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; 13) исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; 14) находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: 1) на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; 2) оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; 3) осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: 1) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; 2) различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; 3) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; 4) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; 5) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; 6) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; 7) называть и конкретизировать примерами виды налогов; 8) характеризовать функции денег и их роль в экономике; 9) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; 10) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; 11) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; 8 12) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; 13) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; 14) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; 15) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. 1) 2) 3) 4) 5) 6) Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. II. Содержание Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. 9 Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие 10 и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. III. Тематическое планирование 6 класс № п/п 1 2, 3 4, 5 6, 7 8, 9 10, 11 12 13 14, 15 16, 17 18, 19 20, 21 22 23, 24 Количеств о часов 1 Тема Вводный урок. I. Загадка человека (12 часов) Принадлежность к двум мирам. Человек – личность. Отрочество – особая пора. Потребности и способности человека. Когда возможности ограничены. Мир увлечений. Практикум по теме: «Загадка человека». II. Человек и его деятельность (9 часов) Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение – деятельность школьника. Познание человеком мира и самого себя. Практикум по теме: «Человек и его деятельность» III. Человек среди людей (11 часов) Отношения с окружающими. 11 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 2 25, 26 27, 28 29 30, 31 Общение. Человек в группе. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. 2 2 1 2 Семья и семейные отношения. Практикум по теме: «Человек среди людей» Итоговое повторение курса «Обществознание» 1 1 1 * 32 33 34 * – для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке 7 класс № п/п 1, 2 3, 4 * 5, 6 7, 8 9, 10 11, 12 * 13, 14 15, 16 * 17, 18 19, 20 21, 22 23 24, 25 26, 27 28 * 29, 30 31 32 33 34 Количеств о часов Тема I.Мы живем в обществе (23 часа) Как устроена общественная жизнь. Что значит «жить по правилам». 2 2 Экономика и ее основные участники. Производственная деятельность человека. Обмен, торговля, реклама. 2 2 2 Домашнее хозяйство. 2 Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и социальная лестница. 2 2 Зачем людям государство. Почему важны законы. Культура и ее достижения. Практикум по теме: «Мы живем в обществе» II.Наша Родина - Россия (12 часов) Наша страна на карте мира. Государственные символы России. Конституция Российской Федерации. 2 2 2 1 Гражданин России. Мы – многонациональный народ. Защита Отечества. Практикум по теме «Наша Родина – Россия» Итоговое повторение курса «Обществознание» 2 1 1 1 1 2 2 1 * – для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке 8 класс № п/п 1 2 Тема Введение. I. Личность и общество (8 часов) Что делает человека человеком. 12 Количеств о часов 1 1 3 * 4 5 * 6 7 8 * 9 Что человеку нужно? 1 Общество как форма жизнедеятельности людей Человек и человечность. 1 1 Человек и культура. Человек познает мир. Вечные вопросы. 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 Повторение и обобщение II. Сфера духовной культуры (11 часов) Природа, общество, человек. У роковой черты. Природа под охраной человека Межличностные отношения. Радости и сложности общения. Малая группа. Бесценный дружеский союз. «Самое утреннее из чувств». 18 19 Психологический климат в семье. Повторение и обобщение 1 1 20 ** Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры» 1 III. Экономика (4 часа) Человек и общество. От хозяйства Робинзона к экономике. Человек в мире экономических отношений. 1 1 1 21 22 23 * 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Государство и экономика. IV. Социальная сфера общества (10 часов) Социальная сфера жизни общества. Нации и межнациональные отношения. Связь поколений. Политика и политическая жизнь. Гражданин и государство. Культура, наука, искусство. Человек и выбор жизненного пути. Современный мир. Контрольная работа по теме: «Социальная сфера общества» Итоговое повторение и обобщение по курсу «Обществознание». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 *-Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке **- Дифференцированная контрольная работа для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей обучающегося 13 9 класс № п/п Количеств о часов Тема I. Политика (18 часов) 1 2, 3 4, 5 * 6, 7 * 8 9, 10 11, 12 13, 14 * 15, 16 17 18 19, 20 21, 22 * 23, 24 25, 26 27, 28, 29 * 30 31, 32 33 34, 35, 36 37, 38 39, 40 41 42, 43 * 44 45, 46 47 48, 49 50 51, 52 53, 54 Введение Политика и власть Государство 1 2 2 Политические режимы 2 Практикум по теме «Политические режимы» Правовое государство Гражданское общество и государство Участие граждан в политической жизни 1 2 2 2 Политические партии и движения Практикум по теме: Политические партии и движения Повторение и обобщение по теме «Политика» II. Право (50 часов) Роль права в жизни человека, общества и государства. 2 1 1 Правоотношения и субъекты права 2 Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы Конституция Российской Федерации. 2 2 3 Практикум по теме: «Конституция Российской Федерации» Основы конституционного строя Практикум по теме: «Основы конституционного строя» Права и свободы человека и гражданина. 1 Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения Практикум по теме: Право на труд. правоотношения 2 2 1 Трудовые 2 2 1 3 Семейные правоотношения 2 Практикум по теме: Семейные правоотношения Административные правоотношения. Практикум по теме: «Административные правоотношения» Уголовно-правовые отношения Практикум по теме: «Уголовно-правовые отношения» Социальные права человека Международно-правовая защита прав жертв вооруженных конфликтов. 1 2 1 14 2 1 2 2 55, 56 57 58 59 60, 61 62 63, 64 65 66 67 ** 68 Правовое регулирование отношений в сфере образования Личность и личный выбор Что такое мораль? Добро и зло Долг и совесть Практикум по теме «Долг и совесть». Нравственные основы любви, брака и семьи Нравственная культура. Практикум по теме: «Нравственная культура» Контрольная работа по теме: Правовое регулирование отношений в сфере образования Повторение и обобщение 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 *-Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке **-Дифференцированная контрольная работа индивидуальных особенностей обучающегося 15 для детей с ОВЗ с учетом