3D моделирование и 3D печать 10-11 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
среднего общего образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«3D моделирование и 3D печать»
10-11 класс

Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.04
22:06:47 +05'00'
г. Серов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3D моделирование и 3D печать является сегодня неотъемлемой частью многих
технологических процессов в широком перечне сфер человеческой деятельности. Многие
технически сложные детали уже проще разработать самостоятельно и напечатать, чем
искать где-либо в розничной продаже.
С развитием и удешевлением технологий трёхмерной печати появляется
возможность развить мотивацию обучающихся к инженерному проектированию и
прототипированию путём вовлечения их в изучение трёхмерной графики и оперативной
печати их моделей.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «3D моделирование и 3D
печать» имеет техническую направленность.
Актуальность программы
Обучение по настоящей программе дает возможность реализовать учащимся свои
потребности в интеллектуальном развитии и техническом творчестве.
Трехмерное моделирование широко используется в современной жизни и имеет
множество областей применения. Можно упомянуть моделирование окружающего мира в
самых различных целях. Это и создание наглядных материалов в образовательных целях, и
графическое оформление сайтов, и проектирование интерьера, и многое другое.
Трехмерное моделирование заставляет учащихся использовать математические и
физические знания, полученные в школе, и развивает абстрактное мышление. Таким
образом, учащиеся смогут решать широкий круг задач, а это, несомненно, пригодится им
и в период обучения в школе, и в дальнейшей любой профессиональной деятельности.
Программа составлена в соответствии с запросом родителей на приобщение
учащихся
школы
к
информационно-коммуникационным
технологиям
через
использование простого и понятного бесплатного программного обеспечения, доступного
для установки дома.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 класса, проявляющих интерес к
информатике и трехмерному моделированию.
Цель образовательной программы
Развитие технического мышления и формирование информационной культуры
учащихся через обучение основным инструментам трёхмерного моделирования и
ознакомление учащихся с трёхмерной печатью.
Задачи программы
Обучающие:
- прививать базовые пользовательские навыки при работе за компьютером в среде
операционной системы;
- обучать организации рабочего места пользователя;
- обучать работе в среде T-FLEX;
- обучать созданию анимационных фильмов с помощью редакторов 3D - графики
и встроенных в операционную систему редакторов видеофайлов;
- систематизировать знания в области информационных и компьютерных
технологий;
- формировать навыки самостоятельной работы со справочными системами и
другими источниками информации;
- ознакомить с принципами пространственного моделирования, основами
стереометрии;
- обучать правилам работы с редакторами трёхмерной графики;
- обучать читать чертежи;
- обучать созданию трёхмерной модели «с нуля» и на базе чертежа;
- ознакомить с требованиями 3D-принтеров к создаваемым трёхмерным моделям;
- ознакомить с основными течениями в современном 3D-моделировании;
2

- формировать умение производить печать на 3D-принтере.
Воспитательные:
- развивать способность и стремление к самообразованию;
- создавать условия для профессионального самоопределения учащихся по
направлению деятельности объединения;
- воспитывать способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе учебной, творческой деятельности;
- воспитывать убеждённость в преимуществах общечеловеческих ценностей.
Развивающие:
- развивать память, внимание, техническое, логическое и образное мышление,
эстетический вкус учащихся;
- развивать навыки структурирования информации;
- повышать уровень информационной культуры учащихся;
- развивать навык корректного ведения дискуссии;
- развивать навык планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки;
- формировать
творческий
подход
к
решению
задач,
творческую
самостоятельность;
- расширять кругозор учащихся.
Объём и сроки реализации программы:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «3D моделирование и 3D
печать» рассчитана на 2 года обучения, реализуется в объёме 68 часов.
Форма организации деятельности учащихся
- фронтальная (беседа, демонстрация приёмов моделирования, создания видео и
анимации, работы за компьютером);
- индивидуальная в рамках фронтальной (при выполнении работы по образцу,
выполнении практических и творческих заданий);
- групповая (обсуждение проектов, выработка групповых инженерных решений).
Материально-техническое оснащение
Для успешной реализации представляемой программы курса внеурочной
деятельности необходим отдельный компьютерный класс с количеством компьютеров по
количеству учащихся, отдельное рабочее место педагога. Помещение должно
соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.
Необходимое оборудование:
• 3D принтеры FDM печати
• Катушки PLA пластика
• Программы для 3D-моделирования: T-FLEX.

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение
Порядок и содержание работы объединения. Краткий исторический обзор
новейших тенденций в сфере трёхмерного моделирования. Характеристика современного
состояния веб-дизайна как вида технического творчества.
Техника безопасности.
Знакомство с оборудованием для трёхмерной печати, установленным в учреждении.
Основы стереометрии
Задачи на развитие пространственного изображения. Теория построения
трёхмерного изображения.
Логическая культура. Изобретательские задачи. Поиск нестандартных выходов из
сложных ситуаций. Решение логических задач. Решение изобретательских задач.
Редактор T-FLEX
Графический интерфейс программного пакета T-FLEX. Работа со справочными
материалами, встроенными в программу. Основные компоненты меню. Визуальные
настройки. Настройки отрисовки модели. Практика создания трёхмерных моделей.
Трёхмерные сборки
Технология сопряжения трёхмерных моделей. Различные виды сопряжений.
Технологии визуализации и рендеринга сложных моделей и сборок. Создание трёхмерных
моделей и сборок.
Экспорт и импорт 3D-форматов
Предпечатная подготовка трёхмерных моделей и сборок. Импорт трёхмерных
моделей.
Выполнение 3D моделей готовых чертежей
Самостоятельное создание 3Д моделей по готовым билетам, с сопровождением
преподавателя
Трёхмерная печать
Формат STL, его особенности, достоинства и недостатки. Печать на 3D-принтере.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Предметные:
• сформированность базовых пользовательских навыков при работе за
компьютером;
в среде операционной системы;
• знание графического интерфейса изучаемого программного обеспечения;
• знание основ пространственного моделирования и стереометрии;
• знание основных параметров изучаемых форматов файлов и особенностей
преобразования файла из одного формата в другой;
• сформированность навыков работы в среде T-FLEX;
• умение создать трёхмерную модель «с нуля» и на базе чертежа;
• способность создавать анимационные фильмы с помощью редакторов 3D графики и встроенных в операционную систему редакторов видеофайлов;
• сформированность представления об основных течениях в современном 3Dмоделировании;
• знание и понимание требований 3D-принтеров к создаваемым трёхмерным
моделям;
• умение производить печать на 3D-принтере;
• сформированность навыка самостоятельной работы со справочными системами
Метапредметные:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей;
• сформированность логического, образного, технического мышления;
• умение читать чертежи;
• умение работать с литературой и другими источниками информации;
• владение языковыми средствами – умение излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные задачам коммуникации;
• умение использовать
знаково-символические
средства представления
информации;
• умение структурировать и визуализировать информацию;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• получение опыта организации собственной познавательной деятельности на
основе сформированных регулятивных учебных действий.
Личностные:
• приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного
участия в совместной учебной работе;
• сформированность основ эстетического вкуса;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• формирование уважительного отношения к иному мнению;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя,
5

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации ихпознавательной
деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, урок-исследование.

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ раздела
(темы)

1

Наименование раздела (темы)

Количество
часов

Введение
Введение в программу. Режим работы коллектива.
Техника безопасности при работе за компьютером

1

2

Основы стереометрии

2

2

Трёхмерное пространство

1

3

Трёхмерные тела

1

3

Редактор T-FLEX
Установка и предварительная настройка программного
обеспечения

25

5

Графический интерфейс редактора

1

6

Интерфейс рабочего окна

1

7

Навигация в рабочем окне

1

8

Управление рабочим окном

1

9

Настройка системы

1

10

Настройка параметров 3D модели и чертежа

1

1

4

1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
• установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их познавательной
деятельности;
• побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
• привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
организация
их
работы с получаемой на уроке
социально
значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания

7

11

Базовая функциональность

1

12

Основные параметры детали

1

13-14

Начало работы. 3D профили и другие 3D элементы

2

15-16

Создание 3D модели

2

17-18

Создание 3D модели ролика (эскиз)

2

19-20

Создание чертежа по 3D модели (2D проекции)

2

21-22

Создание чертежа по 3D модели

2

23-24

3D модель карандаша, примитив

2

25-26

3D модель тройника, примитив

2

27-28

3D модель болта с физической резьбой, примитив

2

4

Трёхмерные сборки

4

29

Введение в тему

1

30

Виды сопряжений

1

31

Применение сопряжений

1

32

Размеры в качестве сопряжений

1

обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
• использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
• применение
на
уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссий,
которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога; групповой работы
или работы в парах, которые
учат школьников командной
работе и взаимодействию с
другими детьми;
• включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к

8

5
33-34

Итоговое занятие

2

Презентация итоговой работы

2

получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока;

11 КЛАСС
№ раздела
(темы)

Наименование раздела (темы)

Количество
часов

1

Трёхмерные сборки

19

1

Повторение

1

2

Переопределённые сборки

1

Создание 3D сборки ролика

2

Создание 3D Сборки
Анимация разборки
Сборочный чертёж, спецификация
Фотореализм
Экспресс Анализ
Экспорт документа в PDF/3D PDF
3D печать: экспорт в STL, подготовка модели
Экспорт и импорт 3D-форматов
Обзор рынка устройств трехмерной печати

3
2
2
2
2
2
2
4
1

3-4
5-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
2
20

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
• установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их познавательной
деятельности;
• побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
• привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
организация
их

9

21
22

Настройка 3D принтера, первый пуск
Форматы T-FLEX при выводе на печать

1
1

23

Форматы файлов для 3D-печати

1

3

Выполнение 3D моделей готовых чертежей

6

24

Консультация

1

25

Чтение чертежей

1

Практическая работа

2

28

Оценка работ

1

29

Анализ

1

4

Трёхмерная печать

3

30

Правила работы на 3D-принтере

1

Основные технологии трёхмерной печати

2

26-27

31-32

работы с получаемой на уроке
социально
значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
• использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
• применение
на
уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссий,
которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога; групповой работы
или работы в парах, которые
учат школьников командной
работе и взаимодействию с
другими детьми;

10

5

33-34

Итоговое занятие

2

Смотр творческих работ

2

• включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока;

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».