Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности "Баскетбол" (11-16 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от « 31» 08. 2021г. № 138-од

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа физкультурно-спортивной направленности

«Баскетбол»
для обучающихся 11-16 лет
срок реализации 1 год

Руководитель : Сусталов С.В.

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.06 19:25:28
+05'00'

2

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
«Баскетбол» разработана для уобучающихся 11-16 лет.

программа

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в
Российской Федерации» Nв27З — ФЗ от 29.12.2012г;
Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-p),
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Уставом MAOУ СОШ № 15.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и
представлен как обязательный вид спорта в государственном
образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в
организации секционной работы в общеобразовательном учреждении.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и
популярности он опережает многие виды спорта. Систематические занятия
баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие,
повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют
функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное
физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической
подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и
повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся,
возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера,
как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды,
взаимопомощь, чувство долга.
Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность
к труду, это подготовка к военной службе.
Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются
отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия
деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать
резервы двигательного аппарата.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на
2

начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально
подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности
для развития координационных способностей: ориентирование в
пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных,
силовых и временных параметров движений, способность к согласованию
движений в целостные комбинации.
В возрасте 11-16
лет необходимо учить детей согласовывать
индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия
(с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью
элементов является их логическая обусловленность требованиями игрового
противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты,
прыжки, входят составной частью в игровые действия.

Программа по баскетболу для учащихся способствует гармоничному
развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию
социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому
можно говорить об актуальности программы.
Программа направлена не только на получение детьми
образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, но и
обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья,
удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной
деятельности и двигательной активности.
Цели программы:
• Обеспечить учащихся знаниями о специальных приемах и
действиях баскетболистов.
• Содействовать укреплению здоровья детей.
• Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.
• Обеспечить разностороннее физическое развитие.
Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
• Укрепление здоровья школьников;
• Содействие
правильному
физическому
развитию
и
разносторонней физической подготовленности
детского
организма;
• Приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
• Овладение юными баскетболистами основными приемами
техники и тактики игры;
• Воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости,
дисциплинированности,
коллективизма,
ответственности,
навыков культурного поведения, чувства дружбы;
2

• Развитие
мотивации
личности
к
познанию
и
самосовершенствованию;
• Формирование потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом;
• Выявление перспективных детей и подростков для дальнейшего
прохождения обучения в спортивных школах;
• Формирование устойчивой привычки к систематическим
занятиям;
• Укрепление
опорно – двигательного аппарата, развитие
быстроты, гибкости, ловкости;
• Привитие учащимся организаторских навыков;
• Организация условий для полезного проведения свободного
времени.
Важнейшими
дидактическими
принципами
обучения
являются
сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация,
систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога
дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать
принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста
учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и
черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой
являются:
• словесные методы, создающие у учащихся предварительное
представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется
использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения,
указания, подсчет и т.д.
• наглядные методы – применяются главным образом в виде показа
упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные
представления об изучаемых действиях;
• практические методы: метод упражнений, игровой метод,
соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает
многократное
повторение
движений.
Разучивание
упражнений
осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и
соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол»
положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория
управления повышением физического потенциала школьников. Высокий
уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической
работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем
тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к
двигательной деятельности необходимого объема и достаточной
интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации
2

данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние
игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Место кружка «Баскетбол» в учебном плане
Содержание секции отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности. Подбор подводящих игр и заданий отражает реальную
физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и
любопытную информацию, способную дать простор воображению;
подготавливает школьников к усвоению элементарных навыков игры в
баскетбол.
Ценностными ориентирами содержания данной секции являются:
–формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;
–формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с
выбором алгоритма действия,
–развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
–привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
1.2 Планируемые результаты
Личностными результатами кружка «Баскетбол» являются следующие
умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые
и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить;
• умение выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Баскетбол» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму.
• Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с
помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на занятии.
• Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать
по предложенному педагогом плану.
• Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
2

