Литературное чтение на родном языке (русском) 1-4 класс (ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной основной
образовательной
программе
начального
общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
1-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.20 23:26:21
+05'00'
г. Серов

Содержание
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов.
Например:
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям.
Например:
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном
ориентире. Например:
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
Например:
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах вдетских
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов.
Например:
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.

Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям.
Например:
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном
ориентире. Например:
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
Например:
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах вдетских
Я взрослею
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»(фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном
ориентире. Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира.
Например:
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
Раздел 2. Россия — Родина моя
мечтах. Например:
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия — Родина моя

Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Художественные биографии выдающихся представителейрусского народа. Например:
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздниквесны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих
представлений в фольклоре иих развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «Деньрождения»).
Я взрослею (6 ч)
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад,
любовь, взаимопонимание, забота,терпение, уважение к старшим). Например:
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии

Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие
мира реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия — Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например:
Е. В. Григорьева. «Радость».
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня»
(фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Испокон века книга растит человека
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении
личности. Например:
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте
характера. Например:
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании,
сопереживании, чуткости, любвикак нравственно-этических ценностях, значимых для национального
русского сознания. Например:
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья
Такое разное детство
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи:
взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например:

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый
„полёт”»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы
«Про печку», «Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Отражение в произведениях фантастики проблем реальногомира. Например:
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия — Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе»(глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли.
Например:
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с
помощью интонированиясмысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей итрадиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть,
сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство идр. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о
мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния
окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение
информационных
текстов:
историко-культурный
комментарий
к
произведениям, отдельные факты биографииавторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных
текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие
специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение
услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказтекста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразиесравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение
по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на
серию иллюстрацийк произведению, на репродукции картин русских художников.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые
ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты по годам обучения
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
1)
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира,
национальной истории и культуры;
2)
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
3)
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
4)
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о
значении слова;
5)
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
1)
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
2)
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
3)
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных
и учебных текстов;
4)
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
5)
обогащать собственный круг чтения;
6)
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
1)
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
2)
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
3)
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4)
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа
художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать
литературное произведение от имениодного из действующих лиц;
6)
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
5)

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
1)
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
культурной самоидентификации;
2)
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
3)
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
4)
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный
рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
5)
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
6)
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.

Тематическое планирование
1 класс
№
п.п

1
2
3

4
5
6
7

8

9
10

11
12

13

Наименование темы
(раздела)

Колич
ество
часов

I Характер народа в его
творчестве
Начинается
считалка…
Пришла Коляда – отваряй
ворота
Дед Мороз и детвора

3

Приди, зима! Приди,
красна!

1

II Грамоте учиться
всегда пригодится
Созвучный с миром
природы. Делу время,
потехе час
Всякому мила своя
сторона. В загадке-отгадке
смекалка народа
Что ни делает, всё с
приговорками… Говорит
скороговоркой…
Народная
наблюдательность в
приметах. Без пословицы
речь не молвится
Сказка ложь, да в ней
намек! Добрым молодцам
урок
III Мой друг – книга
Чтение – к мудрости
движение.
Учиться
интересно!
Чтение – вот лучшее
учение. Язык болтает, а
голова не знает
IV Семья – основа жизни
Счастье моё – мама. Папа
– мой лучший друг
Мир в семье любовью
держится

5

V Что такое настоящий,
верный друг
Дружба – это чудо из
чудес. Дружба не разлей

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
1

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/50
96/main/190483/

1
1
1
1

Деятельность учителя с
учетом рабочей программы
воспитания
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации, активизация
познавательной
деятельности обучающихся.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со сверстниками и
старшими.

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/41
40/main/285451/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/38
55/main/180639/

1
2
1
1

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/37
57/main/293731/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/41
40/main/285451/

2
1
1

1

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/37

Управление учебными
группами с целью
вовлечения обучающихся в
процесс обучения и
воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную
деятельность.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со сверстниками и
старшими.
Построение доверительных
отношений между учителем
и обучающимися,

вода

57/main/293731/

14

Нет
надёжнее
его,
преданней. Люди заводят
собак, а кошки - людей

1

15

Красота вежливых слов

1

VI Россия – моя Родина

2

16

Родная земля

1

17

Это радость со слезами на
глазах. День Победы!
Бессмертный полк

1

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/38
37/main/304042/

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/34
95/main/303970/

способствующих
позитивному восприятию
учащимися требованию и
просьб учителя.

Управление учебными
группами с целью
вовлечения обучающихся в
процесс обучения и
воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную
деятельность.

2 класс
№
п/п

Раздел, тема урока

I Школьное детство

Кол-во
часов

Снова в школу!

1

2

Мы ходим в школу

1

4

Испокон века книга
растит человека
Как хорошо уметь
читать

II Россия – наш общий дом

1

3

С чего начинается
Родина?

1

6

Осени чудесной
красота

1

7

«Мороз и солнце;
день чудесный!»

1

III Зимы большое
торжество

2

Рождественское чудо

9

Помогая,
приобретаешь друзей

Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.

1

5

8

Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания

4

1

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
https://resh.edu.ru/su аспекту изучаемых на уроках
bject/lesson/5027/sta явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
rt/286352/
значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
Демонстрация обучающимся
примеров проявления
человеколюбия и
https://resh.edu.ru/su
добросердечности, через подбор
bject/lesson/5043/sta
соответствующих текстов для
rt/287009/
чтения, проблемных ситуаций

для обсуждения в классе.
III Добра желаешь – добро и
делай
10

Старый друг лучше
новых двух

1

11

Жизнь родителей в
детях

1

12

Бабушкины сказки

1

13

Весна идёт, полна
чудес!
Христос воскрес!

