Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 РАССМОТРЕНА на Педагогическом совете МАОУ СОШ № 15 от 28.08.2023г. протокол № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 31.08.2023г. № 134-од АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (вариант 6.1) Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.01.18 20:55:17 +05'00' г. Серов СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................... 3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ......................................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................................................... 3 1.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 6.1). ................................................. 6 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 6.1) 8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................... 10 2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов коррекционноразвивающей области ........................................................................................................................... 10 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА (вариант 6.1) ........................................................................................................................................... 10 2.3. Программа коррекционной работы .............................................................................................. 10 2.4. Рабочая программа воспитания .................................................................................................... 17 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................... 19 3.1. Учебный план начального общего образования АООП НОО (вариант 6.1). ............................ 19 3.2. План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 6.1) ........................................................ 20 3.3. Календарный учебный график АООП НОО (вариант 6.1) ......................................................... 21 3.4. Календарный план воспитательной работы АООП НОО (вариант 6.1).................................... 21 3.5. Характеристика условий реализации АООП НОО (вариант 6.1) .............................................. 21 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) (вариант 6.1) МАОУ СОШ № 15 (далее – АООП НОО (вариант 6.1)) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее - ФГОС НОО ОВЗ), с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования (далее – ФАОП НОО). 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. Цель и задачи АООП НОО (вариант 6.1) Цель реализации АООП НОО (вариант 6.1): обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели предусматривает решение МАОУ СОШ № 15 следующих основных задач: -формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; -достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; -становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; -создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся; -обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; -обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; -выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований; -использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; -предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; -участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; -включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). Принципы и подходы к формированию АООП НОО (вариант 6.1.) В основу формирования АООП НОО (вариант 6.1.) положены следующие принципы: а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность 3 образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников); б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса; г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; д) онтогенетический принцип; е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ; ж) принцип целостности содержания образования; з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; к) принцип сотрудничества с семьей; л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования). В основу реализации АООП НОО (вариант 6.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к реализации Программы предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА как неоднородной по составу группы,отличающейся по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации в рамках одного вариантов АООП НОО разработку и реализацию индивидуальных учебных планов. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс 4 организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, в т.ч. за счёт специальных учебных предметов, чем обеспечивается овладение содержанием образования. Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1). Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; медицинская коррекция и абилитация (лечебновоспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая коррекция эмоциональных нарушений; психологическая коррекция социально-психологических проявлений; коррекция нарушений речи; коррекция нарушений чтения и письма. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, Школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения. В структуру АООП НОО включена программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психологопедагогической помощи обучающимся с НОДА с учетом их особых образовательных потребностей, запросам родителей (законных представителей); минимизацию негативного влияния особенностей психофизического развития обучающихся с НОДА на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА. Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата-неоднородная по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития, которые отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА. В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками; 5 - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; - особая пространственная и временная организация образовательной среды; - максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА, относятся: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - введение (при необходимости) в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в АООП НОО (вариант 6.1), адресованной традиционно развивающимся сверстникам; - использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды. Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения (при необходимости) специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. 1.