Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 15
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МАОУ СОШ №15
Подписано цифровой
подписью: Елькин
Александр
Владимирович
Дата: 2025.05.15 17:21:12
+05'00'
г. Серов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 15 (далее МАОУ СОШ № 15) разработано на основании
следующих нормативных актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утверждённой приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
- Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утверждённой приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
- Устава МАОУ СОШ № 15.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность МАОУ СОШ №15 по
организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП).
1.3. ИИП является основным объектом оценки метапредметных результатов,
полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации образовательной
и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования,
демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. Проектная деятельность – это
любая социально-значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на
их индивидуальные интересы и предпочтения, направленные на достижение общего
результата.
1.5. Выполнение и защита ИИП обязательно для каждого обучающегося 9, 10
классов МАОУ СОШ № 15.
1.6. Проект может быть только индивидуальным.
1.7. Выбор формы и темы ИИП осуществляется в сентябре (1-2 неделя) текущего
учебного года, когда учителями-предметниками формируется поле проектной
деятельности на текущий учебный год.
1.8. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и
средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.
1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
1.10 Обучающийся, принимавший участие в конкурсах, направленных на
проектно-исследовательскую деятельность на школьном, муниципальном, областном,
региональном, всероссийском, международном уровнях, занявший призовые места, и
ставший победителем или призёром, при предоставлении подтверждающих документов
имеет право получить автоматический зачёт за защиту ИИП на уровне основного общего
образования.
1.11. ИИП хранится в МАОУ СОШ №15 в течение 1 года.
2. Цели проектной деятельности и защиты ИИП
2.1. Цели проектной деятельности как процесса формировать умения:
- определять цель;
- описывать адекватные шаги по ее достижению (отбор средств, адекватных цели
сбора, обработки, анализ информации);
- излагать и оформлять выполненную работу,
- представлять ее результаты и аргументированно отвечать на вопросы;
- самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени.
2.2 Цель защиты ИИП – определить уровень:
-
сформированности познавательных действий;
сформированности коммуникативных действий;
сформированности регулятивных действий;
сформированности предметных знаний и способов действий.
3. Требования к подготовке ИИП
3.1. План, программа подготовки ИИП для каждого обучающегося
разрабатываются совместно обучающимся и куратором.
3.2. Руководителем ИИП выступает учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования и другие педагогические
работники МАОУ СОШ №15
3.3. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей (законных представителей) о выборе темы проекта
обучающимся.
4. Требования к содержанию и направленности ИИП
4.1. ИИП, создаваемые в МАОУ СОШ №15, должны быть посвящены одной из
актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни
современного мирового сообщества. ИИП может рассматривать один из аспектов
избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим
коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
4.2. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее
толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть
востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой
деятельности.
4.3. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и
средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий.
Типы проектов и формы представления результатов
Тип проекта
Цель проекта
Исследовательский
Доказательство или
опровержение какой- либо
гипотезы.
Сбор информации о какомлибо объекте или явлении,
анализ информации.
Информационный
Творческий
Привлечение интереса
публики к проблеме
проекта.
Форма представления
проектного продукта
атлас,
бизнес-план,
веб-сайт,
видеофильм,
выставка,
газета,
журнал,
игра,
карта,
коллекция,
пакет рекомендаций,
сценарий,
статья,
стен-газета и т.д.
5. Сроки работы над ИИП:
5.1. Обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность
работы по ИИП.
5.2. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта.
5.3. Основной этап: совместно с руководителем проектной работы разрабатывается
план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор
способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта. Составляется чек-лист проектной деятельности с указанием
сроков выполнения каждого этапа.
5.4. Получение продукта проекта. Экспертиза материалов руководителем проекта.
5.5. Заключительный этап работы над проектом. Обучающийся осуществляет
структурирование и оформление собранного материала, готовит презентационный
материал, пояснительную записку.
5.6. Защита ИИП проходит:
5.6.1 для обучающихся 9 классов – первая неделя декабря;
5.6.2 для обучающихся 10 классов – третья неделя апреля.
5.7. По итогам защит по утверждённой форме составляется протокол защиты
проектов (Приложение № 1) и результаты утверждаются приказом директора.
6. Требования к оформлению ИИП
6.1. Структура ИИП:
- Титульный лист (Приложение № 2).
- Оглавление.