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
• Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
• умение делать выводы в результате совместной работы группы и
учителя;
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей группы.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков,
схем);
находить
и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
• умение оформлять свои мысли в устной форме;
• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
• Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах
Уровень подготовки учащихся.
В результате освоения содержания программного материала
спортивного кружка «Баскетбол» обучающиеся должны достигнуть
предусмотренного образовательным минимумом уровня развития спортивнооздоровительной деятельности.
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности при занятиях спортивными играми;
- историю Российского баскетбола;
- лучших игроков области и России;
- знать простейшие правила игры.
2

- терминологию разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и
направленности воздействия на организм;
- правила личной гигиены;
- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
- профилактику травматизма на занятиях;
-правила
проведения
соревнований.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять перемещения в стойке;
- остановку в два шага и прыжком;
- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после
передачи;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости;
- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без
сопротивления;
- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола;
- владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
- вырывать и выбивать мяч;
- играть в баскетбол по правилам;
- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации,
гибкости, силы, скорости;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий в спортивном
кружке.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы структурировано по видам спортивной
подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких
физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация,
при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для
отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое,
ритмичное, без задержки). На занятиях целесообразно применять
соревновательный метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы
изучать в сочетании с выработкой тактических умений.
Данная программа содержит материал теоретических и практических
занятий.
2

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного
состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники
безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.
Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе
практических занятий, а также в форме отдельного занятия.
Практические
занятия
должны
быть
разнообразными
и
эмоциональными. При этом большое внимание уделяется упражнениям
специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим
действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на
упражнения общей и специальной подготовки.
Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В
состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по
кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и
командные) игрока в нападении и защите.
Содержательное обеспечение разделов программы.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•

•
•
•
•

Теоретическая подготовка
Развитие баскетбола в России.
Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
Физическая подготовка баскетболиста.
Техническая подготовка баскетболиста.
Тактическая подготовка баскетболиста.
Психологическая подготовка баскетболиста.
Соревновательная деятельность баскетболиста.
Организация и проведение соревнований по баскетболу.
Правила судейства соревнований по баскетболу.
Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного
веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами,
гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра,
скакалками).
Подвижные игры.
Эстафеты.
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты,
перекаты).
2. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
2

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
• с разной скоростью;
• в одном и в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

2. Ловля и передача мяча
Двумя руками от груди, стоя на месте.
Двумя руками от груди с шагом вперед.
Двумя руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед.
Передача одной рукой с отскоком от пола.
Передача двумя руками с отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.
Ловля мяча после полуотскока.
Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
Ловля катящегося мяча в движении.

•
•
•
•
•
•
•
•

3. Ведение мяча
На месте.
В движении шагом.
В движении бегом.
То же с изменением направления и скорости.
То же с изменением высоты отскока.
Правой и левой рукой поочередно на месте.
Правой и левой рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

•
•

4. Броски мяча
• Одной рукой в баскетбольный щит с места.
• Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
2

•
•
•
•
•
•
•
•

Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
В прыжке одной рукой с места.
Штрафной.
Двумя руками снизу в движении.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Перехват мяча.
Вырывание мяча.
Выбивание мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита.
Быстрый прорыв.
Командные действия в защите.
Командные действия в нападении.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Подвижные игры баскетбольной направленности.
Стойка баскетболиста, бросок мяча снизу на месте, ловля мяча на
месте, передача мяча снизу на месте, эстафеты с мячами, бросок мяча снизу
на месте в щит, ведение мяча на месте и в движении, броски в цель (кольцо,
щит); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Мяч
капитану», «Рывок за мячом», «Баскетбол с надувным мячом»,
«Бег
пингвинов».
«Пятнашки», «Салки с мячом», «Коршун, наседка, цыплята», «Невод»,
«Солнышко».
Игровые задания с использованием строевых упражнений типа:
«Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «ОФП (общефизическая подготовка)»: «Не
оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки»,
«Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим
флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».Подвижные игры и
эстафеты: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь»,
«Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
Нормативные требования по ОФП

Контрольные упражнения

показатели
пол 12-17 лет
2

Бег 60 м (с)
Челночный бег 6х10 м (с)
Прыжок в длину с места (см)

