УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 30.08.2024г. № 179-од
Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.09.16
18:48:40 +05'00'
г. Серов
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России.
Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы
ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как
устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов
России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы.
Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в
буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура
и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в
жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской
традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его
устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия
и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные
ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная
норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
•
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
•
формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
•
понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
•
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
•
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой ре-лигии;
•
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;
•
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
•
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в
общении, желание при необходимости прийти на помощь;
•
понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорб-ляющих других людей;
•
понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
•
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата,
вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и
учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
•
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
•
совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
•
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
•
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
•
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а
также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
•
использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
•
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
•
признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
•
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
•
воспроизводить
прослушанную
(прочитанную)
информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской
этике;
•
использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
•
находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
•
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;
•
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
•
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
•
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
•
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
•
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
•
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
•
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и
этикета.
Совместная деятельность:
•
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
•
владеть
умениями
совместной
деятельности:
подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
•
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с
грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти
заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
•
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств,
смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и
монастырях в православной традиции;
•
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями;
•
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении
поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами
объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре,
традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре,
традиции
(вера,
искренность,
милосердие,
ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение,
выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;
•
рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни
пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз,
хадж, пост, закят, дуа, зикр);
•
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
•
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с
дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;
•
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её
смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
•
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и
неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе,
постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности
человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как
совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и
«правильное действие»;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание
ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и
бытия;
•
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
•
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
•
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
•
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её
смысл и значение в буддийской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль
буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных
принципах иудаизма;
•
рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
•
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
•
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Роша-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных
семейных ценностей;
•
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
•
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы
религиозных
культур
народов
России»
должны
отражать
сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме);
объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
•
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;
•
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и
служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных
обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
•
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в
храмах, общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных
ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к
труду, учению в традиционных религиях народов России;
•
распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу),
объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская
танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама,
буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика
религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
•
излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий
в становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
•
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности
в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать
нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской)
этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти
предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
•
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их
истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух
разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не
менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
•
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье
на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания
детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских
традиционных семейных ценностей;
•
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской
•
государственности, законов в рос-сийском обществе, законных интересов и прав
людей, сограждан;
•
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию
на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
•
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
•
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и
патриотизма в истории России;
•
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в
своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
2
Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию
2
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
3
Во что верят православные христиане
4
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
4
5
6
7
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему
Отношение к труду. Долг и
ответственность
Милосердие и сострадание
Православие в России
4
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
2
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
2
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
5
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
8
9
Православный храм и другие святыни
Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.
Праздники
10
Христианская семья и её ценности
11
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
3
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
6
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
3
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
2
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Количество
часов
№ п/п
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
2
3
Культура и религия. Введение в
исламскую духовную традицию
Пророк Мухаммад — образец человека и
учитель нравственности в исламской
традиции
4
Коран и Сунна
5
Во что верят правоверные мусульмане
(вера в Аллаха, в ангелов и посланников
Бога, в Божественные Писания, в
Судный день, в предопределение)
3
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
2
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
2
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
4
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
6
7
8
9
Пять столпов исламской веры
Обязанности мусульман
Творческие работы учащихся. Доработка
творческих работ учащихся при участии
взрослых и друзей
История ислама в России
Нравственные основы ислама
5
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
2
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
1
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
9
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
10
11
12
Наука, искусство — достижения
исламской культуры. Мечеть
Мусумальнское летоисчисление.
Праздники ислама
Любовь и уважение к Отечеству
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
1
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
34
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№ п/п
1
2
3
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в
буддийскую духовную традицию
Основатель буддизма — Сиддхартха
Гаутама. Будда и его учение
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
2
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
4
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
4
5
6
7
8
Буддийский священный канон Трипитака
Буддийская картина мира
Добро и зло. Принцип ненасилия
Человек в буддийской картине мира
Сострадание и милосердие
2
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
2
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
2
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
1
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
1
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
9
10
11
Отношение к природе
Буддийские учители Будды и
бодхисаттвы
Семья в буддийской культуре и её
ценности
1
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
12
13
14
Творческие работы учащихся
Обобщающий урок
Буддизм в России
1
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
1
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
1
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
15
Путь духовного совершенствования
2
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
16
Буддийское учение о добродетелях
2
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
17
18
19
Буддийские символы
Буддийские ритуалы и обряды
Буддийские святыни
1
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
1
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
1
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
20
Буддийские священные сооружения
1
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
21
Буддийский храм
1
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
22
23
24
Буддийский календарь
Буддийские праздники
Искусство в буддийской культуре
1
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
25
Любовь и уважение к Отечеству
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
1
Россия — наша Родина
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
2
Введение в иудейскую духовную
2
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
традицию. Культура и религия
2
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
1
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
5
Патриархи еврейского народа: от
Авраама до Моше. Дарование Торы на
горе Синай
4
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
6
Пророки и праведники в иудейской
2
Привлечение внимания
3
4
Тора — главная книга иудаизма.