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 6.1). Самый общий результат освоения обучающимися с НОДА содержания АООП НОО полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО и представлены в соответствующем разделе ООП НОО МАОУ СОШ № 15. Планируемые результаты освоения АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: 1) умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; 2) умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы); 3) умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде; 4) понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно; 5)умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений; 6) умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей), и объяснять педагогическому работнику (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения; 7) прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту; 8) представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни; сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности; 6 9) представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; 10) умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс обучающегося в этом направлении); 11) стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: "Психологическая коррекция познавательных процессов": 1) развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность; 2) умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений; 3) увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности; 4) умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия; 5) умение планировать свою деятельность по времени и содержанию; 6) умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы; 7) умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: 1) смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность; 2) модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося, способов реагирования на отношение к нему окружающих; 3) умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими; 4) практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: 1) уменьшение ореола исключительности психологических проблем; 2) умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели; 3) умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; 4) умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение получать и уточнять информацию от собеседника. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению "Коррекция нарушений речи": 1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; 2) формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом; 3) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации; 4)формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи; 5)автоматизация поставленных звуков; 6)умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 7 Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: 1) умение чтения разных слогов; 2) умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки; 3) умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости; 4) умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; 5) умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов; 6) умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне; 7) умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 6.1). Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности МАОУ СОШ № 15 и педагогических кадров. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО МАОУ СОШ № 15 призвана решать следующие задачи: -закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; -ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД; -обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; -предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности МАОУ СОШ №15 ; -позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с НОДА. Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО и представлена в ООП НОО МАОУ СОШ № 15. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы МАОУ СОШ № 15 опирается на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки. 8 Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. При оценке достижений обучающихся с НОДА планируемых результатов коррекционной работы основой служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях инклюзии: 1)адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; 3) владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; 4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его социальным рисунком); 5) осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации; 6) осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Результаты анализа изменений в повседневном поведении обучающегося представляются в форме удобных и понятных всем педагогическим работникам условных единиц (0 -3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции обучающегося в условиях инклюзии. Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учетом: результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); условий реализации АООП НОО; особенностей контингента обучающихся. 9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) соответствует ООП НОО МАОУ СОШ № 15. 2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов коррекционноразвивающей области Рабочие программы учебных предметов соответствуют рабочим программам ООП НОО МАОУ СОШ № 15. Приложение № 1 курс внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия по математике» Приложение № 2 курс внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку» Приложение № 3 курс внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» Приложение № 4 курс внеурочной деятельности «Двигательная коррекция» Приложение № 5 курс внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические)» 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА (вариант 6.1) Программа формирования универсальных учебных действий для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) соответствует требованиям ФГОС НОО и ФОП НОО, представлена в соответствующем разделе ООП НОО МАОУ СОШ № 15. 2.3. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения, обучающегося с НОДА. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Программа коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: 1. Мониторинг имеющихся в МАОУ СОШ № 15 условий для удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения обучающихся с НОДА. 2. Перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию и (или) инклюзию в образовательной организации и освоение АООП НОО. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющие адаптированную основную образовательную программу: - медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); - психологическая коррекция познавательных процессов; - психологическая коррекция эмоциональных нарушений; - психологическая коррекция социально-психологических проявлений; - коррекция нарушений речи; - коррекция нарушений чтения и письма. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает: 10 помощь в формировании адекватных отношений между обучающимся, одноклассниками, родителями, учителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение обучаеющемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с НОДА, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности. Задачи программы: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, развитие коммуникативных, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формирование представлений об окружающем мире и собственных возможностях; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); оказание помощи обучающимися с НОДА в освоении АООП НОО; оказание родителям (законным представителям) обучающихся с НОДА консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с НОДА. Принципы коррекционной работы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления им квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. 11 Коррекционная работа с обучающимися с НОДА осуществляется в образовательной деятельности: – через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); – в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия); – в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. Основными направлениями в коррекционной работе являются: – удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; – коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; – развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; – развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; – формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; – коррекция нарушений устной и письменной речи; – обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: Диагностическое направление обеспечивает выявление особенностей развития обучающихся с НОДА с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося; 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. Задачи Планируемые Виды и формы Сроки Ответственные (направления) результаты деятельности деятельности Получение данных Анкетирование. Изучение в течение Классный социальной об особенностях Беседы с года руководитель семейного ситуации обучающимися, с Социальный педагог развития и воспитания, родителями, социальноусловий классными семейного бытовых условий руководителями жизни, воспитания социальным обучающегося с обучающихся с педагогом. Посещение семей ОВЗ ОВЗ Определение Получение Анкетирование, Сентябрь Классный уровня информации о беседа с январь руководитель организованности включенности родителями обучающихся с обучающихся с ОВЗ ОВЗ во внеурочную деятельность 12 Изучение потребности в создании особых условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Диагностика особенностей эмоционально волевой и личностной сферы обучающихся с ОВЗ Определение уровня обученности по учебным предметам обучающихся с ОВЗ Получение информации об образовательных потребностях данной категории обучающихся Заседание изучение документов ПМПК ППк, в течение Классный года руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог Получение сведений об особенностях развития обучающихся. Выявление динамики развития Получение информации об уровне сформированности предметных и метапредметных УУД Психологов течение Педагог-психолог педагогичесая года Классный диагностика. руководитель Анкетирование. Беседы с педагогами, наблюдение Мониторинг в течение сформированности года предметных и метапредметных УУД Учителя, Заместитель директора школа) (нач. 2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: – составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося; – формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся; – организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее социально-личностное развитие; – разработка групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) для обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями; – организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; – развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения; – социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Цель коррекционно-развивающего направления: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков познавательной и эмоциональноличностной сферы обучающихся с НОДА. Задачи Планируемые Виды и формы Сроки Ответственный (направления) результаты деятельности, деятельности мероприятия. Организация Достижение Составление В течение года Заместитель педагогического обучающимися расписания директора, учителяпредметники сопровождения с ОВЗ индивидуальных обучающихся с качественных занятий (в ОВЗ результатов соответствии с освоения рекомендациями 13 адаптированной образовательной программы начального общего образования Организация психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ Позитивная динамика развиваемых параметров ПМПК) Реализация программы по учебным предметам с учётом психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ. Осуществление мониторинга образовательных достижений обучающихся с ОВЗ (Портфолио обучающегося) Проведение коррекционноразвивающих занятий. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с данной категорией обучающихся Составление расписания индивидуальных занятий (в соответствии с рекомендациями ПМПК, решения ППк) Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ Осуществление учителя-предметники педагогического мониторинга достижений данной категории обучающихся в течение года в течение года Классный руководитель, учителя-предметники в течение года Учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог В течение года Заместитель директора, учителяпредметники Укрепление Организация и в течение года Классный здоровья проведение руководитель, обучающихся с мероприятий, социальный ОВЗ направленных на педагог, Учителя сохранение ФЗК здоровья, профилактику и развитие навыков здорового образа жизни 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся в освоении АООП НОО. Консультативная работа включает: – психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся с НОДА; – консультативную помощь семье в вопросах воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении адаптированной образовательной программы. Цель консультативной работы: обеспечение непрерывности специального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, 14 коррекции, развития обучающихся. Задачи Планируемые (направления) результаты деятельности Консультирован Рекомендации по ие вопросам педагогических организации работы работников с обучающимися с НОДА, по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов обучения Консультирован Рекомендации по ие родителей вопросам выбора обучающихся стратегии воспитания и обучения ребёнка с учетом его психофизиологическ их возможностей Консультирован Рекомендации по ие обучающихся вопросам обращения. Виды и формы деятельности Сроки Ответственные Индивидуальны В течение Заместитель е, групповые года директора, консультации учитель-логопед, педагог-психолог, учительдефектолог, социальный педагог Индивидуальны По мере Учителя, е, групповые необходимост учительлогопед, консультации и педагогпсихолог, учительдефектоло г, социальный педагог, заместитель директора Оказание По мере Классный психологонеобходимост руководитель, педагогической и учительлогопед, поддержки педагогпсихолог, Индивидуальны учительдефектоло е, групповые г, социальный консультации педагог 4. Информационно-просветительская работа включает: – проведение тематических семинаров для педагогов, выступления специалистов на педсоветах и совещаниях и т.