- Введение, включающее в себя актуальность проекта, проблему проекта, цель,
задачи, гипотезу, объект исследования, предмет исследования, методы исследования).
- Глава 1. Теоретическая, включающая разделы, являющиеся результатом работы с
источниками информации.
- Глава 2. Практическая, включающая разделы, описывающие практическую
деятельность обучающегося в ходе работы над ИИП.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
- Приложения.
6.2. Технические требования к пояснительной записке ИИП:
6.2.1. Текст:
Шрифт:
Times New Roman
Размер шрифта основного текста:
12-14 пт
Размер текста заголовков глав и разделов: на 2 пт больше основного текста
Размер текста сносок:
на 2 пт меньше основного текста
Выравнивание основного текста:
По ширине страницы
Выравнивание заголовков глав и
По центру страницы
разделов:
Заголовки глав и разделов:
Оформляются полужирным начертанием
шрифта
Междустрочный интервал:
1,5 пт
Интервал абзацев (до и после):
0 пт
Отступ первой строки абзаца:
1,5 см
Дополнительно:
Допускается оформлять часть текста
полужирным, курсивным начертанием
6.2.2. Требования к размеру страницы:
Размер страницы:
Поля – левое, правое, верхнее, нижнее:
Нумерация страниц:
Ориентация страницы:
6.2.3. Графические элементы:
Рисунки, фотографии, схемы, чертежи,
графики, диаграммы:
Дополнительно:
6.2.4. Таблицы:
Дополнительно:
А4
3 см, 1,5 см, 2 см, 2 см соответственно
Нижний правый угол страницы. На
титульную страницу номер страницы не
проставляется.
Книжная (вертикальная), при
необходимости допускается использовать
альбомную (горизонтальную) ориентацию
для части страниц ИИП.
Должны иметь сплошную нумерацию и
названия (под рисунком по центру),
оформляемые шрифтом Times New Roman,
размером шрифта на 2 пт меньше основного
текста.
Например: Рис. 3. – название
Диаграммы, схемы, графики, рисунки,
фотографии, чертежи, таблицы
размещаются в приложении к
пояснительной записке ИИП.
На все графические элементы должны быть
оформлены ссылки в тексте ИИП.
Например: (см. Рис. 3) или (Приложение 4)
Таблица должна иметь наименование.
Таблице должен быть присвоен номер,
слова «Таблица №», где № - номер таблицы,
следует помещать над таблицей справа.
На все таблицы должны быть оформлены
ссылки в тексте ИИП.
Например: (см. Табл. 3) или (Приложение 4)
6.2.5. Список использованных источников и литературы.
Правильное оформление списка литературы по госту является одной важнейших
задач написания научной работы. Требования к данному разделу имеют чёткую
регламентацию в соответствующих нормативных актах. Список использованных
источников и литературы должен быть оформлен в соответствие с правилами,
указанными в:
- Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 28 апреля 2008 г. № 95-ст «Об утверждении национального стандарта Российской
Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общиетребования и правила
составления»;
- ГОСТ 7.1-2003. № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое
описание.
Общиетребования и
правила
составления», введенным
Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 года.
- ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание
электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 2002- 07-01. –
Москва: Изд-во стандартов, 2001. – 50 с.
- ГОСТ 7.11-2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний
на иностранных европейских языках. – Введ. 2005-08-31. - Москва: Стандартинформ,
2012. – 87 с.
- ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и
словосочетаний. Общие требования и правила. – Введ. 2012-09-01. – Москва:
Стандартинформ, 2012. – 28 с.
6.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения
норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
6.4. Проектная работа оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачными
файлами хранится в МАОУ СОШ № 15 в течение одного года.
7. Требования к защите ИИП
7.1. Защита осуществляется в сроки, утвержденные приказом МАОУ СОШ № 15.
7.2. Результаты выполнения проекта оцениваются при предъявлении следующих
материалов:
- папка-скоросшиватель с текстом проектной работы;
- презентация обучающегося (Приложение № 4 «Требования к оформлению
компьютерной презентации ИИП»);
- продукт проекта.
7.3. Место защиты ИИП – МАОУ СОШ № 15.
7.4. МАОУ СОШ № 15 создаёт школьную комиссию. Комиссия состоит не менее
чем из 3 человек, в состав которой могут входить представители администрации,
классный руководитель, руководители школьных методических объединений,
педагогические работники. Состав комиссии определяется с учётом предметных областей
ИИП.
