УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од
Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Литературная сокровищница России»
2-3 класс
Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.10.25
08:42:05 +05'00'
г. Серов
1
Содержание учебного предмета
В программе курса внеурочной деятельности «Литературная сокровищница
России» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национальнокультурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской
литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
В данной программе специфика курса «Литературная сокровищница России»
реализована благодаря:
1)
отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер,
обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
2)
вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается
мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со
сверстникамии взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающегомира;
3)
расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет
современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры
народа, а также содержание произведений русской литературы.
курс внеурочной деятельности «Литературная сокровищница России» тесно связан
с предметом «Литературное чтение». Изучение предмета «Литературная сокровищница
России» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и
коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к
представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает
сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру
русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов
является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего
школьного возраста, что находитотражение в специфике выбранных произведений.
При определении содержания курса «Литературная сокровищница России» в
центре внимания находятся:
1.
Важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до современности
(например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими
ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся
начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими
произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной
культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2.
Интересы ребёнка младшего школьного возраста: главными героями
значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника,
через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе
культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые
представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления
характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику
глазами сверстника увидеть русскую культуру вразные исторические периоды. В программе
представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в
своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и
понятны современному школьнику.
3.
Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других
видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской
культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературная сокровищница России»
2
и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела:
«Мир детства» и «Россия — Родина моя». В каждом разделе выделены тематические
подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и
др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения каждого
раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить
существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или
проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в
соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент
содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов
учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национальнокультурной специфики региона.
2 КЛАСС
Раздел 1. Школьное детство (2 ч)
А.А. Усачёв «1 сентября»
М.В. Дружинина «Отличная отметка»
Л.Н. Толстой «Филипок»
Б.В. Захадер «Перемена»
М.В. Тарасова «Хромое поведение»
Раздел 2. Испокон века книга растит человека (2 ч)
Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва «О первой книге наших предков»
Е.И. Каликинская «Бажидар. Книгописная школа»
А.А. Шевченко «Русская речь»
В.Д. Берестов «Читалочка»
Раздел 3. Россия – наш общий дом (2 ч)
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»
К.Д. Ушинский «Наше Отечество»
З.Н. Александрова «Родина»
С.А. Есенин «Топи да болота…»
Г.А. Ладонщиков «Родная земля»
П.А. Синявский «Родная песенка»
М.М. Пришвин «Моя Родина»
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначалоьной…»
Ю.С. Симбирская «Астры»
А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
И.Ю. Иванникова «Счастье», «Первый снег»
Раздел 4. Зимы большое торжество (2 ч)
О.И. Першина «Рождественское чудо»
Т.В. Бокова «Рождество»
А.Н. Вертинский «Рождество»
А.А. Фет «Ночь тиха…»
Г.Е. Лебедина «Голубь»
Раздел 5. Добра желаешь – добро и делай (4 ч)
Е.В. Клюев «По законам живой природы»
М.В. Дружинина «Ой, цветёт калина…»
К.Л. Валаханович «Бывают папы разные»
И. Краева «Одежда Петровна»
Е.А. Благинина «Бабушка – забота»
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
Т.В. Бокова «Дедуля»
3
В.А. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня»
Раздел 6. Дети и война (3 ч)
Т.А. Кудрявцева «Детский дом. Лёка…»
О.Ф. Берггольц «Я говорю…», «Сестра»
Раздел 7. Как поживёшь, так и прослывёшь (2 ч)
О.Ф. Кургузов «В ожидании верблюда»
Я.Л. Аким «Кем я буду»
Н. Доброта «Мамины профессии», «Папины профессии»
Ю.Н. Кузнецова «Что любит гвоздь», «Плотники- силачи»
М.В. Траненко «Жаворонок Витя».