д. по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА с целью повышения психологической компетентности педагогов; – психологическое просвещение родителей с целью формирования психологопсихологической компетентности; – оформление информационных, печатных и других материалов. Цель работы: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательных отношений. Задачи (направления) Планируемые Виды и формы Сроки Ответственные деятельности результаты деятельности Информирование Информационная Информационн В Классный родителей (законных поддержка ые мероприятия: течение руководитель, представителей) по родителей лекции, беседы, года учительлогопед, специальным вопросам (законных тематические педагогпсихолог, образовательной представителей) в консультации. учительдефектоло деятельности вопросах Размещение г, заместитель воспитания и информационны директора обучения детей с х материалов на НОДА сайте школы ПсихологоСовершенствован Организация По Заместители педагогическое ие методических запросу директора просвещение педагогов профессиональног мероприятий по педагого учительлогопед, по вопросам развития, о мастерства вопросам в педагогпсихолог, обучения и воспитания, педагогов по обучения учительдефектоло обучающихся с НОДА вопросам данной г организации категории обучения и обучающихся 15 воспитания обучающихся с НОДА Психологопедагогическ Информационная ое просвещение поддержка обучающихся с НОДА образовательной деятельности обучающихся с НОДА Информационн В ые мероприятия: течение беседы, года тематические консультации, анализ памяток различного характера Классный руководитель, учительлогопед, педагогпсихолог, учительдефектоло г, социальный педагог Программа предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с НОДА. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования Субъекты реализации Содержание деятельности специалистов коррекционной работы в образовательной организации Заместитель директора по УВР, - координирует работу по реализации Программы; председатель ППк - руководит работой ППк; - взаимодействует с ПМПК; - осуществляет просветительскую деятельность при работе с педагогами и родителями детей с ОВЗ Классный руководитель - осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение); - осуществляет консультативную помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; - изучает интересы обучающихся и создаёт условия для их реализации; - создаёт условия для реализации творческих возможностей обучающихся Учитель - восполняет пробелы предшествующего обучения; - взаимодействует с семьёй обучающегося Педагог-психолог - анализирует адаптацию ребёнка в среде; - выявляет дезадаптированных обучающихся; - изучает взаимоотношения младших школьников со взрослыми и сверстниками; - подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; - выявляет и раскрывает причины и характер тех или иных особенностей развития ребёнка; - изучает динамику психологического развития обучающихся; - выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников; - осуществляет психологическую поддержку младших школьников - оказывает консультативную помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения Учитель-логопед - исследует речевое развитие обучающихся; - организует логопедическое сопровождение обучающихся; Учитель-дефектолог - восполняет пробелы предшествующего обучения; 16 Социальный педагог - изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы; - осуществляет профилактическую и коррекционную работу с обучающимися; - взаимодействует с семьёй обучающегося; Медицинский работник - изучает медицинскую документацию обучающихся, историю развития ребенка; - выявляет уровень физического и психического здоровья обучающихся; - участвует в заседаниях ППк (при необходимости); - консультирует родителей по вопросам профилактики заболеваний; - консультирует педагогов по вопросам организации режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической и социальной помощи, ПМПК и других). Механизм реализации программы Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов МАОУ СОШ № 15, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся НОДА в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: – комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставление ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; – многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка; – составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка. Консолидация усилий психолога, медицинских работников, педагогов, логопеда, социального педагога позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Формой организованного взаимодействия сотрудников в МАОУ СОШ № 15 становится школьный ППк, который предоставляет многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также сотрудникам МАОУ СОШ № 15 в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей. Одним из механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие МАОУ СОШ № 15 с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами). Социальное партнерство включает: – сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; – общественными организациями родителей детей с ОВЗ; – сотрудничество с родительской общественностью. 2.4. Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Рабочая программа воспитания разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания ФАООП НОО для обучающихся с ОВЗ. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: - предназначена для планирования и организации системной воспитатель-ной деятельности в образовательной организации; - разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления 17 образовательной организацией, в т.ч. советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); - реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; - предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; - предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в т.ч. предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. Рабочая программа воспитания соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ СОШ № 15 Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 15 разрабатывается и утверждается ежегодно в соответствии с потребностями участников образовательных отношений и с приоритетами государственной политики в сфере воспитания будущего поколения. 