7.5. В рамках защиты школьная комиссия заслушивает публичное выступление,
знакомится с представленным продуктом, осуществляет оценивание предоставленных
материалов.
7.6. Независимо от формы представления результата защита ИИП происходит
публично:
- доклад (не более 7 минут);
- ответы на вопросы по теме ИИП 2-3 минуты.
7.7. МАОУ СОШ №15 организует в дополнительные сроки защиту ИИП для
детей, отсутствовавших по уважительной причине в основной срок защиты.
7.8. В случае получения обучающимся отметки «незачёт» в 9 классе и отметки «2»
в 10 классе МАОУ СОШ №15 определяет условия и сроки повторной защиты.
7.9. К публичной защите допускается проектная работа, завизированная подписью
руководителя проекта.
8. Критерии оценки ИИП
Критерии
Баллы
1. Работа над проектом
Критерий 1.1. Самостоятельность написания ИИП, оригинальность
Самостоятельность выполнения ИИП и оригинальность составляет
50-80%
Самостоятельность выполнения ИИП и оригинальность составляет
81-100 %
Критерий 1.2. Поиск, отбор и использование информации
1
2
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из
ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из
однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников
0
1
2
Критерий 1.3. Структура введения
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует.
Проблема сформулирована, обоснована. Выдвинутая гипотеза
(гипотезы), не соответствует сформулированной проблеме, или ошибка в
постановке цели, или предмете, объекте исследования, или методах
исследования.
Сформулированы правильно актуальность проекта, проблема проекта,
цель, задачи, гипотезы, объект исследования, предмет исследования,
методы исследования.
0
1
2
Критерий 1.4. Качество проектного продукта
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика,
удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен,
удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Критерий 1.5. Соответствие требованиям оформления письменной
части
Работа оформлена не в соответствии с установленными требованиями
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные
требования, имеет четкую структуру, допущены незначительные
ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном
соответствии с установленными требованиями
0
1
2
3
0
1
2
2. Защита проекта
Критерий 2.1. Использование средств наглядности, технических средств
Средства наглядности, в т . ч . технические средства обучения
используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к
дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. технические средства обучения
используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации,
отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между
презентацией и текстом доклада (до 50% требований к Приложению 4
нарушено)
Средства наглядности, в т.ч. технические средства обучения
используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации,
подача материала логична, презентация и текст доклада полностью
согласованы (от 51% до 100% требований соответствует требованиям
Приложения 4)
0
1
2
Критерий 2.2. Логика изложения, грамотное построение защиты проекта
Материал изложен с учетом регламента, но не выдержана структура
изложения. Обучающийся не владеет защитной речью, читает.
Материал соответствует проекту, но обучающийся вышел за рамки
регламента. Обучающийся хорошо знает защитную речь, читает
Материал соответствует проекту, обучающийся не вышел за рамки
регламента. Обучающийся свободно владеет защитной речью.
0
1
2
Критерий 2.3 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы односложные, неуверенные.
0
Обучающийся не может защищать свою точку зрения
Обучающийся уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не в
1
полной мере обосновывает свою точку зрения
Обучающийся проявляет хорошее владение материалом, уверенно
отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто
2
обосновывает свою точку зрения
Для 9-х классов:
Итого максимальная сумма баллов – 17 (0-8 балла – незачет, 9-17 баллов – зачет)
Для 10 классов:
Итого максимальная сумма баллов – 17
(0-8 балла – отметка «2», 9-12 баллов – отметка «3», 13-15 баллов – отметка «4», 16-17
баллов – отметка «5»)
9. Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего организацию
выполнения обучающимися ИИП
9.1. Оказывает консультационную помощь педагогам МАОУ СОШ №15,
осуществляющим проектную деятельность.
9.2. Контролирует деятельность руководителей итоговых индивидуальных
проектов, назначает конкретные сроки защиты, определяет состав школьной комиссии,
несёт ответственность за сохранность ИИП.
10. Функциональные обязанности руководителя ИИП обучающегося ИИП.
10.1. Совместно с обучающимся выбирает проблемную область, формулирует
темы.
10.2. Проводит консультации с обучающимся и осуществляет методическую
поддержку проектной деятельности; планирует совместно с обучающимися работу в
течение всего проектного периода.
10.3. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
10.4. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей
проекта.
10.5. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных
недостатков, оказывает помощь обучающемуся в подготовке к защите ИИП.