Сущность Торы. «Золотое правило
Гилеля»
Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
культуре
7
8
9
10
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и её устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал
Молитвы и благословения в иудаизме
1
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
1
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
1
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
11
12
Добро и зло
Творческие работы учащихся
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
2
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
13
Иудаизм в России
1
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
14
Основные принципы иудаизма
2
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
15
16
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь
Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
17
Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей
1
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
18
Еврейский дом — еврейский мир:
1
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
знакомство с историей и традицией
19
Еврейский календарь
20
Еврейские праздники: их история и
традиции
21
Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа
22
Любовь и уважение к Отечеству
1
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
2
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
2
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
1
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
23
Творческие работы учащихся
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Количество
часов
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
2
3
4
5
Культура и религия. Возникновение
религий. Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира
Священные книги христианства, ислама,
иудаизма и буддизма
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло
4
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
2
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
2
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
2
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
6
7
8
Человек в религиозных традициях
народов России
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
2
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
2
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
2
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
9
Творческие работы учащихся
2
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
10
Религиозная культура народов России
2
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
11
12
13
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные
заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме
4
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
2
Организация работы
обучающихся с
социально значимой
информацией по поводу
получаемой на уроке
социально значимой
информации –
обсуждать, высказывать
мнение;
2
Побуждение
обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации
14
15
16
17
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь
Семья и семейные ценности
Долг, свобода, ответственность, труд
Любовь и уважение к Отечеству
1
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
1
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
1
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
18
Обобщающий урок. Подведение итогов
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Количество
часов
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя
2
Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы
3
Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики
4
5
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек
Праздники как одна из форм исторической
памяти
8
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
1
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной
атмосферы
8
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
2
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей
6
Семейные ценности. Этика семейных
отношений
7
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
8
Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования
1
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов
3
Анализ реального
состояния дел в учебном
классе/группе
6
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся
9
Этикет
2
10
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
2
Побуждение
обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации
многоконфессионального народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Основы светской этики 4 кл.
№
п/
п
Раздел, тема урока
Количеств
о часов
2
1
2
I Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества
Россия - наша Родина
Этика – наука о нравственной жизни человека
3
4
5
6
II Этика общения
Добрым жить на свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил – добрые слова и поступки
Каждый интересен
4
1
1
1
1
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания
Установление
доврительных
отношений между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб
учителя;
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
7
8
III Этикет
Премудрости этикета
Красота этикета
4
1
1
9.
Простые школьные и домашние правила этикета
1
10
11
12
13
14
Чистый ручеёк нашей речи
IV Этика человеческих отношений
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей
4
1
1
1
1
15
16
17
18
V Этика отношений в коллективе
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не глухи
4
1
1
1
1
19
20
VI Простые нравственные истины
Жизнь священна
Человек рождён для добра
4
1
1
Поддержание в
детском коллективе
деловой дружелюбной
атмосферы
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой
информации
Построение
воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий
детей, половозрастны
и ндивидуальных
особенностей
Привлечение
внимания
21
22
Милосердие – закон жизни
Жить во благо себе и другим
1
1
23
24
25
26
VII Душа обязана трудиться
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей
Уметь понять и простить
Простая этика поступков
4
1
1
1
1
27
28
29
30
VIII Посеешь поступок – пожнёшь характер
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения
Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «СО»
4
1
1
1
1
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приёмов;
анализ реального
состояния дел в
учебном
классе/группе
Нахождение
ценностного аспекта
учебного знанияи
информации,
обеспечение его
понимания и
пережвания
обучающимися;
побуждение
обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации
Привлечение
внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся;
организация работы
обучающихся с
социально значимой
информацией по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой
информации –
обсуждать,
высказывать мнение
31
32
33
34
IX Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращённое к тебе.
4
1
1
1
1
Защита достоинства и
интересов
обучающихся,
помощь детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях