Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) 1-4 класс (вариант 7.1, вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение
к
Адаптированной
основной образовательной программе
начального общего образования для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1,7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
для обучающихся 1- 4 классов с задержкой психического развития (ЗПР 7.1,7.2)

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 18:32:37
+05'00'

г. Серов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных
недостатков речевого развития у обучающихся, получающих образование в соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1., 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение
их особых образовательных потребностей, обозначенных в нормативно-правовых
документах.
Общая

цель

коррекционного

курса

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические)» заключается в диагностике, коррекции и развитии всех компонентов
речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также
связной устной и письменной речи.
Коррекционный

курс

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические)»

представляет особую значимость для обучающихся с ЗПР, поскольку у данной группы
обучающихся

наблюдается

большая

распространенность

комплексных

речевых

нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении
развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. Речь
смазанная,

недостаточно

отчетливая,

что

связано

с

малой

подвижностью

артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие
фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабая
дифференциация словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения импрессивной, и
экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуется малой дифференциацией речеслухового восприятия,
отсутствие различения смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих обучающихся свойственны нарушения звукопроизношения,
бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя,
наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения
связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при
составлении различных видов рассказов. Обучающимся доступен пересказ лишь
небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев,
нарушаются связи между отдельными предложениями текста. Все это сочетается с
недостаточной

сформированностью

системы

произвольной

регуляции,

основных

мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными
нарушениями

и/или

дефицитами

развития

психофизических

функций
2

(дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением
внимания,

недостаточной

сформированностью

пространственных

представлений,

зрительно-моторной координации и пр.).
Коррекционный

курс

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические)»

способствует речевому развитию и коррекции указанных нарушений, совершенствованию
познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих
и специфических образовательных потребностей.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями,
признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко - буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава
слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко - буквенным и
слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев
суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
3

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Включение

коррекционного

курса

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические) в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту
7.1.,7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников
указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере
удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых
нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как
правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не
слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового
анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференциация словаря проявляется в неправильной предметной
отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих
слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют
сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что
неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих
трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей
работы. Обучающиеся, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены
недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех компонентов речи, что и
реализуется на индивидуальных коррекционно-развивающих (логопедических) занятиях.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии,
ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет
возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его
контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному
развитию.
Содержание программы коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)» разработано на основе методических пособий, созданных известными
учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических
рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода
начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую
инактивность и речевые нарушения

4

обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении,
развивать коммуникативную компетентность.
Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия направлены на профилактику
и устранение нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к
учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития,
способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании
личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Содержание индивидуальных коррекционно-развивающих (логопедических) занятий
целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
–

развитие

познавательной

сферы

(мышления,

памяти,

внимания

и

др.

познавательных процессов).
Таким образом, коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации
диагностического

блока

используются

рекомендации

и

методический

материал,

представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б.
Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании оцениваются: звукопроизношение, состояние
фонематических

процессов

и

слоговой

структуры

слова,

словарный

запас,

грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы,

5

характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы,
зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее
эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется
на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности
произвольной регуляции.
При организации первичной диагностики необходимо подбирать речевой
материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения
лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условноуровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она
не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более
правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного
года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые
результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.
Значение коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические) в общей системе коррекционно-развивающей работы
Коррекционный курс представляет очень большую ценность для преодоления
недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость
определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности обучающегося.
Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью,
что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных
потребностей.
Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР
нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения
(дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной
группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования
дизорфографии. У отдельных обучающихся могут наблюдаться нарушения темпоритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР типичны
недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и
однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения.
Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при
выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в
предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и
опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.

6

Предполагается, что индивидуальные логопедические занятия, реализуемые во
внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и
уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его
трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление
регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.
Коррекционный курс способствует повышению качества освоения программ учебных
предметов «Русский язык», «Литературное чтение». Содержание курса «Логопедические
занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых
операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается
формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза,
внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом
составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность,
пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос
умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной
области «Филология».
Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета
«Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены
бедностью

словаря,

плохим

пониманием

логико-грамматических

конструкций,

затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.
Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении
цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых
ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов
по теме урока.
Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и
намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых
уроках.
Коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы
коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль
велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.
При реализации данного курса учителю-логопеду необходимо выполнять общие
рекомендации,

удовлетворяющие

специфические

образовательные

потребности

7

обучающихся по варианту 7.2. следует предлагать новый материал предельно развернуто,
предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий.
Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаковосимволической форме.
Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы:
слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной
позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок,
манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также
реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем
фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и
определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами,
абаком и пр.
Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие
стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на
речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности,
ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности
(при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации
навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации
имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем
соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании
Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к
нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия).
Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия,
навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом
используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
Сначала обучающиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого
проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической
схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).
Затем обучающиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого
проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической
схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.
8

Далее самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске
цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной
схемой.
Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым
анализом.
Учителю-логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей
обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону
выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с
разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка
пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание
верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут
становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить
задание правильно.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в
том, чтобы на занятиях учитель-логопед:
– учит детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я
пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю
предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно
использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к
самостоятельному высказыванию;
– повторяет детям и периодически задает им вопросы о цели выполняемых
действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем
нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если
написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.;
– проговаривает способ правильного написания тех или иных букв, подбирает
понятные сравнения, наглядно демонстрирует роль правильного выбора буквы,
предупреждает ошибки, создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Место корркционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая

область,

согласно

требованиям

ФГОС

НОО

обучающихся с ЗПР, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена

индивидуальными

коррекционно-развивающими

занятиями

(логопедическими), а также ритмикой.

9

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка ― 1 ч, в том числе на проведение коррекционно-развивающих
занятий.
Коррекционный
относится

к

курс

курсам

«Коррекционно-развивающие

коррекционно-развивающей

занятия

области,

(логопедические)»

реализуемым

в

ОО.

Приведенная рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час занятий, 33 учебных недели)
для 1 класса и на 34 часа (1 час занятий, 34 учебных недели с 2-4 классы). Форма
организации логопедических занятий зависит от условий, имеющихся в ОО. Если ученики
характеризуются низким уровнем развития познавательной деятельности и системы
произвольной регуляции, целесообразно

находить ресурсы для увеличения доли

индивидуальных логопедических занятий.
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП в
сентябре-мае 30 минут.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными
направлениями

проводится

учителем-логопедом

в

первой

четверти,

за

счет

нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста.
Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние
речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями
логопедическая работа может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными
разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в
устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на
исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции
смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях.
Коррекционно-развивающая деятельность по темам может продолжаться от двух месяцев
до

учебного

года

в

зависимости

от

10

преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков
в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен
на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами
разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе
речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в
собственной

экспрессивной

речи.

Работа

по

данному

разделу

проводится

на

индивидуальных логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений
письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных
укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза;
формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов,
выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского
языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание
данного раздела реализуется на индивидуальных логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и
коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию
представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения,
словосочетания.

На

индивидуальных

логопедических

занятиях

дети

учатся

конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится
работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.
Навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, применяются на уроках и
внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие

коммуникативной

функции

речи.

Данный

раздел

предусматривает

активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие
и

коррекцию

навыков

диалогической

речи;

формирование

умений

устного

монологического высказывания. Работа проводится на индивидуальных логопедических
занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания
используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия учитель-логопед обязательно должен
ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во
внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и
другие индивидуально-типологические особенности.
11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс 33 часа
№

Содержание занятий

1 четверть
1. Обследование (с 1-15 сентября)
2. Наша речь. Уточнение речевых
возможностей учащихся.

Лексический материал

Наша школа.Ягоды. Грибы.
Осень.

3. Предложение. Слово. Слог.
4. Слово и слог. Ударение.

Количество
часов
3
1

Овощи. Фрукты.

2

Деревья. Осень. Октябрь.

2

Итого

8

5 Звуки и буквы.

2 четверть
Домашние и дикие животные.
Домашние птицы.

1

6 Гласные звуки.

Рыбы. Транспорт.

1

Зима. Декабрь.

5

Мебель. Посуда.

1

7 Согласные звуки
8 Гласные второго ряда
Всего

8
3 четверть

9 Дифференциация согласных

Зима. Январь.

2

10 Твердые и мягкие согласные

Инструменты. Инвентарь.

2

Зима. Февраль. Родина.
Отечество.

1

Профессии. Весна. Март.

2

Семья. Одежда. Обувь.

1

11 Мягкий и твердый знаки
12 Глухие и звонкие согласные звуки
13 Развитие связной речи.
Итого

8
4 четверть

14 Развитие грамматических категорий
ед. и мн. числа

Весна. Апрель.

1

Космос.

1

Первоцветы.

1

17 . Составление описательного рассказа
по картине

Насекомые

1

18 Составление самостоятельного

Весна. Май.

1

15 Словообразование с помощью
суффиксов
16 Словообразование прилагательных

12

№

Содержание занятий

Лексический материал

Количество
часов

Устное народное творчество.

0,5

Здравствуй, лето звонкое!

0,5

рассказа.
19 Декламация стихов, песен, потешек
20 Закрепление пройденного
21 Обследование (с 15-30 мая)

3

Итого

9

Всего за год

33

13

2 класс (34 часов)
№

Содержание занятий

Лексический материал

Количество
часов

1 четверть
1. Обследование (с 1-15 сентября)
2. Текст. Предложение. Предложение. Слово.