10.6. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения ИИП.
10.7. Производит проверку ИИП на плагиат. К защите допускается ИИП с
оригинальностью более 50%. Результаты проверки на плагиат вкладываются в папкускоросшиватель с текстом проектной работы.
11. Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся,
выполняющих ИИП
11.1. Организует и контролирует подготовительный этап проектной деятельности
(осуществляет контроль 100% охвата обучающихся проектной деятельностью, составляет
список обучающихся с выбором темы, руководителя ИИП и передает его заместителю
директора).
№ Ф.И.О. обучающегося
Тема проекта
Ф.И.О. руководителя
11.2. Информирует обучающихся и родителей (законных представителей) о
требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы
над проектами.
11.3. Координирует взаимодействие родителей (законных представителей),
руководителей проектов и обучающихся с целью успешного выполнения последними
ИИП.
12. Роль родителей (законных представителей) в выполнении обучающимся ИИП
12.1. На всех этапах выполнения обучающимися ИИП роль родителей (законных
представителей) заключается в оказании своим детям помощи, то есть не возложение на
себя обязанностей по выполнению работы детей над проектом, а проявление
заинтересованности, помощи советом, сбором информации и расходными материалами
для выполнения проекта.
12.2. Ответственность за выполнение ИИП и его защиту несут родители (законные
представители) обучающихся.
Приложение № 1
к Положению об итоговом индивидуальном
проекте обучающихся МАОУ СОШ №15
ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального итогового проекта обучающихся ______ класса МАОУ СОШ №15
в соответствии с требованиями ФГОС_______
(естественно-научное, гуманитарное, социальное направления)
Ф.И.О. председателя комиссии:
Ф.И.О. членов комиссии:
На защиту явились допущенные к нему
человек. Не явились
человек.
Ф.И.О. неявившихся:
Защита началась в
час
мин.
Защита закончилась в
час
мин.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
ФИО обучающегося
Тема проекта
Критерии оценивания
Сумма
баллов
Итоговая
отметка
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Дата проведения защиты: «
»
20____г.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
_______________________/_______________________
(подпись)
Дата внесения в протокол оценок: «______» _______________ 20____г.
(расшифровка)
_______________________/_______________________
(подпись)
(расшифровка)
_______________________/_______________________
(подпись)
(расшифровка)
_______________________/_______________________
(подпись)
(расшифровка)
Приложение № 2
к Положению об итоговом индивидуальном
проекте обучающихся МАОУ СОШ №15
Оформление титульного листа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Тема проекта «
»
Работа обучающегося 9
Ф.И.О. обучающегося
класса
Руководитель проекта
Ф.И.О. руководителя проекта, должность
Работа допущена к защите «______» _________________________ 202_____г.
Подпись руководителя проекта _______________________ (_________________________)
Серов, 202___г.
Приложение № 3
к Положению об итоговом индивидуальном
проекте обучающихся МАОУ СОШ №15
Список использованной литературы помещается после основного текста и
представляет собой перечень библиографических описаний произведений или их
составных частей, выстроенных в алфавитном расположении.
Описания книг и статей приводятся в алфавитном порядке авторов и заглавий
(если автор не указан); работы одного автора располагаются в алфавитном порядке
заглавий.
В начало списка, как правило, помещают официальные документы (законы,
постановления, указы и т. д.), которые располагаются по юридической силе.
Расположение внутри равных п о юридической силе документов – по дате принятия, в
обратной хронологии:
1. Международные нормативные акты
2. Конституция
3. Федеральные конституционные законы
4. Постановления Конституционного Суда
5. Кодексы
6. Федеральные законы
7. Законы
8. Указы Президента
9. Акты Правительства
а) постановления
б) распоряжения
10. Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов
11. Нормативные акты министерств и ведомств
а) постановления
б) приказы
в) распоряжения
г) письма
12. Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские)
13. ГОСТы
14. СНиПы, СП, ЕНИРы, ТУ и др.
Вслед за указанными документами располагается вся остальная литература:
книги, архивы, статьи в алфавитном порядке и электронные издания (Интернетисточники).
Схема библиографической записи на однотомный документ
(обязательные элементы подчеркнуты)
Заголовок записи. Основное заглавие [Общее обозначение материала] : сведения,
относящиеся к заглавию / Первые сведения об ответственности; последующие сведения
об ответственности. - Сведения об издании. - Специфические сведения о документе. Место издания, распространения: Издатель, Дата издания. - Специфическое
обозначение материала и объем. - (Область серии).
