Основы проектно-исследовательской деятельности 14-16 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-од
Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

14-16 лет
срок реализации 2 года

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:36:14 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты учебного курса «Основы проектно-исследовательской
деятельности»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Основы проектно-исследовательской деятельности».
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию;
- формирование установки на престижность занятий научной деятельностью,
фундаментальными науками;
- формирование ответственного отношения к деятельности;
- формирование
коммуникативной
компетентности
в общении
и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской
деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
оппоненту;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и
формулировать задачи;
- планировать свою деятельность по решению поставленных задач;
- умение определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- умение работать индивидуально и организовывать совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- умение презентовать результаты своей деятельности;
- формулировать и выполнять учебную задачу;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного
типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
- умение работать с различными источниками информации;
- умение использовать различные методы исследования;
2

- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями в рамках выбранной
темы;
- развитие представлений о межпредметных связях;
- знать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- определять и формулировать проблему, тему, цель, задачи, продукт проекта,
планирование;
- знать структуру проекта;
- искать основные источники информации;
- знать правила оформления списка использованной литературы;
- знать правила оформления проекта.
- оформлять паспорт и текст проекта.
II. Содержание учебного курса «Основы проектно-исследовательской
деятельности»
8 класс
Описание ситуации. Определение проблемы, темы, цели проекта.
Введение в проектную деятельность. Виды проектов. Важность проектных умений
в жизни современного человека. Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта.
Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой
ситуации. Описание и анализ ситуации в рамках проекта. Основные этапы работы над
проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия,
презентация.
Понятие о проблеме. Формулирование проблемы. Выбор темы проекта.
Классификация тем. Правила выбора темы. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач.
Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для
достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Виды продуктов проекта.
Планирование работы над проектом. Определение источников информации.
Связь проблемы, цели и проектного продукта. Основные этапы работы над
проектом. План деятельности. Индивидуальный график реализации плана.
Мыслительные
операции.
Эксперимент.
Наблюдение.
Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Способы фиксации полученных сведений
(схемы, рисунки, таблицы, знаки, символы и др.) Мыслительные операции, необходимые
для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения.
Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Структура проектной работы. Требование к оглавлению, списку используемой
литературы. Требования к оформлению списка используемой литературы. Требования к
оформлению текста. Работа с текстовыми редакторами. Возможности текстовых
редакторов для оформления проекта. Требования к оформлению презентации проекта.
Выбор метода презентации проекта. Работа с приложениями презентационной графики.
Возможности мультимедийных технологий.
Понятие рефлексии. Критерии экспертной оценки индивидуального проекта.
Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту.
Выполнение индивидуального проекта.
Самостоятельное выполнение основных этапов индивидуального проекта:
проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия,
презентация.
3

9 класс
Способы мыслительной деятельности
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Важность
исследовательских
умений
в
жизни
современного
человека.
Презентация
исследовательских работ обучающихся.
Понятие «проблема», «актуальность», «проблема исследования», «актуальность
исследования». Формулировка проблемы через вопрос и через противоречие. Структура
написания актуальности исследования. Определение темы исследования. Выбор
объектной области исследования.
Подбор книги для монографического реферата согласно выбранной объектной
области исследования совместно с педагогом предметником. Выбор темы, постановка
проблемы исследования. Способы фиксации полученных сведений
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры
на внимание.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное
слово». Правила совместной работы в парах.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра
«Найди причину».
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование:
аннотация, литературный обзор). Работа в сети Интернет. Поиск материала и его оценка и
переработка.
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление
собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации.
Приемы и процедура убеждения. Публичное выступление Способы воздействия на
аудиторию.
Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной
теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме.
Мыслительные
операции.
Эксперимент.
Наблюдение.
Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Мыслительные
операции,
необходимые
для
учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом. Основные виды научных текстов и их особенности.
Типичные ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. Профессиональное
редактирование научных текстов. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в
группах. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации.
Выпуск брошюры. Уметь работать в программе презентации. Составление презентаций.
Уметь выстроить логическую цепочку защитной речи.
Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать
доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов
по заданному алгоритму” и др.
4

Конференция. Выступления обучающихся с презентацией своих проектов. Анализ
проектно-исследовательской деятельности.

5

III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы проектно-исследовательской деятельности»
8 класс
№ раздела
(темы)

1
2
3
4

5

6

7
8

Количество часов
Наименование раздела (темы)

Содержание образования
Очная
часть

Раздел 1. Описание ситуации. Определение проблемы, темы, цели проекта (5 часов)
Введение в проектную деятельность. Виды проектов. Важность
Введение в проектную
деятельность
проектных умений в жизни современного человека.
Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта.
Описание ситуации
Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации.
Обоснование желаемой ситуации.
Описание и анализ ситуации в рамках проекта. Основные этапы
Описание и анализ ситуации в
работы над проектом: проблематизация, целеполагание,
рамках проекта
планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Формулировка проблемы
Понятие о проблеме. Формулирование проблемы.
Выбор темы проекта. Классификация тем. Правила выбора темы.
Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели
Определение темы проекта.
по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор
Постановка цели и задач
задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и
задач теме. Виды продуктов проекта.
Раздел 2. Планирование работы над проектом. Определение источников информации (5 часов)
Связь проблемы, цели и проектного продукта. Основные этапы
Составление развернутого плана
работы над проектом. План деятельности. Индивидуальный график
реализации плана.
Мыслительные
операции.
Эксперимент.
Наблюдение.
Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
Методы исследования
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, выводы.
Способы фиксации полученных сведений (схемы, рисунки,
Сбор материала для исследования
таблицы, знаки, символы и др.)

