УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од
Приложение
к
основной
образовательной
программе
среднего общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы философии»
10 класс
Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.04
22:11:37 +05'00'
г. Серов
Содержание программы.
Основные философские понятия. Ключевые философские проблемы. Идейные учения
Р.Декарта, У.Норта, Мамардашвили М., К Ясперса. Философский текст- особенности.
Идеи Платона. Особенности философского языка, философские категории древности.
Зарождение первых философских знаний в Древней Индии, основные понятия индийской
философии: « карма»,
« дхарма», «реинкарнация». Философия Древнего Китая.
Возникновение буддизма. Знания о древней Индии и эпохи возникновения буддизма.
Понятия китайской философии («Дао», «даосизм», «инь», «ян»). Конфуцианская этика,
пять постоянств праведного человека, распространение конфуцианства по миру.
Сочинения Конфуция «Лунь Юй». Раннегреческие натурфилософы. Философия Диогена
Лаэртского, основные идеи, аскетизм,споры с Платоном. Философская школа Платона.
Сократ-авторитет мировой философии. Философская школа Аристотеля, теория познания
и логика, космология Аристотеля, формы государственного управления по Аристотелю.
Философия Древнего Рима: Цицерон, Сенека, Плутарх, неоплатоники, стоики.
Средневековая философия: патристика, схоластика, мистика, религиозное мировоззрение.
Философия Фомы Аквинского, Иоана Златоуста.Философия Ф.Бэкона и Р.Декарта. Теория
познания И.Канта. «Критика чистого разума». Категорический императив. Диалектика
И.Фихте, философия искусства Ф Шеллинга, философская система Гегеля. Философия
Зап.Европы 17-18вв., эмпирики и рационалисты. Становление русской философии,
философские учения западников и славянофилов, философия П.Я.Чаадаева. Западная
философия 19в.: романтизм и идеализм в немецкой философии, позитивизм во Франции и
Англии, материализм Маркса и Фейербаха, неокантианство.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы философии»
10 класс
В результате изучения курса ученик должен
1. Знать / Понимать
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный
выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
— понимать специфику текстов различных стилей;
— особенности социально-гуманитарного познания
— представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и
философских системах;
— научное и религиозное представление о человеке и смысле бытия;
2. Уметь
— развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного);
— объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах;
— осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных
в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
— отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации;
— передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато,
полно, выборочно);
— переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— адекватно воспринимать язык средств массовой информации;
навыками редактирования текста;
— самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
—
использовать
элементы
причинно-следственного
и
структурнофункционального анализа;
навыки редактирования текста;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
— совершенствования собственной познавательной активности;
— критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении
и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной информации;
— предвидения возможных последствий определенных действий;
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1819
2021
22
23
24
25
26
2728
2930
31
Поурочное планирование
Тема урока
Коли
Электронные
честв
(цифровые)
о
образовательные
часов
ресурсы
Путь в Философию.
1
Ключевые понятия философии.
1
Философские имена, термины,
1
идеи, проблемы.
Востребованность философского 1
знания.
Философский текст1
особенности.
Что такое философский язык?
1
Зарождение первых
1
философских знаний в Древней
Индии
Возникновение буддизма
1
Философия Древнего Китая
1
Конфуций и его учение
1
Практическая работа «Конфуций 1
и его учение»
Раннегреческие натурфилософы 1
Практическая работа «Античная 1
философия»
Философия Диогена Лаэртского 1
Философская школа Платона
1
Сократ-авторитет мировой
1
философии.
Философская школа Аристотеля 1
Философия Древнего Рима
2
Средневековая философия
2
Практическая работа
«Философия средневековья»
Философия Ф.Бэкона и
Р.Декарта
Эмпиризм и рационализм.
И.Кант
Школа классического немецкого
идеализма (Фихте, Шеллинг,
Гегель)
Практическая работа
«Философия Нового времени»
Русская философия 19 века
1
Западная философия 19в.
2
Практическая работа
1
1
1
1
2
Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания
- устанавливать
доверительные отношения
между учителем и его
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
- побуждать школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
- привлекать внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания учащимися
своего мнения по ее
поводу, выработки своего
к ней отношения;
- использовать
воспитательные
возможности содержания
учебного предмета через
демонстрацию
обучающимся примеров
ответственного,
32
3334
«Философия 19 века»
Философия как феномен
культуры.
Итоговое повторение
1
2
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач
для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения
в классе;
- применять на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают
учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или
работы в парах, которые
учат школьников
командной работе и
взаимодействию с
другими детьми;
- включать в урок игровых
процедур, которые
помогают поддержать
мотивацию обучающихся
к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;
- организовывать шефство
мотивированных и
эрудированных
обучающихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего школьникам
социально значимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициировать и
поддерживать
исследовательскую
деятельность школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления собственных
идей, навык
уважительного отношения
к чужим идеям,
оформленным в работах
других исследователей,
навык публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения.