УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 30.08.2024г. № 179-од Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.09.16 18:48:40 +05'00' г. Серов СОДЕРЖАНИЕ Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: • понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; • формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; • понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; • понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; • осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой ре-лигии; • строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; • соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; • строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; • понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб-ляющих других людей; • понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств • информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; • совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: • ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); • использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); • применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; • признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: • воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; • использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); • находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: • использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; • создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: • проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; • проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; • анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); • выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; • проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: • выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; • владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; • готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. • ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; • рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; • рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; • рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; • раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; • рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; • излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах; • рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр); • рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; • рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); • раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей; • распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; • рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; • излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; • рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме; • рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами; • рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; • раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей; • распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре; • рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; • излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; • рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах; • рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; • рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Роша-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; • раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей; • распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; • рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; • излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и • многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; • раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; • соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; • рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера); • рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); • раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; • распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; • рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); • излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; • раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; • высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; • рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; • раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; • распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской • государственности, законов в рос-сийском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; • рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; • рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; • раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; • объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 2 Культура и религия. Введение в православную духовную традицию 2 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 3 Во что верят православные христиане 4 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 4 5 6 7 Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Отношение к труду. Долг и ответственность Милосердие и сострадание Православие в России 4 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 2 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 2 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 5 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 8 9 Православный храм и другие святыни Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 10 Христианская семья и её ценности 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 3 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 6 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 3 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 2 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ" Количество часов № п/п 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 2 3 Культура и религия. Введение в исламскую духовную традицию Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции 4 Коран и Сунна 5 Во что верят правоверные мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и посланников Бога, в Божественные Писания, в Судный день, в предопределение) 3 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 2 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 2 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 4 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 6 7 8 9 Пять столпов исламской веры Обязанности мусульман Творческие работы учащихся. Доработка творческих работ учащихся при участии взрослых и друзей История ислама в России Нравственные основы ислама 5 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 2 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 9 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 10 11 12 Наука, искусство — достижения исламской культуры. Мечеть Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама Любовь и уважение к Отечеству ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 1 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 34 МОДУЛЬ "ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ" № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама. Будда и его учение Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 2 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 4 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 4 5 6 7 8 Буддийский священный канон Трипитака Буддийская картина мира Добро и зло. Принцип ненасилия Человек в буддийской картине мира Сострадание и милосердие 2 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 2 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 2 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 1 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 1 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 9 10 11 Отношение к природе Буддийские учители Будды и бодхисаттвы Семья в буддийской культуре и её ценности 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 12 13 14 Творческие работы учащихся Обобщающий урок Буддизм в России 1 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 1 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 1 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 15 Путь духовного совершенствования 2 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 16 Буддийское учение о добродетелях 2 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 17 18 19 Буддийские символы Буддийские ритуалы и обряды Буддийские святыни 1 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 1 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 20 Буддийские священные сооружения 1 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 21 Буддийский храм 1 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 22 23 24 Буддийский календарь Буддийские праздники Искусство в буддийской культуре 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 25 Любовь и уважение к Отечеству 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ" № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1 Россия — наша Родина 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 2 Введение в иудейскую духовную 2 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) традицию. Культура и религия 2 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 1 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 5 Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше. Дарование Торы на горе Синай 4 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 6 Пророки и праведники в иудейской 2 Привлечение внимания 3 4 Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов культуре 7 8 9 10 Храм в жизни иудеев Назначение синагоги и её устройство Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал Молитвы и благословения в иудаизме 1 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 1 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 11 12 Добро и зло Творческие работы учащихся 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 2 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 13 Иудаизм в России 1 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 14 Основные принципы иудаизма 2 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 15 16 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 17 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей 1 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 18 Еврейский дом — еврейский мир: 1 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации знакомство с историей и традицией 19 Еврейский календарь 20 Еврейские праздники: их история и традиции 21 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа 22 Любовь и уважение к Отечеству 1 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 2 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 2 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 1 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 23 Творческие работы учащихся 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ" № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Количество часов 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 2 3 4 5 Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма Хранители предания в религиях мира Добро и зло 4 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 2 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 2 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 2 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 6 7 8 Человек в религиозных традициях народов России Священные сооружения Искусство в религиозной культуре 2 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 2 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 2 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 9 Творческие работы учащихся 2 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 10 Религиозная культура народов России 2 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 11 12 13 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Праздники и календари Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме 4 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 2 Организация работы обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; 2 Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации 14 15 16 17 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Семья и семейные ценности Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 1 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 1 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 18 Обобщающий урок. Подведение итогов Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Количество часов 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 2 Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 3 Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики 4 5 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек Праздники как одна из форм исторической памяти 8 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 1 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 8 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации 2 Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 6 Семейные ценности. Этика семейных отношений 7 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства 8 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования 1 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 3 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 6 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся 9 Этикет 2 10 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и 2 Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Основы светской этики 4 кл. № п/ п Раздел, тема урока Количеств о часов 2 1 2 I Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина Этика – наука о нравственной жизни человека 3 4 5 6 II Этика общения Добрым жить на свете веселей Правила общения для всех От добрых правил – добрые слова и поступки Каждый интересен 4 1 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 7 8 III Этикет Премудрости этикета Красота этикета 4 1 1 9. Простые школьные и домашние правила этикета 1 10 11 12 13 14 Чистый ручеёк нашей речи IV Этика человеческих отношений В развитии добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию Чувство Родины Жизнь протекает среди людей 4 1 1 1 1 15 16 17 18 V Этика отношений в коллективе Чтобы быть коллективом Коллектив начинается с меня Мой класс – мои друзья Ежели душевны вы и к этике не глухи 4 1 1 1 1 19 20 VI Простые нравственные истины Жизнь священна Человек рождён для добра 4 1 1 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастны и ндивидуальных особенностей Привлечение внимания 21 22 Милосердие – закон жизни Жить во благо себе и другим 1 1 23 24 25 26 VII Душа обязана трудиться Следовать нравственной установке Достойно жить среди людей Уметь понять и простить Простая этика поступков 4 1 1 1 1 27 28 29 30 VIII Посеешь поступок – пожнёшь характер Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения Доброте сопутствует терпение Действия с приставкой «СО» 4 1 1 1 1 обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися; побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся; организация работы обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение 31 32 33 34 IX Судьба и Родина едины С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. 4 1 1 1 1 Защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях