Русский язык 1-4 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
начального общего образования

Рабочая программа
«Русский язык»
1-4 класс (ФГОС)

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.09.09 19:51:15 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» при получении начального
общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;

–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные универсальные учебные действия
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам,
стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для
учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования, будет сформировано первоначальное представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания, а также позитивное отношение к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Они получат начальные представления о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что
станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических
высказываний и письменных текстов.
Сложится понимание того, что язык представляет собой явление национальной
культуры как основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
Овладеют учебными действиями с языковыми единицами, смогут использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые
для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных
мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному
выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
-научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного
уровня культуры;
-сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов,
овладеет умением проверять написанное;
-получит первоначальные представления о системе и структуре русского и
родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой,

лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме
содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных
учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении
изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
«Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем
для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
–
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме
представленного в учебнике материала);
–
находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться
за помощью к учителю, родителям и др.
«Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
–
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с
предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
–
использовать результаты выполненного морфемного анализа для
решения орфографических и/или речевых задач.
«Лексика»
Выпускник научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
«Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы
отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи
(имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
-проводить
морфологический
разбор
имен
существительных, имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
«Синтаксис»
Выпускник научится:
-различать предложение, словосочетание, слово;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
-классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения,
обстоятельства;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
-различать простые и сложные предложения.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
-применять правила правописания (в объеме содержания курса);
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
-писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определенной орфограммой;
-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

«Развитие речи»
Выпускник научится:
-оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
II. Содержание
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания

прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости –
мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов
и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
-раздельное написание слов;
-обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу, жи– ши);
-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
-перенос слов по слогам без стечения согласных;
-знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных
звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости –
глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –
согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных
и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения,
значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях
с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
-сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щув положении под ударением;
-сочетания чк – чн, чт, щн;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов);
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
-разделительные ъ и ь;
-мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
-безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
-безударные окончания имен прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-не с глаголами;
-мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
-мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
-безударные личные окончания глаголов;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-знаки
препинания
в
конце
предложения:
точка,
вопросительный
и восклицательный знаки;
-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств

ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование
в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
III. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Наименование раздела, темы.
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел «Обучение письму» 15 ч.
Пропись — первая учебная тетрадь
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов
Рисование бордюров. Письмо длинных прямых линий.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу
Письмо короткой наклонной линии.
Письмо овалов больших и маленьких.

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1

Письмо коротких и длинных линий. Письмо короткой наклонной
линии.
Письмо полуовалов, их чередование.

1

1
1
1

13

Строчная буква а.
Заглавная буква А
Строчная и заглавная
буквы О, о
Строчная буква и.

14
15

Заглавная буква И.
Строчная буква ы.

1
1

16

Строчная буква у. Заглавная буквы У,

1

9
10
11
12

1

1

17

Строчная буква н.

1

18

Заглавная буква Н

1

19

1

20

Строчная и заглавная буквы Н,н. Сравнение строчной и заглавной
букв.
Строчная буква с

21

Заглавная буква С.

1

22

Строчная буква к.

1

23

Заглавная буква К

1

24
25
26
27
28
29
30
31

Строчная буква т.
Заглавные буквы Т,К. Сравнение букв т,Т
Сравнение букв к,т, К,Т.
Строчная буква л.
Заглавная буква Л.
Строчная и заглавная буквы Л,л.
Строчная буква р.
Заглавная буква Р.

1
1
1
1
1
1
1

32

1

33
34

Сравнение строчной и заглавной букв р,Р. Повторение изученных
букв.
Строчная бука в.
Заглавная буква В.

35
36

Строчная буква е.
Заглавная буква Е.

1

1

1
1
1
1
1

37
38

Строчная буква п.
Заглавная буква П

39
40

Строчная буква м.
Заглавная буква М.

41
42

Строчная буква з.
Заглавная буква З.

43
44
45
46

Строчная буква б
Заглавная буквы Б
Строчная буква д.
Заглавная буква Д.

47

Строчная буква я

48
49
50

Заглавная буквы Я
Строчная буква г
Заглавная буква Г

1
1

51
52
53

Сравнение строчной и заглавной букв г,Г.
Строчная буква ч.
Заглавная буква Ч.

1
1
1

54

Буква ь.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

55

Письмо слов с буквой ь.

1

56
57
58
59
60
61
62
63

Строчная буква
ш.
Заглавная букваШ.
Письмо слогов и
слов с изученными буквами.
Строчная буква ж.
Заглавная буквы Ж.
Строчнаябуква ё.
Заглавная буква Ё.
Строчная и заглавная буквы Й,й,

1
1
1
1
1
1
1
1

64
65
66
67
68
69
70

Письмо слов с буквой й.
Строчнаябуква х.
Заглавная буква
Х.
Строчная букваю.
Заглавная буква Ю.
Строчная буква ц
Заглавная буква Ц

1
1
1
1
1
1
1

71
72

Строчная буква э
Заглавная буквы Э

1

73

Строчная буква щ.

1

74

Заглавная буква Щ.

1

75

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1
1

76

Строчные буквы ь, ъ.

1

77

Строчные буквы ь, ъ.
Раздел «Послебукварный период» 14ч.

1

78

Алфавит.

1

79
80

Оформление предложений в тексте
Словарный диктант
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?»,«Что?»

1

81

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»

1

82

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?»,«Какое?»

1

83

Проверочный диктант по теме : «Алфавит. Слова»

1

84

1

85

Правописание безударных гласных в корне слова.
Работа над ошибками
Правописание безударных гласных в корне слова.

86

Правописание звонкихи глухих согласных на конце слова

1

87

Правописание

1

жи- ши , ча-ща,

чу-щу

1

88

Правописание чк-чн, щн.

1

89

Правописание гласных после шипящих.

1

90

Заглавная

1

91

Контрольное списывание «Азбука»

92

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной
язык русского народа.
Текст и предложение

93
94

буква в именах собственных.

1

1
1

Предложение
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Диалог.
Роль слов в речи.
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий
предметов.
Вежливые слова.
Тематические группы слов.

1

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по
значению
Слог как минимальная произносительная единица
Слово и слог.
Деление слов на слоги.

1

102

Перенос слов.
Правила переноса слов.

1

103

Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль
ударения. Графическое обозначение ударения.
Ударные и безударные слоги.
Зависимость значения слова от ударения.
Знакомство с орфоэпическим словарём.
Звуки и буквы.
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Звуки и буквы.
Условные звуковые обозначения слов.
Русский алфавит, или Азбука.
Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями
Гласные звуки и буквы.
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.
Гласные звуки
Слова с буквой э.
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

95
96
97
98
99
100
101

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

115

Согласные звуки и буквы.

1

116

Слова с удвоенными согласными.

1

117

Слова с буквами И и Й.

1

118
119
120

Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос
слов с мягким знаком.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие
согласные звуки.

1
1
1

1

126

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце
слова.
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Шипящие согласные звуки.
Проект «Скороговорки».
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

127
128

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
Заглавная буква в словах.

1
1

129

Контрольный диктант по теме : «Звуки и буквы»

1

130

Заглавная буква в словах.

1

131

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные
правила письма).

1

132

Обобщающий урок «Знатоки русского
языка».

1

121
122
123
124
125

2 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока
Язык и речь, значение в жизни людей. Роль русского
языка как национального.
Виды
речевой
деятельности.
Речь устная, письменная, внутренняя.
Речь диалогическая и монологическая.
Признаки
текста:
целостность,
связность,
законченность.
Тема и главная мысль текста. Заголовок.
Части текста. Построение текста: начало, основная
часть, концовка.
Предложение как единица речи, его назначение и
признаки.
Диктант по теме «Повторение»

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

9

1

15
16
17

Знаки препинания конца предложения.
Работа над ошибками.
Значение предложений, различных по цели
высказывания.
Второстепенные члены предложения (без деления на
виды).
Подлежащее и сказуемое — главные члены
предложения.
Составление рассказа по картине И. Остроухова
«Золотая осень»
Распространённые
и
нераспространенные
предложения.
Связь слов в предложении
Обобщение по теме «Предложение»
Слово и его лексическое значение.

18
19
20
21
22
23

Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение многозначных слов.
Синонимы. Работа со словарём синонимов
Антонимы Обобщение по теме.
Изложение текста по данным к нему вопросам
Однокоренные (родственные) слова

1
1
1
1
1
1

24
25

Корень слова
Различение однокоренных слов
и синонимов,
родственных слов
и слов с омонимичными корнями.
Единообразное написание корня в однокоренных
словах.
Слог как минимальная произносительная единица.
Ударение.
Работа с орфоэпическим словарем.
Правила переноса слов по слогам.
Контрольный диктант
по теме «Слова, слова, слова…»
Звуки и буквы.Работа над ошибками
Русский алфавит или Азбука.
Коллективное составление рассказа по картине
З.Е.Серебряковой «За обедом»
Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я
и их функции в слове.
Произношение ударного и безударного гласного звука
в корне слова и его обозначение на письме.
Способы проверки безударных гласных в корне.
Упражнения в написании слов с безударными
гласными.
Восстановление деформированного текста.
Обобщение знаний о правописании слов с
безударными гласными, проверяемыми ударением .

