Информатика (углубленный уровень) 8-9 класс

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 30.08.2024г. № 179-од

Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Информатика» (углубленный уровень)
8-9 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.09.18
00:45:57 +05'00'

г. Серов

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Теоретические основы информатики.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в
других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод натуральных чисел в двоичную систему
счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в
двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатиричная система счисления.
Перевод чисел из шестнадцатиричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную
системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Представление целых чисел в Р-ичных системах счисления. Арифметические
операции в Р-ичных системах счисления.
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание),
«исключающее или» (сложение по модулю 2), «импликация» (следование),
«эквиваленция» (логическая равнозначность). Приоритет логических операций.
Определение истинности составного высказывания при известных значениях истинности
входящих в него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц
истинности логических выражений. Упрощение логических выражений. Законы алгебры
логики. Построение логических выражений по таблице истинности.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Сумматор.
Алгоритмы и программирование.
Язык программирования (Python, C++, Java, C#). Система программирования:
редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Проверка
делимости одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции.
Случайные (псевдослучайные) числа.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел.
Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Логические
переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин,
отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя
двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с
основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Разложение натурального
числа на простые сомножители.
Цикл с переменной. Алгоритм проверки натурального числа на простоту.

Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при
заданном множестве входных данных, определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического,
минимального
и
максимального
значений
элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки строк.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка
программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов,
на одном из языков программирования (Python, C++, Java, C#): заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел,
нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве,
подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение
минимального (максимального) элемента массива.
Понятие о сложности алгоритмов.
Информационные технологии.
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка и фильтрация данных в
выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма,
точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная
адресация.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Большие
данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей).
Разработка веб-страниц. Язык HTML. Структура веб-страницы. Заголовок и тело
страницы. Логическая разметка: заголовки, абзацы. Разработка страниц, содержащих
рисунки, списки и гиперссылки.
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности
при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной
аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии
поведения в Интернете. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы сетевой активности).
Виды деятельности в Интернете. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы
(почтовая служба, видеоконференции и другие сервисы), справочные службы (карты,
расписания и другие), поисковые службы, службы обновления программного
обеспечения. Сервисы государственных услуг.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов
(онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и
графические редакторы, среды разработки программ.
Теоретические основы информатики.
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные

модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка соответствие модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе данных с помощью
визуального редактора.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина
(вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск
оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом
графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и
от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование.
Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы (подпрограммы,
процедуры, функции). Параметры как средство изменения результатов работы
подпрограммы. Результат функции. Логические функции.
Рекурсия. Рекурсивные подпрограммы (процедуры, функции). Условие окончания
рекурсии (базовые случаи). Применение рекурсии для перебора вариантов.
Сортировка массивов. Встроенные возможности сортировки выбранного языка
программирования. Сортировка по нескольким критериям (уровням).
Двоичный поиск в упорядоченном массиве.
Двумерные массивы (матрицы). Основные алгоритмы обработки двумерных
массивов (матриц): заполнение двумерного массива случайными числами и с
использованием формул, вычисление суммы элементов, минимума и максимума строки,
столбца, диапазона, поиск заданного значения. Сортировка по нескольким критериям
(уровням).
Динамическое программирование. Задачи, решаемые с помощью динамического
программирования: вычисление функций, заданных рекуррентной формулой, подсчёт
количества вариантов, выбор оптимального решения.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков
(касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной
связи в системах управления техническими устройствами, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома,
автономная система управления транспортным средством и другие системы).
Информационные технологии.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных.
Динамическое программирование в электронных таблицах.
Численное моделирование в электронных таблицах. Численное решение уравнений
с помощью подбора параметра. Поиск оптимального решения.
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона.
Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и
информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных

приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу
данных, системный администратор.
Знакомство с перспективными направлениями развития информационных технологий
(на примере искусственного интеллекта и машинного обучения). Системы умного города
(компьютерное зрение и анализ больших данных).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка
на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном
пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными
графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность
за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать, сравнивать и производить арифметические операции над целыми
числами в позиционных системах счисления;
оперировать понятиями «высказывание», «логическая операция», «логическое
выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции,
отрицания, импликации и эквиваленции, определять истинность логических выражений
при известных значениях истинности входящих в него переменных;
строить таблицы истинности для логических выражений, строить логические
выражения по таблицам истинности;
упрощать логические выражения, используя законы алгебры логики;
приводить примеры логических элементов компьютера;
выбирать подходящий алгоритм для решения задачи;
оперировать понятиями: переменная, тип данных, операция присваивания,
арифметические и логические операции, включая операции целочисленного деления и
остатка от деления;
использовать константы и переменные различных типов (числовых – целых и
вещественных, логических, символьных), а также содержащие их выражения,
использовать оператор присваивания;
записывать логические выражения на изучаемом языке программирования;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений, определять возможные входные
данные, приводящие к определённому результату;
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие алгоритмы обработки числовых
данных с использованием ветвлений (нахождение минимума и максимума из двух, трёх и
четырёх чисел, решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы обработки
числовых данных с использованием циклов с переменной, циклов с условиями
(алгоритмы нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, проверки
натурального числа на простоту, разложения натурального числа на простые
сомножители, выделения цифр из натурального числа);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы обработки
потока данных (вычисление количества, суммы, среднего арифметического,

минимального и максимального значений элементов числовой последовательности,
удовлетворяющих заданному условию);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы обработки
символьных данных (посимвольная обработка строк, подсчёт частоты появления символа
в строке, использование встроенных функций для обработки строк);
создавать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки
одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования из приведённого
выше списка: заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с
формулой или путём ввода чисел, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт
элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение суммы,
минимального и максимального значений элементов массива;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации
числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием
(сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с
использованием встроенных арифметических функций (суммирование, вычисление
среднего арифметического, поиск максимального и минимального значений), абсолютной,
относительной и смешанной адресации.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
демонстрировать владение понятиями «модель», «моделирование»: раскрывать их
смысл, определять виды моделей, оценивать соответствие модели моделируемому
объекту и целям моделирования, использовать моделирование для решения учебных и
практических задач;
создавать однотабличную базу данных, составлять запросы к базе данных с
помощью визуального редактора;
демонстрировать владение терминологией, связанной с графами (вершина, ребро,
путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической
структуры, находить кратчайший путь в заданном графе, вычислять количество путей
между двумя вершинами в направленном ациклическом графе, выполнять перебор
вариантов с помощью дерева;
строить несложные математические модели и использовать их для решения задач с
помощью математического (компьютерного) моделирования, понимать сущность этапов
компьютерного моделирования (постановка задачи, построение математической модели,
программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ
его результатов, уточнение модели);
разбивать задачи на подзадачи; создавать и отлаживать программы на современном
языке программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие
алгоритмы обработки числовых данных с использованием подпрограмм (процедур,
функций);
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие несложные рекурсивные
алгоритмы;
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы сортировки
массивов, двоичного поиска в упорядоченном массиве;
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие основные алгоритмы
обработки двумерных массивов (матриц): заполнение двумерного массива случайными

числами и с использованием формул, вычисление суммы элементов, максимального и
минимального значений элементов строки, столбца, диапазона, поиск заданного значения;
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования
общего назначения из приведённого выше списка, реализующие простые приёмы
динамического программирования;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
использовать для обработки данных в электронных таблицах встроенные функции
(суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию);
использовать численные методы в электронных таблицах для решения задач из
разных предметных областей: численного моделирования, решения уравнений и поиска
оптимальных решений;
разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
приводить примеры сфер профессиональной деятельности, связанных с
информатикой,
программированием
и
современными
информационнокоммуникационными технологиями;
приводить примеры перспективных направлений развития информационных
технологий, в том числе искусственного интеллекта и машинного обучения;
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг,
фишинг)
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
ихпознавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время

урока;
• организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументированияи отстаивания своей точки зрения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
раздела
(темы)

Наименование раздела (темы)

Количество
часов

1

Позиционные и непозиционные системы
счисления

1

2

Развёрнутая форма записи числа

1

3

Перевод в десятичную систему чисел,
записанных в других системах счисления

1

4

Двоичная система счисления

1

5

Восьмеричная система счисления

1

6

Шестнадцатеричная система счисления

1

7
8
9
10

Переводы чисел между двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной
системами счисления
Арифметические операции в двоичной
системе счисления
Представление целых чисел в Р-ичных
системах счисления
Арифметические операции в Р-ичных
системах счисления

1
1
1
1

11

Логические высказывания

1

12

Логические операции «и», «или», «не»

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06e1b4ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/532eaf56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/18ff149c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/925110fe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ba6e6577
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/276bb880

Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания

• установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной
деятельности;
• побуждение школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/01b5610b со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися), принципы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/85361d0d учебной дисциплины и
самоорганизации;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4b84ed0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6ae6adf3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1b69ddca
Библиотека ЦОК

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Логические операции «исключающее или»,
«импликация», «эквиваленция»
Определение истинности составного
высказывания
Логические выражения. Правила записи
логических выражений
Построение таблиц истинности логических
выражений
Упрощение логических выражений. Законы
алгебры логики
Построение логических выражений по
таблице истинности
Знакомство с логическими основами
компьютера
Сумматор
Язык программирования. Система
программирования
Целые, вещественные и символьные
переменные
Оператор присваивания. Арифметические
выражения
Операции с целыми числами
Проверка делимости одного целого числа на
другое
Операции с вещественными числами.
Встроенные функции
Случайные (псевдослучайные) числа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/7a6e494d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/44cce7e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8654c786
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d5059685
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70d1d6a7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/05c5e8c8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d74729e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f0b1feb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff2ba9ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9b192ff6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7c22459c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9ad7b893
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/caa8cc02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da4a6213
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f6574571
Библиотека ЦОК
• привлечение
внимания
https://m.edsoo.ru/12683892 школьников к ценностному

28

Ветвления

1

29

Нахождение минимума и максимума из
двух, трёх и четырёх чисел

1

30

Составные условия

1

31
32
33
34

35

36
37
38

39
40

Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни
Логические переменные. Диалоговая
отладка программ
Цикл с условием
Алгоритм Евклида для нахождения
наибольшего общего делителя двух
натуральных чисел
Разбиение записи натурального числа в
позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на отдельные
цифры
Разложение натурального числа на простые
сомножители
Цикл с переменной. Алгоритм проверки
натурального числа на простоту
Анализ алгоритмов. Определение
возможных результатов работы алгоритма
при заданном множестве входных данных
Анализ алгоритмов. Определение
возможных входных данных, приводящих к
данному результату
Обработка потока данных: вычисление
количества, суммы

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0bde3cd1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/866ef3a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bede328b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89c165d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eab4e566
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1ab190ac

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b5de6cb5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c20a8713

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a5868fd3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/574a33d4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d2061706

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f7cd5979

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3a8bf0d4

аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
обучающимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
• использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
• применение на уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных, деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников;
дискуссий,
которые дают обучающимся
возможность
приобрести
опыт
ведения

41
42
43
44

Обработка потока данных: вычисление
среднего арифметического
Вычисление минимального и максимального
значений элементов последовательности
Вычисление значений элементов
последовательности, удовлетворяющих
заданному условию
Обработка символьных данных.
Посимвольная обработка строк

1
1
1
1

45

Поиск в символьных строках

1

46

Подсчёт частоты появления символа в
строке

1

47

Встроенные функции для обработки строк

1

48
49
50
51
52
53

Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы
Заполнение числового массива случайными
числами, в соответствии с формулой или
путём ввода чисел
Нахождение суммы элементов массива
Линейный поиск заданного значения в
массиве
Подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих заданному условию
Нахождение минимального (максимального)
элемента массива

