Техническая графика и основы черчения 14-16 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «_31»_08_2021г. №136-од
Приложение к Основной общеобразовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАФИКА И ОСНОВЫ ЧЕРЧЕНИЯ»
14-16 лет
срок реализации 1 год

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:38:52
+05'00'

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Техническая
графика и основы черчения»
Личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений.
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
• объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• создавать абстрактный или реальный образ предмета;
• строить модель на основе условий задачи;
• создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
представления в текстовое и наоборот.
3. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией,
технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия, особенно
начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты.
Только эти предметы развивают пространственное воображение. Современные
компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с
информатикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми
отметками», использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет
понятие «уклон» — все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной
геометрии. Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи.
Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел — «Технический рисунок».
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
поисковых систем. Обучающийся сможет:
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
• создавать информационные ресурсы разного типа.
6. Приобретение опыта проектной деятельности.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные
учебные действия.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты
Выпускник научится:
• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
• выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и эскизы, состоящие из
нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;
• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в
школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.
Выпускник получит возможность научиться:
• методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по
их оформлению;
• условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
• порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
• возможности применения компьютерных технологий для получения графической
документации.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Техническая графика и основы
черчения»
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Основные теоретические сведения
Краткая история графического общения человека. Значение графической
подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области
применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж,
технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Диаграмма, график. Виды
чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила
оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы
Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ).
Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места
чертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформление формата А4 и основной
надписи. Выполнение основных линий чертежа.
Варианты объектов труда
Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.
Геометрические построения
Основные теоретические сведения
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности
на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Варианты объектов труда
Изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем
Основные теоретические сведения
Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел.
Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования.
Центральное
и прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже.
Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции/
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. 'Прямоугольная
изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и
правила выполнения.
Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и
правила изображения соединений.
Практические работы
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее
описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже.
Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских
и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций.
Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии
изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза
детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.
Варианты объектов труда
Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей,
электрические и кинематические схемы.
Сечения и разрезы
Основные теоретические сведения
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях.
Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза.
Разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы
Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами.
Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда
Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.
Сборочные чертежи
Основные теоретические сведения
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и
типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений
деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных
деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном
чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
Практические работы
Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза)
типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного
чертежа изделия.
Варианты объектов труда
Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей

сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей,
Прикладная графика
Основные теоретические сведения
Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы,
пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и
цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.
Практические работы
Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение
графиков, диаграмм но предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного
знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ*.
Варианты объектов труда
Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы,
пиктограммы, условные знаки.
Тематическое планирование
8 класс (1 полугодие - 17 часов)
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Введение
Понятие о стандартах
Линии чертежа.
Графическая работа № 1
Шрифты чертёжные
Нанесение размеров. Масштабы
Графическая работа № 2
Проецирование на одну плоскость проекций
Проецирование на 2 и 3 плоскости проекций
Выполнение упражнений
Виды на чертеже
Графическая работа № 3
Аксонометрические проекции
Построение аксонометрических проекций
Технический рисунок
Проекции геометрических тел
Изображение элементов предмета
Графическая работа № 4

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
9 класс (2 полугодие - 17 часов)
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Порядок построения изображений на
чертежах
Графическая работа № 5
Нанесение размеров с учётом формы
предмета
Геометрические построения
Сопряжения
Графическая работа № 6
Развёртки. Чтение чертежа. Графическая
работа № 7
Графическая работа № 8
Эскизы
Графическая работа № 9
Графическая работа № 10
Графическая работа № 11
Решение графических задач
Построение проекций геометрических фигур
и предметов со срезами
Построение проекций геометрических фигур
и развёрток
Решение задач на преобразование, чтение
схем
Выполнение изображений из области
художественно-прикладной графики

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».