УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од
Приложение к Адаптированной основной
образовательной программе начального
общего образования для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.1)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Правополушарная живопись»
1-4 класс
Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.20 23:17:12
+05'00'
г. Серов
Содержание
Упражнения на развитие концентрации внимания, памяти, зрительнопространственную ориентировку.
Игра со схемами, рисование по шаблонам, развитие мелкой моторики, развитие
зрительно-пространственной ориентировки, воображение, внимание и зрительной
памяти путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предметсилуэт» при наличии спорных изображений, развитие мышления, произвольного
внимания, памяти, речи, путем выполнения упражнений на зеркальное рисование,
рисование двумя руками вместе.
Основные способы и техники правополушарного рисования.
Способы создания фонов, создание силуэтной картины, способы изображения
облаков, техника изображения травинок, способы изображения цветов, техника
«примакивания кисти», техника изображения лица, знакомятся с техникой рисования
деревьев, способы рисования кроны деревьев, «примакивание» кисти, способ
«Тычка», губкой, зубной щеткой, целлофановым пакетом, мятой бумагой, пальчиками,
ватной палочкой, с помощью трафарета, способ «перевернутое рисование», техника
«набрызг», силуэтное рисование, работают в нетрадиционной технике «Отпечаток
листьями».
2
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции,
социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими
социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО
должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
3
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий
Предметные результаты
Снятие страхов;
•
Развитие уверенности в своих силах;
•
Развитие пространственного мышления;
•
Умения свободно выражать свой замысел;
•
Побуждение к творческим поискам и решениям;
•
Развитие мелкой моторики рук;
•
Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии;
•
Во время работы дети с ОВЗ получат эстетическое удовольствие.
•
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
•
Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
•
Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю:
•
Расширение представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в
быту предметов и вещей;
•
Расширение представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
•
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
4
пространственно- временной организации, проявляющаяся:
•
Расширение и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
•
Расширение представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
•
Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
•
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
•
Способность к наблюдательности, умение замечать новое;
•
Умение ставить и удерживать цель деятельности;
•
Планирование действия.
5
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности, гигиене,
правилах внутреннего распорядка
и поведения на занятиях
1
2
Мир правополушарного рисования
(виртуальная экскурсия)
1
3
Создание горизонтального фона
картины. «В жарких странах»
4
Горизонтальный фон картины.
Рисование пальцами. «На море»
1
5
Радужный фон картины. «В горах»
1
6
«Дельфины»
1
7
Краски осени
1
8
Рисование ватными палочками.
«Осенний пейзаж»
1
9
Создание вертикального фона.
«Под дождём»
1
10
Создание кругового фона.
«Таинственная ночь»
1
11
Создание кругового фона.
«Лунный кот».
1
12
Техника набрызга
1
13
Круговой фон. «Совушка»
1
14
Техника предметная монотипия.
1
Электронные
Деятельность
цифровые
учителя с
образовательные учётом рабочей
ресурсы
программы
воспитания
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
Библиотека
активизации их
ЦОК
https://m.edsoo.ru познавательной
деятельности
/8a14c35e
Побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
Библиотека
поведения,
ЦОК
https://m.edsoo.ru правила
общения со
/8a14b490
старшими
(педагогически
ми
работниками)
и сверстниками
(обучающимис
Библиотека
я), принципы
ЦОК
учебной
https://m.edsoo.ru/ дисциплины
8a14b6e8
и
самоорганизаци
и
Поддержание в
детском
коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу
Библиотека
Включение в
ЦОК
https://m.edsoo.ru урок игровых
процедур,
/8a14b8e6
которые
помогают
6
«Сказочное дерево»
15
Смешение диагонального и
кругового фона. «Зимнее солнце»
1
16
Смешение радужного и
горизонтального фона. «Звёздная
ночь»
1
17
«Снегирь»
1
18
«Новый год». «Рождество»
1
19
Виды фонов в правополушарном
рисовании. «Северное сияние»
1
20
«Любопытный пингвинёнок»
1
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностны
Библиотека
х отношений в
ЦОК
классе,
https://m.edsoo.ru помогают
/8a14a45a
установлению
доброжелатель
ной атмосферы
во время урока
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/8a14ba1c
21
«Золотые рыбки»
1
22
Рисование смятой бумагой.
«Непоседа»
1
23
Рисование отпечатками.
«Светлячки»
1
24
Создание фона с помощью техники
набрызга. «Дружная семейка»
1
25
«Цветы для мамы»
1
26
«Мартовские котики»
1
27
«Весенние деревья»
1
28
«На пруду»
1
29
«Сакура»
1
30
« Космос»
1
31
«Цветущие сады»
1
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
Библиотека
активизации их
ЦОК
https://m.edsoo.ru познавательной
деятельности
/8a14bd46
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
8a14a19e
32
«Волшебный луг»
1
33
«Одуванчики»
1
Применение на
уроке
интерактивных
форм работы с
обучающимися
интеллектуальн
ых игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся
7
2 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности, гигиене,
правилах внутреннего распорядка
и поведения на занятиях
1
2
Круговой фон. Сочетание цветов.
