Личность в истории 7 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 30.08.2024г. № 179-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Личность в истории»
7 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.09.18
00:47:49 +05'00'

г. Серов

Содержание
Вводная часть (2 часа) Тема 1.
Человек – творец истории. Жизнь человека и история. Человек творец истории, её
участник и продолжатель. Война, революция, реформа – дело рук человека.
Тема 2.
Проблема роли личности в истории. Две противоположные позиции: одна –
отрицающая, другая – признающая. Тема дискуссионная, актуальная. Особенный
подход в переосмыслении эпох. Поиски решения проблемы роли личности в
истории на разных мировоззренческих основах.
Великие Рюриковичи (4 часа)
Тема 3.
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик, Синеус, Трувор .
Норманнская теория, её роль в русской истории. Споры об основании
Древнерусского государства. Борьба Новгорода и Киева как двух центров
государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим
Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на
Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина.
Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война
с Византией. Гибель Святослава.
Тема 4.
Реформаторы Древней Руси. Игорь и Ольга. Реформа управления и
налогообложения при Ольге. Князь – воин. Собирательный образ Владимира
Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира
Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский
и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после
смерти Владимира Святославича.
Тема 5.
Законодатели Древней Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление
международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон.
Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Хромец и
«закон о порядках в Новгороде». Личность Мономаха, его образование,
литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных
рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 6.
Носители идеалов православия и начало Русской Святости. Крещение Ольги. Борис
и Глеб – князья мученики. Первый митрополит из русских – Илларион и его «Слово
о Законе и Благодати»; Антоний и Феодосий Печерские. Киево- Печерский
монастырь. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник,
Кирилл Туровский.

Период Руси удельной (2 часа)
Тема 7.
Владимиро-Суздальская Русь. Первое летописное упоминание о Москве. Юрий
Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия.
Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо.
Галицко-Волынские земли. Установление ордынского ига на Руси
Тема 8.
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя.
Борьба против шведских и немецких рыцарей. Невская битва и битва на Чудском
озере. Загадочная смерть Александра Невского. Новое нашествие кочевников.
Чингисхан. Евпатий Коловрат.
Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов) Тема 9.
Русь и Орда.Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил
Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд
в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 10.
Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р.
Воже. Куликовская битва. Сергий Радонежский. Противостояние Орде. Борьба с
Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 11.
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея
Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга
Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил
Сорский. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты.
«Судебник». Битва на реке Шелони.
Тема 12.
Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.
Тема 13.
Развитие взаимоотношений церкви и светской власти. Иосиф Волоцкий и Нил
Сорский. Иосифляне и нестяжатели. Вопрос о монастырских владениях.
Эпохальное значение победы Иосифа.
Россия в XVI веке (2 часа)
Тема 14.
Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание
Ивана на царство. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий,
Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие

Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.:
сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения
самодержавной деспотии. Культура и быт. Внешнеполитическая деятельность.
Тема 15.
Начало освоения Сибири. Ермак Темофеевич. Казачий атаман-исторический герой
России. Смерть Ермака

Россия периода Смуты (3 часа)
Тема 16.
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества.
Развитие барщины и закрепощение крестьян. Исторические личности в период
Смуты: самозванцы и авантюристы. Василий Шуйский. Заговор против
Лжедмитрия. Кто такой «Тушинский вор».
Тема 17.
Польская интервенция. Защитники земли Русской. Кузьма Минин, Дмитрий
Пожарский. Легенды о народных подвигах. Иван Сусанин. Понятие народного
ополчения. Первое и второе.
Тема 18.
Обобщающее повторение. Игра «Кто есть кто?»
Великие Романовы. Россия в XVII веке (8 часов)
Тема 19.
Государь Михаил Федорович «Кроткий». Управление страной с помощью отца –
патриарха Филарета. Влияние смутного времени. Устранение последствий
смутного времени.
Тема 20.
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович («Тишайший»).
Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение
крестьянства. Правительство боярской знати во главе с Морозовым.
Новоторговый устав. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного
строя. Семья Алексея Михайловича. Претенденты на престол
Тема 21
Ордин-Нащокин. Дипломат и политик. Глава Посольского приказа. Ранние годы.
Псковское восстание. Война с Польшей. Попытки создания первого Российского