1

IV Дети и война

2

14

Жили-были дети на
войне

1

15

Доброта – это талант

1

V Как поживёшь, так и
прослывёшь
16

17

№
разде
ла,
урока
1
2

3

4

Труд всему голова

Живая природа

Наименование темы
(раздела)
Осень яснее лета
Осенние именины.
Осеннее настроение.
Первый раз в третий
класс. Тайное
становится явным.
«Мы едем, едем, едем
в далёкие края»

Мы с приятелем
вдвоём
Не похожи мы, а всё

https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/5043/sta
rt/287009/
Демонстрация обучающимся
примеров проявления
человеколюбия и
https://resh.edu.ru/su добросердечности, через подбор
bject/lesson/4515/sta соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
rt/287389/
https://resh.edu.ru/su для обсуждения в классе.
bject/lesson/5061/sta
rt/300087/
Демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.

2
1

1

Коли
честв
о
часов
2
1
1

3
1

https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6032/sta
rt/38443/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/5122/sta
rt/190058/
3 класс
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания
Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой
информации- обсуждение,
высказывание мнений.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Построение доверительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих

4
5

6
7

8
9

10

11

же нас не разольёшь
водой! Благодарность
и верность в дружбе.
Мы умножим нашу
радость и разделим
пополам.
Рождение печатной
книги на Руси

1
1

Человек без Родины
что соловей без песни
Старинный обычай
Моя сторона

2

Зимняя сказка
Зима…пора
вдохновения.
Чудо рождества

2
1

Семья – опора счастья
Мать в детях как в
цвету цветёт. Бабушка
моя. Каждый сын
своего отца.
Хлеб всему голова.
Жили-были братья и
сёстры. Правда и
кривда.

2
1

1
1

1

1

позитивному восприятию
учащимися требованию и просьб
учителя. Побуждение
обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
https://resh.edu.ru/su сверстниками и старшими.
Управление учебными группами
bject/lesson/5156/
с целью вовлечения
обучающихся в процесс
обучения и воспитания,
мотивируя их учебнопознавательную деятельность.
Управление учебными группами
с целью вовлечения
обучающихся в процесс
обучения и воспитания,
мотивируя их учебнопознавательную деятельность.
Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой
информации- обсуждение,
высказывание мнений.
Привлечение внимания
обучающихся к обсуждаемой на
уроках информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся.
Поддержание в детском
коллективе деловой,
дружелюбной обстановки
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
Построение доверительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требованию и просьб
учителя. Побуждение
обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
сверстниками и старшими.
Управление учебными группами
с целью вовлечения
обучающихся в процесс
обучения и воспитания,
мотивируя их учебнопознавательную деятельность.

Повсюду благовест
гудит
Вербное воскресенье.
Повсюду благовест
гудит.
Весна пришла, весне
дорогу

2

Путь к победе
Жизнь дана на добрые
дела. Сыновий поклон
Это праздник с
сединою на висках

2
1

2

16

Удивительный мир
вокруг нас
Дело мастера боится

17

Малиновое лето

1

12
13

14
15

1
1

1

1

Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов.
Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
– обсуждение, высказывание
мнения.
Установление доверительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя.
Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой
информации- обсуждение,
высказывание мнений.
Поддержание в детском
коллективе деловой,
дружелюбной обстановки
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками.
Привлечение внимания
обучающихся к обсуждаемой на
уроках информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками.
Поддержание в детском
коллективе деловой,
дружелюбной обстановки

4 класс
№
п/п

Раздел, тема урока

I Здравствуй, осень!
Здравствуй школа!
1. Осени приметы.
2. Школьная
дружба.
Кто зазнаётся, тот без
друзей остаётся.

Коли
честв
о
часов
2
1
1

II
Дела
давно
минувших
дней,
преданья
старины
глубоких…
Было ль, не было ль…
«Богатырская
наша
сила – сила духа и
сила воли!»
Страна городов. Отец
и дочь.
Подвиги
во
имя
любви.
Племянник
Ломоносов. Учитель,
ученик, родная кровь.
Первые на Руси книги
для детей. Проектная
работа.

5

III
Где
нам
посчастливилось
родиться…
8. «Любовь очей, моя
страна!»
Хранимая
Богом родная земля!

1

3.

4.
5.
6.
7.

1

1
1
1
1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения.
Установление
доверительных
отношений
между
педагогическим работником и
его
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
педагогического
работника,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания

IV
Рождество
подарит праздник и
добром согреет душу
9. Каждый из нас ангел.
Рождество
добром
согреет душу!

1

V Невидимый мир
внутри тебя
10. Хлеб в пути – не в
тягость.
11. В начале было слово.

2

1

1
1

обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах,
которые
учат
обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими
обучающимися;
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока.
Использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе;
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально
значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи.
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания

VI Любовь к Родине
начинается с семьи
12. Семья – мои корни.
«Я
буду
светить
путеводной звездой!»
Вместе с мамой. Как
хорошо, когда папа
рядом! Бабушка моя!
13. Весна, весна красная!
Приди,
весна,
с
радостью… В толстый
колокол звонят, так
праздник.

2

VII
Идёт
война
народная, священная
война!
14. Героическая азбука.
15. «…А был он лишь
солдат…»
16. Дети-герои.

3

VIII
Это
русское
раздолье, это родина
моя

1

1

1

1
1
1

своей точки зрения.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения.
Установление
доверительных
отношений
между
педагогическим работником и
его
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
педагогического
работника,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах,
которые
учат
обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими
обучающимися.
Организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально

значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».