Наша школа.

2
1

3. Предложение. Связь слов в предложении.

Ягоды. Грибы.

1

Осень. Сентябрь.

1

5. Перенос слов. Самостоятельная работа

Овощи.

1

6. Мягкие и твёрдые согласные звуки

Фрукты.

1

Осень. Октябрь.

1

Деревья.

1

4. Слово. Слог. Слоговой анализ.

7. Обозначение мягкости согласных звуков
гласными буквами 2 ряда.
8. Мягкий знак - показатель мягкости согласных
звуков. Диктант «Осень»
Итого:

9
2 четверть

9. Перенос слов с мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.

Осень. Ноябрь.

1

Домашние животные.

1

11. Дифференциация [п][6], [п'][6']

Дикие животные.

1

12. Дифференциация [ф] [в] [ф'] [в'].

Домашние птицы.

1

13. Дифференциация [к] [г] [к'] [г'].

Дикие птицы.

1

14. Дифференциация [т] [д] [т'] [д']

Рыбы.

1

Зима. Декабрь.

1

Транспорт.

1

10. Самостоятельная работа.

15. Дифференциация [ш] [ж]. Дифференциация [с]
[ш]
16. Проверочная работа. Изложение «Снег»
Итого

8
3 четверть

17. Дифференциация [с] [з] [с'] [з'].
Дифференциация [с] [ц].

Зима. Январь.

1

18. Закрепление изученных парных согласных.
Изложение.

Мебель.

1

19. Дифференциация [ц] [ч']. Дифференциация [ч']
[т']

Посуда.

1

20. Дифференциация [з] [ж] Дифференциация [ч']

Инструменты.

1
14

№

Содержание занятий

Лексический материал

Количество
часов

[щ'].

Инвентарь.

21. Диктант.

Зима. Февраль.

1

Родина. Отечество.

0,5

23. Самостоятельная работа. Учимся писать минисочинение

Наш город.

1

24. Слова, обозначающие действия предметов.
Дифференциация слов предметов и словдействий.

Профессии.

0,5

25. Главные члены предложения.

Весна. Март.

0,5

Семья.

1

Одежда. Обувь.

0,5

22. Слова, обозначающие предметы

26. Слова, обозначающие признаки предметов.
Изложение.
27. Диктант.
Итого

9
4 четверть

28. Однокоренные слова. Работа с
деформированным текстом

Весна. Апрель.

0,5

29. Суффиксальный способ образования слов.
Диктант «Птицы прилетели»

Космос.

0,5

30. Префиксальный способ образования слов

Первоцветы.

0,5

31. Дифференциация предлогов и приставок.
Изложение.

Насекомые.

1

32. Местоимение.

Весна. Май.

0,5

33. Изложение.

Устное народное
творчество.

1

34. Итоговый диктант

Здравствуй, лето!

1

35. Обследование

3

Итого:

8

Всего:

34

15

3 класс (34 часов)
№

Содержание занятий

Лексический материал

Количество
часов

1 четверть
1. Обследование (с 1-15 сентября)
2 Предложение. Текст.

Наша школа.

3
1

Осень. Сентябрь.

0,5

3

Словосочетание.

4

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Овощи.

0,5

5

Состав слова. Однокоренные слова

Фрукты.

0,5

6

Образование новых слов с помощью
приставок

Осень. Октябрь.

1

7

Части речи.

Деревья.

0,5

8

Образование новых слов с помощью
суффикса

Времена года.

1

9

Приставка. Образование новых слов.

Явления природы.

0,5

10 Дифференциация предлогов и приставок.

Животные.

0,5

Итого

9
2 четверть

11 Имя существительное.

Осень. Ноябрь.

1

Домашние животные

1

13 Склонение имен существительных во
множественном числе.

Дикие животные.

1

14 Изложение.

Домашние птицы.

1

Дикие птицы.

0,5

16 Самостоятельная работа

Рыбы.

1

17 Имя прилагательное.

Зима.

0,5

18 Проверочная работа

Декабрь.

1

Транспорт.

1

12 Склонение имен существительных.

15 Разделительные Ъ и Ь знаки.

19 Диктант.
Итого

8
3 четверть

20 Склонение имен прилагательных в
единственном числе

Зима. Январь.

1

21 Склонение имен прилагательных во
множественном числе.

Мебель.

1

16

№

Содержание занятий

Лексический материал
Посуда.

Количество
часов
1

Инструменты. Инвентарь.

0,5

Зима. Февраль

1

Родина. Отечество.

0,5

26 Проверочная работа.

Наш город

1

27 Изложение.

Профессии.

1

28 Глагол. Изменение глаголов по временам.

Весна. Март

0,5

Семья

0,5

Одежда. Обувь.

1

22 Изложение с элементами сочинения.
23 Местоимение
24 Правописание местоимений с предлогами.
25 Работа над ошибками.

29 Изменение глагола по лицам и числам.
30 Повторение и закрепление.
Итого

9
4 четверть

31 Повторение и закрепление пройденного
материала

Весна. Апрель.

