Родной язык (русский) 7, 9 класс (вариант 7)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной
основной
образовательной
программе основного общего
образования для обучающихся с
ЗПР (вариант 7)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7)
Родной язык (русский)
7, 9 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2024.01.21 19:36:15 +05'00'

г. Серов

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бобарихойи др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная
специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы,обладающие традиционной метафорической образностью,в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и
т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских,
но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости
– в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи
2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка.Понятие о варианте нормы.Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных,
глаголовв современном русском литературном языке.Стилистические варианты нормы
(книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино –
кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚
блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный
— бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных
(шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных
(плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен собственных (географических
названий);род аббревиатур.Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –
а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –
корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники
транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора,
тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство
речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
3

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы
описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи
предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официальноделовой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т.д.).
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное
своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не
свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические
прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта,
исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку
и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом
речи.Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношенияотдельных
грамматических форм; заимствованных слов: ударение в формерод.п. мн.ч.
существительных;ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в
глаголах;ударение в формах глагола прошедшего времени;ударение в возвратных
глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить;
глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать,
обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
4

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий;
названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и
(директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и
окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч.
существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч.
существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан
чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных.Типичные грамматические
ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом
склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом
существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –
одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени
(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен,
торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость,
использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения,
позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий
этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца
общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы
благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Раздел 1. Язык и культура
5

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках.Литературный и разговорный варианты грамматической
норм(махаешь
–
машешь;обусловливать,
сосредоточивать,
уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
6

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий;
6) трудового воспитания:
8

интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих
в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
9

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
10

Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка
и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных,
глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастий‚ наречий;произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных
по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения;
произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт;
произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед
мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в
отдельных грамматических формах имён существительных,прилагательных; глаголов(в
рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных
словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и
стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности;нормы употребления синонимов‚
антонимов‚ омонимов‚ паронимов;употребление слова в соответствии с его лексическим
значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном
стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание
частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов
11

лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных
существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚
обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён
существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий
географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен
существительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен
существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду
одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного
числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚
форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в
формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных
слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем
составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным;
согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными;
построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚
употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением; построение простых предложений с причастными и
деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений
разных видов;
определение типичныхграмматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚
различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚
деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом
смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления
грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета:этикетные формы и формулы
обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление
формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения,
лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих
противостоять речевой агрессии;
12

использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного
языка(в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки(в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей
для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимовдля уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
использованиеграмматических словарейи справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных
средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным,
критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический
материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять
логический план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его
композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых
структур
(индуктивные,
дедуктивные,
рамочные/
дедуктивно-индуктивные,
стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы,
примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
13

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов
(ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта;
оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение,
доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации,
опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление
реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз, слоган,
путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его
сильных позиций;
создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их
эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их;
оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

14

7 класс
№
п/п

Раздел, тема урока

Количест
во часов

2

3
4

5*

6*

7
8

9

Русский язык – национальный
язык русского народа. Слово
как хранилище материальной и
духовной культуры народа.
Пословицы и поговорки как
жанр фольклора. Загадки.
Метафоричность
русской
загадки.
Краткая история русской
письменности.
Особенности русской
интонации, темпа речи по
сравнению с другими языками.
Слова с суффиксами
субъективной оценки как
изобразительное средство.
Метафора, олицетворение,
эпитет как изобразительные
средства.
Русские имена.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка.
Омографы: ударение как
маркёр смысла слова.
Основные
нормы
словоупотребления.
Лексические
нормы
употребления
имён
существительных,
прилагательных, глаголов в
современном
русском
литературном языке.

