Индивидуальный проект 10 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 30.08.2024г. № 179-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
среднего общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Индивидуальный проект»
10-11 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.09.19
00:22:13 +05'00'
г. Серов

СОДЕРЖАНИЕ
Введение в проектную культуру
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура.
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и
технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять
главную мысль. Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды
проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта.
Инициализация проекта
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел.
Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи,
конкретность, методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по
теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого
текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.
Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки
проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза.
Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые
как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование,
анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Базовое проектирование и исследование
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального
проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в
потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. План
исследования, разработка карты исследования.
Презентация результатов проектной деятельности
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные
предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий
в исследовании, проекте. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы. Сбор и систематизация материалов.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта,
формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов.
Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка.
Письменный отчет.
Представление результатов учебного исследования. Анализ информации,
выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных
форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
Оценка учебного проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели.
Коммуникативные навыки
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации
в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения.
Вербальное и невербальное общение. Стратегии группового взаимодействия.
Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие.
Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия:
2

виды и технологии. Практическое занятие: Дискуссия. Практическое занятие: Дебаты.
Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления.
Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ
выступления. Практическое занятии: Публичное выступление. Публичная защита
результатов проектной деятельности, исследований.
Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс
Анализ рекомендаций и указанных ошибок. Исправление недочетов. Поиск
аналогичных проектов, сравнение, выявление сильных и слабых сторон. Самоанализ
сильных сторон и «зоны роста».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
3

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность
к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

4

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

5

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
обучающиеся получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований
в естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и
реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры
и др.);
обучающиеся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих

6

учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при
решении исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта
или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
ихпознавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
7

• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
• организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументированияи отстаивания своей точки зрения.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела
(темы)

Наименование раздела (темы)

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

Раздел 1. Введение в проектную культуру (2 часа)
1.

Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению

1

2.

Структура проекта

1

• установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
их познавательной деятельности.

Раздел 2. Инициализация проекта (9 часов)
3.

Конструирование темы и проблематики проекта.

1

4.

Актуальность – аргументы, обоснованность

1

5.

Постановка цели и декомпозиция на задачи, методы
проверки на соответствие теме.

1

6.

Переработка чужого текста.

1

7.

Критерии оценки проектной и исследовательской работы

1

8.

Гипотезы исследования.

1

9.

Рабочая гипотеза

1

• побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
• привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с получаемой на уроке
социально значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания

10.

Методы проверки гипотезы.

11.

Методы исследования

1
1
Раздел 3. Базовое проектирование и исследование (2 часа)

12.

Расчет календарного графика проектной деятельности

1

13.

Применение информационных технологий в
исследовании, проектной деятельности

1

обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего
к ней отношения.
• организация шефства,
наставничества мотивированных
и эрудированных учащихся над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи.

Раздел 4. Презентация результатов проектной деятельности (10 часов)
14.

Способы и формы представления данных.

1

15.

Компьютерная обработка данных исследования

1

16.

Сбор и систематизация материалов

1

17.

Публичная презентация

1

18.

Рефлексия, обратная связь, корректировка

1

19.

Компьютерная обработка данных исследования.

1

20.

Оформление таблиц, рисунков

1

• использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
• применение на уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных, деловых,
ситуационных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников; дискуссий,

10

21.
22.
23.

24.

25.

26.

27.

которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного
диалога; групповой работы
Сбор и систематизация материалов
1
или работы в парах, которые
учат школьников командной
работе и взаимодействию с
Оформление проектных работ
1
другими детьми.
Раздел 5. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности (5 часов)
• включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
Формулирование выводов
1
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока;
Объяснение полученных результатов
1
• инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках
реализации ими
индивидуальных и групповых
Вариативные формы представления результатов
1
исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность
приобрести навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
Составление конспекта выступления на защите.
1
собственных идей, навык
уважительного отношения к
Оформление ссылок, сносок, списка литературы

1

11

28.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

1

чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.

Раздел 6. Коммуникативные навыки (4 часа)
29.

Отработка техник монолога и диалога

1

30.

Техники аргументации

1

31.

Привлечение внимания аудитории

1

32.

Использование наглядных средств

1

• установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
их познавательной деятельности.

Раздел 7. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс (2 часа)
33.

Защита индивидуального проекта

1

34.

Рефлексия проектной деятельности

1

• побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».