0,5

Космос

0,5

Первоцветы.

1

34 Работа с деформированным текстом.

Насекомые.

1

35 Учимся писать сочинение

Весна. Май

0,5

36 Изложение.

Устное народное
творчество

1

37 Повторение и закрепление.

Здравствуй, лето!

0,5

32 Формы глагола
33 Изложение.

Обследование

3

Итого

8

Всего

34

17

4 класс (34 часа)
№

Содержание занятий

Лексический материал

Количество
часов

1 четверть
1.

Обследование (с 1-15 сентября)

2.

Предложение. Текст.

3.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

4.

3
Наша школа.

0,5

Осень. Сентябрь.

1

Состав слова.

Овощи.

0,5

5.

Дифференциация предлогов и приставок.

Фрукты.

1

6.

Изложение.

Осень. Октябрь.

1

7.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Деревья.

1

8.

Диктант

Времена года.

1

Итого

9
2 четверть

9.

Части речи.

Явления природы.

1

10

Имя существительное.

Животные.

1

11

Склонение имен существительных.

Зима. Январь.

1

12.

Склонение имен существительных во
множественном числе.

Мебель.

1

13

Изложение.

Посуда.

1

14

Работа над ошибками. Самостоятельная
работа.

Инструменты. Инвентарь.

1

15

Сочинение на тему «Зимние забавы»

Зима. Февраль

1

16

Диктант.

Родина. Отечество.

1

Итого

8
3 четверть

17

Имя прилагательное.

Зима. Январь.

1

18.

Склонение имен прилагательных.

Мебель.

0,5

19

Склонение имен прилагательных во
множественном числе.

Посуда.

0,5

20

Изложение с элементами сочинения.

Инструменты. Инвентарь.

1
18

№

Содержание занятий

Лексический материал

Количество
часов

Зима. Февраль

1

Родина. Отечество.

1

21

Работа с деформированным текстом.

22

Сочинение по готовому плану.

23

Работа над ошибками.

Наш город

1

24

Местоимение.

Профессии.

1

25

Правописание местоимений с предлогами.

Весна. Март

1

26

Повторение и закрепление пройденного.

Семья

1

Итого

9
4 четверть

27

Изложение.

Весна. Апрель.

1

28

Глагол.

Космос

1

29

Изменение глаголов по временам.

Первоцветы.

1

30

Изменение глагола по лицам и числам.

Насекомые.

1

31

Спряжение глаголов.

Весна. Май

1

32

Диктант

Устное народное
творчество

1

Обследование

2

Итого

8

Всего

34

19

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ литература
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.:
Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.
пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития.
Учебно-методическое

пособие.

Электронный

ресурс.

Режим

доступа:

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова

Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.
Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие
для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений /
Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда
спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера,
2013.

20

Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2.
С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к
особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. №
2. С. 100–111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной
и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.:
Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов.
Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.:
Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся
начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их
коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического
развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
Материально-техническое обеспечение
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
21

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал,
наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)»

является

преодоление

типичных

недостатков

устной

речи

и

профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения
первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и
подбирая инструментарий для оценки их достижения.
По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое
обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой
структурой);
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных
слов).
Логопедические

методики

обследования

речи

представлены

в

списке

методического обеспечения.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с
учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели
собственно

речевого

развития.

Коррекционный

курс

«Логопедические

занятия»

чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является
генеральной

целью

программы

коррекционной

работы.

Содержание

детских

высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи;
22

- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и
дать аналогичную оценку однокласснику;
- обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье,
школе) и выступать на нем;
- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- получать и уточнять информацию от собеседника;
- задавать вопросы;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР для перечисленных показателей
рекомендовано использовать шкалу:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее
продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным
параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
- состояние

звуковой

стороны

речи

(до

исправления

всех

недостатков

звукопроизношения);
- состояние активного словаря, понимание значений слов;
- овладение словообразованием и словоизменением;
- уровень связного высказывания;
- состояние речевой коммуникации;
- речевая активность;
- состояние познавательных функций речи;
- состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения.

23

Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей
возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Можно
использовать качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится
первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические
занятия» представлены в конце программы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО
обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в
преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных
представителей)

необходимо

направить

на

психолого-медико-педагогическое

обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы
в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты

освоения

обучающимися

с

ЗПР

коррекционного

курса

«Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на
итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические
занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед
пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
- возможность

объяснять

значение

слов

разных

грамматических

категорий

(предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках
программных

требований),

дифференцировать

грамматическую

категорию

(подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
-

использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в
различных

языковых

единицах

(слогах,

словах

различной

звуко-слоговой

сложности, предложениях, связных высказываниях);

24

- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук
из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять
его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове;
составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звукослоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
- умение

пользоваться

префиксальным

и

суффиксальным

способами

словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».