УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 30.08.2024г. № 179-од Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Избранные задачи по информатике» 9 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.09.18 00:44:46 +05'00' г. Серов СОДЕРЖАНИЕ 1. Диагностика знаний. (1 ч) Введение: цель и содержание курса, формы контроля. 2. Измерение информации (3 ч) Единицы измерения информации. Компьютерные системы кодировки символов. Основные формулы. Количественные параметры информационных объектов. 3. Представление информации (4 ч) Метод дискретизации. Способы кодирования звука. Способы кодирования графики. Способы кодирования текста. Способы кодирования числовых данных. Понятие системы счисления, основания системы. Алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в разных системах счисления. 4. Основы алгебры логики (3 ч) Определение логики как науки. Основные формы мышления. Базовые логические операции. 5. Моделирование и формализация (3 ч) Формальное описание реальных объектов и процессов. Графическое представление моделей. Табличные информационные модели. Анализ информации, представленной в виде схем. 6. Алгоритмизация и программирование (8 ч) Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Язык программирования. Правила представления данных. Правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов. Правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. 7. Информационно-коммуникационные технологии (2 ч) Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Технология адресации и поиска информации в Интернете. 8. Информационные технологии (7 ч) Использование поисковых средств операционной системы. Типы файлов. Понятие файловой системы. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Текстовый процессор. Создание, редактирование и форматирование текста. Редактор презентаций. Создание и оформление слайдов. Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. 9. Подведение итогов (2 ч) Решение вариантов ГИА-9 (ОГЭ). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и определению своего будущего; • наличие представлений об информации как одного из важнейших инструментов для развития человека, государства, общества; • понимание роли систем связи в современном мире; • приобретение базовых навыков критичной оценки и анализа данных; • ответственное отношение за распространение информации с учетом правовых и этических аспектов; • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; • умение соотнести содержание знаний со своим жизненным опытом, понимать важность обучения в области образования и информационно-коммуникационных технологий в контексте развития общества; • желание и готовность повысить качество своего образовательного уровня и дальнейшего обучения с помощью знаний и методов информатики и ИКТ; • способность и готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; • способность и готовность принимать стандарты здорового образа жизни, понимая санитарные, эргономические и технические условия при безопасном применении средств ИКТ. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • независимость в планировании и реализации образовательной деятельности, совместная организации учебного сотрудничества (с педагогами и сверстниками); • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,«алгоритм», «исполнитель» и др; • владение информацией и логическими навыками: определять понятия, создавать обобщения, образное формулирование, классифицирование, индивидуальный выбор форм и методов для классификации, устанавливание причинно-следственных связей, логическое рассуждение, принятие решений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и способность делать выводы; • приобрести способность индивидуально планировать, строить пути решения для достижения целей; согласование своих действий с запланированными результатами, управление своей деятельностью, принятие решений о том, как действовать в соответствии с целеполаганием, управления своими действиями на основе различных характеристик; оценивание соответствия выполнения учебной задачи с планируемой целью и решаемых задач; • владение базовыми знаниями в области самоуправления, уверенности в себе, принятия решений и осознанного выбора в обучении и познавательной деятельности; • владение базовыми общими информационными навыками: постановка и формулирование задач; поиск и выбор необходимой информации, использование методов поиска информации; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; алгоритм поисковой задачи; самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • умение использовать информационное моделирование как основной метод получения знаний: умение преобразовывать объекты из сенсорных форм в пространственно- графическую или символические модели; умение конструировать различные информационные структуры, используемые для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., перекодировать данные независимо от одной системы символов в другую систему символов; умение выбирать форму представления информации согласно поставленной задаче, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; • ИКТ-компетентность – использование информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи широкого спектра навыков и возможностей различных типов информации, способность создавать личное информационное пространство (с использованием оборудования ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедийной информации; общение и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения данных; информационный анализ). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсального оборудования для обработки данных; развитие базовых навыков и умений пользования компьютерной техникой; • углубление основных концепций исследования: информация, алгоритм, модель – и понимание их атрибутов; • закреплять развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать навыки составления и написания алгоритмов для конкретного исполнителя; формировать знания о структуре алгоритма, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; • развитие навыков обработки и построения информации и умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, использование соответствующего программного обеспечения для обработки данных; • при использование компьютерных программ и Интернета углубление навыков и умений безопасного и надлежащего поведения, а также способность соблюдать информационную этику и правовые нормы. В результате освоения данной программы, учащийся будет знать/уметь/понимать: • уметь оценивать количественные параметры информационных объектов; • определять значение логических выражений; • понимать структуру файловой системы и организацию данных; • представлять информацию в графическом виде; • исполнять фиксированный набор команд для выполнения алгоритмов для конкретных исполнителей; • кодировать и декодировать информацию; • уметь выполнять линейный алгоритм, написанный на алгоритмическом языке; • выполнять простейший циклический алгоритм, написанный на алгоритмическом языке; • уметь выполнять циклический алгоритм для обработки числовых массивов, записанный на алгоритмическом языке; • анализировать информацию, представленную в виде схем; • возможность поиска условий в существующих базах данных; • понимать дискретное представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации; • уметь писать простые линейные алгоритмы для формального исполнителя; • уметь определять скорость передачи информации; • уметь выполнять алгоритмы, представленных на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки; • уметь использовать информационные и коммуникационные технологии; • уметь осуществлять поиск информации в Интернете. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации ихпознавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументированияи отстаивания своей точки зрения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № раздела (темы) Наименование раздела (темы) Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Вводный урок. Диагностика знаний. 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 2 Единицы измерения информации. Компьютерные системы кодировки символов. Основные формулы информатики 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 3 Количественные параметры Информационных объектов. Решение задач на измерение информации 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 4 Количественные параметры Информационных объектов. Решение задач повышенного уровня сложности на измерение информации. Контрольная работа по теме «Измерение информации» 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 5 Кодирование и декодирование информации. Решение задач на кодирование и декодирование сообщений. 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 6 Компьютерные системы счисления. Правило преобразования чисел из одной системы счисления в другую. 2-я и 10-я системы счисления. 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Компьютерные системы счисления. Правило преобразования чисел из одной системы счисления в другую. 8-я и 16-я системы счисления. Компьютерные системы счисления. Решение задач. Контрольная работа по теме «Представление информации» Логические основы компьютера. Логические высказывания и логические операции Значение логического выражения Решение задач на нахождение значения логического выражения. Контрольная работа по теме «Значение логического выражения» Формальное описание реальных объектов и процессов Решение задач на графическое представление моделей. Табличные информационные модели. Анализ информации, представленной в виде схем. Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» Простой линейный алгоритм для формального исполнителя. Решение задач на исполнителя с фиксированным набором команд Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки. Решение задач на построение последовательностей и цепочек 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, 17 18 19 Условный алгоритм. Простые и составные условия Программа с условным оператором. Решение задач Короткий алгоритм в различных средах исполнения. Понятие циклического алгоритма. Знакомство со средой программирования 1 1 1 20 Исполнитель. Линейный алгоритм 1 21 Циклический алгоритм 1 22 23 24 25 26 27 28 Циклический алгоритм. Решение задач. Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование» Информационно-коммуникационные технологии. Осуществление поиска информации в сети Интернет. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Контрольная работа по теме «Информационно- коммуникационные технологии» Использование поисковых средств операционной системы. Типы файлов. Понятие файловой системы. Использование поиска операционной системы и текстового редактора Текстовый процессор. Создание, редактирование и форматирование текста Форматирование текста в текстовом процессоре Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 1 1 1 помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести 29 Редактор презентаций. Создание и оформление слайдов. Стилевой оформление презентации. 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 30 Табличный процессор. Адресация ячеек 1 Библиотека ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ 31 Встроенные функции в табличный процессор. Построение диаграмм. Контрольная работа по теме «Информационные технологии» 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ 32 Итоговая работа по курсу 1 33 Итоговая работа по курсу 1 Библиотека ЦОК https://infoge.sdamgia.ru/ Библиотек ЦОК https://inf- oge.sdamgia.ru/ навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.