УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од
Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математическая грамотность (задачи на проценты и пропорции)»
7 класс
(для обучающихся, начавших освоение ООП ООО
до 1 сентября 2025 года)
Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.03
09:57:23 +05'00'
г. Серов
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Решение задач применения практики на части, на дроби.
Проценты, запись процентов в видео дроби и дроби в видео процентов. Три
основные задачи по процентам, решение задач по практической практике. Сложные
проценты.
Реальные зависимости, в том числе прямая и обратная пропорциональность.
Вычисления по формулам.
Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых задач с помощью
уравнений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математическая
грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
с учетом интереса к прошлому и современной российской математике, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных понятиях;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к осуществлению способностей гражданина и реализации его прав,
представление математических основ изменения различных структур, взглядов,
социальных процессов общества (например, выборы, опросы), готовность к обсуждению
этих проблем, с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических преобразований в ученической деятельности;
3) трудовое воспитание:
установка на активное участие в практических задачах математической
направленности, осознанием важности математического образования на всю жизнь для
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, осознанным
выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных интересов и общественного мнения;
4) эстетическое воспитание:
понимание эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных принципах развития человека, природы и общества, понимание математической
науки как сферы деятельности, этапы ее развития и инновационности для развития
цивилизации, владение языком математики и математической культурой как средство
познания мира, владение простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) государственное воспитание, забота о культуре, здоровье и эмоциональном
состоянии:
готовностью применять математические знания в развитии своего здоровья, ведении
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная
динамика
активности),
сформированностью
навыков
рефлексии,
революционности своих прав на ошибку и таких же прав другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентация на применение математических знаний для решения задач в области
безопасности окружающей среды, планирование поступков и оценка их возможных
последствий для окружающей среды, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышение уровня
компетентности своей через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и навыки на
основе опыта других;
Необходимость в появлении новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известных, осознавать
недостатки собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер, корректировать принятые решения и действия, формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные технологические действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать основные признаки математических объектов,
пояснения, связи между понятиями, формулировать определение понятий,
сохранять существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения связей, критерий проведения анализа;
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: предвзятые и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
• выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
• делать выводы с использованием логики сохранения, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
• разбирать доказательства математических утверждений (прямые и противных),
проводить самостоятельно обоснованные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументы, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
• выбрать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решений, выбирать наиболее подходящие варианты с учетом, самостоятельно
выделенных).
Базовые исследовательские действия:
• использовать
в
качестве
исследовательского
инструмента
познания,
формулировать вопросы, фиксировать противоречие, проблему, самостоятельно
сохранять иское и существующее, формировать гипотезу, аргументировать свою
позицию, мнение;
• провести по самостоятельно составленному плану небольшой эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимости объектов между собой;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования, оценивать достоверность результатов, выводов и
обобщений;
• спрогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвинуть борьбу о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
• выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• выбрать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценить надежность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные технологические действия:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с требованиями и
критериями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных
и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задач, комментировать
полученный результат;
• в ходе обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме,
проблемам, решаемой задаче, высказывать идеи, целенаправленные поисковые
решения, сопоставлять свои мнения с обсуждениями других участников диалога,
находить аргументы и сопоставлять позиции, в корректной форме формулировать
разногласия, свои возражения;
• высота результатов решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно председатель для представления с учётом задач презентации и
снаружи;
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении математических задач;
• принять цель совместной деятельности, спланировать организацию совместной
работы, определить виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результаты
работы, обсуждать мнения нескольких людей;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным коллективным взаимодействием.
Регулятивные универсальные технологические действия
Самоорганизация:
• Самостоятельно составить план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать
способ решения с учётом реальных ресурсов и естественных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• владеть методами самопроверки, самоконтроля процесса и получения результатов
решения математической задачи;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при возникновении задачи,
внести коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, обнаруженных
ошибок, выявленных возможностей;
• оценить соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснить причину достижения или недостижения цели, найти ошибку, дать
оценку приобретенному опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию обучения в 7 классе обучающийся получает следующие предметные
результаты:
Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением к величине,
пропорциональности величины, процентами, интерпретировать результаты решения задач
с учётом ограничения, с учетом рассматриваемых объектов.
Создавать и обрабатывать линейную формулу по условию задачи, интерпретировать
в соответствии с контекстом задачи, чтобы получить полученный результат.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Тема урока
Задачи на проценты
Задачи на проценты
Задачи на проценты
Задачи на процентное
отношение
Задачи на процентное
отношение
Задачи на процентное
отношение
Задачи на процентное
изменение числа
Задачи на процентное
изменение числа
Задачи на процентное
изменение числа
Задачи на вклады и скидку
Задачи на вклады и скидку
Задачи на вклады и скидку
Сложные проценты
Сложные проценты
Решение задач на
пропорциональность
величин
Решение задач на
пропорциональность
величин
Решение задач на
пропорциональность
величин
Задачи на составление
уравнений
Задачи на составление
уравнений
Задачи на составление
уравнений
Решение практикоориентированных задач
Решение практикоориентированных задач
Решение практикоориентированных задач
Решение комплексных
заданий PISA
Решение комплексных
заданий PISA
Решение комплексных
заданий PISA
Решение задач на
вычисление длины
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания
- Установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой
информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов
для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
- применение на уроке интерактивных
форм работы обучающихся:
интеллектуальных, деловых,
ситуационных игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают обучающимся
возможность приобрести
опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы
в парах, которые
учат школьников командной работе и
28
29
30
31
32
33
34
окружности
Решение задач на
вычисление длины
окружности
Решение задач на
вычисление площади
круга
Решение задач на
вычисление площади
круга
Решение комплексных
заданий PISA
Решение комплексных
заданий PISA
Решение комплексных
заданий PISA
Урок-игра «Пропорции.
Проценты»
1
1
1
1
1
1
1
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время
урока;
- организация шефства, наставничества
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.