Функциональная грамотность 2-4 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
2-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина
Владимировна
Дата: 2025.10.25
08:46:09 +05'00'
г. Серов

Содержание учебного предмета
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и
реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения
и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные

доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.

2 класс
№
п/
п

Тема урока

Коли
чест
во
часо
в

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Деятельность учителя
с учетом рабочей
программы
воспитания

1
2
3
4
5

Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду.
Иван Соколов-Микитов. В белоге.

1
1
1
1
1

установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя

6
7
8
9
10

Медвежье потомство.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Лесные сладкоежки.
Лев Толстой. Зайцы.
Про зайчат и зайчиху.

1
1
1
1
1

привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации;
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся

11
12
13
14
15

Банковская карта.
Про Зайчишку и овощи.
Николай Сладков. Веселая игра.
Лисьи забавы.
Безопасность денег на банковской
карте.
Лисьи норы.
Обыкновенные кроты.
Про крота.
Про кредиты.
Корень-часть растения.

1
1
1
1
1

16
17
18
19
20

1
1
1
1
1

привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений
организация работы
обучающихся с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения
высказывания
обучающимися своего
мнения по поводу
получаемой
информации, выработки
своего к ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного

предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про ежа.
Про вклады.
Занимательные особенности яблока.
Полевой хомяк.
Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры – строители.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34

Такие разные деньги.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Встреча друзей.

1
1
1
1

Общее количество часов по программе

34

применение на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных,
деловых, ситуационных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения
применение на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных,
деловых, ситуационных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения

3 класс
№
п/п

Тема урока

Ко
лич
ест
во
час
ов

1
2
3
4
5
6

Про дождевого червяка.
Дождевые черви.
Кальций.
Полезный кальций.
Сколько весит облако.
Про облака.

1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12

Хлеб-всему голова.
Про хлеб и дрожжи.
Про мел.
Интересное вещество – мел.
Про мыло.
Чем интересно мыло и как оно
«работает».
История свечи.
Про свечи.
Магнит.
Волшебный магнит.
Проверочная работа.
Что такое «бюджет».

1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18

1
1
1
1
1
1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя

привлечение
внимания школьников
к ценностному
аспекту изучаемых на
уроках явлений
организация работы
обучающихся с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения
высказывания
обучающимися своего
мнения по поводу
получаемой
информации,
выработки своего к
ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского

поведения
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Расходы и доходы бюджета.
Семейный бюджет.
Планируем семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Подсчитываем семейный доход.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия
и социальные пособия.

1
1
1
1

Пенсии и пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, клад, выигрыш.
Подсчитываем случайные
(нерегулируемые) доходы.
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
Подсчитываем расходы.
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
Расходы на обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Проверочная работа.

1
1

Общее количество часов по программе

34

применение на уроке
интерактивных форм
работы обучающихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения

1
1

привлечение
внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации;
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся

1
1
1
1
1
1
1
1

использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения

4 класс

№
п/п

1
2
3

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы.
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы.

1
1
1

7
8
9
10
11
12

История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России.
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновых.

1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18

Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Творческая работа.
Потребительская корзина.

1
1
1
1
1
1

19
20

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.

1
1

4
5
6

1
1
1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя
привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений
организация работы
обучающихся с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения
высказывания
обучающимися
своего мнения по
поводу получаемой
информации,
выработки своего к
ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения

21
22
23
24

Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.

1
1
1
1

применение на
уроке
интерактивных
форм работы
обучающихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения

25
26
27
28
29
30

Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.

1
1
1
1
1
1

привлечение
внимания
обучающихся к
обсуждаемой на
уроке информации;
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся

31
32
33
34

Поход в кино.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Творческая работа. Составляем
словарик по финансовой грамотности.

1
1
1
1

Общее количество часов по программе

34

использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через
демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».