Физика 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
образовательной
среднего
образования

Основной
программе
общего

Рабочая программа «Физика»
10-11 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой подписью: Директор
Комолова Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:11:33 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты
измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
Выпускник на базовом уровне научится:
1) демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей; демонстрировать на примерах понимание физической сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений;
2) демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
3) устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
4) использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
5) различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение,
эксперимент и формы научного познания: физические понятия, закономерности, законы и
теории, демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; уверенно
пользоваться физической терминологией и символикой;
6) проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход
измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную
погрешность по заданным формулам;
7) проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и уметь обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость
между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
8) определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности
измерений;
9) использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
10)
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
11)
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера):
используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную
цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
12)
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе
анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и
законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять
полученный результат;
13)
учитывать границы применения изученных физических моделей при
решении физических и межпредметных задач;

14)
использовать информацию и применять знания о принципах работы и
основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств
для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
15)
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни;
16)
использовать умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений
в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
1) понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
2) владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе
полученных теоретических выводов и доказательств;
3) владеть (сформированность представлений) правилами записи физических формул
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих
обучающихся).
4) характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
5) выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
6) самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
7) характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
8) решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
9) объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
10) объяснять условия применения физических моделей при решении физических
задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

II. Содержание учебного предмета «Физика»
Физика и естественнонаучный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических
явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы
применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Физика и культура.
Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная
система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения
механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.
Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение
состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия
тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического
поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Сверхпроводимость.

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства
вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое
применение.
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна.
Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой
дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе
квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных
превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и
Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

эволюции

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной

Солнца

и

звезд.

III. Тематическое планирование
Физика 10 класс
№ Тема

Количество
часов

Физика и естественнонаучный метод познания природы (2 час)
1

Физика и методы познания мира

1

2

Современная физическая картина Мира

1

Механика (26 часов)
3

Классическая механика

1

4
5
6
7
8
9
10

Способы описания движения
Основные характеристики движения тел
Прямолинейное равномерное движение.
Прямолинейное равноускоренное движение
Свободное падение тел
Кинематика твердого тела
Контрольная работа №1 «Кинематика»

1
1
1
1
1
1
1

11 Первый закон Ньютона.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

1

Взаимодействие тел. Сила упругости
1
Второй закон Ньютона.
1
Третий закон Ньютона.
1
Сила тяжести и сила всемирного тяготения.
1
Вес. Невесомость.
1
Силы трения.
1
Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения 1
скольжения»
Импульс. Закон сохранения импульса.
1
Реактивное движение
1
Механическая работа и мощность
1
Кинетическая энергия
1
Работа силы тяжести и упругости.
1
Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.
1
Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической 1
энергии».
Контрольная работа №2. «Динамика. Законы сохранения в механике»
1
Равновесие тел
1

28 Устойчивость равновесия тел

1

Молекулярная физика и термодинамика (18 часов)
29 Основные положения МКТ.

1

30 Броуновское движение.

1

31
32
33
34
35

1
1
1
1
1

Основное уравнение МКТ
Температура. Энергия теплового движения молекул.
Уравнение состояния идеального газа
Газовые законы
Решение графических задач на изопроцессы

36 Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей- 1
Люссака»
37 Контрольная работа №3 «Основы МКТ»
1
38 Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.
1
39 Влажность воздуха
40 Внутренняя энергия.

1
1

41
42
43
44
45
46

Работа в термодинамике.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
Решение задач на уравнение теплового баланса
Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики
Принцип действия и КПД тепловых двигателей.
Контрольная работа № 4 на тему «Основы термодинамики»
Основы электродинамики (22 часа)

1
1
1
1
1
1

47
48
49
50
51
52

Природа электричества. Электрический заряд
Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряженность
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Потенциальная энергия заряженного тела
Потенциал. Разность потенциалов.

1
1
1
1
1
1

53
54
55
56
57

Связь между напряженностью и разностью потенциалов.
1
Электроемкость. Конденсатор.
1
Электрический ток. Сила тока
1
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
1
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение 1
проводников.

