УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од
Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Моя Родина – Свердловская область»
7-8 класс
(для обучающихся, начавших освоение ООП ООО
до 1 сентября 2025 года)
Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.03
09:58:18 +05'00'
г. Серов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Становление демократического государства, возрождение России
подразумевает обращение к понятию «малой Родины». Той части страны, где,
придя в жизнь, ты должен продолжить свой род, построить дом, посадить
дерево.
Человек, который следует этому завету, хранит любовь и уважение к
своим близким, родной земле и природе. Он возрождает духовные основы
жизни, способствует становлению гражданственности и воспитанию
патриотических качеств личности.
Средством становления такого человека является реализация
краеведческой
направленности
географического,
исторического
и
биологического образования.
Краеведческий курс играет большую роль в системе образования, где на
примере взаимодействия природы и социума своего края можно формировать
не только предметные знания и умения, но и основные компетенции
школьников.
Предлагаемый учебный курс «Моя Родина – Свердловская область»
рассчитан для обучающихся 7 - 8 класса в объеме 34 часа из расчета 1 час в
неделю I полугодие в 7 классе и 1 час в неделю I полугодие в 8 классе и
основан на: углублении знаний и активизации познавательного интереса при
изучении географии, истории, литературы Свердловской области; повышении
творческой активности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Развитие гуманитарной культуры школьников на основании изучения
истории традиций родного края.
Формирование ценностных ориентаций обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Раздел 1. Географическое положение Свердловской области (далее
СО).
Тема 1. Положение СО на карте России. Крайние точки. Соседи СО.
Города СО.
Раздел 2. История образования, заселения и геральдика СО.
Тема 2. История заселения. История образования.
Тема 3. Герб. Флаг.
Тема 4. История Монетного двора.
Раздел 3. Рельеф и полезные ископаемые СО.
Тема 5. Горы СО. Тектоническое строение.
Тема 6. Полезные ископаемые. Месторождения руд.
Тема 7. Уральский малахит.
Тема 8. Крупные месторождения драгоценных и поделочных камней.
Тема 9. История золота и его добычи.
Раздел 4. Природа СО.
Тема 10. Растительный мир.
Тема 11. Животный мир.
Тема 12. Природные памятники. Денежкин камень. Шигирский идол.
Раздел 5. Крупные города СО.
Тема 13. Екатеринбург – столица Урала.
Тема 14. Серов. История родного города, достопримечательности.
Тема 15. Верхотурье. История, достопримечательности.
Тема 16. Каменск - Уральский. История, достопримечательности.
Тема 17. Североуральск. Карпинск. История, достопримечательности.
Конжаковский камень.
8 КЛАСС
Раздел 6. Население СО.
Тема 18. Демографическая ситуация. Екатеринбург – город миллионер.
Тема 19. Национальный состав.
Тема 20. Национальные праздники.
Тема 21. Национальная кухня.
Тема 22. Кислинское литье.
Раздел 7. Промышленность СО.
Тема 23. Горнодобывающее и металлургическое производство
Екатеринбурга и Серова.
Тема 24. Горнодобывающее и металлургическое производство Полевского
и Нижнего Тагила.
Тема 25. Горнодобывающее и металлургическое производство Каменск –
Уральского и Алапаевска.
Тема 26. Гидросооружения СО.
Раздел 8. Видные деятели СО.
Тема 27. В.Н. Татищев, А.Н. Демидов.
Тема 28. П.П. Бажов, В.П. Крапивин, А.П. Марчевский.
Тема 29. Н.Н. Кузнецов, Г.А. Речкалов, М.П. Одинцов.
Тема 30. С.В. Прокопьев - российский космонавт-испытатель отряда
космонавтов «Роскосмоса».
Раздел 9. Культура СО.
Тема 31. Экспонаты Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества,
Екатеринбургского музея изобразительного искусств.
Тема 32. Экспонаты Нижнетагильского музея – заповедника
«Горнозаводской Урал», Свердловского областного краеведческого музея.
Тема 33. Памятники исторических личностей Екатеринбурга, Нижнего
Тагила, Невьянска.
Тема 34. Памятники исторических личностей Сысерти, Березовского и п.
Висим.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения образовательной программы по
краеведению отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
Урала; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов Свердловской области, творческой деятельности
эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по краеведению
отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
использовать различные приемы систематизации учебного материала в
процессе обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.), использовать
полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных задач;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами:
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы: оценивать влияние географического положения
Свердловской области на особенности природы, жизнь и¾ хозяйственную
деятельность населения, классифицировать типы климата Свердловской
области по географическому положению,
сравнивать особенности
компонентов природы отдельных частей Свердловской области, распознавать
показатели, характеризующие отраслевую, и территориальную структуру
хозяйства Свердловской области,
использовать знания о факторах
размещения хозяйства для объяснения особенностей отраслевой и
территориальной структуры хозяйства Свердловской области, размещения
отдельных предприятий, характеризовать основные особенности хозяйства
Свердловской области, оценивать место и роль Свердловской области в
хозяйстве России, распознавать демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения Свердловской области,
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском
населении, этническом и религиозном составе населения для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: представлять
результаты наблюдений в различной форме (табличной, графической,
географического описания), использовать условные обозначения планов и
легенды карты для получения информации, необходимой для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач, описывать положение
городов Свердловской области;
8) смысловое чтение: находить информацию, необходимую для решения
учебных и (или) практикоориентированных задач и извлекать ее из различных
источников, интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях
природы и населения отдельных территорий, представленную в одном или
нескольких источниках информации, выбирать и использовать источники
географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения), необходимые для изучения особенностей
природы и (или) населения и (или) хозяйства Свердловской области;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение: вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики;
участвовать в дискуссии на географические темы; делать сообщения, доклады;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью:
отвечать на вопросы по
изученному материалу и самостоятельно формулировать систему вопросов к
нему,
давать собственную аргументированную оценку изученного и
оформлять ее в устной и письменной речи;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами: использовать компьютерные базы данных
для изучения особенностей природы, населения и хозяйства Свердловской
области;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации:
оценивать последствия изменений
компонентов природы в результате деятельности человека с использованием
разных источников географической информации, распознавать показатели,
характеризующие состояние окружающей среды, использовать знания об
особенностях компонентов природы Свердловской области и его отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения краеведения отражают:
1) формирование представлений о Свердловской области, ее роли в
освоении территории человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей региона, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2)
формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
3) овладение основными навыками определения растений и животных по
гербарию и картинкам.
4) формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты, как одного из языков международного общения;
6) формирование представлений об особенностях культурного наследия
Свердловской области;
7) овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей,
ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем
на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически
целесообразного
поведения
в
окружающей
среде.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п
Колич
ество
часов
Тема урока
1
Положение СО на карте России.
Крайние точки. Соседи СО. Города СО.
2
История
заселения.
образования.
3
Герб. Флаг.
4
История Монетного двора.
5
История
Горы СО. Тектоническое строение.
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640
6
Полезные ископаемые. Месторождения
руд.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776
7
Уральский малахит.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924
8
Крупные месторождения драгоценных
и поделочных камней Азии. Первая
русская кругосветная экспедиция
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04
Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания
• устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя;
• побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения,
правила
общения со старшими и
сверстниками;
• поддерживать в детском
коллективе
деловую,
дружелюбную
9
История золота и его добычи.
10
Растительный мир.
11
Животный мир.
12
Природные
памятники.
камень. Шигирский идол.
13
1
1
1
Денежкин
Екатеринбург – столица Урала.
14
Серов. История родного
достопримечательности.
города,
15
Верхотурье.
достопримечательности.
История,
16
Каменск
Уральский.
достопримечательности.
История,
17
Североуральск. Карпинск. История,
достопримечательности. Конжаковский
камень.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252
1
1
•
•
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be
•
•
атмосферу;
инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,
выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке
социально
значимой информации;
строить
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных
и
индивидуальных
особенностей;
привлекать
внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых на уроке
явлений,
понятий,
приемов;\
анализировать реальное
состояние
дел
в
учебном классе;
находить ценностный
аспект учебного знания
и
информации,
обеспечивать
его
понимание
и
переживание
обучающимися;
• привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся;
• организовывать работу
обучающихся
с
социально
значимой
информацией по поводу
получаемой на уроке
социально
значимой
информации
–
обсуждать, высказывать
мнение;
• побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
• сотрудничать с другими
педагогическими
работниками и другими
специалистами
в
решении
воспитательных задач;
• создавать в классах
разновозрастные
детско-взрослые
общности
обучающихся;
• управлять
учебными
группами
с
целью
вовлечения
обучающихся,
мотивируя их к учебнопознавательной
деятельности;
защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной ситуации
или неблагоприятных
условиях.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
8 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
1
Демографическая
ситуация.
Екатеринбург – город миллионер.
2
Национальный состав.
3
4
5
Национальные праздники.
Национальная кухня.
Кислинское литье.
Колич
ество
часов
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640
6
Горнодобывающее и металлургическое
производство Екатеринбурга и Серова.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776
7
Горнодобывающее и металлургическое
производство Полевского и Нижнего
Тагила
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924
8
Горнодобывающее и металлургическое
производство Каменск – Уральского и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04
Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания
• устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя;
• побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения,
правила
общения со старшими и
сверстниками;
• поддерживать в детском
коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу;
Алапаевска.
Гидросооружения СО.
1
10
В.Н. Татищев, А.Н. Демидов.
1
11
П.П. Бажов,
Марчевский.
А.П.
1
12
Н.Н. Кузнецов, Г.А. Речкалов, М.П.
Одинцов.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090
13
С.В. Прокопьев - российский космонавтиспытатель
отряда
космонавтов
«Роскосмоса».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252
9
14
15
В.П.
Крапивин,
Экспонаты
Нижнесинячихинского
музея
деревянного
зодчества,
Екатеринбургского
музея
изобразительного искусств.
Экспонаты Нижнетагильского музея –
заповедника «Горнозаводской Урал»,
Свердловского
областного
краеведческого музея.
16
Памятники исторических личностей
Екатеринбурга,
Нижнего
Тагила,
Невьянска.
17
Памятники
исторических
личностей
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc
1
Библиотека ЦОК
• инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,
выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке
социально
значимой информации;
• строить
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных
и
индивидуальных
особенностей;
привлекать
внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых на уроке
явлений,
понятий,
приемов;\
• анализировать реальное
состояние
дел
в
учебном классе;
• находить ценностный
аспект учебного знания
и
информации,
Сысерти, Березовского и п. Висим.
https://m.edsoo.ru/886519be
•
•
•
•
обеспечивать
его
понимание
и
переживание
обучающимися;
привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся;
организовывать работу
обучающихся
с
социально
значимой
информацией по поводу
получаемой на уроке
социально
значимой
информации
–
обсуждать, высказывать
мнение;
побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
сотрудничать с другими
педагогическими
работниками и другими
специалистами
в
решении
воспитательных задач;
• создавать в классах
разновозрастные
детско-взрослые
общности
обучающихся;
• управлять
учебными
группами
с
целью
вовлечения
обучающихся,
мотивируя их к учебнопознавательной
деятельности;
защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной ситуации
или неблагоприятных
условиях.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17