1
1

Обучающее сочинения по картине С. А. Тутунова
«Зима пришла. Детство»

1

10
11
12
13
14

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41
42
43
44
45
46
47
48
49

Правописание слов с безударными гласными,
непроверяемыми ударением
Слова с безударными гласными, непроверяемыми
ударением
Упражнение в правописании проверяемых и
непроверяемых гласных .
Проверочный диктант по теме «Правописание слов
с безударными гласными в корне»
Обобщение. Работа над ошибками
Согласные звуки их признаки.
Согласный звук [й'] и буква Й.
Слова с удвоенными согласными
Составление рассказа по картине А. Степанова
«Лоси» и опорным словам.

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Наши проекты. «И в шутку и всерьез»
Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы.
Обозначение мягкости согласных звуков на
письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Правописание мягкого знака на конце и в середине
слова перед другими согласными.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в
середине перед согласным.
Работа с текстом. Обучающее изложение
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
Правописание сочетаний с шипящими согласными.
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу
Проверочный
диктант
по теме: «Правописание
буквосочетаний с шипящими согласными»
Обобщение. Работа над ошибками
Проверочная работа по теме: «Правописание
буквосочетаний с шипящими согласными» .
Звонкие и глухие согласные звуки, и их обозначение
буквами.
Правописание слов с парным по звонкости-глухости
согласным звуком на конце слова или перед
согласным.
Особенности проверяемых и проверочных слов для
правила обозначения буквой парного согласного на
конце слова или перед согласным.
Способы проверки парных согласных.
Правописание парных звонких и глухих согласных в
корне слова.
Изложение повествовательного текста.
Упражнения в написании слов с парными согласными
в корне.
Изложение повествовательного текста по вопросам
плана.
Упражнения в правописании слов с изученными
орфограммами.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

Обобщение знаний о правилах письма.
Проверочный диктант по теме:
«Правописание гласных и согласных в корне слова.»
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Работа над ошибками.
Упражнение в написании слов с разделительным
мягким знаком.
Слова с разделительным мягким знаком. Правила
переноса слов с ь.
Контрольное списывание по теме «Правописание
гласных и согласных в корне слова»
Общее представление о частях речи.
Части речи – слова – названия.
Имя существительное как часть речи.
Общее представление об имени существительном.
Одушевлённые
и
неодушевлённые
имена
существительные.
Одушевлённые
и
неодушевлённые
имена
существительные
Упражнения в различении одушевленных и
неодушевленных имен существительных
Собственные и нарицательные имена существительные
Составление рассказа по картине В.М. Васнецова
«Богатыри».
Заглавная буква в написании кличек животных.
Заглавная буква в географических названиях.
Обобщение знаний
Проверочный диктант по теме «Правописание имен
собственных»
Единственное и множественное число имен
существительных. Работа над ошибками
Распознавание
имен
существительных
в
единственном и во множественном числе
Обобщение знаний об имени существительном
Подробное изложение повествовательного текста по
вопросам
Имя существительное. Обобщение.
Контрольный
диктант по теме: «Имя
существительное»
Обобщение знаний об имени существительном.
Работа над ошибками.
Глагол как часть речи и употребление в речи
Распознавание глаголов.
Изменение глагола по числам
Правильное употребление глаголов в речи
Правописание частицы не с глаголом.
Восстановление текста с нарушенным порядком
предложений.
Текст-повествование. Роль глаголов.
Обобщение знаний о глаголе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

106
107

1
1

117

Проверочный диктант по теме: «Глагол»
Имя прилагательное как часть речи. Работа над
ошибками
Синтаксическая роль имени прилагательного
в
предложении.
Связь существительного с прилагательными
в
предложении и в словосочетании .
Употребление в речи имен прилагательных,
противоположных по значению.
Изменение имён прилагательных по числам.
Употребление имен прилагательных в единственном и
во множественном числе.
Обобщение знаний об имени прилагательном
Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»
Текст-описание и роль в нём прилагательных.
Работа над ошибками
Составление текста-описания по картине Ф. Толстого
«Букет цветов, бабочка и птичка».
Местоимение (личное) как часть речи

118

Значение, употребление в речи местоимений

1

119
120
121

Текст – рассуждение.
Проверочная работа по теме «Местоимение»
Предлоги
Роль предлогов в речи.
Предлог как часть речи.
Раздельное написание предлогов со словами.

1
1
1

124

Правописание
тельными.

1

125
126
127

Проверочная работа по теме: «Предлоги»
Текст. Упражнения в создании текстов разного типа.
Знаки препинания в конце предложений.

1
1
1

128

Главные члены предложения. Распространение
предложений второстепенными членами.
Слово и лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова, антонимы ,
синонимы.
Части речи и их признаки. Разбор слова как части
речи.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор
слов
Контрольный итоговый диктант.
Обобщение знаний о правилах правописания.
Обобщение знаний о частях речи
Обобщение знаний о предложении
Итоговый урок «Я люблю русский язык»
3 класс

1

108
109
110
111
112
113
114
115
116

122
123

129
130
131
132
133
134
135
136

предлогов

с

именами

существи-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

№

Тема урока

Количество
часов

1

Наша речь. Виды речи.

1

2

Наш язык

1

3

Текст. Типы текстов.

1

4

Предложение.

5

Виды предложений по цели высказывания.

1

6

Виды предложений по интонации.

1

7

Предложения с обращением.

1

8

Обучающее изложение.

1

9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

10

Простое и сложное предложения.

1

11

Словосочетание.

1

12

Диктант по теме «Предложение»

1

13

Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова.Работа над ошибками.

1

14

Синонимы и антонимы.

1

15

Омонимы (общее представление).

1

16

Слово и словосочетание.

1

17

Фразеологизмы.

1

18

Обучающее изложение повествовательного текста

1

19

Части речи и их значение

1

20

Имя существительное

1

21

Имя прилагательное.

1

22

Глагол, местоимение.

1

23

Имя числительное.

1

24

Однокоренные слова.

1

25

Звуки и буквы. Гласные звуки. Буквы, обозначающие

1

гласные звуки.
26

Звуки и буквы. Согласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки.

1

27

Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком в корне слова.

1

28

Разделительный мягкий (ь) знак.

1

29

Разделительный мягкий знак. Упражнение в
правописании слов с мягким знаком. Перенос слов.

1

30

Наши проекты

1

31

Диктант по теме: «Слово в языке и речи»

1

32

Состав слова. Работа над ошибками.

1

33

Однокоренные слова. Корень слова.

1

34

Сложные слова. Правописание сложных слов.

1

35

Чередование гласных и согласных звуков в корне
однокоренных слов

36

Понятие об окончании слова. Формы слова. Роль
окончаний в предложении.

1

37

Упражнения в нахождении окончаний слова.

1

38

Приставка. Значение приставок.

1

39

Понятие о суффиксе.

1

40

Значение суффикса.

41

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

42

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В
голубом просторе»

1

43

Основа слова. Разбор слов по составу.

1

44

Основа слова. Обобщение о составе слова.

1

45

Диктант по теме: «Состав слова»

1

46

Наши проекты: «Семья слов»

1

47

Общее представление о правописании частей слова.
Работа над ошибками.

1

48

Безударные гласные в корне слова.

1

49

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

50

Упражнение в правописании слов с двумя
безударными гласными в корне.

1

51

Глухие и звонкие согласные в корне слова.

1

52

Правописание глухих и звонких согласных в корне
слова.

1

53

Упражнение в написании глухих и звонких согласных
в корне слова.

1

54

Правописание слов с парными согласными в конце
слова.

1

55

Обучающее изложение

1

56

Правописание непроизносимых согласных в корне
слова.

1

57

Упражнение в написании непроизносимых согласных в 1
корне слова

58

Правописание –сн- в наиболее употребительных
словах

1

59

Правописание слов с удвоенными согласными

1

60

Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова
«Снегурочка»

1

61

Правописание приставок и суффиксов в слове.

1

62

Диктант по теме: «Правописание корней слова»

1

63

Правописание гласных и согласных в приставках.
Работа над ошибками.

1

64

Развитие навыка правописания безударных гласных
корня в словах с приставками

1

65

Приставки и предлоги. Формирование умения отличать 1
приставку от предлога.

66

Упражнение в правописании предлогов и приставок.

1

67

Разделительный твердый знак. Правописание слов с

1

разделительным твердым знаком
68

Правописание слов с разделительным твердым знаком

1

69

Упражнение в правописании слов с разделительными
твердым и мягким знаками.

