Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Серова УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ №15 от «31» 08 2021г. № 136-од Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 11-12 лет Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.02 20:36:39 +05'00' г. Серов Пояснительная записка. Курс «Проектная деятельность» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для учащихся 5 классов. Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи курса: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с исторической информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) Результаты освоения курса Личностные результаты У обучающегося формируются: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой историей; - рефлексия. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: - умение слышать и слушать партнѐра, - уважать своѐ и чужое мнение, - учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; - умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; - умение разрешать конфликты на основе договорѐнности. Регулятивные УУД: - умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя - устанавливать причинно- следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта; - преодолевать психологическую инерцию мышления. Познавательные УУД: - развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; - планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе; - умение делать выводы и обобщения. Предметные результаты В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - Целеполагать (ставить и удерживать цели); - Планировать (составлять план своей деятельности); - Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Ученик получит возможность научиться: -видеть проблемы; -ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; -наблюдать; -проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: - типовые занятия (объяснения и практические работы), - групповые исследования, - игры-исследования, - творческие проекты. Курс реализуется через формы организации внеурочной деятельности: игры, беседа – размышление, мини-выступления, работа в группах, решение теста, работа с компьютером. Основные виды деятельности обучающихся: участвовать в обсуждении, осознанное читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста, выступать с сообщениями, учится работать с реальными объектами как с источниками информации, формулировать задачи проекта, участвовать в диалоге, анализировать и обобщать собранные сведения, выполнять исследование и работать над проектом, самостоятельно работать, оценивать свое выступление, проводить рефлексию. Содержание курса I.Введение. (1 ч) 1.1.Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Понятия: проект, проблема, информация II. Теоретический раздел. Тема 2.1 Как мы познаем мир. (1 ч) Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Тема 3 Удивительный вопрос (1 ч.) Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Тема 4. Учимся выдвигать гипотезы (1 ч) Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Тема 5. Что такое источник информации (1 ч) Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Тема 6. Источник информации (1 ч) Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Тема 7. Выбор темы исследования ( 1 ч.) Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Тема 8. Цели и задачи исследования ( 1 ч.) Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Тема 9. Методы исследования ( 1 ч.) Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. III.Практический раздел Тема 10. Практическое занятие (1 ч.) Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в предмет”.Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. точности Тема 11. Сбор материала для исследования ( 1 ч.) Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования Тема 12. Умозаключения, выводы ( 1 ч.) Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Тема 13. Обобщение данных (1 ч.) Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. Тема 14. Планирование ( 1 ч.) Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Тема 15. Выбор темы проекта ( 1 ч.) Обзор литературы по историческим темам исследования. Тема 16. Подготовка к защите. ( 1 ч.) Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Выступление перед классом. Как подготовиться к публичному выступлению. Тема 17. Защита проектов ( 1 ч.) Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Выступление учащихся. Тематическое планирование № Тема занятия Содержание курса п/п Количество часов I Введение 1 Что такое проект Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Понятия: проект, проблема, информация 1 II Теоретический раздел Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. 2 Как мы познаем мир 3 Удивительный вопрос Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. 1 Учимся выдвигать гипотезы Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. 1 5 Что такое источник информации Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. 1 6 Источник информации Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. 1 * 4 ** Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. 1 7 Выбор темы исследования 8 Цели и задачи исследования Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. 1 1 Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. 9 Методы исследования Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. III Практический раздел 1 10 Практическое занятие Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”. 1 ** Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. 11 12 * 13 * Сбор материала для исследования Умозаключения, выводы Обобщение данных Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. 1 1 1 14 Планирование 15 Выбор темы проекта 16 ** 17 Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обзор литературы по историческим темам исследования. 1 Подготовка к защите Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Выступление перед классом. Как подготовиться к публичному выступлению. 1 Защита проектов Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Выступление учащихся. 1 *- Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке **-Дифференцированная контрольная работа для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей обучающегося 1