18 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план начального общего образования АООП НОО (вариант 6.1). Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 6.1 включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с НОДА, а также индивидуальных потребностей обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся используется: - на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с НОДА учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Срок освоения АООП НОО (вариант 6.1) обучающимися с НОДА составляет 4 года. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с НОДА. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом году обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1 классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (п.3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Учебный план АООП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ № 15 разрабатывается и 19 утверждается ежегодно в соответствии с запросами и потребностями участников образовательных отношений и возможностями МАОУ СОШ № 15 (Приложение № 6 Учебный план АООП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ № 15). 3.2. План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 6.1) Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. МАОУ СОШ № 15 предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с учётом интересов и способностей обучающихся с НОДА. Во внеурочную деятельность для обучающихся с НОДА включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными курсами «Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция». Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Речевая практика»: – развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной); – формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них; – формирование умения составлять рассказ; – развитие связной речи; – развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; – развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики; – формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции; – развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма. Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Основы коммуникации»: – формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками; – тренировка различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками; – тренировка различных коммуникативных умений. Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»: – формирование различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности; – развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия; – развитие познавательных способностей. Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Двигательная коррекция»: – обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА – развитие мелкой моторики и коррекция её нарушений; – развитие двигательной активности. План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ №15 утверждается и разрабатывается ежегодно в соответствии с запросами и потребностями участников образовательных отношений и возможностями МАОУ СОШ № 15 (Приложение №6 Учебный план АООП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ № 15) 20 3.3. Календарный учебный график АООП НОО (вариант 6.1) Календарный учебный график соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ СОШ №15. 3.4. Календарный план воспитательной работы АООП НОО (вариант 6.1) Календарный план воспитательной работы соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ СОШ № 15. 3.5. Характеристика условий реализации АООП НОО (вариант 6.1) Система условий реализации АООП НОО (вариант 6.1), созданная в МАОУ СОШ № 15, направлена на: - достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА; - развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов, самореализацию обучающихся, в т.ч. одарённых, через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования и социальных партнёров; - формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми навыками, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентацию в мире профессий; - формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности; - индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; - участие обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в проектировании и развитии программы начального общего образования и условий её реализации, учитывающих особенности развития и возможности обучающихся; - включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды (класса, школы), формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ при поддержке педагогических работников; - формирование у обучающихся первичного опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; - формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; - использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в т.ч. на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества; - обновление содержания программы НОО, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с учётом национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации; - эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; - эффективное управление организацией с использованием ИКТ, современных механизмов финансирования реализации программ начального общего образования. Кадровое обеспечение реализации АООП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ № 15 для реализации программы начального общего образования обеспечено кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, связанных с достижением целей и задач образовательной деятельности, способными к инновационной 21 профессиональной деятельности. Обеспеченность кадровыми условиями включает в себя: – укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; – уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации, участвующих в реализации основной образовательной программы и создании условий для её разработки и реализации; – непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу начального общего образования. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации, участвующих в реализации программы начального общего образования и создании условий для её разработки и реализации, характеризуется наличием документов о присвоении квалификации, соответствующей должностным обязанностям работника. Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательной организации служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации, участвующих в реализации Программы и создании условий для её разработки и реализации, характеризуется также результатами аттестации — квалификационными категориями. Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, с учётом желания педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляется не реже одного раза в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательной организацией. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся. Проведение аттестации в отношении педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. На уровне начального общего образования помимо учителей, осуществляют деятельность педагог-психолога, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагогбиблиотекарь, педагог-организатор, педагог дополнительного образования. МАОУ СОШ № 15 укомплектовано вспомогательным персоналом. Медицинские работники предоставляются медицинской организацией по договору. Организация питания осуществляется по договору со сторонней организацией, работниками которой укомплектован пищеблок. Уровень квалификации работников МАОУ СОШ № 15, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников - также квалификационной категории. При необходимости МАОУ СОШ № 15 использует сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволяют привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Педагогические работники, которые реализуют предметные области АООП НОО обучающихся с ЗПР, имеют высшее или среднее профессиональное образование, 22 предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки: - получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); - получение квалификации учитель начальных классов по специальности «Начальное образование»; - получение квалификации учитель по другим специальностям при наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования. Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивногообразования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников реализуется в рамках методической работы, через курсы профессиональной подготовки и переподготовки, повышение уровня образования, аттестацию педагогических работников. В системе образования созданы условия для комплексного взаимодействия с другими организациями для ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации АООП НОО, использования инновационного опыта других образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности и эффективности инноваций. Психолого-педагогические условия реализации АООП НОО (вариант 6.1) Требования к психолого-педагогическим условиям реализации АООП НОО (вариант 6.1): обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к основной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Концепция психологического сопровождения Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов. Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. 23 Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы. Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика); развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов; психологическая поддержка педагогов. Основные направления психолого-педагогического сопровождения Сохранение и укрепление психологического здоровья Мониторинг возможностей и способностей обучающихся Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Развитие психологической культуры Выявление и поддержка одаренных детей Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и в среде сверстников Дифференциация и индивидуализация обучения Поддержка детских объединений и ученического самоуправления Принципы психолого-педагогического сопровождения Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели школьной психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае -психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь. В идее сопровождения заложена цель создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения школьником этих трех задач -образования, социализации и психологического развития -постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с 24 возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать? «Корректировать» ребенка, подгоняя его под заданные требования или изменять что-то в условиях обучения? Однозначно, приоритет должен быть отдан ребенку, его актуальным и потенциальным возможностям. И задачей психолого-педагогического сопровождения создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного школьника. Основные циклы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Адаптация обучающихся 1 классов. Психолого-педагогическое сопровождение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Одаренные обучающиеся 1-4 классов. Дети «группы риска», и обучающиеся, находящиеся под опекой. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения Индивидуальный уровень. На данном уровне ведущую роль играет учитель совместно с педагогом-психологом, которые создают условия для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и опираясь на сильные стороны личности ; обеспечивают процесс самопознания, самореализации личности ребенка, уверенного в себе, развитие его неповторимой индивидуальности. Уровень класса. На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и обучающихся. Уровень школы. На данном уровне ведется педагогами-психологами, учителямипредметниками, классными руководителями, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы обучающихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями. Виды работы по психолого-педагогическому сопровождению Профилактика Диагностика (индивидуальная и групповая). Консультирование (индивидуальное и групповое). Развивающая работа (индивидуальная и групповая). Коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации, педагогов, родителей. Экспертиза (рабочих программ, образовательной среды). Материально-технические условия реализации АООП НОО (вариант 6.1) Материально-технические условия организации образовательной детальности обеспечивают стабильное функционирование и развитие МАОУ СОШ № 15. МАОУ ОШ № 15 самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательной деятельности при получении начального общего образования. Кабинеты для обучающихся 1-4 классов оснащены современным интерактивным оборудованием, оборудованы автоматизированные рабочие места учителей начальных классов. Школа располагает хорошей материальной базой: – 6 учебных кабинетов для обучающихся начальной школы, имеющие выход в Интернет, – 2 мобильных класса (27 нетбуков). – спортивный зал, 25 – – библиотека, медицинский, процедурный кабинеты. На территории школы расположена спортивная площадка, имеются разнообразные спортивные снаряды в спортивном зале. В настоящее время МАОУ СОШ № 15 оснащено автоматической пожарной сигнализацией, оснащение столовой полностью оборудовано современным оборудованием. Проводится планомерная работа по ремонту здания МАОУ СОШ № 15, прежде всего: ремонт крыши, ежегодный косметический ремонт учебных помещений, замена труб в подвальных помещениях, кровли, оснащению мебелью, учебным оборудованием. Осуществляется работа по созданию современной школьной инфраструктуры: в кабинетах начальных классов обновлена мебель в соответствии с требованиями СанПиН, поставлено необходимое оборудование для реализации ФГОС: приобретены мультимедийные проекторы, интерактивные доски; установлено наружное и внутреннее видеонаблюдение; пополнены фонды библиотеки учебниками, художественной литературой, создается база электронных образовательных ресурсов; школа оснащена приборами учёта тепла и водоснабжения, проведён энергоаудит, что позволяет снизить потребление энергии всех видов и реинвестировать сэкономленные таким образом средства в развитие МАОУ СОШ № 15. созданы условия для беспрепятственного доступа обучающихся в ограниченными возможностями здоровья в школу (установлены пандусы). Школа располагается в кирпичном трехэтажном здании. Медицинский кабинет располагает необходимым оборудованием и медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, проведения системы профилактических мероприятий: вакцинации, медицинского осмотра обучающихся. В рекреациях МАОУ СОШ № 15 организовано пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене. Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, расписании уроков, последних событиях в МАОУ СОШ № 15 и т.д. Организация рабочего пространства обучающегося с ЗПР в классе предполагает выбор парты и партнера. Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагогического работника. На основе СанПиНов оценивается наличие и размещение помещений, необходимого набора зон (для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности и отдыха, хозяйственной деятельности, организации питания), их площади, освещённость, воздушнотепловой режим, обеспечивающие безопасность и комфортность организации учебно-воспитательного процесса. Комплектование классов и учебных кабинетов формируется с учётом: – возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся; – ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; – необходимости и достаточности; – универсальности, возможности применения одних и тех же средств обучения для решениякомплекса задач. Интегрированным результатом выполнения условий реализации программы начального общего образования является создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам: – обеспечивающей получение качественного начального общего образования, его 26 доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся; – гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся Информационно-методические условия реализации АООП НОО Информационно-образовательная среда (ИОС) – это открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ. Создаваемая в МАУО СОШ №15 ИОС строится в соответствии со следующей иерархией: - единая информационно-образовательная среда страны; - единая информационно-образовательная среда региона; - информационно-образовательная среда образовательной организации; - предметная информационно-образовательная среда; - информационно-образовательная среда УМК; - информационно-образовательная среда компонентов УМК; - информационно-образовательная среда элементов УМК.Основными элементами ИОС являются: - информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; - информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; - информационно-образовательные ресурсы сети Интернет; - вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; - прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансовохозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т. д.). Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивать использование ИКТ: - в учебной деятельности; - во внеурочной деятельности; - в исследовательской и проектной деятельности; - при измерении, контроле и оценке результатов образования; - в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы и органами управления. Учебно-методическое и информационное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность: - реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; - ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора; - записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трехмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование); - создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.), специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, 27 графических сообщений с проведением рукой произвольных линий; - организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений; - выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением; - вывода информации на бумагу и т. п.; - информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду организации, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательной организации; - поиска и получения информации; - использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе всправочниках, словарях, поисковых системах); - вещания (подкастинга), использования носимых аудиовидеоустройств для учебной деятельности на уроке и вне урока; - общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики); - создания, заполнения и анализа баз данных, в том числе определителей, их наглядного представления; - включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальнонаглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; - исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов; - художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТинструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации; - создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях); - проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования; - занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажеров; - размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной организации; - проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); - обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; - проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением; - выпуск школьных печатных изданий, работы школьного телевидения. Все указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами. Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер 28 цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь. Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажер для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временнóй информации (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия; среда для интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов; редактор для совместного удаленного редактирования сообщений. Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов Школы; подготовка программ формирования ИКТ- компетентности работников Школы и другое. Отображение образовательной деятельности в информационной среде: размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиаколлекция). Компоненты на бумажных носителях: учебники (органайзеры); рабочие тетради (тетрадитренажеры). Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажеры; электронные практикумы. 29