1
1
1
1
1
1

54

Понятие о сложности алгоритмов

1

55

Электронные таблицы. Типы данных в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/422ebaf0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4f870145
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5ea2ce90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9f1bd41b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/305a37b8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/51e401dd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/958cc3fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2c39235c

конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы в парах, которые
учат школьников командной
работе и взаимодействию с
другими детьми;

• инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников в
рамках
реализации
ими
индивидуальных
и
Библиотека ЦОК
групповых
https://m.edsoo.ru/28324ac5 исследовательских проектов,
что
даст
школьникам
Библиотека ЦОК
возможность
приобрести
https://m.edsoo.ru/2e1b1953
навык
самостоятельного
Библиотека ЦОК
решения
теоретической
https://m.edsoo.ru/447595b9 проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/71ddc418 собственных идей, навык
уважительного отношения к
Библиотека ЦОК
чужим идеям, оформленным
https://m.edsoo.ru/3620deb5 в
работах
других
исследователей,
навык
Библиотека ЦОК
публичного
выступления
https://m.edsoo.ru/9be62aa1
перед
аудиторией,

Библиотека ЦОК

ячейках электронной таблицы
56
57
58
59
60
61

Редактирование и форматирование таблиц
Встроенные функции для поиска максимума,
минимума
Встроенные функции для поиска суммы и
среднего арифметического
Сортировка данных в выделенном диапазоне
Фильтрация данных в выделенном
диапазоне
Относительная, абсолютная и смешанная
адресация

1
1
1
1
1
1

62

Преобразование формул при копировании

1

63

Построение диаграмм

1

64

Построение диаграмм и графиков в
электронных таблицах

1

65

Резервное время

1

66

Резервное время

1

67

Резервное время

1

68

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/a24e4e25 аргументирования
отстаивания своей
Библиотека ЦОК
зрения.
https://m.edsoo.ru/4fe26635
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8301bdb6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d1121d11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/44983d43
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9591fce2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/082a83ad
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ab3f1294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5bf2db65
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7082e4f7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9f75b76f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6ffbf8d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f7c9f2f1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f005de8b

и
точки

9 КЛАСС
№
раздела
(темы)

Наименование раздела (темы)

Количество
часов

1

Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов.

1

2

Сетевое хранение данных

1

3

Большие данные

1

4

Разработка веб-страниц. Язык HTML

1

5

Логическая разметка: заголовки, абзацы

1

6
7
8
9
10

Разработка страниц, содержащих рисунки,
списки и гиперссылки
Создание комплексных информационных
объектов в виде веб-страниц
Информационная безопасность
Безопасные стратегии поведения в сети
Интернет
Предупреждение вовлечения в
деструктивные и криминальные формы
сетевой активности

1
1
1
1
1

11

Виды деятельности в сети Интернет

1

12

Интернет-сервисы. Сервисы
государственных услуг

1

13

Облачные технологии

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/80997cfe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1283c158
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2411202c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e17e7020
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3d24e62c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/13a56f1d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0dcaf3cd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3724aa3d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a78d04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0bef585d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5a0ba589
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8611ba7f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e5519585

Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания
• установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной
деятельности;
• побуждение школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;

14

Программное обеспечение как веб-сервис

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e8f8d8be

15

Модель и её адекватность модели
моделируемому объекту и целям
моделирования

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/198e62c4

16

Классификации моделей

1

17

Табличные модели

1

18

Базы данных. Разработка однотабличной
базы данных

1

19

Составление запросов к базе данных

1

20

Граф. Весовая матрица графа

1

21
22
23
24

25

26
27

Длина пути между вершинами графа.
Поиск оптимального пути в графе
Вычисление количества путей в
направленном ациклическом графе
Дерево. Перебор вариантов с помощью
дерев
Понятие математической модели. Задачи,
решаемые с помощью математического
моделирования.
Работа с готовыми компьютерными
моделями из различных предметных
областей
Этапы компьютерного моделирования.
Программная реализация компьютерной
модели
Разбиение задачи на подзадачи.

