Шахматы для начинающих 2-4 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шахматы для начинающих»
2-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.11.03
08:40:57 +05'00'

г. Серов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Шахматы для начинающих»
реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию
их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает
многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу
к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение
круга
общения,
возможностей
полноценного
самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование
занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и
шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
2

Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь,
вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один
ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей,
шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой
фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы 2-4: программа рассчитана на один год обучения.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»
предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 2-4 классах.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с
приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без
принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать
многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок, рассказов и др.

3

Содержание курса
ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из
фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
ее правила.
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дебют. Борьба за центр. Развитие фигур. Миттельшпиль. Эндшпиль.
Разнообразие видов эндшпилей.

4

Планируемые результаты освоения курса «Шахматы»:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
Регулятивные УУД:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителя, сверстников,
родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений
и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных
задач.
Коммуникативные УУД:
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество с учителем сверстниками;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во
взаимодействии;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Познавательные УУД:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
Обучающийся узнает названия, правила передвижения и правила
расстановки шахматных фигур, обозначения и различия элементов
шахматной доски, основные виды ходов, начала и окончания шахматной
партии.
5

Обучающийся научится самостоятельно следить за ходом шахматной
партии, правильно записывать ходы, начинать и развивать шахматную
партию, рассчитывать свои следующие ходы и правильно завершать
шахматную партию.
Форма проведения занятий:
- комбинированная;
- шахматные турниры различных уровней.

6

Поурочное планирование

№
п/п

Тема занятия

Количес
тво
часов

1.

Шахматы.

1

2.

Шахматная доска.

1

3.

Пешка.

1

4.

Ладья.

1

5.

Слон.

1

6.

Ферзь.

1

7.

Конь.

1

8.

Король.

1

9.

Начальное
положение.

1

10.

Начальное
положение.

1

11.

Начальное
положение.

1

12.

Особенности
слона.

1

13.

Особенности
слона.

1

14.

Качество фигур.

1

15.

Особенности
пешки.

1

16.

Особенности
пешки.

1

17.

Особенности
пешки.

1

18.

Шах и мат.

1

19.

Ничья.

1

20.

Мат.

1

21.

Рокировка.

1

22.

Дебют.

1

23.

Дебют.

1

24.

Дебют.

1

25.

Миттельшпиль.

1

26.

Миттельшпиль.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания
- Установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной
деятельности;
- побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
- использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного
предмета через

7

27.

Миттельшпиль.

1

28.

Эндшпиль.

1

29.

Эндшпиль.

1

30.

Эндшпиль.

1

31.

Разнообразие
видов эндшпилей.

1

32.

Разнообразие
видов эндшпилей.

1

33.

Разнообразие
видов эндшпилей.

1

34.

Разнообразие
видов эндшпилей.

1

демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов
для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных, деловых,
ситуационных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести
опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или
работы в парах, которые
учат школьников командной
работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;
- организация шефства,
наставничества
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально
8

значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что
даст школьникам
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения
теоретической проблемы,
навык генерирования и
оформления собственных
идей, навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным
в работах других
исследователей, навык
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания своей точки
зрения.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».