м
ж
м
ж
м
ж

5
8,6
9,7
16,2
17,7
205
175

4
9,3
10,1
17,2
18,9
190
165

3
10,0
10,5
18,2
20,1
175
155

Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).
Возраст Пол Оценка высоты прыжка
средний выше среднего высокий
12 - 17 Д
25-30
31-35
36 и выше
лет
М
28-33
34-38
39 и выше
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
Класс Девочки
высокий выше
среднего
6-10 3,7
и 3,8-4,1
менее

Мальчики
средний высокий выше
среднего
4,2-4,4 3,5
и 3,6-3,8
менее

средний
3,9-4,1

Педагогический контроль
Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является
контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её
протяжении. Применяются следующие виды и формы контроля:
- предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств),
осуществляется педагогом в форме тестирования (сентябрь-октябрь)
- промежуточный контроль (за уровнем освоения основных умений и
навыков) проводится один раз в полугодие в форме тестирования (декабрь)
- итоговый контроль, проводится в конце учебного года, в
форме выполнения контрольных упражнений (тестирование) по общей
физической подготовке, уровню освоения навыков баскетбола, а также
теоретических знаний (апрель-май).
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической
подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме
наблюдения в течение всего учебного года.
Теоретическая подготовка

2

Выявление глубины и прочности полученных знаний раздела теоретическая
подготовка осуществляется по средствам использования таких методов как
опрос, собеседование, творческое задание.
Физическая подготовка.
Контроль эффективности применяемых средств по общефизической
подготовке проводятся контрольными упражнениями. Учащиеся выполняют
следующие контрольные задания:
1. бег на короткие дистанции (30,60м);
2. бег на длинные дистанции (800- 1000м.);
3. сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
4. подтягивание на высокой перекладине;
5. поднимание туловища за 1 мин.
Результат определяется по сравнительной таблице.
Тест «длинные дистанции» оценивается по контрольному времени,
применяется только в конце учебного года.
Каждый тест оценивается по 5-и уровням (высокий, выше среднего, средний,
ниже среднего, низкий). Успешным считается результат, соответствующий
среднему уровню и выше. Продвижение ребёнка в диапазоне уровня также
считается успешностью.
Техническая подготовка
Техническая подготовленность учащимися проверяется контрольными
упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за
качеством выполнения упражнения.
Формой контроля технической подготовленности баскетбола является
педагогическое тестирование, которое проводится в середине и конце
учебного года.
• Тактическая подготовка
Контроль освоения учащимися игровых действий заключается в
вынесении оценочных суждений по выполнению учащимися действий
в нападении и защите с учётом выполнения игроками тех или
иных функций. Контроль проводится как на учебных занятиях, так и в
соревновательной деятельности. Оценочные суждения выносятся на
основании определений умений и навыков использования учащимися
действий с мячом и без мяча в групповых и командных действиях.
Для баскетболистов главной задачей в этом разделе считается:
- научиться правильно выбирать решение (бросить в кольцо,
делать передачу, вести мяч); - правильно занимать место в защите и
нападении по отношению к кольцу и соперникам (держание игрока в
треугольнике, закрытая и открытая стойка в зависимости от нахождения мяча
на площадке и нападающего игрока; действия игроков в быстром прорыве,
в раннем и позиционном нападении);
- уметь переключаться от игры в защите в игру в нападении и наоборот
(расположение игроков при борьбе за мяч на своём и чужом щите,
блокирование игрока, борьба за отскок, выход на мяч, открывание для
получения мяча).
2