3 КЛАСС
Раздел 1. Осень яснее лета (3 ч)
Е.В. Дружаева «Сентябрины»
М.Ю. Лермонтов «Осень»
В.А. Степанов «Воробей»
Н.И. Сладков «Осень на пороге»
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Ю.А. Лявряшина «Собачья жизнь Гриши и Васьки»
А. Ляйс «Где-то ждут меня…»
В.В. Голявкин «Путешественник»
Раздел 2. Мыс сприятелем вдвоём (3 ч)
Б.В. Заходер «Мы-друзья»
В.А. Сухомлинский «Я не боюсь ни грома, ни молнии»
А.Л. Барто «Так на так»
И.А. Гофф «Русское поле»
И.М. Пивоварова «Как провожают пароходы»
Е.И. Каликинская «Дом семи мастеров»
Раздел 3. Человек без Родины что соловей без песни (1 ч)
Ю.И. Визбор «Родный края»
А.Т. Твардовский «О Родине»
Раздел 4. Зимняя сказка (2 ч)
А.С. Пушкин «Няне»
С. Чёрный «Няня Пушкина»
А.М. Фёдоров «Завет»
К.В. Лукашевич «Рождественский праздник»
Раздел 5. Семья – опора счастья (4 ч)
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
Б.А. Алмазов «Горбушка»
Е.С. Наумова «Улицы в наряде новогоднем…»
В.А. Сухомлинский «Именинный обед»
А.А. Усачёв «Жили-были ёжики»
М.Г. Лукашевич «Ссора»
Е.И. Каликинская «Одно слово кривды»
Раздел 6. «Повсюду благовест гудит…» (1 ч)
Т. Ларина «Вербное воскресенье»
С. Чёрный «На вербе»
А.Н. Майков «Христос воскрес»»
М.Л. Толмачёва «Тасина пасха»
С.А. Есенин «Черёмуха», «Сыплет черёмуха снегом…»
Раздел 7. Путь к победе (2 ч)
4
В.С. Донская «Доброты не бывает много…»
Е.И. Каликинская «Валин дедушка»
Е.А. Благинина «Шинель»
С.П. Алексеев «Папка»
С.С. Орлов «Когда это будет, не знаю…»
М.В. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
Л.А. Преображенская «Погибшим и живым»
Раздел 8. Удивительный мир вокруг нас (1 ч)
Е.В. Клюев «История об одном неприятно глупом мастерке»
Ю.П. Мориц «Малиновая кошка».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный
текст как источник познания ценностей итрадиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознаниесебя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографииавторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ
5
текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на
основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
Планируемые результаты
Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» в
составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные
по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
3) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
4) уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
5) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
6
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных
и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
1) признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
2) проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
3) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
4)
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных
произведений;
эстетического воспитания:
1) уважительное
отношение
и
интерес
к
художественной
культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
2) стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в
том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации;
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета иправил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:
1) бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
2) неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
1) первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том
числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
2) познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга
чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Тайны русского языка» у обучающегося будут
сформированыследующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
1) сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
7
2) объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
3) определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
4) находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
6) устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
1) с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
2) сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
3) проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
4) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного текстового материала;
5) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
2) согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: всловарях, справочниках;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
4) соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете;
5) анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
6) понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы дляпредставления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точекзрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
7) готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
8
задания;
8) подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
1) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) встандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточныхшагов и сроков;
2) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
4) ответственно выполнять свою часть работы;
5) оценивать свой вклад в общий результат;
6) выполнять совместные проектные задания с опорой напредложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегосяформируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
3) соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
4) находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
5) сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности «Литературная сокровищница России» в
течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
1)
понимание родной русской литературы как национальнокультурной
ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
3)
осознание значимости чтения русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
4)
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение
поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков
героев;
5)
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов;
6)
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов);
7)
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
9
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа,
полного или краткого; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения);
8)
самостоятельный
выбор
интересующей
литературы,
обогащение
собственного круга чтения;
9)
использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
Предметные результаты по годам обучения
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
1)
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
2)
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
3)
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации художественных и учебных текстов;
4)
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
5)
обогащать собственный круг чтения;
6)
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
1)
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
2)
осознавать русскую литературу как национально-культурнуюценность народа,
как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
3)
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4)
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
5)
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих
лиц;
6)
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Воспитание на
занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно
через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
10
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских коллективах
традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
11
Поурочное планирование
2 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
1
Снова в школу. Хочу всё знать и
уметь!