банка. Сторонник идей меркантилизма. Новоторговый устав. «Худородный»
дворянин.
Тема 22.
Русские путешественники и первопроходцы. Хабаров. Сибирский поход.
Плаванье. Амурские походы. «Чертёжи земли Даурской». Бунт против Хабарова.
Москвитин. Открытие побережья Охотского моря. Сахалинский залив. Река
Чиркола.
Тема 23.
Рост нетерпимости и инакомыслия. Раскол русской церкви. 1666 год. Реформы
Никона. Старообрядцы. Аввакум. Большой московский собор 1667 год.
Трёхъязычная ересь. Боярыня Морозова. Староверы.
Тема 24.
XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина.
Каспийский поход. Поражение разинщины.
Тема 25.
Правление Федора. Поворот на Запад. Принятие первого государственного
бюджета. Учитель- монах Симеон Полоцкий. Отмена местничества; публичные
сожжения разрядных книг. Война против Османской Империи. Языков и Лихачёв.
Сожжен Аввакум.
Тема 26.
Регентство Софьи. Дочь царя Алексея Михайловича. Стрелецкий бунт. Фаворит –
Голицын. Вечный мир. Нерчинский договор. Свержение Петром Первым.
Россия в XVIII веке (5 часов)
Тема 27.
Потешные полки. Женитьба Петра на Евдокии Лопухиной. Петр и царевна Софья.
Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу.
Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития.
Дело царевича Алексея. Борис Петрович Шереметев. Петр Андреевич Толстой.
Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Впечатление о
русском царе в Европе. Влияние личных качеств Петра на ход модернизации
страны. Оценка личности Петра.
Тема 28
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных
группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Бироновщина.
Затейка верховников. Кондиции. Привычки Анны Иоановны. Короткое правление
Иоана и Петра. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие

Московского университета. Союз трёх нижних юбок. Петр третий и влияние
прусского короля Фридриха.
Тема 29.
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление
крепостничества. Золотой век российского дворянства. Происхождение Екатерины,
черты характера, приглашение в Россию. Адаптация к российской жизни.
Взаимоотношения с Елизаветой Петровной и Петром III. Фаворитизм. Судьба сына
Павла I. Государственный переворот. «Наказ» Уложенной комиссии. Екатерина –
личность творческая, ее литературная деятельность. Неприязненные отношения с
сыном. Участие в судьбе внуков Александра и Константина. Итоги правления.
Петр Румянцев. Воспитание и образование. Военная карьера и образование.
Победы.
Александр Суворов. Воспитание полководца. От полководца до фельдмаршала.
Измаил. Последняя компания.
Адмирал Ушаков. Юность флотоводца. Первые победы. Штурм Корфу.
Тема 30.
Понятие фаворитизма. Первая женщина на престоле. Бестужев-Рюмин. Бирон. Граф
Орлов. Потёмкин. Дмитриев-Мамонов. Платон Зубов. Заключение.
Тема 31.
“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”.
Проекты реформ. Воспитание и образование будущего наследника.
Либеральное влияние Лагарпа. Отношения с отцом и бабушкой. Женитьба.
Гатчинский двор. Императорство Павла. Александр – военный губернатор
Петербурга. Сближение с Аракчеевым. Заговор против отца, грех отцеубийства.
Начало правления Александра. Либеральные философствования Негласного
комитета. М. Сперанский. Отношения с Наполеоном. Победа над французами и
участие в послевоенном устройства Европы. Аракчеевщина. Глубокая депрессия
Александра. Отсутствие детей у императорской семьи. Легенды и мифы о кончине
Александра I. Декабризм как реакция на непоследовательность правления
Александра I.
Эпоха самодержавных преобразований (3 часа)
Тема 32.
Восстание декабристов. Четверо повешенных. Николай первый. Детские годы,
перспективы царствования. Воспоминания современников. Женитьба на дочери
прусского короля Шарлотте (в православии Александра Федоровна). Отречение от
престола брата Константина. Начало правления. Подавление декабристского и
польского восстаний. Личный быт и образ жизни. Роман с Варварой Нелидовой.
Охранительный характер правления. Преклонение перед порядком во всем.
Усиление государственной власти. Воспитание наследника. Реформы по
укреплению государственной системы. Проблема освобождения крестьян.

Восточный вопрос. Военная катастрофа. Уход из жизни. Оценки правления
Николая I современниками.
Тема 33.
Александр Второй- Освободитель. Воспитатели наследника. Авторитаризм отца.
Тяжелый груз наследства. Коронация. Поиск путей реформирования страны.
«Великие реформы». Либеральная бюрократия у трона.
Авторитарнопатриархальные представления о государственном устройстве. Личная
жизнь. Серия покушений на царя. Роман с Екатериной Долгорукой. Подготовка
младшего сына к государственной деятельности. М.Т. Лорис-Меликов. Трагическая
кончина. Значение реформаторской деятельности Александра II.

Тема 34
Александр III. Детские годы. Наставник К.П. Победоносцев. Характер Александра.
Участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в качестве наследника престола.
Оппозиционность либеральному курсу отца. Женитьба на бывшей невесте
старшего брата датской принцессе Дагмаре (Марии
Федоровне). Семейная жизнь. Тяжесть утраты отца. «Манифест о незыблемости
самодержавия». Контрреформы Александра III. Усиление консерваторов при дворе
(И.Д. Делянов, М.Н. Катков, В.П. Мещерский). Еврейский вопрос в России. Тандем
с С.Ю. Витте. Строжайшая экономия во всем. Миротворческая деятельность царя.
Железнодорожная катастрофа и последующее ухудшение здоровья. Результаты
государственного правления Александра III.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности
на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за
вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
норм экологической культуры;

понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными
учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений
и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять

задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся в ходе курса приобретают опыт ведения диалога и способность
моделировать ситуацию. Обсуждение вопросов неоднозначной этической оценки
личности, хода событий, альтернативности в оценке проблем прошлого,
приобщают учащихся к творческой деятельности, системно-деятельстному подходу
в изучении общественно-исторического процесса и поступкам его ключевых
участников.
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими
общеучебными универсальными умениями и навыками:
- умение пользоваться техническими средствами обучения;
- учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать
информацию, заключенную в тексте;
- учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из
различных источников, ориентироваться в различных видах источников,
пользоваться справочниками и энциклопедиями;
- учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать
лексику, связанную с предметом.
Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию
полученных знаний и умений для:
- приобщения к национальной истории и духовной культуре;
- формирования личности;
- выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и творческом
служении Отечеству и народу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»
7 КЛАСС
№
п/п

Тема внеурочного
мероприятия

Количество
часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания

Раздел 1. Введение. Влияние личности на историю (1 час)

1

Роль личности в истории.
Критерии причисления к
историческим личностям.
Памятка по характеристики
исторической личности.
Великие Князья – Цариимператоры в истории России

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 2. Великие Рюриковичи. Киевская Русь (4 часа)
2

Рюрик, Синеус, Трувор –
легендарные варяги. Олег
Вещий – победитель греков и
основатель «Киевской Руси»

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

3

Игорь Старый и княгиня
Ольга Святая

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

4

Святослав – «Александр
Македонский Восточной

1

Электронная библиотека
Хронос

• устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя;
• побуждать
обучающихся
соблюдать
на
внеурочном
мероприятии
общепринятые нормы
поведения,
правила
общения со старшими и
сверстниками;
• поддерживать
в

5

Европы»

http://www.hrono.ru/

Дела великого князя
Владимира Святого – Красно
Солнышко

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Раздел 3. Эпоха феодальной раздробленности. Удельная Русь (3 часа)

6

Борис и Глеб – первые (по
времени канонизации русские
православные святые).
Правление Ярослава
Мудрого. «Русская правда».
Правление Владимира
Мономаха. Его «Уставы». «За
Русь!» (Крестовые походы на
степь). Духовное завещание
великого князя: «Поучение
Владимира Мономаха»

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

7

Юрий Долгорукий. Первое
летописное упоминание о
Москве. Андрей
Боголюбский и Всеволод
Большое Гнездо.
Мстислав Храбрый. Поход
против ордена Меченосцев

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

8

Святой и благоверный князь

1

Электронная библиотека

детском
коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу;
• инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения,
выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
внеурочном
мероприятии социально
значимой информации;
• строить
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных
и
индивидуальных
особенностей;
привлекать внимание
обучающихся
к
ценностному аспекту
изучаемых
на
внеурочном
мероприятии явлений,
понятий, приемов;

– Александр Невский и его
радения за Землю Русскую.
Народный мститель –
Евпатий Коловрат

Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 4. Русь единая и неделимая. Объединение вокруг Москвы (5 часов)

9

Иван Данилович Калита –
образцовый устроитель
своего удела. Образование
Великого Московского
княжества

10

Защитник Отечества и
государственный деятель XIV
века – великий князь и
полководец Дмитрий
Иванович Донской

11

Самодержцы земли Русской.
Иван Васильевич – «государь
всея Руси». Судебник Ивана
III

12

Роль церкви в объединении
Руси. Митрополиты Пётр и
Алексий. Сергий
Радонежский и Андрей
Рублёв – выразители идеи

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

• анализировать реальное
состояние
дел
в
учебном классе;
• находить ценностный
аспект учебного знания
и
информации,
обеспечивать
его
понимание
и
переживание
обучающимися;
• привлекать внимание
обучающихся
к
обсуждаемой
на
внеурочном
мероприятии
информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся;
• организовывать работу
обучающихся
с
социально
значимой
информацией
по
поводу получаемой на
внеурочном
мероприятии социально
значимой информации

объединения Руси. Ослябя и
Пересвет. «Троица»

13

Иосиф Волоцкий и Нил
Сорский. Иосифляне и
нестяжатели. (Развитие
взаимоотношений церкви и
светской власти)

•
1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 5. Россия в XVI веке (2 часа)

14

15

Личность царя Ивана
Васильевича Грозного в
русской истории. Заслуги,
исторические претензии и
осуждение. Правда и ложь.
(Попытка осмысления)
Ермак Тимофеевич. Начало
освоения Сибири

•

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 6. Россия периода Смуты (3 часа)

16

Князь Фёдор – достойный
счастья. «Правители» эпохи
«Смутного времени»: Борис
Годунов, Лжедмитрий I.
Царствование Василия
Шуйского, «Тушинский вор»

•

•

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

–
обсуждать,
высказывать мнение;
побуждать
обучающихся
соблюдать
на
внеурочном
мероприятии принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками и другими
специалистами
в
решении
воспитательных задач;
создавать в классах
разновозрастные
детско-взрослые
общности
обучающихся;
управлять
учебными
группами
с
целью
вовлечения
обучающихся,
мотивируя их к учебнопознавательной
деятельности;

17

Патриоты эпохи и Спасители
Отечества. Гермоген, Кузьма
Минин, Дмитрий Пожарский,
Иван Сусанин: в поисках
национального героя

18

Обобщающее повторение и
закрепление. «Исторический
портрет» по периоду
Рюриковичей. + Игра «Кто
есть Кто?»

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 7. Великие Романовы. Путь к абсолютизму. Россия в XVII веке (8
часов)

19

Первые Романовы на
Российском престоле.
Михаил Фёдорович
«Кроткий» и патриарх
Филарет

20

Алексей Михайлович царь
«Тишайший», – «царьСолнце»

21

А. Л. Ордин-Нащокин –
«самый замечательный из
Московских государственных
деятелей XVII века»

1

1

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

• защищать достоинство
и
интересы
обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации
или неблагоприятных
условиях.

22

Иван Юрьевич Москвитин,
Ерофей Павлович Хабаров –
русские путешественники и
первопроходцы

23

«Церковный раскол». Никон
и Аввакум. Старообрядчество

24

Степан Разин – Символ
бунташного века и народного
гнева за поруганные идеалы
Правды Святой Руси

25

Фёдор Алексеевич – предтеча
петровских преобразований

26

Софья – правительница.
Голицын

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 8. Россия в XVIII веке (5 часов)

27

Царь Пётр Алексеевич – Отец
Отечества, Император
Всероссийский, Великий.
Модернизационный прорыв.
Цивилизационная
альтернатива – 4: реформы

Петра I. Деспотизм и
европеизация в реформах
Петра I. «Птенцы гнезда
Петрова»

28

Временщики на троне: эпоха
дворцовых переворотов.
(Екатерина I, Пётр II, Анна
Иоанновна, Елизавета
Петровна, Пётр III)

29

Екатерина II Великая и её
эпоха. Великие полководцы
эпохи

30

Феномен фаворитизма в
России. Каковы причины и
влияние фаворитизма на
политическую историю
России XVIII в.? (Знаменитые
фавориты и их деятельность)

31

Павел I и Александр I.
(Нереализованные
возможности). Святой старец
– Фёдор Томский и
император Александр I.
Историческое исследование

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Раздел 9. Эпоха самодержавных преобразований (3 часа)
32

Декабристы – первые
революционеры или
вольнолюбивые мечтатели.
Николай I – жандарм Европы.

33

Эпоха «Великих реформ».
(Александр II –
Освободитель)

34

Александра III; кризис
империи и падение
самодержавия при Николае II.
«Кровавый» «святой
мученик»

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

1

Электронная библиотека
Хронос
http://www.hrono.ru/

Итоговое повторение (1 час)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».