Обращаем Ваше внимание, что в описании может использоваться обозначение
материала: видеозапись; звукозапись; изоматериал; карты; комплект; кинофильм;
мультимедиа; предмет; рукопись; текст; электронный ресурс.
• Резник, С. Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник / С. Д. Резник. –3-е
изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 605 с.
• От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес ; в ролях: К.
Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни ; Paramount Films. – М. : Премьер- видеофильм,
2012. – вк. – Фильм вышел на экраны в 1999 г
• Валеев, Рамиль. «Я стараюсь относиться к разным печатаниям о Востоке со
всей душой» (Письма Н. Ф. Катанова Э. К. Пекарскому) [Электронный ресурс] / Р.
Валеев
//
Эхо
веков:
научно-документальный
журнал.
–
URL:
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/
anonymous/main/?path=mg:/n umbers/2009_1/06/01/&searched=1
(дата
обращения:
12.01.12).
Но общее обозначение материала, описания которого преобладают в конкретном
информационном массиве, может быть опущено.
Примеры библиографического описания документов
Законодательные материалы
• Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – Москва:
Омега-Л, 2005. - 38 с.
• Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: в ред. по сост. на 1
ноября 2008 г. - Москва : Омега-Л, 2008. - 280 с.
• О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: постановление
Правительства РФ от 11 февр. 2002 г. № 135 // Рос. газ. – 2002. – 6 марта. – С. 7.
• Об электронной подписи [Текст]: федер. закон РФ от 6 апреля 2011 г.
№63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 15 – С. 34-48.
Книга одного автора
• Иванова, И.И. Основы алгоритмизации и программирования [Текст]: учеб.
пособие / И.И. Иванова. – Москва: Академия, 2016. - 336 с.
Книга двух авторов
• Леонов, М.В. Информатика [Текст]: учебник / М.В. Леонов, А.В. Сидоров. –
Изд. 3-е, перераб. и доп. - Санкт – Петербург: Питер, 2016.- 155 с.
Книга трех авторов
• Акимов, А.П. Работа колес [Текст]: моногр. / А.П. Акимов, В.И. Медведев, В.В.
Чегулов. – Чебоксары: ЧПИ (ф) МГОУ, 2011. - 168 с.
Книга четырех авторов и более
• Информационно-измерительная техника и электроника [Текст]: учебник / Г.Г.
Раннев [и др.]. - Изд. 3-е, стер. – Москва: Академия, 2009. - 512 с.
Библиографическое описание под заглавием
• Компьютерные сети [Текст]: учеб. пособие / под ред. И.Н. Совенко. –
Москва : Приор, 2014. – 323 с.
Многотомное издание
• Пушкин, А.С. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. / А.С. Пушкин; собр. соч.
выходит под наблюд. М.П. Еремина. – Москва: Правда, 1981.
Т. 1: Стихотворения, 1813-1824. – 1981. – 414 с.: ил.
Т. 2: Стихотворения, 1824-1836. – 1981. – 415 с. – Примеч.: С. 348–400.
или
• Боков, А.Н. Математика [Текст]: учеб. пособие. В 2 т. Т. 2: Элементы
высшей математики / А.Н. Боков. – Москва: Норма, 2015. - 532 с.
Статья из сборника материалов конференции
• Гибадуллин, И.Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной успешности
студентов как фактор качественной характеристики в системе зачетных единиц / И.Г.
Гибадуллин, А.Н. Калинченко, С.Г. Наговицын // Современное образование: материалы
науч.-практ. конф., Ижевск, 14-16 февр. 2010 г. – Ижевск, 2010. – С. 34–38.
Журнал
• Башкин, В.А. Методы верификации [Текст] / В.А.
Информационные системы и технологии. – 2015. - №4 (60). – С. 5-13.
Башкин
//
Газета
• Михайлов Альберт Создание мифа: что же все-таки происходит
монетизацией льгот? [Текст] / А. Михайлов // Рос. газ. – 2005. – 18 января. – С. 3.
с
Стандарты, ГОСТы, СаНПиНы
• ГОСТ 19.504-79. Единая система программной документации. Руководство
программиста. Требования к содержанию и оформлению [Текст]. – Введ. 1980-01-01. –
Москва: Стандартинформ, 2010. – 14 с.
или
• Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и
типы соединений. Технические требования [Текст]: ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–
01–01. – Москва: Изд-во стандартов, 2001. – 27с.
Авторефераты диссертаций
• Брусова В.И. Переходные процессы в круглых пластинках и балках при
некоторых внезапных запроектных воздействиях [Текст] : автореф. дис. … канд. тех.
наук: 05.23.17 / Брусова Вера Ивановна. - Орел, 2009. – 19 с.
Архивные документы
• НАРМ. Ф. 65. Oп. 1. Д. 901. Л. 36-36(об.) – Национальный архив Республики
Молдова (далее НАРМ). Ф. 65. Oп. 1. Д. 901. Л. 36-36(об.)
• Трубецкой Н.С. (1925) – Трубецкой Н.С. (1925). Письмо П. Н. Савицкому от
12.05 // Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Фонд П. Н.
Савицкого (ф. 5783).Оп. 1. Д.312 Л.1-2.
• Ф.796. Оп.1. Д. 260. Л. 24 об. – Дело об изменении Устава и штата
Государственной Публичной библиотеки Российский государственный исторический
архив (далее РГИА). Ф.796. Оп.1. Д. 260. Л. 24 об.
Электронные ресурсы локального доступа
• Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.]. – Электрон.
дан. и прогр. – Санкт-Петербург: ПитерКом, 1977. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) +
прил. (127 с.). – Систем. Требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Мб; Windows 95 ;
зв. плата ; динамики или наушники. – Загл. с экрана.
Электронные ресурсы удаленного доступа
Статья из журнала
•
Балуткина, Н. База данных «Научная Сибирика» как новая форма
информационных ресурсов РАН [Электронный ресурс] / Н. Балуткина, Т. Бусыгина //
Информационные Ресурсы России. – 2012. – № 2. – (Российская ассоциация электронных
библиотек). – Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/irr3648/
irr36483677/irr364836773678/irr3648367736783686/. – Загл. с экрана. – Дата обращения:
15.03.2019.
Описание материала, имеющего электронную и печатную версии
• Филиппова, Л.Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов
учебных заведений (из зарубежного опыта) [Текст] / Л. Я. Филиппова // Науч. и техн. бки. – 2002. – № 2. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.gpntb.ru/win/ntb/ ntb2002/2/f02_10.htm. - Загл. с экрана. – Дата обращения:
01.03.2019.
Приложение № 4
к Положению об итоговом индивидуальном
проекте обучающихся МАОУ СОШ №15
Требования к компьютерной презентации ИИП
1.1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12
слайдов.
1.2. Титульный лист презентации включает:
- полное наименование образовательной организации;
- тему проекта;
- сведения об авторе и руководителе проекта;
- год разработки проекта.
1.3. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную
информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого
раздела.
1.4. Слайды должны быть озаглавлены.
1.5. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая
информация они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не
наоборот.
1.6. Графическая наглядность слайда может быть обеспечена при помощи
анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, фотографий, графиков, диаграмм, схем,
таблиц и т.д.
1.7. Разработка
компьютерной
презентации
осуществляется
при
специализированном программном обеспечении (МойОфис Презентация, LibreOffice
Impress, OpenOffice Impress, Microsoft Power Point).
1.8. Правила шрифтового оформления:
1.8.1. Рекомендуется использовать шрифты без засечек.
1.8.2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст).
1.8.3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются
для смыслового выделения ключевой информации и заголовков.
1.8.4. Не рекомендуется использовать более 2 типов шрифта.
1.8.5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по
центру
1.9. Правила выбора цветовой гаммы:
1.9.1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 3 цветов и выдержана
во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации.
1.9.2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например,
светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый).
1.9.3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо
читаться, белый текст на черном фоне читается плохо).
1.9.4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
1.10. Графическая информация:
1.10.1. Рисунки, фотографии, диаграммы и т.д. должны быть наглядными и нести
смысловую нагрузку, сопровождаться названиями.
1.10.2. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
1.10.3. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше, чем картинок).
Примерный порядок слайдов
1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель,
рецензент, дата);
2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна,
проблемная область работы);
3 слайд – Цели и задачи работы;
4 слайд – Объект, предмет, методы исследования;
5…n слайд – Основная часть;
n+1 слайд – Заключение (выводы);
n+2 слайд – Список основных использованных источников;
n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности
тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).