Введение в химию 7 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 30.08.2024г. № 179-од

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Введение в химию»
7 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.09.18
00:41:01 +05'00'

г. Серов

Содержание
Предмет химии и методы её изучения
Что изучает химия. Значение химии в жизни современного общества. Физические свойства
веществ.
Лабораторная работа «Изучение физических свойств веществ»
Смеси веществ
Чистые вещества и смеси. Виды смесей. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть,
руды, минералы. Агрегатные состояния веществ. Фазовые переходы. Твёрдые, жидкие,
газообразные смесив природе и быту. Методы разделения смесей. Примесь в веществе.
Технический образец вещества. Очистка веществ. Объёмная доля компонента газовой смеси.
Расчёты с использованием этого понятия. Массовая доля примесей. Расчёты с
использованием этого понятия. Наблюдение и эксперимент. Фиксирование результатов
эксперимента. Строение пламени. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Строение пламени. Правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете (лаборатории) Практическая работа №2. Очистка поваренной соли.
Расчётные задачи. Нахождение объёмной и массовой доли вещества в газовой, жидкой
или твёрдой смеси. Нахождение объёма или массы примеси в смеси. Нахождение объёма
или
массы
смеси,
содержащей
определённую
долю
примеси.
Растворы
Растворы, растворитель и растворённое вещество. Насыщенный, пересыщенный
растворы. Понятие о концентрации растворённого вещества. Плотность растворов.
Массовая доля растворённого вещества. Расчёты с использованием этого понятия.
Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворённого вещества. Расчётные задачи. Нахождение массовой доли вещества в
растворе. Нахождение массы вещества в растворе определённой концентрации. Нахождение
массы раствора, содержащего определённую концентрацию вещества. Нахождение массовой
доли
вещества в растворе после его разбавления и других изменений состава раствора.
Строение вещества
Строение вещества. Атомы и молекулы. Диффузия, броуновское движение. Основные
положения атомно-молекулярного учения. Химические элементы. Знаки химических
элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Отличие сложных веществ
от смесей. Органические и неорганические вещества. Информация, которую несут
химические знаки и химическая формула. Качественный и количественный состав вещества.
Относительная атомная и молекулярная массы. Расчётные задачи. Нахождение
относительной молекулярной массы вещества по формуле
Химическая формула вещества
Способы выражения вклада элемента в массу молекулы. Массовая доля элемента в
соединении.
Валентность. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Бинарный соединения. Составление химических формул по валентности. Определение
валентности
по
формуле
вещества.
Структурные
формулы.
Расчётные задачи. Нахождение по формуле вещества массовых отношений и массовой
доли элементов. Вывод формулы вещества по отношению масс или массовой доле
элементов.
Классификация веществ
Простые вещества металлы и неметаллы. Их физические свойства, формулы. Типичные
представители металлов и неметаллов. Явление аллотропии. Оксиды, их состав, названия,

структурные формулы. Физические свойства оксидов. Представители оксидов металлов и
неметаллов, их применение. Роль оксидов в природе. Основания. Состав оснований,
валентность гидроксогруппы. Составление формул оснований по валентности металла.
Классификация оснований. Таблица растворимости веществ. Представители оснований, их
названия и применение. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты. Состав кислот, валентность кислотного остатка. Структурные формулы кислот.
Классификация кислот. Таблица растворимости кислот в воде. Представители кислот, их
названия, свойства и применение. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
Соли. Состав солей, их названия, растворимость. Построение формул солей
кислородсодержащих
кислот.
Представители
солей,
их
применение.
Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах.
Расчётные задачи. Нахождение массы элемента в определённой массе заданного
вещества.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 7 классе осуществляется через
использование как общих естественнонаучных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественнонаучного цикла.
Общие естественнонаучные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез,
классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение,
модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность,
молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые,
топливо, водные ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в
ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том
числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение
и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности
научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые
для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и
читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний
по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с
учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и
потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений,
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её
существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное
отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,

коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать
смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь
с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений,
выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических
реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить
логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и
заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать
существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций,
выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых
процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности
информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);

умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих
интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы»,
координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной
работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять
или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать
соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и
анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного
данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные
знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
• раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества,
моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении,
молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе;
• иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия
при описании веществ и их превращений;
• использовать химическую символику для составления формул веществ;
• определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, принадлежность
веществ к определённому классу соединений по формулам;
• раскрывать смысл атомно молекулярного учения, закона Авогадро;
• описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических
элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды;
• классифицировать химические элементы, неорганические вещества;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю
химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в
растворе;
• применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, естественно-научные
методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный
и мысленный);
• следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению
растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
• Рассказ
• Беседа
• Лабораторная работа
• Практическая работа
• Самостоятельная работа
• Урок – игра
• Урок – диалог

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
Раздел 1. Предмет химии и методы её изучения
Предмет химии. Вещества. Роль
1
эксперимента и наблюдения
2

Вещества и их свойства.

Раздел 2 Строение вещества
Чистые вещества и смеси. Виды смесей.
3
Воздух и природный газ как газовая смесь.
Объёмная доля. Задачи
Природные соединения (минералы, руды,
4
нефть) как примеры смесей. Массовая доля
примеси. Задачи.
Агрегатное состояние вещества. Фазовые
5
переходы.
Практическая работа №1. Знакомство с
6
лабораторным оборудованием. Строение
пламени
7

Методы разделения смесей

Практическая работа №2. Очитка
поваренной соли
Раздел 3 Растворы
9
Растворы. Виды растворов. Массовая доля
8

Количество
часов
Всего

1
1

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e

1

1
1
1

Установление доверительных
отношений между педагогическим
работником и его обучающимися,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca

1

1

Воспитательный модуль

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc
РЕШ Презентация в
видеоуроке
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8
Библиотека ЦОК

Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

Применение на уроке

10
11

растворённого вещества.
Решение задач. Плотность раствора.
Практическая работа №3. Приготовление
раствора заданной концентрации

https://m.edsoo.ru/ff0d5b40
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5eba

Раздел 4 Строение вещества
12
13

Атомно-молекулярное учение. Проверочная
работа на растворы
Химический элемент: знаки, относительные
атомные массы

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2d50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

14

Простые и сложные вещества.

1

15

Закон постоянства состава вещества.
Формулы. Качественный и количественный
состав вещества. Относительная
молекулярная масса.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae

16

Расчеты по формулам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d323c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d350c

Раздел 5 Химические формулы веществ
Массовая доля химического элемента в
17
соединении.
Вывод формулы вещества по элементному
18
составу
19 Решение задач
Валентность. Составление химических
20 формул по валентности. Структурные
формулы веществ
21 Определение валентности по формуле.
Раздел 6 Классификация веществ
22 Металлы и их представители. Сплавы.

1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0d2eae

1
1

Библиотека ЦОК

групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся
командной работе и
взаимодействию с другими
обучающимися.

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.

Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

23
24
25
26
27

28

29
30
31
32

Неметаллы и их представители. Агрегатное
состояние простых веществ – неметаллов.
Их формулы. Явление аллотропии.
Оксиды, их состав, названия, структурные
формулы.
Представители оксидов металлов и
неметаллов. Роль оксидов в живой и
неживой природе, применение.
Основания. Состав оснований, валентность
гидроксогруппы. Классификация.
Представители оснований, их названия и
применение. Изменение окраски
индикатора в щелочной среде
Кислоты. Состав кислот, валентность
кислотного остатка. Классификация кислот.
Представители кислот. Названия основных
кислот. Их свойства и применение.
Индикаторы и изменение их окраски в
кислой среде
Соли. Состав солей, их названия,
растворимость. Построение формул солей.
Представители солей, их применение.
Обобщение и повторение курса 7 класса.
Подготовка к контрольной работе.
Итоговая контрольная работа

https://m.edsoo.ru/00ae103e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d50d2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность
приобрести навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».