УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 30.08.2024г. № 179-од Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский родной язык» 2-4 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.09.16 18:50:18 +05'00' г. Серов Содержание ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (33 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках,загадках, прибаутках). Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа попредупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Резерв учебного времени — 2 ч. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (68 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч) Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето,веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) — какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русскихпословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (15 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч) Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильновыразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальнойи неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. Резерв учебного времени — 3 ч. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (68 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч) Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик,коробейник, лавочник). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии. (Приобретение опыта поискаинформации о происхождении слов.) Раздел 2. Язык в действии (15 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов. Резерв учебного времени — 3 ч. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица,мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даляи современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. Раздел 2. Язык в действии (6 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксическихконструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч) Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Резерв учебного времени — 4 ч. Планируемые результаты изучения предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковыхсредств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициями творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации впроцессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённомупризнаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. 2 класс К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: 1) осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа; 2) осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа; 3) распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры,игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 4) использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; 5) понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; 6) понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; 7) произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 8) осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; 9) соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; 10) проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; 11) пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; 12) пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений; 13) пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; 14) различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 15) владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 16) использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; 17) использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 18) владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка ио культуре русского народа; 19) анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; 20) строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника; 21) создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; 22) создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. 3 класс К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: 1) осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка; 2) распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); 3) распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; 4) использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; 5) понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; 6) понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; 7) соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); 8) произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 9) использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; 10) выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету илиявлению реальной действительности; 11) проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; 12) правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных; 13) выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; 14) пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; 15) пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; 16) различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 17) владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; 19) выражать мысли и чувства на родном языке в соответствиис ситуацией общения; 20) владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка ио культуре русского народа; 21) анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; 22) проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов; 23) выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; 24) создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; 25) создавать тексты-рассуждения с использованием различныхспособов аргументации; 26) оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; 27) редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 18) 4 класс К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: 1) распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствамилюдей; родственными отношениями); 2) распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; 3) осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; 4) использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; 5) понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; 6) понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; 7) соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); 8) соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); 9) произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 10) выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету илиявлению реальной действительности; 11) проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; 12) заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; 13) выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); 14) редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок; 15) соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного); 16) пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; 17) пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; 18) пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; 19) различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 20) владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 21) использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; 22) выражать мысли и чувства на родном языке в соответствиис ситуацией общения; 23) строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; 24) владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка ио культуре русского народа; 25) владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов обистории языка и культуре русского народа; 26) анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; 27) соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; 28) составлять план текста, не разделённого на абзацы; 29) приводить объяснения заголовка текста; 30) владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; 31) владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица; 32) создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах,связанных с народными промыслами; 33) создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме; 34) оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; 35) редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; 36) редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять первоначальныйи отредактированный тексты. Тематическое планирование 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 Раздел, тема урока Кол-во часов I Русский язык: прошлое и настоящее По одёжке встречают… 8 Ржаной хлебушко калачу дедушка 1 1 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи Каша – кормилица наша 1 Любишь кататься, люби и саночки 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/l esson/6418/start/284889/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/6418/start/284889/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/6310/start/203636/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/5326/start/221236/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/3530/start/201764/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/5563/start/114967/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/5297/start/201986/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/6246/start/188880/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/4171/start/299602/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/6008/start/90930/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/4343/start/271203/ Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее возить 6 Делу время, потехе час В решете воду не удержишь Самовар кипит, уходить не велит II Язык в действии 1 Помогает ли ударение различать слова? Для чего нежны антонимы? Для чего нежны антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? 1 12 Как можно объяснить значение слова? 1 13 Встречаются ли в сказках и стихах необычные ударения? 1 III Секреты речи и текста Учимся вести диалог 4 Составляем развёрнутое толкование слова Устанавливаем связи предложений в тексте Создаём текстыинструкции и текстыповествования 1 7 8 9 10 11 14 15 16 17 1 1 5 1 1 1 1 1 обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее https://resh.edu.ru/subject/l поводу, выработки esson/4341/start/123912/ своего к ней отношения. Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, https://resh.edu.ru/subject/l через подбор esson/4217/start/288820/ соответствующих https://resh.edu.ru/subject/l текстов для чтения, esson/6258/start/179306/ проблемных ситуаций https://resh.edu.ru/subject/l для обсуждения в esson/4217/start/288820/ классе. https://resh.edu.ru/subject/l esson/5299/start/115031/ Применение на уроке https://resh.edu.ru/subject/l интерактивных форм esson/6417/start/213634/ работы с https://resh.edu.ru/subject/l обучающимися: esson/3601/start/220598/ интеллектуальных https://resh.edu.ru/subject/l игр, стимулирующих esson/3986/start/289316/ познавательную мотивацию обучающихся. https://resh.edu.ru/subject/l esson/4203/start/201637/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/3680/start/188965/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/4203/start/201637/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/6476/start/178250/ https://resh.edu.ru/subject/l esson/5563/start/114967/ 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Раздел, тема урока Кол-во часов I Русский язык: прошлое и настоящее Где путь прямой, там не езди по кривой Кто друг прямой, тот брат родной Дождик вымочит, а красно солнышко высушит Сошлись два друга – мороз да вьюга Ветер без крыльев летает Какой лес без чудес Дело мастера боится Заиграйте мои гусли Что ни город, то норов У земли красно солнце, у человека – слово 10 Язык в действии Для чего нужны суффиксы? Какие особенности рода есть в русском языке? 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию 13 14 15 16 17 Все ли имена 1 существительные «умеют» изменяться по числам? Как изменяются 1 имена существительные во множественном числе? Зачем в русском языке 1 такие разные предлоги? III Секреты речи и текста Создаём текстырассуждения. Учимся редактировать тексты Создаём текстыповествования обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 2 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 1 4 класс № п/п Раздел, тема урока Коли честв о Электронные (цифровые) образовательные Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания часов 1 2 3 4 5 6 7 I Русский язык: прошлое и настоящее Не стыдно не знать, стыдно не учиться Вся семья вместе, так и душа на месте Красна сказка складом, а песня ладом Красна сказка складом, а песня ладом Красное словцо не ложь Красное словцо не ложь Язык языку весть подаёт 8 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Язык языку весть подаёт ресурсы Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, 9 10 11 II Язык в действии Трудно ли образовывать формы глагола? Трудно ли образовывать формы глагола? Можно ли об одном и том же сказать поразному? 12 4 1 1 1 1 Как и когда появились знаки препинания? которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и 13 14 15 16 17 III Секреты речи и текста Задаём вопросы в диалоге Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста Учимся составлять план текста Учимся пересказывать текст Учимся оценивать и редактировать тексты 5 1 1 1 1 1 оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.