Основы финансовой грамотности 5-9 класс (для обучающихся, начавших освоение ООП ООО с 1 сентября 2025 года)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Основы финансовой грамотности»
5-9 класс
(для обучающихся, начавших освоение ООП ООО
с 1 сентября 2025 года)

Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.04
21:55:38 +05'00'
г. Серов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для основного общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования рабочей программы воспитания, а также с учетом Методических
рекомендаций по разработке региональных программ по повышению финансовой
грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием,
направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав
потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности,
одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии
повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской
Федерации на 2023—2030 гг.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности,
связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик
рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления,
эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в
области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих
финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и
обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися
элементов финансовой компетентности, которые преобразуются в финансовую культуру
личности.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Общее число часов, отведенных на изучение курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности», – 85 часов (0,5 часа в неделю в каждом классе): 5
класс – 17 часов, 6 класс – 17 часов, 7 класс – 17 часов; 8 класс – 17 часов; 9 класс – 17
часов.
Содержание
Введение
Что такое финансовая грамотность. Почему так важно изучать финансовую грамотность?
Доходы и расходы семьи
Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.
Драгоценные металлы. Монеты Купюры. Доходы и расходы семьи. Работа со статистикой
«Расходы семьи». Предметы первой необходимости. Товары длительного пользования.
Услуги. Коммунальные услуги. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Что
такое бюджет семьи.
Риски потери денег и имущества
Ресурсосбережение основа финансового благополучия. Особые жизненные ситуации и как
с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней,
аварий, природных катаклизмов. Страховая компания. Страховой полис. Как умно
управлять своими деньгами.

Семья и государство
Семья и государство, как они взаимодействуют. Что такое кредит. Налоги. Виды налогов.
Социальные пособия. Социальные выплаты.
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Роль денег в нашей жизни. Валюта в современном мире. Валюта разных стран.
Банковские услуги. Вклады (депозиты). Кредит. Залог. Как спасти деньги от инфляции.
Собственный бизнес. Возможности работы по найму и собственного бизнеса. Примеры
бизнеса, которым занимаются подростки. Знакомство с бизнес-планом. Организация
фирмы. Составление бизнес-плана. Реклама. Работа фирмы. Распродажа продукции.
Подсчет прибыли. Благотворительность – что это и для чего она нужна? Единоличное
владение. Товарищество (ТО и ТОО). Акционерное общество. Организация фирмы.
Ты – потребитель
Права потребителя. Как и где потребитель может защитить свои права. Потребительская
корзина. Прожиточный минимум. Правила похода в магазин. Купля – продажа. Товары и
услуги. Виды торговли. Типы магазинов. Знакомство со штрих – кодами. Экономное
использование ресурсов. Дисконтные карты. Товары потребительского назначения:
длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Пластиковые
карты. Правила пользования пластиковой картой.
Личное финансовое планирование
Финансовое благополучие семьи. Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды
имущества. Что такое собственность? Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Враг личного капитала. Модель трех капиталов.
Банки
История возникновение банков. Банковские услуги: кредит, депозит. Заем, виды займов.
Работа банка. Я хочу взять кредит. Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Что
такое кредитная история заемщика? Плюсы моментальных кредитов. Минусы
моментальных кредитов. Финансовые пирамиды. Арифметика ипотеки. Обмен валют.
Банковская ячейка и банковский перевод. Банковские карты: риски и управление ими.
Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги. Основные правила
инвестирования: как продавать ценные бумаги. Инвестиции в драгоценные металлы. Что
такое ПИФы? Депозиты и их виды. Знакомство с профессиями банковской сферы.
Значение работы банков для потребителей.
Валюта в современном мире
Валюта – денежная единица страны. Валюта разных стран. Цена валюты – валютный курс.
Отличие процентных ставок по валютным вкладам от ставок в национальной валюте.

Потребительская культура
Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Культура питания.
Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация.
Психология потребителя. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Что
такое рынок? Виды и способы торговли. Дешевле только даром. Разумные расходы –
статья доходов. Статьи доходов и расходов. Источники информации. Реклама и ее виды.
Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Качество товаров. Как покупать продукты
питания? Как выбирать одежду и обувь? Бытовая техника: всерьез и надолго. Всегда ли

товар можно обменять. Правила пользования коммунальными услугами. Государственные
органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав
потребителей. В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? Что такое
моральный вред и как он возмещается? Кто защищает потребителя?
Управление денежными средствами семьи
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
нашей семьи? Какие бывают источники доходов? От чего зависят личные и семейные
доходы? Как контролировать семейные расходы и зачем это делать? Что такое семейный
бюджет и как его построить? Как оптимизировать семейный бюджет? Для чего нужны
финансовые организации? Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций? Для чего нужно осуществлять финансовое планирование? Как
осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?
Семья и финансовые организации
Что такое банк и чем он может быть вам полезен? Виды банковских карт. Возможности
банковской карты. Польза и риски банковских карт. Безналичные переводы и платежи,
способы их осуществления. Электронные деньги. Что такое бизнес? Как создать свое
дело? Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.
Риски в мире денег
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы. Чем поможет страхование? Участники страхового рынка.
Личное страхование. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке
страховых услуг. Что такое финансовое мошенничество. Виды финансового
мошенничества. Что такое финансовые пирамиды? Самые знаменитые строители
финансовых пирамид. Что такое фальшивые деньги. Как защищены денежные знаки
России.
Человек и государство: как они взаимодействуют
Жилье в собственность: миф или реальность? Жилищные накопительные кооперативы:
как с их помощью решить квартирный вопрос. Социальный найм жилья. Налоги и их роль
в жизни семьи. Налоги: прямые и косвенные. Что такое налоги и зачем их платить?
Пошлины, сборы. Налоговое законодательство РФ. Неотвратимости наказания (штрафов)
за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет.
Государственное пенсионное страхование. Профессиональные участники пенсионной
системы. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? Информационное
общество. Портал государственных услуг. Социальные службы, их значение. Что нужно
знать при оформлении на работу.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
2
3
4

Раздел

Кол-во
часов

Введение
Доходы и расходы семьи
Риски потери денег и имущества
Семья и государство
Итого

1
7
5
4
17
6 класс

№
п/п
1
2

Раздел

Кол-во
часов

Финансовый бизнес
Ты – потребитель
Итого

8
9
17
7 класс

№
п/п
1
2
3
4

Раздел

Кол-во
часов

Личное финансовое планирование
Банки
Валюта в современном мире
Процентные ставки по валютным вкладам.
Итого

3
11
3
1
17

8 класс
№
п/п
1
2
3

Раздел

Кол-во
часов

Потребительская культура
Управление денежными средствами семьи
Семья и финансовые организации
Итого

8
6
3
17

9 класс
№
п/п
1
2

Раздел

Кол-во
часов

Риски в мире денег
Человек и государство: как они взаимодействуют
Итого

8
9
17

Поурочное планирование
5 класс

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Введение
Что такое деньги
Виды денег
Семья как потребитель.
Хозяйственная деятельность
семьи.*
Потребности человека и
семьи.
Элементы
семейного
хозяйства.*
Бюджет семьи.
Ресурсосбережение*
Как сделать сбережения.*
Особые жизненные ситуации
Экономические последствия
Страхование
Семья и государство.
Кредитование.*
Налоги.
Социальные пособия.
Итого

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

• устанавливать доверительные
отношения между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя;
• побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
• поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
• инициировать обучающихся к
обсуждению, высказыванию
своего мнения, выработке своего
отношения по поводу получаемой
на уроке социально значимой
информации;
• строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
• анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
• находить ценностный аспект
учебного знания и информации,
обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися;
• привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
• организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;

• побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
• сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
• создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
• управлять учебными группами с
целью вовлечения обучающихся,
мотивируя их к учебнопознавательной деятельности;
• защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
• устанавливать доверительные
отношения между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя;
• побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
• поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
• инициировать обучающихся к
обсуждению, высказыванию
своего мнения, выработке своего
отношения по поводу получаемой
на уроке социально значимой
информации;
• строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
• анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
• находить ценностный аспект
учебного знания и информации,

обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися;
• привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
• организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
• побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
• сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
• создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
• управлять учебными группами с
целью вовлечения обучающихся,
мотивируя их к учебнопознавательной деятельности;
• защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
6 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока

Роль денег.
Валюта.
Банковские услуги*
Собственный бизнес.*
Бизнес – план*
Формы
организации
бизнеса*
Составление
бизнес
–
плана.*
Благотворительность

Колво
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Права потребителя.
Потребительская корзина
Поход в магазин
Купля – продажа
Виды торговли.
Штрих – коды.
Дисконтные карты
Пластиковые карты
Правила
пользования
пластиковой картой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;

•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся

соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
Итого

17
7 класс

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока

Финансовое
благополучие
семьи.
Потребление
или
инвестиции?*
Личное
финансовое
планирование.*
Что такое банк?
Банковские услуги.
Потребитель
финансовых
услуг*
Финансы и кредит.
Арифметика кредитов.*
Ипотека.*
Расчетно-кассовые
операции*
Основные
правила
инвестирования. Покупка*
Основные
правила
инвестирования. Продажа*
Другие инвестиции
Профессии
банковской
сферы
Валюта – денежная единица

Колво
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и

16
17

страны.
Валютный курс.
Процентные
ставки
валютным вкладам.*

1
по 1

индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые

нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к

учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
Итого

17
8 класс

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Что такое потребительская
культура.
Потребитель и закон*
Потребитель – король на
рынке
Куда уходят деньги?
Информация
для
потребителя*
Искусство покупать
Потребительская культура в
сфере услуг*
Кто
защищает
права
потребителей
Происхождение денег.
Источники
денежных
средств семьи.
Контроль
семейных
расходов.*
Построение
семейного
бюджета.*
Способы
повышения
семейного благосостояния.
Финансовое
планирование
как
способ
повышения
благосостояния.*
Банки и их роль в жизни
семьи.
Банковские карты
Собственный бизнес.*

Колво
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;

•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;

•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
Итого

17
9 класс

№

Тема урока

Кол-

Электронные

Деятельность учителя с учетом

п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

во
часов

Особые жизненные ситуации
и как с ними справиться.
Страхование
Страховые
накопительные
программы.*
Финансовое мошенничество
Финансовые пирамиды*
Фальшивые деньги.
Потребительская культура в
сфере услуг
Кто
защищает
права
потребителей
Жилье в собственность: миф
или реальность
Налоговая система РФ.*
Прямые налоги.*
Косвенные налоги.*
Ответственность
налогоплатильщика.
Пенсионная система РФ.
Информационное общество.
Социальные службы.
Служба занятости населения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

цифровые
образовательны
е ресурсы

рабочей программы
воспитания

•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его
понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы

учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
•
устанавливать
доверительные отношения между
учителем и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила
общения со старшими и
сверстниками;
•
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу;
•
инициировать
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего мнения,
выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
•
строить воспитательную
деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов;\
•
анализировать реальное
состояние дел в учебном классе;
•
находить ценностный
аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его

понимание и переживание
обучающимися;
•
привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся;
•
организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально
значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
•
побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
сотрудничать с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
•
создавать в классах
разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся;
•
управлять учебными
группами с целью вовлечения
обучающихся, мотивируя их к
учебно-познавательной
деятельности;
•
защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.
Итого

17

* - для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».