УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 30.08.2024г. № 179-од Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в химию» 7 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.09.18 00:41:01 +05'00' г. Серов Содержание Предмет химии и методы её изучения Что изучает химия. Значение химии в жизни современного общества. Физические свойства веществ. Лабораторная работа «Изучение физических свойств веществ» Смеси веществ Чистые вещества и смеси. Виды смесей. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, руды, минералы. Агрегатные состояния веществ. Фазовые переходы. Твёрдые, жидкие, газообразные смесив природе и быту. Методы разделения смесей. Примесь в веществе. Технический образец вещества. Очистка веществ. Объёмная доля компонента газовой смеси. Расчёты с использованием этого понятия. Массовая доля примесей. Расчёты с использованием этого понятия. Наблюдение и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Строение пламени. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Строение пламени. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории) Практическая работа №2. Очистка поваренной соли. Расчётные задачи. Нахождение объёмной и массовой доли вещества в газовой, жидкой или твёрдой смеси. Нахождение объёма или массы примеси в смеси. Нахождение объёма или массы смеси, содержащей определённую долю примеси. Растворы Растворы, растворитель и растворённое вещество. Насыщенный, пересыщенный растворы. Понятие о концентрации растворённого вещества. Плотность растворов. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты с использованием этого понятия. Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Расчётные задачи. Нахождение массовой доли вещества в растворе. Нахождение массы вещества в растворе определённой концентрации. Нахождение массы раствора, содержащего определённую концентрацию вещества. Нахождение массовой доли вещества в растворе после его разбавления и других изменений состава раствора. Строение вещества Строение вещества. Атомы и молекулы. Диффузия, броуновское движение. Основные положения атомно-молекулярного учения. Химические элементы. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Отличие сложных веществ от смесей. Органические и неорганические вещества. Информация, которую несут химические знаки и химическая формула. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчётные задачи. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по формуле Химическая формула вещества Способы выражения вклада элемента в массу молекулы. Массовая доля элемента в соединении. Валентность. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Бинарный соединения. Составление химических формул по валентности. Определение валентности по формуле вещества. Структурные формулы. Расчётные задачи. Нахождение по формуле вещества массовых отношений и массовой доли элементов. Вывод формулы вещества по отношению масс или массовой доле элементов. Классификация веществ Простые вещества металлы и неметаллы. Их физические свойства, формулы. Типичные представители металлов и неметаллов. Явление аллотропии. Оксиды, их состав, названия, структурные формулы. Физические свойства оксидов. Представители оксидов металлов и неметаллов, их применение. Роль оксидов в природе. Основания. Состав оснований, валентность гидроксогруппы. Составление формул оснований по валентности металла. Классификация оснований. Таблица растворимости веществ. Представители оснований, их названия и применение. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты. Состав кислот, валентность кислотного остатка. Структурные формулы кислот. Классификация кислот. Таблица растворимости кислот в воде. Представители кислот, их названия, свойства и применение. Изменение окраски индикаторов в кислой среде. Соли. Состав солей, их названия, растворимость. Построение формул солей кислородсодержащих кислот. Представители солей, их применение. Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах. Расчётные задачи. Нахождение массы элемента в определённой массе заданного вещества. Межпредметные связи Реализация межпредметных связей при изучении химии в 7 классе осуществляется через использование как общих естественнонаучных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественнонаучного цикла. Общие естественнонаучные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера. География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части: 1) патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2) гражданского воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3) ценности научного познания: мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни; 5) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде; 6) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях. Базовые исследовательские действия: умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями; умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды. Коммуникативные универсальные учебные действия: умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта); умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие). Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях. К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений: • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе; • иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; • использовать химическую символику для составления формул веществ; • определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; • раскрывать смысл атомно молекулярного учения, закона Авогадро; • описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; • классифицировать химические элементы, неорганические вещества; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; • применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный); • следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ • Рассказ • Беседа • Лабораторная работа • Практическая работа • Самостоятельная работа • Урок – игра • Урок – диалог ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Раздел 1. Предмет химии и методы её изучения Предмет химии. Вещества. Роль 1 эксперимента и наблюдения 2 Вещества и их свойства. Раздел 2 Строение вещества Чистые вещества и смеси. Виды смесей. 3 Воздух и природный газ как газовая смесь. Объёмная доля. Задачи Природные соединения (минералы, руды, 4 нефть) как примеры смесей. Массовая доля примеси. Задачи. Агрегатное состояние вещества. Фазовые 5 переходы. Практическая работа №1. Знакомство с 6 лабораторным оборудованием. Строение пламени 7 Методы разделения смесей Практическая работа №2. Очитка поваренной соли Раздел 3 Растворы 9 Растворы. Виды растворов. Массовая доля 8 Количество часов Всего 1 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d210c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d227e 1 1 1 1 Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d26ca 1 1 Воспитательный модуль Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d23dc РЕШ Презентация в видеоуроке Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d28c8 Библиотека ЦОК Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; Применение на уроке 10 11 растворённого вещества. Решение задач. Плотность раствора. Практическая работа №3. Приготовление раствора заданной концентрации https://m.edsoo.ru/ff0d5b40 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5eba Раздел 4 Строение вещества 12 13 Атомно-молекулярное учение. Проверочная работа на растворы Химический элемент: знаки, относительные атомные массы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2d50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c 14 Простые и сложные вещества. 1 15 Закон постоянства состава вещества. Формулы. Качественный и количественный состав вещества. Относительная молекулярная масса. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2eae 16 Расчеты по формулам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d323c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d350c Раздел 5 Химические формулы веществ Массовая доля химического элемента в 17 соединении. Вывод формулы вещества по элементному 18 составу 19 Решение задач Валентность. Составление химических 20 формул по валентности. Структурные формулы веществ 21 Определение валентности по формуле. Раздел 6 Классификация веществ 22 Металлы и их представители. Сплавы. 1 1 1 https://m.edsoo.ru/ff0d2eae 1 1 Библиотека ЦОК групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Неметаллы и их представители. Агрегатное состояние простых веществ – неметаллов. Их формулы. Явление аллотропии. Оксиды, их состав, названия, структурные формулы. Представители оксидов металлов и неметаллов. Роль оксидов в живой и неживой природе, применение. Основания. Состав оснований, валентность гидроксогруппы. Классификация. Представители оснований, их названия и применение. Изменение окраски индикатора в щелочной среде Кислоты. Состав кислот, валентность кислотного остатка. Классификация кислот. Представители кислот. Названия основных кислот. Их свойства и применение. Индикаторы и изменение их окраски в кислой среде Соли. Состав солей, их названия, растворимость. Построение формул солей. Представители солей, их применение. Обобщение и повторение курса 7 класса. Подготовка к контрольной работе. Итоговая контрольная работа https://m.edsoo.ru/00ae103e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d664e 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d67ca 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0dfee2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d50d2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9474 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9cb2 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.