Заочная
часть

1
1
1
1

1

1

1
1
6

9
10

11
12
13
14
15
16
17

Мыслительные
операции,
необходимые
для
учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям.
Обобщение полученных данных.
Выбор главного. Последовательность изложения.
Раздел 3. Требования к оформлению индивидуального проекта (4 часа)
Структура проектной работы. Требование к оглавлению, списку
Структура проектной работы
используемой литературы. Требования к оформлению списка
используемой литературы.
Требования к оформлению текста. Работа с текстовыми
Требования к оформлению текста
редакторами. Возможности текстовых редакторов для оформления
проекта.
Требования к оформлению презентации проекта. Выбор метода
Требования к оформлению
презентации проекта. Работа с приложениями презентационной
презентации проекта
графики. Возможности мультимедийных технологий.
Понятие рефлексии. Критерии экспертной оценки индивидуального
Знакомство с критериями
проекта. Оценка собственного результата деятельности по
оценивания
индивидуальному проекту.
Раздел 4. Выполнение индивидуального проекта (3 часа)
Работа над проектом
Самостоятельное выполнение основных этапов индивидуального
Работа над проектом
проекта:
проблематизация,
целеполагание,
планирование,
реализация плана, рефлексия, презентация.
Подводим итоги
Анализ и синтез. Суждения,
умозаключения, выводы

1
1

1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№ раздела
(темы)

1

Количество часов
Наименование раздела (темы)

Содержание образования
Очная
часть

Раздел 1. Способы мыслительной деятельности (20 часов)
Понятие о проектах и исследовательской деятельности
Что такое проект
обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни

Заочная
часть

1
7

2

Что такое проблема

3

Как мы познаём мир

4

Исследование как форма познания

5

Удивительный вопрос

6

Учимся выдвигать гипотезы

7

Источники информации

8

Сотрудничество

9

Основные правила делового
общения и ведение дискуссий

10

Выбор темы исследования

11

Цели и задачи исследования

12

Методы исследования

13

Мыслительные операции

14-15

Сбор материала для исследования

современного человека. Презентация исследовательских работ
обучающихся
Понятие «проблема», «актуальность», «проблема исследования»,
«актуальность исследования». Формулировка проблемы через
вопрос и через противоречие. Структура написания актуальности
исследования.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего
мира. Опыты. Игры на внимание.
Выбор объектной области исследования.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили»,
«Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.
Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,
предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с
энциклопедиями
и
словарями.
Составление
плана
информационного текста, тезисы, конспект, цитирование:
аннотация, литературный обзор). Работа в сети Интернет. Поиск
материала и его оценка и переработка.
Основные правила делового общения и ведения дискуссий.
Предъявление собственной позиции и понимание позиции
партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура
убеждения. Публичное выступление Способы воздействия на
аудиторию.
Определение темы исследования.
Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по
выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач
для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач
теме.
Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение.
Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, выводы.
Подбор книги для монографического реферата согласно выбранной

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2
8

16
17-18
19-20
21
22
23-24
25
26
27
28
29-30

31-32

33-34

объектной области исследования совместно с педагогом
предметником. Выбор темы, постановка проблемы исследования.
Способы фиксации полученных сведений
Анализ и синтез
Мыслительные
операции,
необходимые
для
учебноисследовательской
деятельности:
анализ,
синтез,
сравнение,
Суждения, умозаключения,
выводы
обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям.
Обобщение полученных данных
Выбор главного. Последовательность изложения.
Раздел 2. Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (11 часов)
Составление плана работы над проектами. Определение
Планирование работы
предмета и методов исследования в работе над проектом.
Основные виды научных текстов и их особенности. Типичные
Правила написания и оформления
ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат.
проекта
Профессиональное редактирование научных текстов.
Обучение анкетированию,
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
социальному опросу,
интервьюированию
Работа с электронными
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор
каталогами
необходимой литературы по теме проекта. Отбор и составление
Отбор и составление списка
списка литературы по теме исследования.
литературы по теме исследования
Работа с текстовым материалом
Работа на компьютере – структурирование материала, создание
презентации. Выпуск брошюры. Уметь работать в программе
Обобщение полученных данных
презентации. Составление презентаций. Уметь выстроить
Оформление презентации
логическую цепочку защитной речи.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как
правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Правила
Подготовка к защите.
подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что
сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному
алгоритму” и др.
Конференция. Выступления обучающихся с презентацией
Защита проектов.
своих проектов. Анализ проектно-исследовательской
деятельности.

1
2
2
1
1
1

1
1
1
1

1
2

2

2

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».