Проектная деятельность 11-12 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 г. Серова

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ №15
от «31» 08 2021г. № 136-од

Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

11-12 лет

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:36:39 +05'00'

г. Серов

Пояснительная записка.
Курс «Проектная деятельность» представляет систему обучающих и развивающих
занятий по проектно-исследовательской деятельности для учащихся 5 классов.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с исторической информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование)
Результаты освоения курса
Личностные результаты
У обучающегося формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой историей;
- рефлексия.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнѐра,
- уважать своѐ и чужое мнение,
- учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера,
так и в позиции рядового участника;
- умение разрешать конфликты на основе договорѐнности.
Регулятивные УУД:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под
руководством учителя
- устанавливать причинно- следственные связи, прогнозировать, выделять
противоположные признаки объекта;
- преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения
ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к
исследовательской и проектной работе;
- умение делать выводы и обобщения.
Предметные результаты
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ученик получит возможность научиться:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах,
парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Проектная
деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, реализации
проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть
взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.

Курс реализуется через формы организации внеурочной деятельности: игры, беседа
– размышление, мини-выступления, работа в группах, решение теста, работа с
компьютером.
Основные виды деятельности обучающихся: участвовать в обсуждении, осознанное
читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста,
выступать с сообщениями, учится работать с реальными объектами как с источниками
информации, формулировать задачи проекта, участвовать в диалоге, анализировать и
обобщать собранные сведения, выполнять исследование и работать над проектом,
самостоятельно работать, оценивать свое выступление, проводить рефлексию.
Содержание курса
I.Введение. (1 ч)
1.1.Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Понятия: проект,
проблема, информация
II. Теоретический раздел.
Тема 2.1 Как мы познаем мир. (1 ч)

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на
внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Тема 3 Удивительный вопрос (1 ч.)
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное
слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Тема 4. Учимся выдвигать гипотезы (1 ч)

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия.
Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Тема 5. Что такое источник информации (1 ч)

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации.
Тема 6. Источник информации (1 ч)
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Тема 7. Выбор темы исследования ( 1 ч.)
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Тема 8. Цели и задачи исследования ( 1 ч.)
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Тема 9. Методы исследования ( 1 ч.)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с
наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях.
Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
III.Практический раздел
Тема 10. Практическое занятие (1 ч.)
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в
предмет”.Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

точности

Тема 11. Сбор материала для исследования ( 1 ч.)
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо,
пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации
знаний, исследовательский поиск, методы исследования
Тема 12. Умозаключения, выводы ( 1 ч.)
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Тема 13. Обобщение данных (1 ч.)
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся
выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.Понятия: Анализ,
синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Тема 14. Планирование ( 1 ч.)
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в
работе над проектом.
Тема 15. Выбор темы проекта ( 1 ч.)
Обзор литературы по историческим темам исследования.
Тема 16. Подготовка к защите. ( 1 ч.)
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Выступление перед классом. Как подготовиться к публичному выступлению.
Тема 17. Защита проектов ( 1 ч.)
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках
проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Выступление учащихся.

Тематическое планирование
№

Тема занятия

Содержание курса

п/п

Количество
часов

I Введение
1

Что такое проект

Понятие о проектах и исследовательской
деятельности
учащихся.
Важность
исследовательских
умений
в
жизни
современного человека. Понятия: проект,
проблема, информация

1

II Теоретический раздел
Наблюдение и эксперимент – способы
познания окружающего мира. Опыты. Игры на
внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент,
опыт.

2

Как мы познаем
мир

3

Удивительный
вопрос

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о
чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах. Понятия:
вопрос, ответ.

1

Учимся выдвигать
гипотезы

Понятие о гипотезе. Её значение в
исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения,
предполагающие обратные действия. Игра
«Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

1

5

Что такое
источник
информации

Информация. Источники информации.
Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения. Понятия:
источник информации.

1

6

Источник
информации

Практика: работа с источником информации.
Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.

1

*

4

**

Практика: правила оформления списка
использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.

1

7

Выбор темы
исследования

8

Цели и задачи
исследования

Классификация тем. Общие направления
исследований. Правила выбора темы
исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели
исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.

1

1

Соответствие цели и задач теме исследования.
Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы
исследования.

9

Методы
исследования

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение,
выводы. Знакомство с наблюдением как
методом исследования. Сфера наблюдения в
научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений.
III Практический раздел

1

10

Практическое
занятие

Практические задания: “Назови все особенности
предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

1

**

Понятия: эксперимент, экспериментирование,
анкетирование, анализ, синтез.

11

12
*
13
*

Сбор материала
для исследования

Умозаключения,
выводы

Обобщение
данных

Что такое исследовательский поиск. Способы
фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы,
рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний,
исследовательский поиск, методы исследования
Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения,
умозаключения, выводы.
Что такое обобщение. Приемы обобщения.
Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения. Практические
задания: “Учимся анализировать”, “Учимся
выделять главное”, “Расположи материал в
определенной последовательности”.Понятия:
Анализ, синтез, обобщение, главное,
второстепенное.

1

1

1

14

Планирование

15

Выбор темы
проекта

16
**

17

Составление плана работы над проектами.
Определение предмета и методов исследования
в работе над проектом.
Обзор литературы по историческим темам
исследования.

1

Подготовка к
защите

Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Выступление перед классом.
Как подготовиться к публичному выступлению.

1

Защита проектов

Анализ результатов и качества выполнения
проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта. Способы
преодоления трудностей. Выступление
учащихся.

1

*- Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке
**-Дифференцированная контрольная работа для детей с ОВЗ с учетом
индивидуальных особенностей обучающегося

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».