Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 28.08.2025г. № 97-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс

Подписано
цифровой подписью:
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2025.10.25
08:44:10 +05'00'

г. Серов

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской
традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в
исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
2

Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура
народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные
книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в
религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и
мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним
разных религий.
3

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности
в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и
мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как
источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений.
Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
• – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
• – формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
• – понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
• – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
• – осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать
любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
• – строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
• – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
• – строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять
в
повседневной
жизни
доброту,
справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
• –
понимать
необходимость
обогащать
свои
знания
о
духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё
5

•

поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих
других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты:
• – овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс
их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• – совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
• – совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
• – овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
• – овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
6

•

– совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умения договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

•

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
• – ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
• – использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
• – применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
• – признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
• – выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенного образца.
Работа с информацией:
• –
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к
гражданской этике;
• – использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
• – находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
• – анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
7

•

•

•

– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение
к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
– создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
• – проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
• – проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
• – анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
• – выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
• – проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
• – выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

8

•

•

– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
– подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры»:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• – выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
• – рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
• – раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение
заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и
соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей
Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое
правило нравственности» в православной христианской традиции;
• – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
• – раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

9

•

•

•

•

•
•

•

•

•

•

– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания,
Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения
в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам;
православных семейных ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности, поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
10

к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• – выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
• – рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
• – раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение,
выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
• – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
• – раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и
её основах;
• – рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни
пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в
исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
11

•

•
•

•
•

•

•

•

•

•

– рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями
ислама;
– рассказывать о праздниках в исламе (Уразабайрам, Курбанбайрам,
Маулид);
– раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм
отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;
– распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её
смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
– рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
12

– выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• – выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
• – рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
• – раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность,
благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением,
уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных
идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и
значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков;
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
• – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
• – раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисатвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и
нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;
• – рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
•

13

– рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
• – рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
• – раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;
• – распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её
смысл и значение в буддийской культуре;
• – рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
• – излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять
роль буддизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
• – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
• – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности, поступать согласно своей совести;
• – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовнонравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
•

14

•

•

•

•

•

•
•

•

•
•
•

•

– выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба
с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде
всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
– рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о
Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
– рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
– рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
РошаШана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских
традиционных семейных ценностей;
– распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
15

– рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
• – излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
• – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
• – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности, поступать согласно своей совести;
• – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовнонравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• – выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
•

16

•

•

•

•
•

•

•

•

•

•

•

– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм),
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
– соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий;
– рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
– рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
– рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не
менее одного религиозного праздника каждой традиции);
– раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов
России;
– распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному
символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
– рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
17

буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства
православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой
среды);
• – излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;
• – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов
России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
• – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности, поступать согласно своей совести;
• – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
• – выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры
18

•

•

•

•

•

•

•

народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание,
ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в
добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить
примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества;
уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести,
достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные праздники); российских государственных
праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных
праздников в жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье
на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни,
19

•

•

•
•

•
•

•

•

•

рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь
и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших
по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение, выражать уважение российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и
прав людей, сограждан;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду,
трудящимся, результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики
на
примерах
образцов
нравственности,
российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм российской светской (гражданской) этики
и внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;

20

•

– выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике.

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Россия — наша Родина

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания

1

Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя

2

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

2

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)

3

Во что верят православные христиане

4

Поддержание в детском
22

коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы

4

5

6

7

Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему

Отношение к труду. Долг и
ответственность

Милосердие и сострадание

Православие в России

4

Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации

2

Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей

2

Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов

5

Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
23

8

9

Православный храм и другие святыни

Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.
Праздники

10

Христианская семья и её ценности

11

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

3

Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися

6

Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся

3

Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя

2

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
24

общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/
п

Тема урока

Количеств
о часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

1
2

Россия - наша Родина
Этика – наука о нравственной жизни человека

1
1

Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя

3
4
5
6

Добрым жить на свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил – добрые слова и поступки
Каждый интересен

1
1
1
1

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
25

сверстниками
(обучающимися)
7
8

Премудрости этикета
Красота этикета

1
1

9.

Простые школьные и домашние правила этикета

1

10
11
12
13
14

Чистый ручеёк нашей речи
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей

1
1
1
1

15
16
17
18

Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не глухи

1
1
1
1

19
20
21
22

Жизнь священна
Человек рождён для добра
Милосердие – закон жизни
Жить во благо себе и другим

1
1
1
1

Поддержание в
детском коллективе
деловой дружелюбной
атмосферы

Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой
информации
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастны
и ндивидуальных
особенностей
Привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
26

явлений, понятий,
приёмов;
анализ реального
состояния дел в
учебном
классе/группе
23
24
25
26

Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей
Уметь понять и простить
Простая этика поступков

1
1
1
1

Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися;
побуждение
обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации

27
28
29
30

Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения
Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «СО»

1
1
1
1

Привлечение
внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся;
организация работы
обучающихся с
27

социально значимой
информацией по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой
информации –
обсуждать,
высказывать мнение
31
32
33
34

С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращённое к тебе.

1
1
1
1

Защита достоинства и
интересов
обучающихся,
помощь детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».