Основы проектной исследовательской деятельности 8-9 класс (вариант 7)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение
к
Адаптированной
основной
образовательной программе
основного
общего
образования для обучающихся
с ЗПР (вариант 7)

Адаптированная рабочая программа курс внеурочной
деятельности для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7)
Основы проектной исследовательской деятельности
8-9 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 18:36:47
+05'00'

г. Серов

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Описание ситуации.
Введение в проектную деятельность. Виды проектов. Важность проектных умений
в жизни современного человека. Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта.
Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой
ситуации. Описание и анализ ситуации в рамках проекта. Основные этапы работы над
проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия,
презентация.
Способы мыслительной деятельности
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Важность
исследовательских
умений
в
жизни
современного
человека.
Презентация
исследовательских работ обучающихся.
Понятие «проблема», «актуальность», «проблема исследования», «актуальность
исследования». Формулировка проблемы через вопрос и через противоречие. Структура
написания актуальности исследования. Определение темы исследования. Выбор
объектной области исследования.
Подбор книги для монографического реферата согласно выбранной объектной
области исследования совместно с педагогом предметником. Выбор темы, постановка
проблемы исследования. Способы фиксации полученных сведений
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры
на внимание.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное
слово». Правила совместной работы в парах.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра
«Найди причину».
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование:
аннотация, литературный обзор). Работа в сети Интернет. Поиск материала и его оценка и
переработка.
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление
собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации.
Приемы и процедура убеждения. Публичное выступление Способы воздействия на
аудиторию.
Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач. Постановка цели по выбранной
теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме.
Мыслительные
операции.
Эксперимент.
Наблюдение.
Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Мыслительные
операции,
необходимые
для
учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Планирование работы над проектом. Определение источников информации.
Связь проблемы, цели и проектного продукта. Основные этапы работы над
проектом. План деятельности. Индивидуальный график реализации плана.
Мыслительные
операции.
Эксперимент.
Наблюдение.
Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Способы фиксации полученных сведений
2

(схемы, рисунки, таблицы, знаки, символы и др.) Мыслительные операции, необходимые
для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
суждения, умозаключения, выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения.
Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Структура проектной работы. Требование к оглавлению, списку используемой
литературы. Требования к оформлению списка используемой литературы. Требования к
оформлению текста. Работа с текстовыми редакторами. Возможности текстовых
редакторов для оформления проекта. Требования к оформлению презентации проекта.
Выбор метода презентации проекта. Работа с приложениями презентационной графики.
Возможности мультимедийных технологий.
Понятие рефлексии. Критерии экспертной оценки индивидуального проекта.
Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту.
Выполнение индивидуального проекта.
Самостоятельное выполнение основных этапов индивидуального проекта:
проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия,
презентация.
9 КЛАСС
Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.
Понятие о проблеме. Формулирование проблемы. Выбор темы проекта.
Классификация тем. Правила выбора темы. Цели и задачи проекта. Отличия цели от задач.
Постановка цели по выбранной теме. Определение достижимости цели. Выбор задач для
достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме. Виды продуктов проекта.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом. Основные виды научных текстов и их особенности.
Типичные ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. Профессиональное
редактирование научных текстов. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в
группах. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации.
Выпуск брошюры. Уметь работать в программе презентации. Составление презентаций.
Уметь выстроить логическую цепочку защитной речи.
Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать
доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов
по заданному алгоритму” и др.
Конференция. Выступления обучающихся с презентацией своих проектов. Анализ
проектно-исследовательской деятельности.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Основы проектно-исследовательской деятельности».
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию;
- формирование установки на престижность занятий научной деятельностью,
фундаментальными науками;
- формирование ответственного отношения к деятельности;
- формирование
коммуникативной
компетентности
в общении
и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской
деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
оппоненту;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и
формулировать задачи;
- планировать свою деятельность по решению поставленных задач;
- умение определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- умение работать индивидуально и организовывать совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- умение презентовать результаты своей деятельности;
- формулировать и выполнять учебную задачу;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного
типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
4

- умение работать с различными источниками информации;
- умение использовать различные методы исследования;
- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями в рамках выбранной
темы;

- развитие представлений о межпредметных связях;
- знать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- определять и формулировать проблему, тему, цель, задачи, продукт проекта,
планирование;
- знать структуру проекта;
- искать основные источники информации;
- знать правила оформления списка использованной литературы;
- знать правила оформления проекта.
- оформлять паспорт и текст проекта.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
ихпознавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
• организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
5

уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументированияи отстаивания своей точки зрения.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ раздела
(темы)

Наименование раздела (темы)

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с
учетом рабочей программы
воспитания

Раздел 1. Описание ситуации. (3 часа)

1

Введение в проектную деятельность

1

2

Описание ситуации

1

3

Описание и анализ ситуации в рамках проекта

1

• установление доверительных
отношений между учителем и
его учениками,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.

Раздел 2. Способы мыслительной деятельности (19 часов)
4

Что такое проект

1

5

Что такое проблема

1

• привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их

6

Как мы познаём мир

1

7

Исследование как форма познания

1

8

Удивительный вопрос

1

9

Учимся выдвигать гипотезы

1

10

Источники информации

1

11

Сотрудничество

1

12

Основные правила делового общения и ведение дискуссий

1

13

Выбор темы исследования

1

14

Цели и задачи исследования

1

15

Методы исследования

1

16

Мыслительные операции

1

Сбор материала для исследования

2

Анализ и синтез

1

17-18
19

работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
• использование
воспитательных возможностей
содержания учебного
предмета через демонстрацию
детям примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
• применение на уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных, деловых,
ситуационных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников; дискуссий,
которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт

8

20-21
22

23

24

25

26

27

28

ведения конструктивного
диалога; групповой работы
или работы в парах, которые
учат школьников командной
Обобщение полученных данных
1
работе и взаимодействию с
другими детьми.
Раздел 3. Планирование работы над проектом. Определение источников информации (5 часов)
• включение в урок игровых
процедур, которые помогают
Составление развернутого плана
1
поддержать мотивацию детей
к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
Методы исследования
1
классе, помогают
установлению
доброжелательной атмосферы
Сбор материала для исследования
1
во время урока;
• организация шефства,
наставничества
мотивированных и
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
1
эрудированных учащихся над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально
Обобщение полученных данных.
1
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи.
Раздел 4. Требования к оформлению индивидуального проекта (4 часа)
• инициирование и поддержка
Структура проектной работы
1
исследовательской
деятельности школьников в
Суждения, умозаключения, выводы

2

9

29

Требования к оформлению текста

1

30

Требования к оформлению презентации проекта

1

31

Знакомство с критериями оценивания

1

рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения теоретической
проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других
исследователей, навык
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения.

Раздел 5. Выполнение индивидуального проекта (3 часа)
32-33

34

Работа над проектом

2

Подводим итоги

1

• побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.

10

9 КЛАСС
№ раздела
(темы)

1

2

3

4

5-6

Электронные
Деятельность учителя с
Количество
(цифровые)
Наименование раздела (темы)
учетом рабочей программы
часов
образовательные
воспитания
ресурсы
Раздел 1. Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (13 часов)
• установление доверительных
отношений между учителем и
его учениками,
Определение темы проекта. Постановка цели и задач
1
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
Формулировка проблемы
1
информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
Планирование работы
1
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися), принципы
учебной дисциплины и
Правила написания и оформления проекта
1
самоорганизации;
• привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их
Обучение анкетированию, социальному опросу,
2
работы с получаемой на уроке
интервьюированию
социально значимой

11

7

Работа с электронными каталогами

1

8

Отбор и составление списка литературы по теме
исследования

1

9

Работа с текстовым материалом

1

10

Обобщение полученных данных

1

Оформление презентации

2

Обобщение полученных данных

1

11-12

13

информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
•
использование
воспитательных возможностей
содержания учебного
предмета через демонстрацию
детям примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
•
применение на уроке
интерактивных форм работы
обучающихся:
интеллектуальных, деловых,
ситуационных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников; дискуссий,
которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного
диалога; групповой работы
или работы в парах, которые

12

учат школьников командной
работе и взаимодействию с
другими детьми;
•
включение в урок
игровых процедур, которые
помогают поддержать
мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока.
Раздел 2. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся (4 часа)

14-15

Подготовка к защите.

2

• организация шефства,
наставничества
мотивированных и
эрудированных учащихся над
их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи;
• инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности школьников в
рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навык самостоятельного

13

16-17

Защита проектов.

2

решения теоретической
проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других
исследователей, навык
публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».