1

70

Диктант по теме: «Правописание частей слова»

1

71

Наши проекты «Составляем орфографический
словарь». Работа над ошибками.

1

72

Общее представление о частях речи.

1

73

Понятие об имени существительном как части речи.

1

74

Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.

1

75

Изложение по самостоятельно составленному плану

1

76

Собственные и нарицательные имена
существительные.

1

77

Наши проекты: «Тайна имени».

1

78

Число имен существительных

1

79

Изменение имен существительных по числам.

1

80

Род имен существительных.

1

81

Упражнение в определении рода имен
существительных

1

82

Мягкий знак на конце существительных после
шипящих.

1

83

Обучающее изложение.

1

84

Диктант по теме: «Имя существительное»

1

85

Понятие о склонении имён существительных.

1

Работа над ошибками.
86

Изменение имен существительных по падежам.

1

87

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и
лягушка-квакушка»

1

88

Несклоняемые имена существительные.

1

89

Именительный падеж

1

90

Родительный падеж

1

91

Дательный падеж

1

92

Винительный падеж

1

93

Творительный падеж

1

94

Предложный падеж

1

95

Начальная форма имени существительного.

96

Наши проекты: «Зимняя страничка»

1

97

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»

1

98

Закрепление знаний об имени существительном.

1

99

Контрольный диктант по теме: «Имя
существительное»

1

100

Понятие об имени прилагательном как части речи.
Работа над ошибками.

1

101

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

1

102

Роль имен прилагательных в тексте.

1

103

Общее представление о сложных именах
прилагательных

1

104

Формы имён прилагательных.

1

105

Изменение имён прилагательных по родам

1

106

Число имен прилагательных.

1

107

Сочинение по репродукции картины В. А. Серова
«Девочка с персиками»

1

108

Изменение имён прилагательных по падежам

1

109

Склонение имен прилагательных

1

110

Обобщение об имени прилагательном.

1

111

Диктант по теме: «Имя прилагательное»

1

112

Наши проекты: «Имена прилагательные в загадках».

1

Работа над ошибками.
113

Личные местоимения. Роль местоимений в речи.

1

114

Лицо и число личных местоимений.

1

115

Изменение личных местоимений по родам.

1

116

Обобщение знаний о местоимении.

1

117

Понятие о глаголе как части речи

1

118

Роль глаголов в предложении.

1

119

Начальная (неопределенная) форма глагола.

1

120

Число глаголов

1

121

Времена глагола.

1

122

Изменение глаголов по временам.

1

123

Диктант по теме: «Глагол»

1

124

Морфологический разбор глагола. Работа над
ошибками.

1

125

Изложение повествовательного текста

1

126

Род глаголов в прошедшем времени.

1

127

Частица не. Правописание глаголов с частицей не.

1

128

Роль глаголов в предложении

1

129

Правописание глаголов.

1

130

Итоговый контрольный диктант.

1

131

Части речи

1

132

Состав слова.

1

Правописание приставок и суффиксов.
133

Повторение об имени существительном,
прилагательном.

1

134

Обобщение знаний о частях речи

1

135

Обобщение знаний о предложении

1

136

Итоговый тест «Проверь себя».

1

4 класс
№

Наименование раздела, темы
Количество часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Повторение 15 ч.
Повторение. Пишем письма
Повторяем фонетику и словообразование
Вспоминаем изученные орфограммы
Вспоминаем изученные орфограммы в корне слова.
Повторение. Пишем письма
Повторяем признаки имени существительного.
Повторяем
правописание
окончаний
существительных 1-го склонения.
Повторяем
правописание
окончаний
существительных 2-го склонения.
Повторяем
правописание
окончаний
существительных 3-го склонения
Пишем письма
Морфологический разбор имени существительного

1
1
1
1
1
1
имён 1
имён 1
имён 1
1
1

Правописание безударных падежных окончаний имён 1
существительных
Диктант по теме: «Правописание падежных окончаний 1
имен существительных»

14
15
16

Текст-рассуждение. Анализ диктанта.
Повторяем признаки имени прилагательного.
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных

17
18
19
20
21
22

Морфологический разбор имени прилагательного
1
Контрольное списывание.
1
Типы текста.
1
Контрольная работа по теме: «Части речи»
1
Буквы о, ё после шипящих и ц
1
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после 1
шипящих».
Повторяем местоимение
1
Тест по теме «Части речи»

23
24
25
26

1
1
1

Орфограммы в приставках.
1
Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий 1
знак.
Изложение.
1

27

Разбор по членам предложения.

