Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Дружина юных пожарных" (13-15 лет)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 15

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.08.26 11:21:55
+05'00'

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от « 14 » 07 2021г. № 120-од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации – 2 года

Исполнитель:
Старикова Анастасия Борисовна,
воспитатель

Серов
2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

I. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

10

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Техногенная деятельность современного общества, обострение
социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы,
явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей
средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей,
угрожающих жизни и здоровью человека.
Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить
их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого
человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для
его нормальной жизни, труда и отдыха.
Актуальность данного процесса подтверждается современными
исследованиями. В современности отмечается рост масштабов негативных
последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных
катастроф, стихийных бедствий и пожаров.
В нашей стране количество погибших при чрезвычайных ситуациях
ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220
тысяч пожаров, на которых погибают свыше 18 тысяч человек, из них более
700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине
нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65%
пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем.
В связи с этим особую роль приобретает школьное обучение, где
закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в
силу возрастных психофизиологических особенностей чрезвычайная
любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость по
сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих
человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего
поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта
взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями,
техникой.
Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для
внеурочной деятельности программа «Дружина юных пожарных». В
процессе обучения по данной программе обучающиеся приобретают знания,
умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях
рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем и
с приборами пожаротушения.
Помимо
этого,
дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности

«Дружина юных пожарных» составлена с учетом нормативно-правовых
документов, регулирующих образовательную деятельность:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных» от
03.09.2015 года № 971;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 N 196).
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Образовательной программы дополнительного общеобразовательного
(общеразвивающего) образования обучающихся МАОУ СОШ№15.
- Устава
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №15 (далее МАОУ СОШ
№15).
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Дружина юных пожарных» является
вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок
изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных
условий.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование практического опыта.
Практические задания способствуют развитию творческих способностей,
приобретению социального опыта и повышению статуса профессии
пожарного. Планируется привлечение к проведению занятий работников
пожарной охраны, медработников, преподавателя ОБЖ.
Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «Дружина юных пожарных»: 13-15 лет.
Целью создания программы является создание условий для развития
личностных качеств, способствующих обучающимся правильно вести себя в
экстремальных ситуациях и уметь помочь себе и окружающим, а так же
способствовать воспитанию активной жизненной позиции в деле пропаганды
и агитации по профилактике пожаров.
Достижение цели возможно через реализацию ряда задач:
Предметные:
- дать обучающимся основы знаний, помогающих выжить в
чрезвычайных ситуациях;
- познакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения.

Метапредметные:
- овладеть умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
- овладеть навыками самостоятельного определения цели и задач по
безопасному поведению в повседневной жизни, в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных
целей, оценивать результаты своей деятельности;
- формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности;
- приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации;
- развивать умения выражать свои мысли и способность слушать
собеседника.
Личностные:
воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии
пожарного;
воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Объем и срок освоения программы: 2 года, 68 недель, 136 часов (по 34
недели и 68 часов в 1 учебный год).
Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных
технологий.
Методы (приёмы) обучения: беседа, занятие коллективного творчества,
занятие - соревнование, защита творческих проектов, конкурсы,
практические занятия, фотовыставки, выставки рисунков, демонстрация
презентаций, видеороликов, участие в школьных, городских, районных и
областных конкурсах.
Особенности организации образовательного процесса: программа
разновозрастная и рассчитана на обучающихся 13-15 лет. Работа с детьми по
данной программе проводится в групповой форме. Состав группы
постоянный. Наполняемость группы 15 человек.
Режим занятий: срок обучения по программе – 2 года. Количество
часов в год – 68 часов. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю. Режим

занятий определяется с учетом санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14, приложения «Рекомендуемый режим
занятий в организациях дополнительного образования».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Дружина юных пожарных» направлена на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения при возникновении пожара;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- приобретение потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их
последствий на безопасность личности, общества и государства;
- овладение умениями предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
- овладение умениями применения полученных теоретических знаний на
практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий
в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;

- овладение умениями анализировать явления и события природного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи
пострадавшим.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формировать личные понятия о безопасности,
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций,
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций,
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в
обеспечении личной безопасности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
- овладение умениями выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека
на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В результате освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
• основные правила пожарной безопасности;
• причины возникновения пожаров;
• первичные средства пожаротушения;
• виды огнетушителей и область их применения;
• знаки пожарной безопасности и места их размещения;
• меры предосторожности при обращении с огнём;
• правила поведения в экстремальных ситуациях;

• правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и
обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим
током;
• главные исторические события становления пожарной охраны России
Уметь:
• выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
• пользоваться огнетушителями;
• работать пожарным инвентарём;
• различать знаки пожарной безопасности;
• оказывать первую медицинскую помощь;
• выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение
учебного периода с целью систематического контроля уровня освоения
учащимися
тем,
разделов
дополнительных
общеобразовательных
(общеразвивающих) программ, прочности формируемых предметных знаний
и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений.
Текущий контроль осуществляется систематически по итогам изучения
разделов программы.
Формы текущего контроля: анкетирование, тестирование, устный
опрос, викторина, игра, творческое выступление, самостоятельная работа,
творческая работа, собеседование, презентация работы, защита проектных и
исследовательских работ.
Задания текущего контроля позволяют оценить уровень освоения
обучающимися разделов программы за определенный период обучения.
Параметры, по которым проходит оценка результативности, должны
соответствовать ожидаемым результатам, указанным в дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе.
Контрольные нормативы и критерии оценки их результативности
определяются педагогом, чтобы можно было определить отнесенность
обучающегося к одному из трех уровней результативности: высокий,
средний, базовый.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное
установление
фактического
уровня
освоения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и
достижения результатов их освоения;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить
пробелы
в
освоении
им
дополнительной
общеобразовательной

общеразвивающей программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формами промежуточной аттестации являются: проект, зачет.

I. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Объем и срок освоения программы: 2 года, 68 недель, 136 часов (по 34
недели и 68 часов в 1 учебный год).
Содержание первого учебного года по общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «Дружина юных пожарных»
Тема 1. Становление пожарного дела (8 часов).
Вводное занятие. Знакомство с Положением общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Дружина юных пожарных». Знакомство с
обязанностями и правами членов дружины. Опустошительные пожары на
Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по
борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура:
пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные
пожарные формирования. Медали «За отвагу», «За спасение погибавших».
Закон РФ «О пожарной безопасности». Указ Президента РФ «Об
установлении Дня пожарной охраны». Экскурсия в пожарную часть,
районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Практическое занятие: Знакомство с работой и деятельностью
работников пожарной части. Экскурсия по пожарной части.
Тема 2. Профилактика пожаров (12 часов).
Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара.
Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при
курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем.
Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при
эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или
нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной
безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.
Практическое занятие: Обсуждение по теме правила поведения на
пожаре.
Тема 3. Аварийные ситуации (10 часов).
Пожарная безопасность – комплекс организованных мероприятий и
технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженернотехнические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и
эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных
кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения

открытого огня для отогревания замороженных систем центрального
отопления,
эксплуатации
неисправных
нагревательных
приборов,
использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для
растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых.
Практическое занятие: Решение ситуационных задач по теме
способы прекращения пожаров.
Тема 4. Огнетушители (5 часов).
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения
первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития
огнетушащих средств. Классификация огнетушителей, область их
применения.
Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков
использования различных средств пожарного тушения в быту, школе и т.д.
Тема 5. Люди огненной профессии (12 часов).
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных
немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в
которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением и
знакомство с пожарной автотехникой. Государственная противопожарная
служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая
одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного.
Практическое занятие: Одевание одежды пожарного и вязка
спасательных узлов на время.
Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (4 часа).
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных
ситуациях. Степени пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления
продуктами горения, оказание первой доврачебной помощи.
Практическое занятие: Тренинги по освоению приемов по оказанию
первой доврачебной помощи при ожогах.
Тема 7. Профилактика пожарной безопасности (10 часов).
Информирование населения о необходимости соблюдения пожарной
безопасности посредством использования раздаточного материала: листовки,
буклеты, информационные стенды.
Практическое занятие: Раздача информационного материала;
Проверка действий юного пожарного при обнаружении пожара. Порядок
вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений.
Тема 8. Пожарно-прикладной спорт (3 часа).
Предоставление краткой информации о пожарно-прикладном спорте.
Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарноприкладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-

тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с
препятствиями; игровая эстафета-квест.
Тема 9. Подведение итогов года (4 часа).
Практическое занятие: Защита доклада: «Я – юный пожарный».
Оценка своей работы. Обмен мнениями об успехах учебного года.
Содержание второго учебного года по общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «Дружина юных пожарных»
Тема 1. Вводное занятие (12 часов).
Вводное занятие. Повторение ранее изученного материала. Повторение
правил и обязанностей членов дружины. Необходимость организованных
государственных мер по борьбе с пожарами. Что такое огонь? Какую пользу
приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем? Способы
прекращения горения веществ и материалов. Какой вред наносит огонь
(когда он вырывается из повиновения) человеку? Последствия пожаров в
жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. От
чего происходят пожары? Защита электрических сетей от коротких
замыканий, перегрузок и т.д. Пожары, происходящие в результате
неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей.
Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о
пожарной профилактике.
Практическое занятие: Подготовка информационных презентаций по
понравившимся темам изученных лекций и их представление.
Тема 2. Профилактика пожаров в МАОУ СОШ № 15 (4 часа).
Противопожарный режим в школе. Повторение плана эвакуации
обучающихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов,
электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в
производственных мастерских.
Практическое занятие: Экскурсия по зданию МАОУ СОШ № 15 с
показом всех запасных выходов и предупреждающих табличек.
Тема 3. Берегите жилище от пожаров (4 часа).
Недопустимость применения открытого огня для отогревания
замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных
нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других
легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации
кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной
безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделий в
аэрозольном исполнении.

Практическое занятие: Разработка раздаточных материалов по теме:
«Берегите жилище от пожаров». Представление разработок.
Тема 4. Аварийные ситуации (4 часа).
Пожарная безопасность – комплекс организованных мероприятий и
технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженернотехнические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и
эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных
кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения
открытого огня для отогревания замороженных систем центрального
отопления,
эксплуатации
неисправных
нагревательных
приборов,
использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для
растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых.
Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме
способы прекращения пожаров.
Тема 5. Противопожарные средства и технологии (12 часов).
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и
дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые,
порошковые установки. Пожарный автомобиль и противопожарное
оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна,
автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство
подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на
машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав
боевого расчета на пожарном автомобиле.
Практическое занятие: создание плаката «Дружина юных пожарных»
МАОУ СОШ №15 с изображением изученных противопожарных средств и
технологий.
Тема 6. Креативный день (10 часов).
Практическое занятие: Разработка раздаточного материала для
населения города о правилах пожарной безопасности и необходимости
соблюдения противопожарных правил. Предложение идей, макетов и
примеров для разработки раздаточного материала.
Тема 7. Профилактика пожарной безопасности (20 часов).
Информирование населения о необходимости соблюдения пожарной
безопасности посредством использования раздаточного материала: листовки,
буклеты, информационные стенды.

Практическое занятие: Раздача информационного материала;
Проверка действий юного пожарного при обнаружении пожара. Порядок
вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений.
Тема 8. Подведение итогов года (2 часа).
Практическое занятие: Защита доклада: «Я – юный пожарный».
Оценка своей работы. Обмен мнениями об успехах учебного года.

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
Формы организации образовательного процесса:
- Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол,
дискуссия);
- Индивидуальные занятия (урок – исследование);
- Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная
экскурсия, юные картографы);
- Работа в парах;
- Дистанционные технологии.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, презентация,
наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос,
зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.
Методы обучения: словесный, наглядно-практический, объяснительно
- иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, мотивация, стимулирование.
Педагогические технологии: элементы технологии группового
обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности,
здоровьесберегающей технологии.
Приемы и методы организации образовательного процесса: урок,
семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый
стол, дискуссия.
При проведении занятий используется наглядный дидактический
материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный
проектор, ноутбук, колонки, экран.
Информационные средства обучения:
- учебная литература, методическая литература, детская литература,
журналы, интернет ресурсы;
- методические разработки и планы (конспекты занятий, сценарии
воспитательных мероприятий, методические указания и рекомендации к
выполнению практических занятий);
- диагностический и развивающий наглядный материал (тесты, игры,
викторины);

- раздаточный и дидактический материал (шаблоны, инструкционные
карты, таблицы).
Алгоритм учебного занятия:
1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия.
2 этап. Моделирующий.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».