Обучение грамоте 1 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Обучение грамоте»
1 класс

Подписано цифровой
подписью: Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2025.10.25
08:43:51 +05'00'

г. Серов

Содержание учебного курса «Обучение грамоте»
1 КЛАСС
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в
диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение
с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение
на материале небольших прозаических текстов .
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Обучение грамоте»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного курса «Обучение грамоте» достигаются
в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей
позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты
освоения учебного курса «Обучение грамоте»
отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения
обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
2

•

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого
человека,
проявление
сопереживания,
уважения,
любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям,
независимо
от
их
национальности,
социального
статуса,
вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
• выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
• приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
• понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека
и животных, отражённых в литературных произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
• потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

В результате изучения учебного курса «Обучение грамоте»
в 1 классе у обучающихся формируются познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали);
3

•

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);
базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
В результате изучения учебного курса «Обучение грамоте» в 1 классе у
обучающихся формируются
коммуникативные универсальные учебные
действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
• выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4

1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный
звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в
слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи:
слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в
конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные
буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи:
слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи,
ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3-5
слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации
и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе
наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

5

ПОУРОЧОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п.п

1

Наименование темы

Ко
лич
ест
во
час
ов

1

2

Составление рассказа
по картинке.
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р,р

3
4

Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в
Согласные звуки [п], [п’], буквы П,п

1
1

5

Согласные звуки [м], [м’], буквы М,м

1

6
7
8

Мягкий и твердый разделительные знаки
Чтение слов с мягким и твердым знаками
Чтение предложений и текстов

1
1
1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
обучающихся к
обсуждаемой на
уроке информации,
активизация
познавательной
деятельности
обучающихся.
Управление
учебными
группами с целью
вовлечения
обучающихся в
процесс обучения и
воспитания,
мотивируя их
учебнопознавательную
деятельность.
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со сверстниками и
старшими.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».