1

28

План синтаксического разбора предложения.

1

29

Синтаксический разбор предложения

1

30
31
32
33
34

Знаки препинания при однородных членах предложения.
Диктант по теме: «Синтаксис»
Синтаксический разбор предложения. Анализ диктанта.
Разбор предложения.
Текст.

1
1
1
1
1

35

Глагол как часть речи.

1

36

Синтаксическая роль глагола.

1

37
38
39
40

Правописание приставок в глаголах.
Правописание не с глаголами.
Изложение
Вид глагола. Начальная форма глагола.

1
1
1
1

41

Лицо и число глаголов.

1

42

Определение лица и числа глаголов
1

43

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

1

44
45
46

Правописание глаголов 2 лица единственного числа
Текст
Правописание -ться и -тся в глаголах.

1
1
1

47

Правописание глаголов 3 лица.

1

48
49

Текст.
Спряжение глагола.

1
1

50

Iи II спряжение глагола

51
52
53

Диктант по теме: «Глагол»
Текст. Анализ диктанта.
Безударные окончания глаголов.

1
1
1

54
55
56
57
58

Правописание безударных окончаний глаголов.
Контрольное списывание.
Текст.
Изложение
Диктант по теме: «Правописание личных окончаний

1
1
1
1
1

1

59

глагола».
Правописание глаголов. Анализ диктанта.
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

Настоящее время глагола.
Правописание суффиксов глаголов.
Прошедшее время глагола.
Изложение.
Правописание суффиксов глаголов.
Будущее время глагола.
Правописание суффиксов глаголов
Изменение глаголов по временам.
Контрольная работа по теме: «Время глагол»
Изложение с элементами сочинения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

70
71
72
73
74

Изъявительное наклонение глагола.
Условное наклонение глагола
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
Текст.
Повелительное наклонение глагола.

1
1
1
1
1

75

Определяем наклонение глагола

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

Словообразование глаголов.
Глагол в предложении
Правописание глаголов
Контрольное списывание.
Правописание глаголов
Текущий диктант по теме: «Глагол»
Упражнение в написании глаголов. Анализ диктанта.
Текст.
Морфологический разбор глагола.
Текст.
Наречие.
Как образуются наречия.

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Образование наречий
1
Правописание гласных на конце наречий.
1
Текст.
1
Контрольное списывание
1
Морфологический разбор наречий.
1
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
1
Текущее изложение.
1
Мягкий знак на конце слов после шипящих. Анализ 1
изложения.
Контрольная работа по теме: «Наречие»
1
Текст. Анализ контрольной работы.
1

98
99
100

Диктант по теме: «Наречие»
Наречие. Анализ диктанта.
Имя числительное.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

101
102
103
104

Текст.
Изменение имён числительных.
1
Слитное и раздельное написание числительных.
1
Правописание мягкого знака в именах числительных. 1
Правописание числительных.

105
106

Текст.
1
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. 1
Тест по теме: «Части речи»

107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117

120
121
122
123

Связь слов в предложении. Словосочетание.
Слово. Словосочетание. Предложение.
Текст.
Правописание слов в словосочетаниях
Связь слов в словосочетании. Согласование.
Связь слов в словосочетании. Управление.
Правописание слов в словосочетаниях.
Текст.
Связь слов в словосочетании. Примыкание.
Правописание слов в словосочетаниях.
Диктант
по
теме:
«Правописание
слов
в
словосочетаниях».
Правописание слов с разными орфограммами. Анализ
диктанта.
Контрольная работа по теме: «Слово, словосочетание и
предложение»
Словосочетание. Анализ контрольной работы.
Словосочетание в предложении.
Текст.
Сложное предложение.

124

Знаки препинания в сложном предложении

125

1

134

Контрольное списывание по теме: «Правописание слов в
словосочетаниях».
Как связаны части сложносочинённого предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Учимся ставить запятые между частями сложного
предложения. Текст.
Как связаны части сложноподчинённого предложения.
Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.
Учимся ставить запятые между частями сложного
предложения.
Контрольная работа по теме: «Словосочетание и
предложение»
Предложение и словосочетание. Анализ контрольной
работы.
Контрольный диктант за год.

135

Сложное предложение

1

118
119

126
127
128
129
130
131
132
133

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

136

Анализ диктанта
Учимся ставить
предложения.

запятые

между

частями

сложного 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».