58
59
60
61

Решение задач на закон Ома и соединение проводников.
1
Работа и мощность постоянного тока.
1
ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
1
Лабораторная работа №4. «Измерение ЭДС и внутреннего 1
сопротивления источника тока».
Контрольная работа № 5. «Законы постоянного тока».
1
Электрическая проводимость различных веществ. Проводимость 1
металлов.
Зависимость сопротивления проводника от температуры.
1
Ток в полупроводниках.
1

62
63
64
65

66 Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

1

67 Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
1
68 Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный 1
разряды.
Физика 11 класс
№

Тема

Количество
часов

Электродинамика (продолжение) (39 часов)
1. Взаимодействие токов

1

2. Магнитное поле

1

3. Сила Ампера

1

4. Сила Лоренца

1

5. Решение задач по теме «Магнитное поле».

1

6. Явление электромагнитной индукции.

1

7. Правило Ленца.

1

8. Самоиндукция. Индуктивность.

1

9. Лабораторная работа №1. «Изучение явления электромагнитной 1
индукции».
10. Энергия магнитного поля

1

11. Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная 1
индукция».
12. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
1
13. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

14. Переменный электрический ток.

1

15. Активное сопротивление

1

16. Конденсатор в цепи переменного тока.

1

17. Катушка индуктивности в цепи переменного тока

1

18. Производство, передача и использование электрической энергии

1

19. Трансформаторы

1

20. Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

1

21. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.

1

22. Принципы радиосвязи. Понятие о телевидении. Развитие средств связи

1

23. Введение в оптику

1

24. Преломление света

1

25. Решение задач на законы отражения и преломления света.

1

26. Лабораторная работа №2 «Измерение показателя преломления стекла»

1

27. Линзы

1

28. Формула тонкой линзы

1

29. Лабораторная работа №3 «Определение оптической силы и фокусного 1
расстояния собирающей линзы»
30. Решение задач по теме «Геометрическая оптика»

1

31. Дисперсия света

1

32. Интерференция света

1

33. Дифракция света. Дифракционная решетка

1

34. Лабораторная работа №4 «Измерение длины световой волны»

1

35. Решение задач по теме «Волновая оптика»

1

36. Контрольная работа №2 по теме «Оптика»

1

37

Виды излучений. Источники света.

1

38

Виды спектров. Спектральный анализ.

1

39

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого 1
спектра»

Основы специальной теории относительности (4 часа)
40

Элементы специальной теории относительности.

1

41

Элементы релятивистской динамики

1

42

Решение
задач
относительности»

по

теме

«Основы

специальной

теории 1

43

Контрольная работа №3 по теме «Основы специальной теории 1
относительности»

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра (15 часов)
44

Фотоэффект. Законы фотоэффекта

1

45

Фотоны. Гипотеза де Бройля

1

46

Решение задач по теме «Фотоэффект»

1

47
48

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие 1
света
Строение атома. Опыты Резерфорда.
1

49

Постулаты Бора.

1

50

Лазеры

1

51

Открытие радиоактивности.
превращения.

52

Закон радиоактивного распада.

1

53

Строение ядра. Ядерные силы.

1

54

Ядерные реакции. Деление урана. Цепные ядерные реакции.

1

55

Решение задач на закон радиоактивного распада и ядерные реакции.

1

56

Ядерный реактор

1

57

Классификация элементарных частиц

1

58

Контрольная работа №4 по теме «Квантовая физика. Физика атома и 1
атомного ядра»

Виды

излучений.

Радиоактивные 1

Строение Вселенной (10 часов)
59

Небесная сфера. Звездное небо

1

60

Законы движения планет

1

61

Система Земля — Луна

1

62

Природа тел Солнечной системы

1

63

Солнце

1

64

Звезды

1

65

Наша Галактика

1

66

Происхождение и эволюция галактик.

1

67

Основы современной космологии

1

68

Контрольная работа №5 по теме «Строение Вселенной»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».