Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08 2021г. № 136-од Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 14-16 лет срок реализации 2 года Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.02 20:36:14 +05'00' г. Серов I. Планируемые результаты учебного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы проектно-исследовательской деятельности». Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: - формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию; - формирование установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками; - формирование ответственного отношения к деятельности; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской деятельности; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к оппоненту; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: - умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи; - планировать свою деятельность по решению поставленных задач; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - умение работать индивидуально и организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение презентовать результаты своей деятельности; - формулировать и выполнять учебную задачу; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: - умение работать с различными источниками информации; - умение использовать различные методы исследования; 2 - овладение научной терминологией, ключевыми понятиями в рамках выбранной темы; - развитие представлений о межпредметных связях; - знать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); - определять и формулировать проблему, тему, цель, задачи, продукт проекта, планирование; - знать структуру проекта; - искать основные источники информации; - знать правила оформления списка использованной литературы; - знать правила оформления проекта. - оформлять паспорт и текст проекта. II. Содержание учебного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8 класс Описание ситуации. Определение проблемы, темы, цели проекта. Введение в проектную деятельность. Виды проектов. Важность проектных умений в жизни современного человека. Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта. Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание и анализ ситуации в рамках проекта. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Понятие о проблеме. Формулирование проблемы. Выбор темы проекта. Классификация тем. Правила выбора темы. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Виды продуктов проекта. Планирование работы над проектом. Определение источников информации. Связь проблемы, цели и проектного продукта. Основные этапы работы над проектом. План деятельности. Индивидуальный график реализации плана. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Способы фиксации полученных сведений (схемы, рисунки, таблицы, знаки, символы и др.) Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Требования к оформлению индивидуального проекта. Структура проектной работы. Требование к оглавлению, списку используемой литературы. Требования к оформлению списка используемой литературы. Требования к оформлению текста. Работа с текстовыми редакторами. Возможности текстовых редакторов для оформления проекта. Требования к оформлению презентации проекта. Выбор метода презентации проекта. Работа с приложениями презентационной графики. Возможности мультимедийных технологий. Понятие рефлексии. Критерии экспертной оценки индивидуального проекта. Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту. Выполнение индивидуального проекта. Самостоятельное выполнение основных этапов индивидуального проекта: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. 3 9 класс Способы мыслительной деятельности Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ обучающихся. Понятие «проблема», «актуальность», «проблема исследования», «актуальность исследования». Формулировка проблемы через вопрос и через противоречие. Структура написания актуальности исследования. Определение темы исследования. Выбор объектной области исследования. Подбор книги для монографического реферата согласно выбранной объектной области исследования совместно с педагогом предметником. Выбор темы, постановка проблемы исследования. Способы фиксации полученных сведений Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование: аннотация, литературный обзор). Работа в сети Интернет. Поиск материала и его оценка и переработка. Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. Публичное выступление Способы воздействия на аудиторию. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Основные виды научных текстов и их особенности. Типичные ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. Профессиональное редактирование научных текстов. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. Уметь работать в программе презентации. Составление презентаций. Уметь выстроить логическую цепочку защитной речи. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. 4 Конференция. Выступления обучающихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. 5 III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8 класс № раздела (темы) 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов Наименование раздела (темы) Содержание образования Очная часть Раздел 1. Описание ситуации. Определение проблемы, темы, цели проекта (5 часов) Введение в проектную деятельность. Виды проектов. Важность Введение в проектную деятельность проектных умений в жизни современного человека. Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта. Описание ситуации Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание и анализ ситуации в рамках проекта. Основные этапы Описание и анализ ситуации в работы над проектом: проблематизация, целеполагание, рамках проекта планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Формулировка проблемы Понятие о проблеме. Формулирование проблемы. Выбор темы проекта. Классификация тем. Правила выбора темы. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели Определение темы проекта. по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор Постановка цели и задач задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Виды продуктов проекта. Раздел 2. Планирование работы над проектом. Определение источников информации (5 часов) Связь проблемы, цели и проектного продукта. Основные этапы Составление развернутого плана работы над проектом. План деятельности. Индивидуальный график реализации плана. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для Методы исследования учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Способы фиксации полученных сведений (схемы, рисунки, Сбор материала для исследования таблицы, знаки, символы и др.) Заочная часть 1 1 1 1 1 1 1 1 6 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Обобщение полученных данных. Выбор главного. Последовательность изложения. Раздел 3. Требования к оформлению индивидуального проекта (4 часа) Структура проектной работы. Требование к оглавлению, списку Структура проектной работы используемой литературы. Требования к оформлению списка используемой литературы. Требования к оформлению текста. Работа с текстовыми Требования к оформлению текста редакторами. Возможности текстовых редакторов для оформления проекта. Требования к оформлению презентации проекта. Выбор метода Требования к оформлению презентации проекта. Работа с приложениями презентационной презентации проекта графики. Возможности мультимедийных технологий. Понятие рефлексии. Критерии экспертной оценки индивидуального Знакомство с критериями проекта. Оценка собственного результата деятельности по оценивания индивидуальному проекту. Раздел 4. Выполнение индивидуального проекта (3 часа) Работа над проектом Самостоятельное выполнение основных этапов индивидуального Работа над проектом проекта: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Подводим итоги Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 класс № раздела (темы) 1 Количество часов Наименование раздела (темы) Содержание образования Очная часть Раздел 1. Способы мыслительной деятельности (20 часов) Понятие о проектах и исследовательской деятельности Что такое проект обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни Заочная часть 1 7 2 Что такое проблема 3 Как мы познаём мир 4 Исследование как форма познания 5 Удивительный вопрос 6 Учимся выдвигать гипотезы 7 Источники информации 8 Сотрудничество 9 Основные правила делового общения и ведение дискуссий 10 Выбор темы исследования 11 Цели и задачи исследования 12 Методы исследования 13 Мыслительные операции 14-15 Сбор материала для исследования современного человека. Презентация исследовательских работ обучающихся Понятие «проблема», «актуальность», «проблема исследования», «актуальность исследования». Формулировка проблемы через вопрос и через противоречие. Структура написания актуальности исследования. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Выбор объектной области исследования. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование: аннотация, литературный обзор). Работа в сети Интернет. Поиск материала и его оценка и переработка. Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. Публичное выступление Способы воздействия на аудиторию. Определение темы исследования. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Подбор книги для монографического реферата согласно выбранной 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 8 16 17-18 19-20 21 22 23-24 25 26 27 28 29-30 31-32 33-34 объектной области исследования совместно с педагогом предметником. Выбор темы, постановка проблемы исследования. Способы фиксации полученных сведений Анализ и синтез Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, Суждения, умозаключения, выводы обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Обобщение полученных данных Выбор главного. Последовательность изложения. Раздел 2. Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (11 часов) Составление плана работы над проектами. Определение Планирование работы предмета и методов исследования в работе над проектом. Основные виды научных текстов и их особенности. Типичные Правила написания и оформления ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. проекта Профессиональное редактирование научных текстов. Обучение анкетированию, Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. социальному опросу, интервьюированию Работа с электронными Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор каталогами необходимой литературы по теме проекта. Отбор и составление Отбор и составление списка списка литературы по теме исследования. литературы по теме исследования Работа с текстовым материалом Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. Уметь работать в программе Обобщение полученных данных презентации. Составление презентаций. Уметь выстроить Оформление презентации логическую цепочку защитной речи. Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Правила Подготовка к защите. подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Конференция. Выступления обучающихся с презентацией Защита проектов. своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 9 10