УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 30.08.2024г. № 179-од Приложение к образовательной основного образования основной программе общего Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8-9 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.09.18 00:57:13 +05'00' г. Серов СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС Описание ситуации. Введение в проектную деятельность. Виды проектов. Важность проектных умений в жизни современного человека. Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта. Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание и анализ ситуации в рамках проекта. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Способы мыслительной деятельности Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ обучающихся. Понятие «проблема», «актуальность», «проблема исследования», «актуальность исследования». Формулировка проблемы через вопрос и через противоречие. Структура написания актуальности исследования. Определение темы исследования. Выбор объектной области исследования. Подбор книги для монографического реферата согласно выбранной объектной области исследования совместно с педагогом предметником. Выбор темы, постановка проблемы исследования. Способы фиксации полученных сведений Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование: аннотация, литературный обзор). Работа в сети Интернет. Поиск материала и его оценка и переработка. Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. Публичное выступление Способы воздействия на аудиторию. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Планирование работы над проектом. Определение источников информации. Связь проблемы, цели и проектного продукта. Основные этапы работы над проектом. План деятельности. Индивидуальный график реализации плана. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Способы фиксации полученных сведений (схемы, рисунки, таблицы, знаки, символы и др.) Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Требования к оформлению индивидуального проекта. Структура проектной работы. Требование к оглавлению, списку используемой литературы. Требования к оформлению списка используемой литературы. Требования к оформлению текста. Работа с текстовыми редакторами. Возможности текстовых редакторов для оформления проекта. Требования к оформлению презентации проекта. Выбор метода презентации проекта. Работа с приложениями презентационной графики. Возможности мультимедийных технологий. Понятие рефлексии. Критерии экспертной оценки индивидуального проекта. Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту. Выполнение индивидуального проекта. Самостоятельное выполнение основных этапов индивидуального проекта: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. 9 КЛАСС Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты. Понятие о проблеме. Формулирование проблемы. Выбор темы проекта. Классификация тем. Правила выбора темы. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Виды продуктов проекта. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Основные виды научных текстов и их особенности. Типичные ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. Профессиональное редактирование научных текстов. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. Уметь работать в программе презентации. Составление презентаций. Уметь выстроить логическую цепочку защитной речи. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Конференция. Выступления обучающихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы проектно-исследовательской деятельности». Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: - формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию; - формирование установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками; - формирование ответственного отношения к деятельности; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской деятельности; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к оппоненту; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: - умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи; - планировать свою деятельность по решению поставленных задач; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - умение работать индивидуально и организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение презентовать результаты своей деятельности; - формулировать и выполнять учебную задачу; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: 4 - умение работать с различными источниками информации; - умение использовать различные методы исследования; - овладение научной терминологией, ключевыми понятиями в рамках выбранной темы; - развитие представлений о межпредметных связях; - знать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); - определять и формулировать проблему, тему, цель, задачи, продукт проекта, планирование; - знать структуру проекта; - искать основные источники информации; - знать правила оформления списка использованной литературы; - знать правила оформления проекта. - оформлять паспорт и текст проекта. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации ихпознавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык 5 уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументированияи отстаивания своей точки зрения. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № раздела (темы) Наименование раздела (темы) Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Раздел 1. Описание ситуации. (3 часа) 1 Введение в проектную деятельность 1 2 Описание ситуации 1 3 Описание и анализ ситуации в рамках проекта 1 • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Раздел 2. Способы мыслительной деятельности (19 часов) 4 Что такое проект 1 5 Что такое проблема 1 • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их 6 Как мы познаём мир 1 7 Исследование как форма познания 1 8 Удивительный вопрос 1 9 Учимся выдвигать гипотезы 1 10 Источники информации 1 11 Сотрудничество 1 12 Основные правила делового общения и ведение дискуссий 1 13 Выбор темы исследования 1 14 Цели и задачи исследования 1 15 Методы исследования 1 16 Мыслительные операции 1 Сбор материала для исследования 2 Анализ и синтез 1 17-18 19 работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт 8 20-21 22 23 24 25 26 27 28 ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной Обобщение полученных данных 1 работе и взаимодействию с другими детьми. Раздел 3. Планирование работы над проектом. Определение источников информации (5 часов) • включение в урок игровых процедур, которые помогают Составление развернутого плана 1 поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в Методы исследования 1 классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы Сбор материала для исследования 1 во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1 эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально Обобщение полученных данных. 1 значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Раздел 4. Требования к оформлению индивидуального проекта (4 часа) • инициирование и поддержка Структура проектной работы 1 исследовательской деятельности школьников в Суждения, умозаключения, выводы 2 9 29 Требования к оформлению текста 1 30 Требования к оформлению презентации проекта 1 31 Знакомство с критериями оценивания 1 рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Раздел 5. Выполнение индивидуального проекта (3 часа) 32-33 34 Работа над проектом 2 Подводим итоги 1 • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. 10 9 КЛАСС № раздела (темы) 1 2 3 4 5-6 Электронные Деятельность учителя с Количество (цифровые) Наименование раздела (темы) учетом рабочей программы часов образовательные воспитания ресурсы Раздел 1. Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (13 часов) • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, Определение темы проекта. Постановка цели и задач 1 способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке Формулировка проблемы 1 информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы Планирование работы 1 поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и Правила написания и оформления проекта 1 самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их Обучение анкетированию, социальному опросу, 2 работы с получаемой на уроке интервьюированию социально значимой 11 7 Работа с электронными каталогами 1 8 Отбор и составление списка литературы по теме исследования 1 9 Работа с текстовым материалом 1 10 Обобщение полученных данных 1 Оформление презентации 2 Обобщение полученных данных 1 11-12 13 информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые 12 учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Раздел 2. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся (4 часа) 14-15 Подготовка к защите. 2 • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного 13 16-17 Защита проектов. 2 решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 14