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания
•

Раздел 1. Язык и культура
1

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

2

2

2

•

2

2
•
2

2

•

2

2

•

устанавливать
доверительные
отношения между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований
и
просьб учителя;
побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
и
сверстниками;
поддерживать
в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу;
инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию
своего
мнения,
выработке
своего
отношения
по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации;
строить
воспитательную
деятельность
с
учетом культурных
различий
детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей;
привлекать
15

•

2
Стилистические
варианты
нормы
2
11 Основные
грамматические
нормы современного русского
литературного языка.
2
12* Категория
рода:
род
заимствованных несклоняемых
имен
существительных.
Формы
существительных
мужского
рода
множественного
числа
с
окончаниями –а(-я), -ы(и)‚
различающиеся по смыслу.
3
13 Литературные‚ разговорные‚
устарелые
и
профессиональные
особенности
формы
именительного
падежа
множественного
числа
существительных
мужского
рода
2
14 Правила речевого этикета:
нормы и традиции. Обращения
в
официальной
и
неофициальной
речевой
ситуации.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
2
15 Язык и речь.
2
16 Текст
и
его
основные
признаки. Стили речи.
1
17** Итоговое тестирование
10*

•

•

•

•

•

внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроке явлений,
понятий, приемов;\
анализировать
реальное состояние
дел
в
учебном
классе;
находить
ценностный аспект
учебного знания и
информации,
обеспечивать
его
понимание
и
переживание
обучающимися;
привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой
на
уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся;
организовывать
работу
обучающихся
с
социально значимой
информацией
по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации
–
обсуждать,
высказывать
мнение;
побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками
и
другими
16

специалистами
в
решении
воспитательных
задач;
• создавать в классах
разновозрастные
детско-взрослые
общности
обучающихся;
• управлять
учебными группами
с целью вовлечения
обучающихся,
мотивируя их к
учебнопознавательной
деятельности;
защищать достоинство
и
интересы
обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации
или неблагоприятных
условиях.
№п/

Тема

п

9 класс
Электронные
Кол-во
цифровые
часов
образовательн
ые ресурсы

1

Связь исторического развития
языка с историей общества.

1

2

Устаревшие слова как живые
свидетели истории.
Употребление
иноязычных

1

3*

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

•

1

слов как проблема культуры
речи.
4
5*
6*
7*

Основные
орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка.
Паронимы и точность речи.
Основные
грамматические
нормы современного русского
литературного языка.
Русская этикетная речевая
манера общения.

1
1
1
1

•

устанавливать
доверительные
отношения между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований
и
просьб учителя;
побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
и
17

8*
9

10*
11

Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения
Текст, основные признаки
текста.
Виды
абзацев.
Заголовки текстов.

1

Тексты
аргументативного
типа:
рассуждение,
доказательство, объяснение.
Рассуждение Доказательство.

1

1

1

Объяснение.
12*
13

Практическое
занятие
по
созданию
текста
аргументативного типа.
Функциональные

1
1

разновидности языка.
14

Разговорная

речь.

Беседа.

1

стиль.

1

Спор
15*

Публицистический

сверстниками;
поддерживать
в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу;
• инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию
своего
мнения,
выработке
своего
отношения
по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации;
• строить
воспитательную
деятельность
с
учетом культурных
различий
детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей;
привлекать
внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроке явлений,
понятий, приемов;\
анализировать реальное
состояние
дел
в
учебном классе;
• находить
ценностный аспект
учебного знания и
информации,
обеспечивать
его
понимание
и
переживание
обучающимися;
• привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой
на
уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности
•

18

Путевые записки.
16

Текст рекламного объявления.

1

17

Язык
художественной
литературы. Сильные позиции
в художественных текстах.
Формы словесного выражения

1

18

в

художественном

произведении. Притча.

1

обучающихся;
организовывать
работу
обучающихся
с
социально значимой
информацией
по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации
–
обсуждать,
высказывать
мнение;
• побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
• сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками
и
другими
специалистами
в
решении
воспитательных
задач;
• создавать в классах
разновозрастные
детско-взрослые
общности
обучающихся;
• управлять
учебными группами
с целью вовлечения
обучающихся,
мотивируя их к
учебнопознавательной
деятельности;
защищать достоинство
и
интересы
обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации
или неблагоприятных
условиях.
•

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».