- уметь взаимодействовать в нападении и защите в разных
количественных соотношениях игроков (2 х 2, 2 х 1, 1 х2; 3 х 3, 3 х 2, 2 х 3, 3
х 1);
- вбрасывание мяча из-за боковой и лицевой линий (взаимодействие
игроков с помощью заслона и выхода на мяч);
- уметь взаимодействовать в команде, как в нападении, так и в защите
(позиционное нападение: 3 х 2, 2 х 3, 1 х3 х 1; 2 х 2 х 1; 1 х 2 х 1; 1 х 4;
защита: личная защита, зонная защита, защита личным и зонным прессингом,
комбинированная защита);
- умение игроков действовать не стандартно, спонтанно, выбирать
решение
- КПД игрока в соревновательной деятельности (количество времени
проведённого на площадке, перехваты мяча, потери, подбора на своём и
чужом щите, количество заброшенных мячей, накрывание мяча,
результативные передачи).
Методом контроля является метод наблюдения в результате, которого
выносятся оценочные суждения по овладению учащимся игровыми
действиями (тактическими действиями) соответственно возрастной группе и
периоду обучения.
Формой
контроля
освоения
игровых
действий
являются
внутригрупповые игры, соревнования, товарищеские встречи.

2

2.2 Тематическое планирование

№ п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Теоретические сведения. Инструктаж по ТБ. Судейство.
ОФП выпрыгивание вверх с набивными мячами. Броски и
ловля в прыжке баскетбольного мяча у стены.
Бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения,
после ловли в движении. Бросок двумя руками над головой
с преодолением сопротивления двух противников. Учебная
игра 5х5
Передачи двух нападающих против одного защитника.
Игра 2х2,3х3, 4х4
ОФП. Кросс 40 мин. Зонная игра 2х2, 3х3, 5х5
Борьба двух защитников с двумя нападающими за
отскочившим мячом после неудачного броска издали.
Передача в тройках. Учебная игра 5х5
Эстафеты. Челночный бег, передачи, ведения, броски в
кольцо. Индивидуальная защита. Игра
Кросс 30 мин., ускорение на отрезках 4х30. Футбол.
Прыжки толчком двух ног 8-10 раз. Передачи мяча в парах
15-20 раз, челночный бег 10х10 3-4 раза
Штрафные броски 8 раз, прыжки на месте, челночный бег
6х10. Учебная игра 5х5
Мини - баскетбол на маленьких площадках 2 тайма по 40
мин.
Кросс 40 мин. Волейбол.
Персональная защита. Нападения 2х2, 3х3, 4х4
Тактика нападения. Учебная игра 5х5
Совершенствование нападения и защиты в учебной игре
5х5
ОФП. Тактика нападения. Учебная игра
Совершенствование нападения и защита. Учебная игра 5х5
Кроссовая подготовка 40 мин. Волейбол с двумя мячами
Тактика нападения. Учебная игра 5х5
Совершенствование нападения и защита. Учебная игра 5х5
Тактика нападения. Учебная игра
Совершенствование нападения и защиты
ОФП. Работа с тяжелыми перекл. 2х8 поднятие штанги
2х20, присед. 2х50. Футбол.
Передачи, броски. Техническая игра по номерам. Учебная
игра 5х5
Тактическая игра. Игра с набивным мячом. Учебная игра
5х5
Соревновательная тренировка 2т. 40 мин.
Совершенствование тактики в учебной игре 5х5
Кроссовая подготовка 2000м., ускорение на отрезках.
Футбол.
Броски. Ведение, передачи в прыжке. Ведение с

Кол-во часов
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

изменением направления по сигналу тренера. Учебная игра
5х5
Перемещения в парах приставным шагом, боком вправо,
влево (лицом друг к другу) броски 15-20 раз. Учебная игра.
Бег зигзагами змейкой, ускорения со старта. Повороты
1800 и 3600 , задания на ускорения с мячами. Учебная игра.
Учебная игра 2х2, 3х4, 3х5
Соревновательная тренировка 2т. 40 мин.
Тактическая игра. ОФП.
Эстафеты с ведением мяча и броском в корзину. Подбор
мяча после отскока в случае не попадания в корзину.
Учебная игра 5х5
Штрафные броски 3-х очковые. Броски из различных
позиций. Передача на дальность, точность. Учебная игра
5х5
Мини-баскетбол на маленьких площадках. Учебная игра
5х5
Футбол 2т. 40 мин.
Разбор тактических позиций. Учебная игра 5х5
Вращать мяч вокруг шеи вправо на уровне пояса, на уровне
коленей перебрасывая из одной руки в другую под ногами.
Учебная игра 5х5
Удерживая мяч двумя руками за головой отпустить его
развести руки за спину и поймать мяч. Учебная игра 5х5
Кросс 3000 метров
ОФП. Поднимание туловища, прыжки, гибкость.
Тактические игры
СФП. Броски штрафные, с 3-х очковой линии, ведение.
Броски из-под щита. Учебная игра.
Кросс 40 мин. Учебная игра 5х5
Инструктаж по ТБ. Теоретические сведения. Правила
судейства. Перемещения приставными шагами, скрестным
шагом, остановки. Мини-баскетбол
Передачи мяча от плеча левой, правой рукой из-за головы.
Ведение. Перемещение.
Соревнования
Игровая тренировка. СФП.
Передвижение игрока спиной вперед, боком приставными
шагами. Броски в парах после передачи. Учебная игра.
Гимнастические упражнения
Передачи по диагонали..
Беговые упражнения со старта лежа передать мяч. Учебная
игра 5х5
Бег с мячом, броски левой, правой рукой. Передачи.
Учебная игра 3х2, 5х5
ОФП. Поднимание туловища, выпрыгивание с мячом.
Челночный бег. Броски. Ведение с изменением
направления. Учебная игра 5х5
Передача мяча об стену. Прыжки через предметы. Учебная
игра 2х3, 5х5
ОФП с мячом, броски со штрафной одной двумя руками в

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

движении. Учебная игра 5х5
Перемещения, остановки прыжком. Передачи. Учебная
игра 5х5
Передачи мяча с траекторией области ведения, броски,
перемещения. Учебная игра 5х5. Гимнастические
упражнения.
Персональная защита. Нападение. Учебная игра 5х5.
Кроссовая подготовка.
Ведение правой, левой, остановка, передачи. Учебная игра
3х2, 5х5. Акробатические упражнения.
Ведение мяча по кругу. Передачи, броски. Взаимодействие
нападающих и защитников одновременно.
Учебная игра 5х5
ОФП. Кросс 1000м. Прыжки
Перемещение спиной вперед. Приставным шагом. Учебная
игра 5х5
Персональная защита. Ведение мяча в слепую. Передача
мяча по звуку. Учебная игра
Броски, передачи в прыжке. Ведение в приседе. Учебная
игра 3х3, 3х2, 5х5
ОФП с отягощением. Ведение двух мячей. Учебная игра
5х5
Кросс 15 мин. Игра в защите. Учебная игра 3х3, 5х5
Защита в нападении. Ведение с изменением направления.
Учебная игра 5х5
Ведение левой, правой, броски в кольцо в прыжке. Учебная
игра
Подвижные игры с мячом, бросками, передачами по
сигналу
Кросс 1000м. Броски из-под щита в кольцо. Передачи на
дальность. Учебная игра 5х5
Ведение в парах, тройках. Защита. Учебная игра 3х3, 5х5
Соревновательная тренировка со сменой игроков по
командам 2т по 40м
ИТОГО

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
140 часов

2

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Срок реализации программы 1 год (9 месяцев). Форма обучения: очная,
групповая.
Программа предназначена для учащихся 11-16 лет. Занятия проводятся два раза в
неделю, продолжительность занятия 2 часа начиная с сентября по май
включительно, 140 часов в год. Количество учащихся в группе 12-15 человек.
Наименование
программы
«Баскетбол»

Количество часов
В неделю

I
полугодие

II
полугодие

В год

4

68

72

140

Формы подведения промежуточной аттестации
- спортивные праздники, конкурсы.
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста.
- соревнования школьного, районного и краевого масштабов.
3.2 Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса: - методы
обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
-формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В
программе
предусмотрено
регулярное
отслеживание
результатов
воспитанников, участие в школьных соревнованиях. Запланированы воспитательные
задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как
самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует
свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и
волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта
общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям
физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и
духовное совершенствование личности.
Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,
конкурсы, соревнования.
Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование,
телевизор, интернет ресурсы.
В соответствии с СП 3.1/2.4.3598-10 реализация программы возможна в
дистанционном формате.

2

Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
2.2 Тематическое планирование
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
3.2 Методическое и материально-техническое обеспечение

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».