УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 31.08.2023г. № 134-од Приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Правополушарная живопись» 1-4 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.01.20 23:17:12 +05'00' г. Серов Содержание Упражнения на развитие концентрации внимания, памяти, зрительнопространственную ориентировку. Игра со схемами, рисование по шаблонам, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображение, внимание и зрительной памяти путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предметсилуэт» при наличии спорных изображений, развитие мышления, произвольного внимания, памяти, речи, путем выполнения упражнений на зеркальное рисование, рисование двумя руками вместе. Основные способы и техники правополушарного рисования. Способы создания фонов, создание силуэтной картины, способы изображения облаков, техника изображения травинок, способы изображения цветов, техника «примакивания кисти», техника изображения лица, знакомятся с техникой рисования деревьев, способы рисования кроны деревьев, «примакивание» кисти, способ «Тычка», губкой, зубной щеткой, целлофановым пакетом, мятой бумагой, пальчиками, ватной палочкой, с помощью трафарета, способ «перевернутое рисование», техника «набрызг», силуэтное рисование, работают в нетрадиционной технике «Отпечаток листьями». 2 Планируемые результаты Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, 3 анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий Предметные результаты Снятие страхов; • Развитие уверенности в своих силах; • Развитие пространственного мышления; • Умения свободно выражать свой замысел; • Побуждение к творческим поискам и решениям; • Развитие мелкой моторики рук; • Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии; • Во время работы дети с ОВЗ получат эстетическое удовольствие. • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: • Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; • Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: • Расширение представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; • Расширение представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; • Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее 4 пространственно- временной организации, проявляющаяся: • Расширение и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; • Расширение представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; • Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; • Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; • Способность к наблюдательности, умение замечать новое; • Умение ставить и удерживать цель деятельности; • Планирование действия. 5 Тематическое планирование 1 класс № п/п Тема урока Количество часов 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях 1 2 Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) 1 3 Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах» 4 Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» 1 5 Радужный фон картины. «В горах» 1 6 «Дельфины» 1 7 Краски осени 1 8 Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж» 1 9 Создание вертикального фона. «Под дождём» 1 10 Создание кругового фона. «Таинственная ночь» 1 11 Создание кругового фона. «Лунный кот». 1 12 Техника набрызга 1 13 Круговой фон. «Совушка» 1 14 Техника предметная монотипия. 1 Электронные Деятельность цифровые учителя с образовательные учётом рабочей ресурсы программы воспитания Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, Библиотека активизации их ЦОК https://m.edsoo.ru познавательной деятельности /8a14c35e Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы Библиотека поведения, ЦОК https://m.edsoo.ru правила общения со /8a14b490 старшими (педагогически ми работниками) и сверстниками (обучающимис Библиотека я), принципы ЦОК учебной https://m.edsoo.ru/ дисциплины 8a14b6e8 и самоорганизаци и Поддержание в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Библиотека Включение в ЦОК https://m.edsoo.ru урок игровых процедур, /8a14b8e6 которые помогают 6 «Сказочное дерево» 15 Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце» 1 16 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 1 17 «Снегирь» 1 18 «Новый год». «Рождество» 1 19 Виды фонов в правополушарном рисовании. «Северное сияние» 1 20 «Любопытный пингвинёнок» 1 поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностны Библиотека х отношений в ЦОК классе, https://m.edsoo.ru помогают /8a14a45a установлению доброжелатель ной атмосферы во время урока Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /8a14ba1c 21 «Золотые рыбки» 1 22 Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 1 23 Рисование отпечатками. «Светлячки» 1 24 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» 1 25 «Цветы для мамы» 1 26 «Мартовские котики» 1 27 «Весенние деревья» 1 28 «На пруду» 1 29 «Сакура» 1 30 « Космос» 1 31 «Цветущие сады» 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, Библиотека активизации их ЦОК https://m.edsoo.ru познавательной деятельности /8a14bd46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 8a14a19e 32 «Волшебный луг» 1 33 «Одуванчики» 1 Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися интеллектуальн ых игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся 7 2 класс № п/п Тема урока Количество часов 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях 1 2 Круговой фон. Сочетание цветов. 1 3 Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью 4 Вертикальный фон. Сочетание цветов. 1 5 Выполнение рисунка «пейзаж» 1 6 Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст. 1 7 Выполнение рисунка «Лунный кот» 1 8 Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. 1 9 Выполнение рисунка «Хохлома» 1 10 Композиция. Фон. Сочетание холодных цветов. 1 11 Выполнение рисунка «Гжель» 1 12 Выполнение рисунка «Сказочное дерево» 1 13 Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. 1 14 Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. 1 Электронные Деятельность цифровые учителя с образовательные учётом рабочей ресурсы программы воспитания Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, Библиотека активизации их ЦОК https://m.edsoo. познавательной деятельности ru/8a14c35e Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы Библиотека поведения, ЦОК https://m.edsoo. правила общения со ru/8a14b490 старшими (педагогически ми работниками) и сверстниками (обучающимис я), принципы учебной дисциплины Библиотека и ЦОК самоорганизац https://m.edsoo.ru ии /8a14b6e8 Поддержание в детском коллективе деловую, дружелюбную Библиотека атмосферу ЦОК https://m.edsoo. Включение в урок игровых ru/8a14b8e6 процедур, которые помогают поддержать 8 Блики. 15 Выполнение рисунка «Зимний лес» 1 16 Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. 1 17 Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики. 1 18 Выполнение рисунка «Ёлочка» 1 19 Теплая и холодная цветовая гамма. 1 20 Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени. 1 21 Выполнение рисунка «ёлочные игрушки» 1 22 Круговой фон. Передний и дальний планы. 1 23 Выполнение рисунка «Новогодняя открытка» 1 24 Пейзаж. Круговой фон. Тень, блики. 1 25 Выполнение рисунка «Северное сияние» 1 26 «Мартовские котики» 1 27 Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики. 1 28 Выполнение рисунка «Открытка Валентинка» 1 29 Выполнение рисунка «Ёжик» 1 30 Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг. 1 31 Выполнение рисунка «Золотые рыбки» 1 32 Сюжет. Круговой фон. Тени, 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14a45a Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14ba1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14bd46 мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностны х отношений в классе, помогают установлению доброжелатель ной атмосферы во время урока Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися интеллектуальн ых игр, стимулирующих познавательную Библиотека мотивацию ЦОК https://m.edsoo.ru обучающихся /8a14a19e 9 блики. Детализация. 33 Выполнение рисунка «Непоседа» 1 34 Выполнение рисунка «Светлячки» 1 3 класс № п/п Тема урока Количество часов 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях 1 2 Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация. 1 3 Выполнение рисунка «Дружная семейка» 4 Техника надува. Цветовые переходы. Детализация. 1 5 Выполнение рисунка мыльными пузырями гуашью: работа с фигурами трубочками (прорисовка деталей кистью). 1 6 Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация. 1 7 Выполнение рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа кистью. 1 8 Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. 1 9 Цветовые переходы. Детализация. 1 10 Выполнение рисунка в технике кляксографии гуашью: создание 1 Электронные Деятельность цифровые учителя с образовательные учётом рабочей ресурсы программы воспитания Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, Библиотека активизации их ЦОК https://m.edsoo. познавательной деятельности ru/8a14c35e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14b490 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогически ми работниками) и сверстниками (обучающимис я), принципы учебной дисциплины и самоорганизац ии Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /8a14b6e8 Поддержание в детском 10 рисунка с помощью клякс, прорисовка деталей кистью) 11 Выполнение рисунка «Гжель» 1 12 Выполнение рисунка «Сказочное дерево» 1 13 Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. 1 14 Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики. 1 15 Выполнение рисунка «Зимний лес» 1 16 Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. 1 17 Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики. 1 18 Выполнение рисунка «Ёлочка» 1 19 Теплая и холодная цветовая гамма. 1 20 Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени. 1 21 Выполнение рисунка «ёлочные игрушки» 1 22 Круговой фон. Передний и дальний планы. 1 23 Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация. 1 24 Выполнение рисунка «открытка к 23 февраля» 1 25 Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация. 1 26 Выполнение рисунка «Мартовские котики» 1 27 Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14b8e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14a45a коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностны х отношений в классе, помогают установлению доброжелатель ной атмосферы во время урока Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14ba1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a14bd46 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности Применение на уроке 11 28 Выполнение рисунка «Цветы для мамы» 1 29 Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование. 1 30 Выполнение рисунка «Весенние мотивы» 1 31 Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. 1 32 Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. 1 33 Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. 1 34 Выполнение рисунка «Цветущее дерево» 1 интерактивных форм работы с обучающимися интеллектуальн ых игр, стимулирующих познавательБиблиотека ную ЦОК мотивацию https://m.edsoo.ru обучающихся /8a14a19e 4 класс № п/п Тема урока Количество часов 1 Вводное занятие. Основные правила правополушарного рисования. 1 2 Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия). Материалы и инструменты для рисования. 1 3 Воспоминание о лете 1 4 Осень. Отпечаток листьями 1 5 Утро 1 6 Осенний парк 1 7 Краски осени 1 8 Поздняя осень Выдувание красками. 1 9 Восход 1 Электронные Деятельность цифровые учителя с образовательные учётом рабочей ресурсы программы воспитания Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке Библиотека информации, ЦОК активизации их https://m.edsoo.ru познавательной /8a14c35e деятельности Побуждение обучающихся соблюдать на уроке Библиотека общепринятые ЦОК https://m.edsoo.ru нормы поведения, /8a14b490 правила общения со старшими (педагогически ми работниками) Библиотека и сверстниками ЦОК (обучающимис https://m.edsoo.ru/ я), принципы 8a14b6e8 12 10 Маяк 1 11 Парусник. Силуэтная картина. 1 12 Техника набрызга. 1 13 Цветы для мамы 1 14 Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево» 1 15 На пруду 1 16 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 1 17 Зимние забавы 1 18 Рисование гуашью. Снеговик. 1 19 Виды фонов в правополушарном рисовании. «Северное сияние» 1 20 Работа в технике граттаж «Родное село» 1 учебной дисциплины и самоорганизац ии Поддержание в детском коллективе деловую, Библиотека дружелюбную ЦОК атмосферу https://m.edsoo.ru Включение в /8a14b8e6 урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию Библиотека позитивных ЦОК межличностны https://m.edsoo.ru х отношений в /8a14a45a классе, помогают установлению доброжелатель ной атмосферы Библиотека во время урока ЦОК https://m.edsoo.ru /8a14ba1c 21 Родной край 1 22 Рисование смятой бумагой. Сирень. 1 23 Рисование отпечатками. 1 24 Силуэтная картина. Лошадь на закате. 1 25 Дельфин. Силуэтная картина. 1 26 «Мартовские котики» 1 27 Весенние деревья 1 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, Библиотека активизации их ЦОК https://m.edsoo.ru познавательной деятельности /8a14bd46 Применение на уроке 13 интерактивных форм работы с обучающимися интеллектуальн ых игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся 28 Техника граттаж «Космос». 1 29 Рисование гуашью «Обезьянка» 1 30 Рисование трубочками для коктейля. 1 31 Рисование техникой набрызга.. Космос. 1 32 Вдвоем. Силуэтная картина 1 33 Я помню! Я горжусь! 1 34 Рисование на свободную тему. 1 14