УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 30.08.2024г. № 179-од Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2-4 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.09.16 18:52:13 +05'00' г. Серов Содержание 2 класс Раздел 1. Настоящий читатель Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации. Раздел 2. Технология продуктивного чтения Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!». 3 класс Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода — это жизнь. Природные родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу — значит охранять здоровье. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Модуль «Основы математической грамотности» «Удивительный мир чисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда. «Мир занимательных задач». Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. 4 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) Раздел 1. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Раздел 2. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) Раздел 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Раздел 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Раздел 3. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Раздел 4. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч) Раздел 1. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Раздел 2. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Планируемые результаты Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты: Модуль «Основы читательской грамотности» • правил пользования библиотекой; • основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; • знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры; • понимать значение терминов, определенных программой; • знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; • овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; • ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; • уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. Модуль «Математическая грамотность» Обучающийся научится: • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; • овладеет основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов; Обучающийся получит возможность научиться: • умению выполнять устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные; • приобретения первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме). Модуль «Естественно-научная грамотность» Обучающиеся научатся: • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); Обучающиеся получат возможность научиться: • развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; • оценивать правильность поведения людей в природе, быту. Модуль «Финансовая грамотность» • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчетов. Тематическое планирование 2 класс №п/п 1 2 3 Тема Кого можно считать настоящим читателем? Любимая книга. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Кол-во часов Электронные( цифровые) образовательные ресурсы Я - настоящий читатель. 1 1 1 4 Экскурсия в библиотеку. 5 6 7 Домашняя библиотека. Писатели и их книги. Быстрое чтение и получение информации. 8 9 10 11 1 1 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы; Сходство и различие текстов разных 1 предметов. Творческая работа 1 «Твоё представление о настоящем читателе». Технология продуктивного чтения. Иницииирование Продуктивное чтение – обучающихся к что это? 1 обсуждению, Мониторинг. высказыванию своего мнения,выработке своего Глубокое восприятие и 1 отношения по поводу понимание текста. получаемой на уроке социально значимой информации; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; 12 13 Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, 8 удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность 8 этапов (шагов) при чтении Проект «Я дружу с книгой» 15 Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом. Выполнение проекта. 16 17 Защита проекта. Итоговый мониторинг. 14 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся; Организация работы обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации; Сотрудничество с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач 2 6 1 1 3 класс №п/п 1. 2 3 4 5 6 Кол-во часов Электронные( Деятельность учителя с цифровые) учетом рабочей образовательные программы воспитания ресурсы Модуль «Основы читательской грамотности» Фольклор. Пословицы, 1 поговорки как источник информации. Вводный мониторинг. Установление Сопоставление доврительных отношений 2 содержания текстов между учителем и разговорного стиля. обучающимися, способствующих позитивному восприятию Работа с текстом: как учащимися требований и выделить главную 3 мысль текста или его просьб учителя; Побуждение обучающихся частей? соблюдать на уроке общепринятые нормы Типы текстов: текст 3 описание поведения, правила общения со старшими Типы текстов: текст (учителями) и 3 повествование. сверстниками (обучающимися); Типы текстов: текст 3 Поддержание в детском рассуждение. Тема 7 8 9 10 11 12 коллективе деловой Работа со сплошным дружелюбной атмосферы; текстом. 2 Промежуточный мониторинг. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Иницииирование обучающихся к обсуждению, Изучение природы. 1 высказыванию своего мнения,выработке своего Условия, в которых отношения по поводу мы живем. Кто и получаемой на уроке как живет рядом социально значимой с нами. информации; 1 Привлечение внимания обучающихся к Почему надо беречь и ценностному аспекту 1 охранять растения. изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; Привлечение внимания Грибы - удивительное обучающихся к 1 царство. обсуждаемой на уроке информации, активизвция Где растут лишайники, 1 познавательной о чем они могут рассказать. деятельности обучающихся; 13 Многообразие животных родного края. 14 Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. 15 16 17 Выясняем, что такое экология. 1 1 Модуль «Основы математической грамотности» Организация работы обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, Удивительный мир высказывать мнение; 2 чисел. Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и Решение самоорганизации; 1 математических Сотрудничество с другими ребусов. педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Кол-во часов Электронные( Деятельность учителя с цифровые) учетом рабочей образовательные программы воспитания ресурсы Модуль «Основы читательской грамотности» Как понимать Установление информацию, доврительных отношений содержащуюся в между учителем и тексте, как обучающимися, преобразовывать способствующих текстовую позитивному восприятию информацию с учётом учащимися требований и цели дальнейшего просьб учителя; использования. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке Работа с текстом. общепринятые нормы Типы текстов: поведения, правила повествование, общения со старшими описание, рассуждение (учителями) и сверстниками Составление плана на (обучающимися); основе исходного Поддержание в детском текста. коллективе деловой Создавать дружелюбной атмосферы; собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы математической грамотности» Применение чисел и Иницииирование действий над ними. 1 обучающихся к Вводный мониторинг. обсуждению, высказыванию своего Сюжетные задачи, решаемые с конца. мнения,выработке своего 1 Задачи на отношения по поводу получаемой на уроке взвешивание. социально значимой Логические задачи: информации; задачи о «мудрецах», Привлечение внимания о лжецах и тех, кто обучающихся к 1 всегда говорит ценностному аспекту правду. изучаемых на уроке Промежуточный явлений, понятий, приёмов мониторинг. Тема 8 9 10 11 12 13. 14. 15 16 17 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Привлечение внимания Воздух и его 1 обучающихся к свойства. обсуждаемой на уроке информации, активизвция Углекислый газ в познавательной природе и его 1 значение. деятельности обучающихся; Вода. Уникальность 1 воды. Почвы и их свойства. Промежуточный 1 мониторинг. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с 1 минералами, горной породой и рудой. Модуль «Основы финансовой грамотности» Как появились Организация работы деньги? Деньги в обучающихся с социально 1 разных значимой информацией по поводу получаемой на странах. уроке социально значимой информации – обсуждать, Деньги настоящие и 1 высказывать мнение; ненастоящие. Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке Как разумно делать принципов учебной покупки? 1 дициплины и Промежуточный самоорганизации; мониторинг. Сотрудничество с другими педагогическими Кто такие работниками и другими 1 мошенники? Личные специалистами в решении деньги. воспитательных задач Сколько стоит «своё 1 дело»?