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7865167d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da6cd6e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4187ab8f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9c50544c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f7a0639
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af0555e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/68dc48cf
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aa3cab67

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d270962c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/13e6c347

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/65814c49

1

Библиотека ЦОК

• привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту
изучаемых
на
уроках
явлений,
организация их работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
обучающимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
• использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию
детям
примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности, через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач
для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;

28

29

30
31
32
33
34
35
36
37
38

Вспомогательные алгоритмы: процедуры
Составление и отладка программ,
использующих процедуры, на языке
программирования
Вспомогательные алгоритмы: функции.
Составление и отладка программ,
использующих функции, на языке
программирования
Подпрограммы с параметрами. Логические
функции
Рекурсия
Рекурсивные подпрограммы (процедуры,
функции)
Условие окончания рекурсии (базовые
случаи)
Применение рекурсии для перебора
вариантов
Составление и отладка программ,
реализующих рекурсивные алгоритмы, на
языке программирования
Сортировка массивов
Встроенные возможности сортировки
выбранного языка программирования
Сортировка по нескольким критериям
(уровням)

https://m.edsoo.ru/2a48fcb4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/771d948b

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/617803fb

1
1
1
1
1
1
1
1
1

39

Двоичный поиск в упорядоченном массиве

1

40

Программирование типовых алгоритмов
обработки одномерных числовых массивов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b99ae559
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2fd78e36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2a1af871
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4374f1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9a6cd226
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d69a8f71
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d69a8f71
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/25f4b187
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/005cd270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/58377425
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e16919b0

• включение в урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
детей
к
получению
знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений
в
классе,
помогают
установлению

41
42
43
44
45
46

Двумерные массивы (матрицы)
Заполнение двумерного массива
случайными числами и с использованием
формул
Вычисление суммы элементов двумерного
массива
Вычисление минимума и максимума
строки, столбца, диапазона
Поиск заданного значения в двумерном
массиве
Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы
обработки матриц

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a3ae097

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/32a1ff51

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2745991e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f7ebfe7f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/82c5cb09

доброжелательной
атмосферы во время урока;
• организация
шефства,
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной
помощи;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1f69ac06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ca7cfa73
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a2346db9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8945f9f0

47

Динамическое программирование

1

48

Подсчёт количества вариантов

1

49

Выбор оптимального решения

1

50

Составление и отладка программ,
реализующих алгоритмы решения задач с
помощью динамического
программирования

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/041f6e45

51

Управление. Сигнал. Обратная связь.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8d970d13

52

Примеры использования принципа
обратной связи в системах управления
техническими устройствами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c12b4bec

53

Примеры роботизированных систем

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/30bb9309

• инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников в
рамках реализации ими

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Знакомство с учебной средой разработки
программ управления движущимися
роботами
Условные вычисления в электронных
таблицах
Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию
Большие наборы данных: организация
вычислений
Большие данные данных: визуализация
результатов вычислений
Динамическое программирование в
электронных таблицах
Численное моделирование в электронных
таблицах
Численное решение уравнений с помощью
подбора параметра
Решение задач оптимизации с помощью
электронных таблиц
Роль информационных технологий в
развитии экономики мира, страны, региона
Знакомство с перспективными
направлениями развития информационных
технологий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65

Резервное время

1

66

Резервное время

1

67

Резервное время

1

68

Резервное время

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/be46b5ef
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e9846868
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/baa42073
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ac276c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/92fe2c4c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/99546c17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4357f7d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8125ed1e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/57ac0e3d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/589132db
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8c1d61a3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f544eb27
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9169fd0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c2dd6613
Библиотека ЦОК

индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов,
что
даст
школьникам возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения
теоретической
проблемы,
навык генерирования и
оформления
собственных
идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям,
оформленным в работах
других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки
зрения.

https://m.edsoo.ru/bd92e1b2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».