1
2
Мы ходим в школу. На перемене.
1
3
Как хорошо уметь читать.
Происхождение кириллицы
1
4
Рукописная книга – память наших
предков. Русская речь
1
5
С чего начинается Родина? «Край
родной навек любимый…»
1
6
Родная земля. Осени чудесной
красота. «Мороз и солнце; день
чудесный!..». Русская речь
IV. Зимы большое торжество
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
представит им возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых
традиций.
https://resh.edu.ru/subject/lesso Получение опыта участия в социально
n/5027/start/286352/
значимых делах.
2
7
Рождественское чудо
1
8
Светлый праздник Рождества.
Помогая, приобретаешь друзей.
1
Создание в детском коллективе традиций,
https://resh.edu.ru/subject/lesso
задающих их членам определённые
n/5043/start/287009/
социально значимые формы поведения.
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
12
Благодарность и верность дружбе
9
Старый друг лучше новых двух
1
10
Жизнь родителей в детях. Бывают
папы разные
1
11
Бабушка – душа дома. Бабушкины
сказки. Дедушкины присказки
1
12
Весна идёт, полна чудес! Христос
воскрес!
1
13
Одна у человека родная мать, одна у
него и Родина.
1
14
Жили-были дети на войне… Стыд
хуже дыма
1
15
Жалеть не стыдно. Доброта — это
талант
1
16
Труд всему голова
1
представит им возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
https://resh.edu.ru/subject/lesso
детей и педагогов общими позитивными
n/5043/start/287009/
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых
традиций.
https://resh.edu.ru/subject/lesso Поощрение педагогами детских инициатив
n/4515/start/287389/
и детского самоуправления.
Создание в детском коллективе традиций,
https://resh.edu.ru/subject/lesso
задающих их членам определённые
n/5061/start/300087/
социально значимые формы поведения.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
представит им возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых
традиций.
Поддержка школьников с ярко
выраженной лидерской позицией и
установка на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых
13
17
Терпенье и труд всё перетрут. Живая
природа
1
традиций.
Поддержка
школьников
с
выраженной лидерской позицией.
Поощрение педагогами детских
инициатив.
ярко
14
3 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
1
1
Осенние именины. Осеннее
настроение.
2
Тайное становится явным. Первый раз
в третий класс.
1
3
«Мы едем, едем, едем в далёкие края»
1
4
1
6
«Не похожи мы, а всё же нас не
разольёшь водой!» Благодарность и
верность в дружбе.
«Мы умножим нашу радость и
разделим пополам!».
Рождение печатной книги на Руси
7
Старинный обычай. Моя сторона
1
5
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых
традиций.
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
представит
им
возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания.
Поощрение педагогами детских инициатив
и детского самоуправления.
Поощрение педагогами детских инициатив
и детского самоуправления.
Поддержка
школьников
с
ярко
выраженной лидерской позицией и
установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
https://resh.edu.ru/subject/lesso Формирование
детсковзрослых
n/5156/
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
15
8
«Зима…пора вдохновения…»
1
9
Чудо рождества
1
10
Мать в детях как в цвету цветёт.
1
11
Хлеб всему голова
1
12
Каждый – сын своего отца. Бабушка
моя
1
13
Жили-были братья и сёстры… Правда
и кривда.
1
14
Вербное воскресенье. «Повсюду
благовест гудит…». Весна пришла,
весне – дорогу!
Жизнь дана на добрые дела. Сыновий
поклон
1
15
1
Установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
представит
им
возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания.
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
Создание в детском коллективе традиций,
задающих их членам определённые
социально значимые формы поведения.
Поддержка
школьников
с
ярко
выраженной лидерской позицией и
установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
16
друг к другу.
16
«Это праздник с сединою на
висках…»
1
17
Дело мастера боится. Малиновое лето
1
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
представит им возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых
традиций.
17
18