1
3
Выполнение рисунка
«Таинственная ночь»» гуашью
4
Вертикальный фон. Сочетание
цветов.
1
5
Выполнение рисунка «пейзаж»
1
6
Круговой фон. Сочетание цветов.
Техника набрызга. Контур.
Холодные цвета. Контраст.
1
7
Выполнение рисунка «Лунный
кот»
1
8
Круговой фон. Композиция.
Сочетание цветов.
1
9
Выполнение рисунка «Хохлома»
1
10
Композиция. Фон. Сочетание
холодных цветов.
1
11
Выполнение рисунка «Гжель»
1
12
Выполнение рисунка «Сказочное
дерево»
1
13
Пейзаж. Теплая и холодная
цветовая гамма.
1
14
Круговой и диагональный фон.
Передний и дальний планы. Тень.
1
Электронные
Деятельность
цифровые
учителя с
образовательные учётом рабочей
ресурсы
программы
воспитания
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
Библиотека
активизации их
ЦОК
https://m.edsoo. познавательной
деятельности
ru/8a14c35e
Побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
Библиотека
поведения,
ЦОК
https://m.edsoo. правила
общения со
ru/8a14b490
старшими
(педагогически
ми
работниками)
и сверстниками
(обучающимис
я), принципы
учебной
дисциплины
Библиотека
и
ЦОК
самоорганизац
https://m.edsoo.ru ии
/8a14b6e8
Поддержание в
детском
коллективе
деловую,
дружелюбную
Библиотека
атмосферу
ЦОК
https://m.edsoo. Включение в
урок игровых
ru/8a14b8e6
процедур,
которые
помогают
поддержать
8
Блики.
15
Выполнение рисунка «Зимний
лес»
1
16
Пейзаж. Теплая и холодная
цветовая гамма.
1
17
Радужный и горизонтальный фон.
Передний и дальний планы. Тени.
Блики.
1
18
Выполнение рисунка «Ёлочка»
1
19
Теплая и холодная цветовая гамма.
1
20
Круговой фон. Передний и
дальний планы. Тени.
1
21
Выполнение рисунка «ёлочные
игрушки»
1
22
Круговой фон. Передний и
дальний планы.
1
23
Выполнение рисунка «Новогодняя
открытка»
1
24
Пейзаж. Круговой фон. Тень,
блики.
1
25
Выполнение рисунка «Северное
сияние»
1
26
«Мартовские котики»
1
27
Натюрморт. Круговой фон. Тень,
блики.
1
28
Выполнение рисунка «Открытка
Валентинка»
1
29
Выполнение рисунка «Ёжик»
1
30
Композиция. Теплая и холодная
цветовая гамма. Тени, блики.
Круговой фон. Набрызг.
1
31
Выполнение рисунка «Золотые
рыбки»
1
32
Сюжет. Круговой фон. Тени,
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14a45a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14ba1c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14bd46
мотивацию
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностны
х отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелатель
ной атмосферы
во время урока
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности
Применение на
уроке
интерактивных
форм работы с
обучающимися
интеллектуальн
ых игр,
стимулирующих
познавательную
Библиотека
мотивацию
ЦОК
https://m.edsoo.ru обучающихся
/8a14a19e
9
блики. Детализация.
33
Выполнение рисунка «Непоседа»
1
34
Выполнение рисунка «Светлячки»
1
3 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности, гигиене,
правилах внутреннего распорядка
и поведения на занятиях
1
2
Портрет. Техника набрызга.
Цветовые переходы. Тени, блики.
Детализация.
1
3
Выполнение рисунка «Дружная
семейка»
4
Техника надува. Цветовые
переходы. Детализация.
1
5
Выполнение рисунка мыльными
пузырями гуашью: работа с
фигурами трубочками (прорисовка
деталей кистью).
1
6
Портрет. Техника набрызга.
Цветовые переходы. Тени, блики.
Детализация.
1
7
Выполнение рисунка гуашью:
создание грунтовочного слоя,
выполнение фона техникой
набрызга, работа кистью.
1
8
Круговой фон. Композиция.
Сочетание цветов.
1
9
Цветовые переходы. Детализация.
1
10
Выполнение рисунка в технике
кляксографии гуашью: создание
1
Электронные
Деятельность
цифровые
учителя с
образовательные учётом рабочей
ресурсы
программы
воспитания
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
Библиотека
активизации их
ЦОК
https://m.edsoo. познавательной
деятельности
ru/8a14c35e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14b490
Побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения со
старшими
(педагогически
ми
работниками)
и сверстниками
(обучающимис
я), принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизац
ии
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/8a14b6e8
Поддержание в
детском
10
рисунка с помощью клякс,
прорисовка деталей кистью)
11
Выполнение рисунка «Гжель»
1
12
Выполнение рисунка «Сказочное
дерево»
1
13
Пейзаж. Теплая и холодная
цветовая гамма.
