УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од
Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
2-3 класс
Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина
Владимировна
Дата: 2025.10.25
08:45:11 +05'00'
г. Серов
1
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание предмета направлено на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении русского языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
«Русский язык». В содержании предмета «Тайны русского языка»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный
характер, курс «Тайны русского языка» опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,
сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как
носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение
представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую
речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока.
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в
речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
2
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры,
забавы, игрушки (например, городки,салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
предметы традиционного русского быта:
1)
слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето,веретено, серп, коса, плуг);
2)
слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) — какие из них сохранились до нашего
времени;
3)
слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русскихпословиц и
поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в
Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание. Словарь
«Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как
правильновыразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в
официальнойи неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации
прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных
фактов; установление логической связи между фактами.
3 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь,
3
друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия
людей (например, ямщик, извозчик,коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и
фамилии. (Приобретение опыта поискаинформации о происхождении слов.)
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного
падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на
практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации
(в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые
особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
Планируемые результаты изучения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Тайны русского языка» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации
основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
4
языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своейстраны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковыхсредств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициями творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации впроцессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес
к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Тайны русского языка» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
5
языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённомупризнаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии
с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
6
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить
орфографические и пунктуационные ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Тайны русского языка» в течение четырёх лет
обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к русскому языку как
отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному
наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие
у обучающихся культуры владения русским языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета; расширение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
1)
осознавать роль русского языка в постижении культуры своего народа;
2)
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
3)
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь,
детские забавы, игры,игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
4)
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
7
лексического значения слова;
5)
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
6)
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
7)
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
8)
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
9)
соблюдать основные лексические нормы современного русского
литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее
точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
10)
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
11)
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
12)
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями
синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
13)
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
14)
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
15)
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
16)
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
17)
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на русском языке адекватно ситуации общения;
18)
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка ио культуре русского народа;
19)
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
20)
строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
21)
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
22)
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
1)
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского
языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова,
называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова,
называющие музыкальные инструменты);
3)
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
4)
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
5)
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
2)
8
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
6)
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
7)
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
8)
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
9)
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
10)
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету илиявлению реальной действительности;
11)
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
12)
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;
13)
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного
в числе, роде, падеже;
14)
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
15)
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
16)
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
17)
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
18)
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
19)
выражать мысли и чувства на русском языке в соответствии с ситуацией
общения;
20)
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка ио культуре русского народа;
21)
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
22)
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.), определять языковые особенности текстов;
23)
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
24)
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
25)
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов
аргументации;
26)
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
27)
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Воспитание на
занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно
через:
9
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских коллективах
традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
10
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/64
18/start/284889/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/63
10/start/203636/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/53
26/start/221236/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/35
30/start/201764/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/55
63/start/114967/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/52
97/start/201986/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/62
46/start/188880/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/41
71/start/299602/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/60
08/start/90930/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/43
43/start/271203/
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
Поддержка школьников с ярко выраженной
лидерской позицией.
Поощрение педагогами детских инициатив.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу.
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
1
По одёжке встречают…
1
2
Ржаной хлебушко калачу дедушка
1
3
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
1
4
Каша – кормилица наша
1
5
Любишь кататься, люби и саночки возить
1
6
7
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь
1
1
8
9
Самовар кипит, уходить не велит
Помогает ли ударение различать слова?
1
1
10
Для чего нежны антонимы? Для чего нежны
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/43
41/start/123912/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/64
76/start/178250/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/42
11
11
антонимы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
1
12
Как можно объяснить значение слова?
1
13
Встречаются ли в сказках и стихах
необычные ударения?
1
14
Учимся вести диалог
1
17/start/288820/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/62
58/start/179306/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/42
17/start/288820/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/52
99/start/115031/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/64
17/start/213634/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/36
01/start/220598/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/39
86/start/289316/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/55
63/start/114967/
15
16
17
Составляем развёрнутое толкование слова
Устанавливаем связи предложений в тексте
Создаём тексты-инструкции и текстыповествования
1
1
1
Создание в детском коллективе традиций,
задающих
их
членам
определённые
социально значимые формы поведения.
Формирование
детсковзрослых
общностей, которые могли бы объединить
детей
и
педагогов
доверительными
отношениями друг к другу.
Поощрение педагогами детских инициатив
и детского самоуправления.
Приобретение социально значимых знаний.
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
Установка на сохранение и поддержание
накопленных
социально
значимых
традиций.
Поддержка школьников с ярко выраженной
лидерской позицией.
Поощрение педагогами детских инициатив.
Сохранение и поддержание наопленных
социально значимых традиций.
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
Создание в детском коллективе традиций,
задающих
их
членам
определённые
социально значимые формы поведения.
12
3 класс
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
1
1
Где путь прямой, там не езди по кривой
2
3
Кто друг прямой, тот брат родной
Дождик вымочит, а красно солнышко
высушит
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Ветер без крыльев летает
Какой лес без чудес
Дело мастера боится
Заиграйте мои гусли
Что ни город, то норов
У земли красно солнце, у человека – слово
Для чего нужны суффиксы?
1
1
Какие особенности рода есть в русском
языке?
Все ли имена существительные «умеют»
изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные
предлоги?
Создаём тексты-рассуждения. Учимся
редактировать тексты
Создаём тексты-повествования
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
представит
им
возможность
самореализовываться в ней, приобрести
социально значимые знания, развивать в себе
важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах.
Формирование детско- взрослых общностей,
которые могли бы объединить детей и
педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу.
Создание в детском коллективе традиций,
задающих их членам определённые социально
значимые формы поведения.
Поддержка школьников с ярко выраженной
лидерской
позицией
и
установка
на
сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций.
Поощрение педагогами детских инициатив и
детского самоуправления.
Приобретение социально значимых знаний.
Получение опыта участия в социально
значимых делах.
1
13
14