1
14
Круговой и диагональный фон.
Передний и дальний планы. Тень.
Блики.
1
15
Выполнение рисунка «Зимний
лес»
1
16
Пейзаж. Теплая и холодная
цветовая гамма.
1
17
Радужный и горизонтальный фон.
Передний и дальний планы. Тени.
Блики.
1
18
Выполнение рисунка «Ёлочка»
1
19
Теплая и холодная цветовая гамма.
1
20
Круговой фон. Передний и
дальний планы. Тени.
1
21
Выполнение рисунка «ёлочные
игрушки»
1
22
Круговой фон. Передний и
дальний планы.
1
23
Цветовые переходы. Тени, блики.
Детализация.
1
24
Выполнение рисунка «открытка к
23 февраля»
1
25
Сюжет. Теплая и холодная
цветовая гамма. Радужный фон.
Тень, свет. Набрызг. Тычкование.
Отпечатывание. Детализация.
1
26
Выполнение рисунка «Мартовские
котики»
1
27
Цветовые переходы. Вертикальный
фон. Тень, свет
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14b8e6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14a45a
коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу
Включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностны
х отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелатель
ной атмосферы
во время урока
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14ba1c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/8a14bd46
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности
Применение на
уроке
11
28
Выполнение рисунка «Цветы для
мамы»
1
29
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета.
Тычкование.
1
30
Выполнение рисунка «Весенние
мотивы»
1
31
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета.
1
32
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета.
1
33
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета.
1
34
Выполнение рисунка «Цветущее
дерево»
1
интерактивных
форм работы с
обучающимися
интеллектуальн
ых игр,
стимулирующих
познавательБиблиотека
ную
ЦОК
мотивацию
https://m.edsoo.ru обучающихся
/8a14a19e
4 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Вводное занятие. Основные
правила правополушарного
рисования.
1
2
Мир правополушарного рисования
(виртуальная экскурсия).
Материалы и инструменты для
рисования.
1
3
Воспоминание о лете
1
4
Осень. Отпечаток листьями
1
5
Утро
1
6
Осенний парк
1
7
Краски осени
1
8
Поздняя осень Выдувание
красками.
1
9
Восход
1
Электронные
Деятельность
цифровые
учителя с
образовательные учётом рабочей
ресурсы
программы
воспитания
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
Библиотека
информации,
ЦОК
активизации их
https://m.edsoo.ru познавательной
/8a14c35e
деятельности
Побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
Библиотека
общепринятые
ЦОК
https://m.edsoo.ru нормы
поведения,
/8a14b490
правила
общения со
старшими
(педагогически
ми
работниками)
Библиотека
и сверстниками
ЦОК
(обучающимис
https://m.edsoo.ru/ я), принципы
8a14b6e8
12
10
Маяк
1
11
Парусник. Силуэтная картина.
1
12
Техника набрызга.
1
13
Цветы для мамы
1
14
Техника предметная монотипия.
«Сказочное дерево»
1
15
На пруду
1
16
Смешение радужного и
горизонтального фона. «Звёздная
ночь»
1
17
Зимние забавы
1
18
Рисование гуашью. Снеговик.
1
19
Виды фонов в правополушарном
рисовании. «Северное сияние»
1
20
Работа в технике граттаж «Родное
село»
1
учебной
дисциплины
и
самоорганизац
ии
Поддержание в
детском
коллективе
деловую,
Библиотека
дружелюбную
ЦОК
атмосферу
https://m.edsoo.ru
Включение в
/8a14b8e6
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
Библиотека
позитивных
ЦОК
межличностны
https://m.edsoo.ru х отношений в
/8a14a45a
классе,
помогают
установлению
доброжелатель
ной атмосферы
Библиотека
во время урока
ЦОК
https://m.edsoo.ru
/8a14ba1c
21
Родной край
1
22
Рисование смятой бумагой.
Сирень.
1
23
Рисование отпечатками.
1
24
Силуэтная картина. Лошадь на
закате.
1
25
Дельфин. Силуэтная картина.
1
26
«Мартовские котики»
1
27
Весенние деревья
1
Привлечение
внимания
обучающихся
к обсуждаемой
на уроке
информации,
Библиотека
активизации их
ЦОК
https://m.edsoo.ru познавательной
деятельности
/8a14bd46
Применение на
уроке
13
интерактивных
форм работы с
обучающимися
интеллектуальн
ых игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся
28
Техника граттаж «Космос».
1
29
Рисование гуашью «Обезьянка»
1
30
Рисование трубочками для
коктейля.
1
31
Рисование техникой набрызга..
Космос.
1
32
Вдвоем. Силуэтная картина
1
33
Я помню! Я горжусь!
1
34
Рисование на свободную тему.
1
14